Методическая разработка урока по теме: "Ломаная" Математика 5 класс (по учебнику И.И. Зубаревой)
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему
В данной работе приведена характеристика урока, представлен сам конспект комбинированного урока и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_lomanaya_5_klass_i.i._zubareva.rar | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока:
«Ломаная»
Разработала:
Учитель математики
МБОУ «Школа №64»
Михеева Наталья Евгеньевна
Характеристика урока
Учебник: Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 15-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 207 с. : ил. – Глава I, § 6, стр.33
Тема урока: «Ломаная»
Тип урока: комбинированный
Учебная задача урока: в совместной деятельности с учащимися сформулировать определение ломаной, рассмотреть элементы ломаной и ее виды.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
- Знает
- определение ломаной,
- элементы ломаной,
- виды ломаной,
- как строится ломаная,
- что такое длина ломаной;
- Умеет
- обозначать ломаную,
- называть ломаную, ее вершины и звенья,
- находить длину ломаной, если известны длины ее звеньев,
- определять вид ломаной,
- находить длину ломаной, если известны длины ее звеньев;
- Понимает
- чем отличается линия, отрезок, ломаная,
- чем отличаются виды ломаной.
Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на уроке:
- Предметные УУД: научиться различать понятия линии, отрезка, ломаной; правльно обозначать и называть ломаную, находить длину данной ломаной;
- Метапредметные УУД:
- Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
- Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Коммуникативные: восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, умение находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
- Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Подготовка к уроку:
приготовить презентацию, все слайды должны быть красочными, яркими и интересными для детей, подготовить раздаточный материал по определениям темы «Ломаная», так как многих из них нет в учебнике.
Используемое оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин.).
Оформление: число, классная работа.
- Мотивационно-ориентировочная часть (5 мин)
- Актуализация знаний
- Мотивация
- Формулирование темы, цели и задач урока.
- Операционно-познавательная часть (20 мин)
Физкульминутка (2 мин)
- Рефлексивно-оценочная часть (9 мин)
Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| |
Проверь дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Учащиеся открывают тетради для работы в классе, записывают в них число, классная работа. |
| |
Актуализация знаний Устный счет. Фронтальный опрос. Слайд № 2. 1) Антон пошел к своему другу Володе, дом которого находится на расстоянии 300 м от дома Антона. Затем они вместе пошли к Серёже, дом которого расположен на расстоянии 100 м от дома Володи. Какое расстояние прошел Антон от своего дома до дома Серёжи? 2) А теперь изменим условия задачи. От дома Антона до дома Серёжи 170 м, а от дома Антона до дома Володи 50 м. Каково расстояние от дома Володи до дома Сережи? |
- 300+100 = 400 (м) – прошел Антон от своего дома до дома Серёжи - 50+170=220 (м) – от дома Володи до дома Сережи. |
Мотивация - Может ли длина отрезка АВ быть больше длины отрезка АС? - Может ли длина отрезка ВС быть больше длины отрезка АС? - Всегда ли наше движение происходит по прямой линии? Слайд № 3. - Всегда ли самолет движется по прямой? (Демонстрация на слайде.) - А если по пути из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород ему нужно залететь в Москву, которая расположена в стороне от прямой линии Санкт-Петербург – Нижний Новгород? (Демонстрация на слайде.) - Всегда ли автомобиль движется по прямой линии? (Демонстрация на слайде.) - А как он еще может двигаться? - Возможно ли движение по кругу? (Демонстрация на слайде.) - Кроме прямых линий существуют какие линии? | - Нет. - Нет. - Нет. Возможные ответы учеников: - Да. Нет. - Тогда самолет отклонится от прямой линии, он будет двигаться не по прямой - Не всегда, дороги могут поворачивать или ему понадобится заехать куда-нибудь заехать. - Автомобиль может повернуть под каким-то углом или развернуться. - Да, на дорожном кольце. Возможные ответы учеников: - Кривые, зигзаги, круги и др., ломаная. Ломаная изучается в начальной школе, как одна из фигур, только ей не дается определения. |
Формулирование темы и цели урока. - Многие виды кривых мы будем изучать в старших классах, а сегодня рассмотрим самую простейшую – ломаную. - Какая тема урока? Слайд № 4: «Тема урока: Ломаная». - Сформулируйте цель нашего урока? Слад № 5. - Какие задачи мы должны выполнить, чтобы достичь поставленной цели? Слайд № 6. | - Ломаная. Учащиеся записывают в тетради тему урока. - Изучить ломаную, её элементы и свойства.
