Рабочая программа по физике 7 кл
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа по физике, 7 класс, разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений "Физика.7-11 классы. Астрономия 11 класс" - М. "Дрофа" 2002г и Примерной программы для 7 – 9-го классов основной школы. Физика. Стандарт второго поколения. /проф. О. Ф. Кабардин, проф. В. А. Орлов, Росиийская академия образования, г. Москва, 2010г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС по физике с учетом авторской программы - "Физика 7-9" А.В. Перышкина и Е.М. Гутник, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ, содержит календарно-тематическое планирование с использованием ЦОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_7_klass_2013.docx | 46.39 КБ |
ktp_fizika_7_kl_2013.xls | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
Новопортовская школа – интернат
среднего (полного) общего образования»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей физики, математики и информатики Протокол № _____ от «___»__________ 2013г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ____________________ «____» ________ 2013г | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе № ___ от «___»__________2013г |
Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИКА»
для 7 классов
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Кондратова Г.Б.,
учитель физики,
высшая квалификационная категория
2013г
- Пояснительная записка
Рабочая программа по физике, 7 класс, разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений "Физика.7-11 классы. Астрономия 11 класс" - М. "Дрофа" 2002г и Примерной программы для 7 – 9-го классов основной школы. Физика. Стандарт второго поколения. /проф. О. Ф. Кабардин, проф. В. А. Орлов, Росиийская академия образования, г. Москва, 2010г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС по физике с учетом авторской программы - "Физика 7-9" А.В. Перышкина и Е.М. Гутник, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» на 2013-2014 учебный год рассчитана на 70 часов (исходя из 35 учебных недель в году).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе от 07.06.2013 №________ в списке учебников, используемых 2013-2014 учебном году:
УМК: Учебник: Физика. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012. – 221с.: ил. Дополнен электронным приложением к учебнику.
Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова.- М.: Экзамен, 2012.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Целями изучения физики в основной школе являются:
– развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
– понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;
– формирование представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
– знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
– приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
– формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
– овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
– пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Ценностно-ориентационный компонент образовательной области «Естествознание»
Воспитательные цели
Показать значимость предметов образовательной области «Естествознание»
Воспитание позитивного отношения к математике
Формировать стремление к анализу ситуации и определению целей, к самоанализу
Формировать стремление к обоснованности результатов мыслительной деятельности
Формировать стремление к проявлению трудолюбия
Формировать стремление к проявлению настойчивости в достижении цели
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7 классе, 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в общеобразовательном классе (35 недель)
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде бесед, комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Форма работы | Ценностно-ориентационный компонент |
Индивидуальная работа | Формировать стремление к оптимальным способам решения проблемы Формировать стремление к восприятию красоты природы Формировать понимание ценности человеческой жизни и жизни всего живого на Земле Формировать стремление к восприятию ценностей здорового образа жизни Формировать стремление к освоению различных способов деятельности Формировать стремление к анализу ситуации, к самоанализу Формировать стремление к самостоятельному выбору способа решения проблемы Формировать стремление к получению информации, позволяющей выстроить целостную картину мира Формировать стремление к самостоятельному расширению круга знаний Формировать стремление к различным способам решения проблем |
Работа в группах | Формировать стремление к освоению различных способов деятельности Формировать стремление к анализу ситуации, к самоанализу, анализу деятельности других Формировать стремление к получению информации, позволяющей выстроить целостную картину мира Формировать стремление к различным способам решения проблем Формировать стремление к анализу ситуации и определению целей работы Формировать стремление к уважительному отношению к различным точкам зрения |
Для реализации данной программы используются педагогические технологии обучения: дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения, компьютерные технологии, природосообразное воспитание, которые подбираются для каждого конкретного урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля: проблемное изложение, частично-поисковая работа, исследование; стимулирование и мотивация в виде познавательных игр, семинаров, лекций, учебных дискуссий; самостоятельно-познавательная деятельность: устный контроль, контрольные разноуровневые работы, тесты, лабораторно - практический контроль.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т. д.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский
5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный
6. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный,
продуктивный.
