Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ
учебно-методический материал на тему

Цепенко Наталья Владимировна

Опыт моей работы в направлении реализации главной идеи  образовательного процесса -  применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных  компьютерных моделей физических процессов или  физических устройств на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tsepenko_n.v._fizika.zip927.67 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ

                                                Цепенко Наталья Владимировна

                                                учитель физики МБОУ «Кулундинская         СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края

                 Немало есть профессий  на земле,

                    Но быть не каждый может педагогом.

                    Учить, любить, привязывать к себе

                    Не научиться -  это дар от Бога! (Слайд 1)

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых технологий в обучение. Считаю, что одной из наиболее продуктивных, в старшем звене, является технология проблемно-поискового обучения  с элементами исследовательской деятельности учащихся. (Слайд 2)  Однако, и ее значимость в силу ряда существующих проблем, можно поставить под вопрос.

Актуальность моего опыта обусловлена следующими причинами:

- большой поток информации – трудно чем-то удивить школьников;

- слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов;

- невозможность проведения ряда экспериментов в рамках школьной лаборатории. (Слайд 3)

Проанализировав все факты, я пыталась найти способ разрешения сложившейся ситуации. Опыт моей работы в этом направлении позволяет выделить один из оптимальных  приемов реализации главной идеи  образовательного процесса (Слайд 4), который является новым шагом в деятельности, как учащихся, так и педагога. Речь идет о применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных  компьютерных моделей физических процессов или  физических устройств на различных этапах урока.(Слайд 5)  

 Компьютерные модели — это компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления  или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах. (Слайд 6)    Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, характеризующих данный процесс.

 Некоторые модели  позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. (Слайд 7)   Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Мне хотелось бы рассказать о некоторых уроках, которые помогают мне пробудить у ребят интерес к предмету, развивать у них наблюдательность, критичность мышления, исследовательские навыки, самостоятельность. Мы называем их уроки - исследования. Методика проведения этих уроков не новая, элементы исследования присутствуют  практически на каждом уроке, но особенность и новизна - в полной самостоятельности решения проблемной задачи учащимися и в  координирующей функции учителя. Я считаю, что эти уроки позволяют с высокой степенью эффективности добиваться следующих целей. (Слайд 8)

        Хочу выделить следующие виды заданий, которые  использую на таких уроках:

                 1) компьютерные эксперименты;

                 2) экспериментальные задачи, то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент;

                 3) расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;

 При составлении таких задач  учитываю, как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров.

                4) задачи с недостающими данными (при решении таких задач учащийся  должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи и  самостоятельно выбрать его величину),

                5) творческие задания (в рамках данного задания учащемуся предлагаю составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их или обменятся с соседом, а потом осуществить взаимопроверку);

               6) исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности);

          Приведу примеры прямых и обратных задач разного уровня. Модель «Тонкая линза»:  (Слайд 9)

1. Поработав несколько минут с моделью, составьте таблицу ее параметров.

2. Оптическая сила собирающей линзы составляет 20 дптр. Определите ее фокусное расстояние в метрах. (0,1 м).

3. Может ли собирающая линза формировать мнимое изображение? Если да, то, при каких условиях?

Все это позволяет добиваться следующих результатов. (Слайд 10)

 Для своей работы активно использую программы:1 С: Школа  «Библиотека наглядных пособий»;  программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 класс;  «Кирилл и Мефодий» — «Библиотека электронных наглядных пособий», физика 7-11. А также дополнительную полезную информацию нахожу в Интернете на сайтах, которые представлены вашему вниманию (Слайд11). В работе руководствуюсь следующими правилами (Слайд 12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"

Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...

« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».

Применение методов проблемно –поискового  обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Проблемный метод обучения на уроках иностранного языка

Данная разработка показывает применение  проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития мотивации и поможет  использовать полученные умения и навыки  для решения проблем...