Формулирование задач по такому плану было и ранее при изучение «нового» объекта. |
Слайд №7 Физкультминутка. Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. | |
| |
Слайд № 8. - Из данных рисунков выбрать ломаные. - Почему вы так думаете? (Обосновать) - А теперь посмотрим точное определение ломаной. Слайд № 9. - Ломаная – это последовательное соединение нескольких отрезков. Слайд №10 (аналог слайда №7) - Вернемся к предыдущему слайду и проверим правильность нашего выбора. Слайд № 11 Обращаем внимание учеников на то, что в конце урока им будет выдан раздаточный материал с теорией по данной теме , в котором также есть и это определение (т.к. его нет в учебнике) и предлагаем изобразить в тетради ломаную ABCD. - Рассмотрим элементы ломаной. Из чего она состоит? - Отрезки, из которых состоит ломаная, называются звенья ломаной. Данное определение также входит в раздаточный материал к уроку. - Перечислить в тетради звенья изображенной ломаной. - Что является концами отрезков? - Точки – концы отрезков – называются вершинами ломаной. Данное определение также входит в раздаточный материал к уроку. - Перечислить в тетради вершины изображенной ломаной. Cлайд № 12 - Вспомним задачи на урок. - Что мы уже изучили, что нам предстоит изучить следующим пунктом? - А теперь рассмотрим различные виды ломаных. Слайд № 13 - Выбрать из данных ломаных замкнутые, незамкнутые. - Почему вы так думаете? Попробуйте дать определение замкнутой и незамкнутой ломаной. - Ломаная называется замкнутой, если начало ломаной совпадает с её концом. Иначе ломаная незамкнутая. Данное определение также входит в раздаточный материал к уроку, так как его нет в учебнике. - Проанализируйте ломаные на слайд и скажите, какой бы вид ломаных вы выделили еще. - Правильно, самопересекающиеся. Определение самопересекающейся ломаной есть в учебнике на странице 34. Найдите его. - Ломаная называется самопересекающейся, если некоторые её звенья пересекаются. | Возможные варианты ответов: - 1, 2, 5 или 1,5 Возможные варианты ответов: - Ломаная - это часть прямой, состоящая из кусочков. - Ломаная – это фигура, состоящая из кусочков. - Ломаная – это надломленная фигура - 1, 2, 5 - Ломаная состоит из отрезков. - AB, BC, CD
- A, B, C, D - Дали определение ломаной, изучили ее элементы. - Теперь нужно рассмотреть виды ломаных, какими они бывают. - Замкнутые: 1 и 3, незамкнутые: 2, 4, 5 и 6. Возможные варианты ответов: - Замкнутая ломаная – это ломаная, у которой возвращается в ту вершину, с которой начинается. - Незамкнутая ломаная – ломаная, которая на замыкается. - Пересекающиеся. |
Индивидуальная работа с последующим обсуждением. Слайд № 14. Задания:
- Обратить внимание на правильность обозначения замкнутой ломаной. - Назовите её звенья и вершины. В процессе выполнения заданий учитель просматривает все работы учащихся, отмечая удачные и поправляя ошибочные. | Два человека представляют свои работы на доске. А C D B M K E L F
|
- Что такое длина отрезка? - Как найти длину ломаной? Ваши предположения? Слайд № 15. - Длина ломаной – это сумма длин всех звеньев ломаной. Данное определение также входит в раздаточный материал к уроку, так как его нет в учебнике. Устные упражнения. - Найдите длины двух ломаных:
| - Длина отрезка – это расстояние от начала отрезка до его конца. - Надо сложить длины отрезков, из которых состоит ломаная. - 3+4+2 = 9 (см) – длина ломаной ABCD - 5+1+3 = 9 (см) – длина ломаной KМЕF |
III. Рефлексивно-оценочная часть | |
- Наш урок подошел к концу. Слайд № 16. - Достигли мы поставленной цели урока? - Как мы ее достигли? Возвращаемся к задачам урока. Слайд № 17. | - Изучить ломаную, ее элементы и свойства. - Да - Дали определение ломаной, изучили ее элементы, рассмотрели виды ломаных , научились находить длину ломаной. |
Работа в парах с последующей проверкой возможных вариантов с помощью сверки с изображениями на слайде. - Постройте ломаные в виде буквы русского алфавита, состоящие из двух, трех и более звеньев так, чтобы получили разные виды ломаных. - Обозначьте полученные ломаные и укажите их элементы. | Например, В V F
А С O T ABC и OVFT - незамкнутые, несамопересекающиеся ломаные K R N M H HKRNMH – замкнутая, самопересекающаяся ломаная. |
Слова учителя: Окончен урок и выполнен план Спасибо огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | |
Задание на дом: - прочитать материал параграфа 6 (стр. 33-34), - выучить определения и правила из раздаточного материала, - выполнить упражнения № 102, 106, 107, 114 | |
Решение домашнего задания: № 102 1). Незамкнутые ломаные: ABCDE, MNKL; Замкнутые ломаные: CDEFGHIJABC, MNKLPM 2). Замкнутую ломаную MNKLPM можно назвать 10 способами: MNKLPM, NKLPMN, KLPMNK, LPMNKL, PMNKLP и в обратную сторону – MPLKNM, PLKNMP, LKNMPL, KNMPLK, NMPLKN. №106 Длина ломаной – это сумма длин всех звеньев ломаной.
DE = 7 см, тогда длина ломаной D C ABCDE равна 5+3+4+7 = 19 (см) A
№ 107 AB = a, BC = b, CD = c, тогда длина ломаной ABCD равна a + b + c №114 Скорость пассажирского поезда – а км/ч, а товарного – b км/ч а) а+b (км/ч) – скорость сближения пассажирского и товарного поездов б) 1750:а (ч) – время, за которое пассажирский поезд преодолеет расстояние, равное 1750 км. в) 1750:b (ч) – время, за которое товарный поезд преодолеет расстояние, равное 1750 км. г) 1750:(а+b) (ч) – время, через которое встретятся пассажирский и товарный поезда, если они поедут навстречу друг другу из городов, расположенных на расстоянии 1750 км друг от друга. |
Используемая литература:
- Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
- Роман Волков. Условие: на земной шар надели обруч … «Учитель года»: лучшее от лучших. № 4, август 2002 г. Приложение к «Учительской газете».
- Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича / авт.-сост. Е. А. Ким. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника
Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей" (УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)
Урок изучения нового материала. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная....
Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).
Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...
Религия и религиозные организации. Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова.
Данная разработка содержит презентацию к уроку, которая является стержнем урока. В презентации содержатся конкретные приёмы учебной деятельности учащихся на данном уроке и дополн...