2. Учебно – тематический план
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Введение | 4 | 1 | - |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | 1 |
Движение и взаимодействие тел | 24 | 5 | 2 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 3 | 2 |
Работа, мощность, энергия | 11 | 2 | 1 |
Повторение | 4 | 1 | |
Всего | 70 | 12 | 7 |
- содержание образования
7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
- Введение (4 ч)
Знания и умения:
-иметь представление о методах физической науки, её целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины.
-уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Определение объема жидкости с помощью измерительного прибора.
Демонстрации:
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний мятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (7часов.)
Знания и умения:
-знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях, уметь применять основные положения молекулярно -кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества;
-иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Измерение размеров малых тел.
Демонстрации:
Модель движения молекул при низкой и высокой температурах. Расширение твёрдого тела при нагревании.
Диффузия в растворах и газах в воде. Модель хаотического движения молекул в газе. Модель броуновского движения. Сцепление твёрдых тел.
Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени спиртовки двух стеклянных палочек; сжатие и распрямление упругого тела.
Модель кристаллической решётки. Плавление снега. Объем и форма твердого тела, жидкости и газа. Свойство газа занимать весь предоставленный объем. Явление текучести жидкости.
III. Движение и взаимодействие тел. (24 часа)
Знания и умения:
-знать особенности механического движения, условия при которых оно существует;
-уметь отличать равномерное движение от неравномерного, переводить единицы измерения скорости из одной в другую;
-знать формулы для вычисления пути. Скорости и времени при равномерном движении и уметь их применять к решению задач;
-отработка понятий силы и измерения сил. Умение работать с приборами, наблюдать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела»
5. Определение плотности вещества твёрдого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром
7. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Демонстрации:
Модель "Механическое движение" Прибор по кинематике.
Движение заводной игрушки (определение её средней скорости). Движение по наклонной плоскости. Относительность движения
Инерция. Опыт по взаимодействию тел
Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объёмы; демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объёмы.
Падение шарика в сосуд с песком. Виды деформации. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Движение тела, брошенного горизонтально.
Модель "Солнечная система". Движение тел в безвоздушном пространстве (Трубка Ньютона), движение шарика, подвешенного на нити, падение шарика после пережигания нити; Зависимость силы трения от шероховатости поверхности - движение бруска по доске трибометра, по полоске оргстекла. Способы изменения трения (посыпание поверхности песком, нанесение смазки). Подшипники.
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)
Знания и умения:
-знать содержание закона Паскаля и уметь его применять в объяснении явлений, связанных с давлением в жидкостях или газах;
-знать особенности сообщающихся сосудов и уметь формулировать основной закон сообщающихся сосудов;
-знать основные формулы, обозначения физических величин по данной теме, их единицы измерения и уметь применять эти знания для решения задач;
-знать причины создающие атмосферное давление и уметь объяснять влияние земной атмосферы на живые организмы;
-знать, как можно определить атмосферное давление, уметь раскрывать содержание опыта Торричелли;
-знать условия плавания тел, содержание закона Архимеда и уметь объяснять явления на основе этих знаний. Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с её помощью измерять силы.
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
8. Измерение атмосферного давления.
9. Измерение силы Архимеда
10. Выяснение условия плавания тела в жидкости.
Демонстрации
Раздувание воздушного шарика под колоколом воздушного насоса.
Прогибание резинового дна в цилиндре.
Передача давления жидкостями и газами, используя шар Паскаля.
Определение массы воздуха,
Поднятие жидкости за поршнем, фонтан в пустоте
Барометр-анероид.
Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов (разнородная и однородная жидкости)
Модель гидравлического пресса. Два разных шприца, соединенных трубкой.
Опыты с ведёрком Архимеда. Уменьшение веса тела, погруженного в жидкость.
Опыт с плавающими телами различной плотности.
Опыт по наблюдению зависимости погружения тела от его объема и увеличения веса.
V. Работа и мощность. Энергия. (11 часов.)
Знания и умения:
-знать что такое работа (новая физическая величина), формулу для ее вычисления, единицы работы;
-знать понятие мощности, как характеристики скорости выполнения работы;
-знать понятие простого механизма, примеры простых
механизмов, условия равновесия рычага;
-уметь объяснять и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость);
-знать формулировку «золотого» правила механики и уметь применять к решению задач;
-уметь экспериментально определять условие равновесия рычага;
-знать работу подвижного и неподвижного блока уметь объяснять и решать задачи при использовании блока. Уметь вычислять КПД простых механизмов;
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
10.Выяснение условия равновесия рычага.
9. Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
ДЕМОНСТРАЦИИ и ОПЫТЫ:
Расчет механической работы при перемещении бруска по поверхности стола; Измерение механической работы при подъеме тела.
Определение мощности ученика при подъеме по лестнице.
Простые механизмы. Работа ворота и наклонной плоскости, действие клина. Действие блоков. Действие полиспаста. Работа подвижного блока.
Определение центра масс плоских тел.
Закон сохранения м превращения энергии: взаимодействие подвижного шара с неподвижным бруском, движение бруска под действием силы упругости сжатой пружины.
- Межпредметные связи области «Физика»
Математика | Химия | Биология | Экология |
Решение уравнений. Работа со степенями. Составление и решение пропорций. | Законы сохранения массы, энергии. Виды химической связи. Периодическая система химических элементов. | Свойства жидкостей. Тепловые явления. Силы в природе. Механическое движение. Изучение физических явлений на объектах живой природы. | Физические факторы среды обитания. Охрана окружающей среды при работе шлюзов. |
История | Русский язык | География | ОБЖ |
Исторические этапы эволюции естественных наук. Роль выдающихся ученых. | Единое лингвистическое пространство. Этимология слов. Культура речи. Оформление работ. | Примеры физических явлений в неживой природе. | Решение задач по пдд по теме «Равномерное движение», «Инерция» |
- Требования к уровню подготовки учеников
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;
– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
– понимание и способность объяснять такие физические явления, как равномерное и неравномерное движение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузию, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
– умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;
– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды;
– понимание смысла основных физических законов и умение применять на их практике: законы динамики Ньютона, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
– понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;
– овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметными результатами обучения физике в 7 классе являются:
– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
– определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента;
– осуществлять простейшее качественное и количественное описание зависимости физических величин;
– уметь определять общие существенные признаки объектов, осуществлять классификацию на основе установленных признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи между фактами при чтении и делать вводы на основе получаемой информации, выражая при этом свое отношении к фактам, событиям, предмету разговора или давать им свою оценку;
– формирование умений составлять план прочитанного в различных вариантах и записывать его; записывать тезисы на основе прочитанного; обобщать, систематизировать факты, сведения, знания; перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
– самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других обучающихся, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;
– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
– обходиться минимумом языковых и речевых средств для решения коммуникативной задачи;
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, в том числе пользоваться различными видами справочных материалов (словарями, памятками, справочниками, комментариями, в основном включенными в комплект обучения, а также дополнительного характера);
– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
- Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Формы контроля: контрольная работа (тест, расчетные и качественные задачи), самостоятельная работа, коллективный опрос (зачет), работа в группе (взаимооценка), практическая работа (лабораторный эксперимент, компьютерный эксперимент), физический диктант, индивидуальные задания, блиц-опрос, работа над ошибками, тест, самостоятельная работа с последующей самооценкой, решение задачи (расчетная, экспериментальная).
В рабочей программе предусмотрено 7 контрольных работ в 7 классе:
Контрольная работа №1 «Строение вещества. Механическое движение»
Контрольная работа №2 «Масса тела. Плотность вещества»
Контрольная работа №3 «Сила. Равнодействующая сил»
Контрольная работа №4 «Давление в жидкости и газе»
Контрольная работа №5 « Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Контрольная работа №6 «Мощность и работа»
Итоговая контрольная работа за курс физики 7 класса
Основные показатели СОУ
1 балл «Очень слабо» | Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. |
2 балла «Слабо» | Отличает какой – либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу в Интернете. |
3 балла «Посредственно» | Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т. п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) |
4 балла «Удовлетворительно» | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что – либо объяснить. |
5 баллов «Недостаточно хорошо» | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез. |
6 баллов «Хорошо» | Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний |
7 баллов «Очень хорошо» | Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять её в простейших случаях. |
8 баллов «Отлично» | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам исправляет. |
9 баллов «Великолепно» | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперирует усвоенной теорией в практической деятельности. Хорошо устанавливает причинно-следственные связи. Приводит собственные примеры. Демонстрирует знания по теме шире учебника. Аргументирует решение поставленной учебной задачи, делает выводы. |
10 баллов «Прекрасно» | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно навыки умения на базе полученных ранее знании и сформированных умений и навыков. Применяет знания в новой ситуации. Демонстрирует широкий кругозор, проявляет творческие способности. |
- Учебно-методический комплект.
