Разработка урока по теме Сила упругости для 7 класса по учебнику Громова
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Коровина Ольга Александровна

представлен полный план урока, который содержит цели урока; оборудование; вопросы для актуализации знаний и подведения учащихся к восприятию материала. Определение силы упругости, закон Гука, вопросы и задачи на закрепление материала. Урок разработан к учебнику Громова

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема   урока.         Сила упругости. Закон Гука ( По учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной)

Оборудование: штатив, резинка, линейка, маркер, линейка деревянная, тяжелая гиря, маленькая мягкая игрушка, пластилин, две пружины различной жесткости, рогатка.

I. Опрос.

1. На доске рисунки  :а) на первое тело вниз действует сила 4Н, вверх – 2Н; б) на второе тело действуют силы 2Н и 3Н; в) влево на тело действует сила 4Н, вправо – тоже 4Н

К доске приглашаются три ученика, у каждого карточка с вопросами:

1. Чему равна равнодействующая сила?

2. Куда она направлена?

3. Будет ли двигаться тело под действием этой силы?

4. Будет ли скорость тела постоянной или будет меняться?

Пока учащиеся у доски готовятся, проводится фронтальный опрос:

1. Какая сила называется равнодействующей силой?

  Вопросы из учебника, стр. 35, читают вслух, отвечают:

2. Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону?

3. . Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны?

4. Как будет двигаться тело, если к нему приложены равные по величине силы, направленные по одной прямой в противоположные стороны?

II. Новый материал.

Демонстрация.

Учащиеся видят, что линейка сильно прогнулась. Учитель показывает растяжение резинового шнура, сжатие ластика. Дает определение …

Деформация-это изменение формы или размеров тела.

Вопросы:

1. Действует ли на груз сила тяжести?

2. Какая сила называется силой тяжести?

3.Чему она равна, если масса груза 5 кг?

4. Почему на гирю действует сила, а ее скорость не меняется?

 

Учащиеся делают вывод, что должна быть сила, равная силе тяжести по величине и направленная в противоположную сторону – это…

Сила упругости - сила, которая возникает при деформации.

Учитель обращает внимание учащихся на изменение в опыте:

 

С доски снимается тяжелая гиря и кладется более легкое тело, но такое, чтобы деформация линейки по-прежнему была видна.

 

Вопрос: Деформирована ли линейка?

               Действует ли со стороны линейки на груз сила упругости?

С доски снимается тело и кладется небольшая мягкая игрушка. Деформация перестает быть заметной.

Вопрос: Деформирована ли линейка?

               Действует ли со стороны линейки на груз сила упругости?

Обычно учащиеся не могут внятно ответить, учитель говорит, что деформации бывают, заметны не всегда, но сила упругости все - таки имеет место, это…

Сила реакции опоры - сила упругости, которая возникает при малых деформациях.

Силу упругости и деформации изучал английский ученый, современник И.Ньютона, Роберт Гук. В 1660 году, когда ему было 25 лет, он открыл закон, который назвали его именем.

Сила упругости, которая возникает при растяжении или сжатии тела, пропорциональна его удлинению.

F= - k*x.

Вопрос: Что обозначают эти буквы? Какие физические величины за ними скрываются?

Демонстрации.

1. Учитель приглашает к своему столу двух учеников. Они с помощью линейки наносят на резиновый шнур две черточки на расстоянии 10см.

Учитель закрепляет этот шнур в лапке штатива и подвешивает груз. Предлагает выйти учащимся и измерить расстояние между метками.

Учащиеся находят x.Записывают определение.

Х – удлинение тела, (м).

2. К двум штативам прикрепляются пружины различной жесткости, к ним подвешивают одинаковые грузы.

Вопросы: Какая пружина не дает себя растянуть?

                 Какая пружина сопротивляется деформации?

                 Какая пружина более жесткая?

                 Что же такое жесткость?

Учащиеся предлагают версии, ответы корректируются. Записывается определение.

 K – жесткость, величина которая характеризует сопротивляемость тел деформации, (Н/м).

Повторяется формулировка закона Гука. Чтобы запомнить этот закон было проще, на помощь приходит стишок:

 Ну что это за мука- закон запомнить Гука,

Но мы пойдем на риск:

Напишем справа «минус», а рядом, чтобы было

Два слова: «ка» и «икс».

Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что пружины, после того, как с них сняли грузы, восстановили свою форму.

  Учитель дает одному из учеников лист бумаги, а другому – кусок пластилина и предлагает сжать, а после отпустить.

Вопросы: Исчезли ли деформации в этом случае?

                 

Упругие деформации- деформации, которые исчезают после прекращения внешнего воздействия.

Пластические деформации- деформации, которые не исчезают после прекращения внешнего воздействия.

 

Вопросы: А зачем мы говорим об этих деформациях?

                 Может быть, они только в кабинете физики и встречаются?

Если учащиеся будут затрудняться, можно сказать о диване, телеге и рессорах автомобиля.

III. Закрепление.

1. Решить задачу №47, стр.139 учебника.

2. Два ряда парт - два варианта:

    А) нарисовать люстру и действующие на нее силы.

   Б) нарисовать себя на стуле и действующие силы.

3. Повторяем основные понятия урока.

4. ДЗ.§ 14,учебник задача №48( см надо перевести в м).

5. Если осталось время, прочитать из §48 об английских лучниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме Развлечения для 11 класса по учебнику В.П. Кузовлева

Это урок-повторение по теме "What helps you to enjoy yourself. Cinema" для 11 класса. Ведущая цель развитие навыков говорения. К уроку представлена презентация учителя....

Разработка урока по теме Сила упругости для 7 класса по учебнику Громова

представлен полный план урока, с целями, опросом, разъяснениями и задачами...

Разработка урока по теме Сила упругости для 7 класса по учебнику Громова

представлен полный план урока, с целями, опросом, разъяснениями и задачами...

разработка урока на тему Время для 5 класса по учебнику Биболетова

разработка урока на тему Время для 4 класса по учебнику Биболетова...

Методическая разработка урока по теме: "Ломаная" Математика 5 класс (по учебнику И.И. Зубаревой)

В данной работе приведена характеристика урока, представлен сам конспект комбинированного урока и презентация к уроку....

Технологическая карта урока по теме «Сила упругости», 7 класс

Технологическая карта  урока по теме «Сила упругости», 7 класс...

Технологическая карта урока по теме "Сила упругости" - 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Сила упругости"Учебный предмет: физикаКласс: 7классУчебник:Физика -7 класс, авторы Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов.Тип урока: урок «открытия» ...