План урока по теме: "Полупроводники"
методическая разработка по физике по теме

Методические рекомендации по проведению урока по Физике, по  теме: "Полупроводники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_pouprovdniki.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

Дисциплина «Физика»

Тема: «Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников»

Специальность: 210306

«Радиоаппаратостроение»

Составил:

преподаватель

Лукиных Н.В.

Касли 2012


Тема программы: Законы постоянного тока

Тема урока: Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.

Дата проведения -  24 февраля 2012 года

Для решения задач, поставленных на уроке, обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой д

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться я коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Цели урока:

Обучающая:

1. знания:

- строения атомов и кристаллической решетки полупроводников

- собственной электропроводности полупроводников

- энергетических (зонных) диаграмм полупроводников

- примесных  полупроводников

- электронно- дырочного перехода        

2. умения:

- приводить примеры практического использования знаний  по электропроводимости полупроводников в профессии

Развивающая:

-самостоятельность мышления, внимание

-познавательный интерес к предмету

-навыки применения приобретенных знаний и умений на практике

-умение оценивать уровень своих знаний

Воспитательные:

-стремление к расширению кругозора

-трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе

-интерес к будущей профессии.

Тип урока: урок повторения материала и обобщения знаний и навыков.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие, проект.

Форма обучения (по количеству обучающихся) – коллективная.

Продолжительность учебного занятия – 90 минут.

Методы обучения по степени активности учебно-познавательной деятельности и приемы их реализации:

  1. Метод – информационно – сообщающий, прием: словесный рассказ, беседа; наглядный – цифровой образовательный ресурс, демонстрация презентаций.
  2. Метод – репродуктивный, методический прием – выполнение проекта, защита проекта.

Средства обучения:

  1. Материальные объекты – ТСО (учебники); АРМ.
  2. Знаковые системы – цифровой образовательный ресурс «Источники света»:  
  • видеоролик «Полупроводники»  (Приложения 1)
  • слайды для проекта (Приложение 1а),
  • примеры презентаций (Приложение 2),
  • презентация преподавателя (Приложение 3),
  • материалы по теме (Приложение 4).
  1. Логические регуляторы – теоретический уровень: принципы обучения – целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, наглядности обучения, технологичности.

Межпредметные связи:

Информатика: создание презентации.

Образовательные технологии, применяемые на уроке:

  1. Интегрированное обучение.
  2. Элементы кейс-технологии.
  3. Информационные технологии (компьютерная презентация MS Power Point).
  4. Проектная деятельность.

Литература (основная и дополнительная):

Основная:

Мякушев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чагурин В.М. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010.

Дополнительная:

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент (2- 3 мин.)

  1. Приветствие (начало обобщения – первый ключ к сотрудничеству).
  2. Определение отсутствующих. Запись темы урока в журнале.
  3. Проверка готовности обучающихся к уроку.
  4. Организация внимания (обеспечить положительную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию).

Обучающиеся приветствуют преподавателя. Дежурный докладывает о наличии присутствующих на уроке, о готовности к уроку.

2 Актуализация опорных знаний (12 -15 мин.)

  1. Сообщение темы, цели и девиза урока.

Тема урока: Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.

Цель урока: Закрепление пройденного урока по теме «Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников».

Девиз урока: «Копейка – рубль бережёт».

  1. Преподаватель демонстрирует  видеоролик «Полупроводники» (Приложение 1).

2.3 Актуализация опорных знаний: преподаватель предлагает ответить на вопросы, помещенные на последнем слайде видеоролика.

Примерные вопросы:

а) Как изменяется проводимость полупроводников с повышением температуры?

б) Какую валентность имеют элементы, используемые для донорных примесей к полупроводникам?

в) Для каких целей используются полупроводниковые диоды?

г) Для каких целей используются полупроводниковые транзисторы?

2.1 Обучающиеся слушают, записывают тему урока в рабочую тетрадь.

2.2 Обучающиеся смотрят презентацию и воспроизводят в памяти тему «Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников».

2.3 Обучающиеся отвечают на вопросы по желанию.

Примерные ответы

а) Проводимость полупроводников повышается.

б) Валентность донорной примеси на единицу больше, чем валентность основного полупроводника.

в) Для выпрямления и стабилизации переменного тока.

г) Для усиления и генерации сигналов.

3 Проектная деятельность (50-55 мин.)

3.1 Преподаватель озвучивает цели и задачи создания проекта.

Цели проекта:

- организовать  деятельность участников совместно с преподавателем по закреплению знаний обучающихся по изучаемой теме;

- содействовать работе по созданию проекта;

- обеспечить проверку и оценку знаний по теме.

Задачи проекта:

- развитие познавательного интереса обучающихся к теме.

3.2 Сценарий создания проекта:

Преподаватель рассказывает алгоритм создания проекта:

3.1  Обучающиеся внимательно слушают.

3.2 Обучающиеся записывают алгоритм создания проекта в рабочую тетрадь.

1 этап – обоснование выбранной темы, демонстрация слайдов 1–2  (Приложение 1а)

Обучающиеся внимательно слушают и просматривают слайдов 1-2 (Приложение 1а).

2 этап – темы исследования, демонстрация слайда 3 (Приложение 1а)

Обучающиеся внимательно слушают и просматривают слайд 3

  (Приложение 1а).

3 этап –  преподаватель выдает раннее подобранную литературу обучающимся и ссылки на информацию в Интернете. Но т.к. реализовать поиск информации через Интернет нет возможности в данной аудитории, я заранее посещаю заданные странички дома и не просто выдаю их как литературу, а помещаю их в локальную сеть компьютерного класса и через установленную модель Интернета(CD/soft/Yandex - персональный поиск)

Обучающиеся “скачивают” необходимую информацию.

4 этап – объяснение как необходимо создавать, какова структура и требования к презентации, демонстрация слайдов 4-10 (Приложение 1а)

Обучающиеся внимательно слушают, просматривают слайды 4-10  (Приложение 1а) и записывают в рабочую тетрадь

5 этап – для наглядного примера производится демонстрация презентаций (Приложения 2 – 3)

Обучающиеся просматривают презентации

6 этап – предлагается начать разрабатывать собственные презентации

Обучающиеся разрабатывают собственные презентации

4 Подведение итогов (8 -9 мин.)

  1. Преподаватель озвучивает критерии оценки проекта и демонстрирует слайды 11-16 (Приложение 1а):

· значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

· корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

· необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

· эстетика оформления результатов проведенного проекта.

  1. Запись домашнего задания.

Стр. 314 - 321 (1).

4.1 Обучающиеся слушают преподавателя  и просматривают слайды 11-16 (Приложение 1а).

4.2 Обучающиеся записывают домашнее задание в рабочих тетрадях.

5 Рефлексия (2-3 мин.)

Преподаватель спрашивает понравился ли им урок.

Обучающиеся по желанию отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

урок в 11 классе по теме«Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках»

разработка урока по теме«Полупроводники.Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...