Учебно-методическое обеспечение для программы включает:
- Сборникии тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 79с.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9кл.: к учебникам А.В. Перышкина и р. / А.В. Перышкин, Сост. Н.В. Филонович.- М.: Экзамен 2012.
- Р.Д. Минькова Тетрадь для лабораторных работ по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. "Физика. 7 класс"/ Р.Д.Минькова.- М.: Издательство "Экзамен", 2007.
- Методическое обеспечение:
- Гутник Е.М. Физика. 7кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс" / Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова; под ред. Е.М. Гутник.- М.: Дрофа. 2005.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам СВ.Громов, А.В.Перышкина. - М.:ВАКО, 2005.
- Тестовые проверочные работы (А.Е. Марон, Е.А.. Марон "Физика 7класс" Дидактические материалы М. "Дрофа" 2005г)
- Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), ЭОР:
- Диск «Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 класс»
- Диск «Физика. Основная школа 7-9 классы. Часть I, II. – М.: Просвещение, мультимедийное учебное пособие нового образца.
- Диск 1C: Школа. Физика, 7-11классы. Библиотека наглядных пособий. Под редакцией НК Ханнананова. - МОРФ 2004 FORMOZA
- Диск: Уроки физики 7-8 класс. Кирилл и мефодий.
Данные учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
- техническое оснащение занятий: Автоматизированное рабочее место учителя, Система контроля знаний, Система измерительная, Демонстрационных комплект «Механика»,
Таблицы по физике
7 класс.
- Физические величины. Измерение физических величин.
- Строение вещества. Молекулы.
- Диффузия.
- Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
- Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
- Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
- Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
- Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела.
- Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.
- Сила. Сложение двух сил.
- Сила тяжести. Вес тела.
- Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.
- Сила трения. Трение покоя.
- Давление. Давление газа и жидкости.
- Вес воздуха. Атмосферное давление. Манометр.
- Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
- Механическая работа. Мощность.
- Рычаг. Момент силы. Подвижный и неподвижный блоки.
- Равенство работ при использовании простейших механизмов. Коэффициент полезного действия.
- Потенциальная и кинетическая энергия.
9. Литература для учителя и для учащихся
Для учителя:
- Поташник М.М., Левин М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003.-112с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов – на Дону: Издательство «Учитель», 2001.-160с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. изд-е 2-е, доп. и переработ.- Ростов – на- Дону: Издательство «Учитель», 2003.-224с.
- В.М.Лизинский Приёмы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
- Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики / авт.- сост. В.М.Симонов.- Волгоград: Учитель, 2003.- 114с.
- Горяинов В.С., Карайчев Г.В., Коваленко М.И. Школьные олимпиады: физика, математика, информатика. 8-11 класс/серия «Здравствуй, школа!» - Ростов на Дону: Феникс, 2004.-192с.
- Игры, ребусы, загадки для школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т. Линго.- Ярославль: Академия развития: Академия К0 : Академия Холдинг, 2002.- 192с.: ил
Для ученика:
- Горяинов В.С., Карайчев Г.В., КоваленкоМ.И. Школьные олимпиады: физика, математика, информатика. 8-11 класс/ серия «Здравствуй школа!» - Ростов н/Д: Феникс, 2004.-192с.
- Приложение к газете 1 сентября . Физика.
- Журнал «Потенциал»
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова..-15-е изд.- М. -.Просвещение, 2012.-224с.
- Физика/Г.Б.Остер. -М.: «Росмэн», 1996г.-125с.
- Степанова Г.Н.Сборники задач по физике 7-9 кл. –М.: Вента-Граф, 2002.
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...