Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ
учебно-методический материал на тему
Опыт моей работы в направлении реализации главной идеи образовательного процесса - применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных компьютерных моделей физических процессов или физических устройств на различных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsepenko_n.v._fizika.zip | 927.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ
Цепенко Наталья Владимировна
учитель физики МБОУ «Кулундинская СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края
Немало есть профессий на земле,
Но быть не каждый может педагогом.
Учить, любить, привязывать к себе
Не научиться - это дар от Бога! (Слайд 1)
Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых технологий в обучение. Считаю, что одной из наиболее продуктивных, в старшем звене, является технология проблемно-поискового обучения с элементами исследовательской деятельности учащихся. (Слайд 2) Однако, и ее значимость в силу ряда существующих проблем, можно поставить под вопрос.
Актуальность моего опыта обусловлена следующими причинами:
- большой поток информации – трудно чем-то удивить школьников;
- слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов;
- невозможность проведения ряда экспериментов в рамках школьной лаборатории. (Слайд 3)
Проанализировав все факты, я пыталась найти способ разрешения сложившейся ситуации. Опыт моей работы в этом направлении позволяет выделить один из оптимальных приемов реализации главной идеи образовательного процесса (Слайд 4), который является новым шагом в деятельности, как учащихся, так и педагога. Речь идет о применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных компьютерных моделей физических процессов или физических устройств на различных этапах урока.(Слайд 5)
Компьютерные модели — это компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах. (Слайд 6) Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, характеризующих данный процесс.
Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. (Слайд 7) Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
Мне хотелось бы рассказать о некоторых уроках, которые помогают мне пробудить у ребят интерес к предмету, развивать у них наблюдательность, критичность мышления, исследовательские навыки, самостоятельность. Мы называем их уроки - исследования. Методика проведения этих уроков не новая, элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке, но особенность и новизна - в полной самостоятельности решения проблемной задачи учащимися и в координирующей функции учителя. Я считаю, что эти уроки позволяют с высокой степенью эффективности добиваться следующих целей. (Слайд 8)
Хочу выделить следующие виды заданий, которые использую на таких уроках:
1) компьютерные эксперименты;
2) экспериментальные задачи, то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент;
3) расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;
При составлении таких задач учитываю, как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров.
4) задачи с недостающими данными (при решении таких задач учащийся должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи и самостоятельно выбрать его величину),
5) творческие задания (в рамках данного задания учащемуся предлагаю составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их или обменятся с соседом, а потом осуществить взаимопроверку);
6) исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности);
Приведу примеры прямых и обратных задач разного уровня. Модель «Тонкая линза»: (Слайд 9)
1. Поработав несколько минут с моделью, составьте таблицу ее параметров.
2. Оптическая сила собирающей линзы составляет 20 дптр. Определите ее фокусное расстояние в метрах. (0,1 м).
3. Может ли собирающая линза формировать мнимое изображение? Если да, то, при каких условиях?
Все это позволяет добиваться следующих результатов. (Слайд 10)
Для своей работы активно использую программы:1 С: Школа «Библиотека наглядных пособий»; программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 класс; «Кирилл и Мефодий» — «Библиотека электронных наглядных пособий», физика 7-11. А также дополнительную полезную информацию нахожу в Интернете на сайтах, которые представлены вашему вниманию (Слайд11). В работе руководствуюсь следующими правилами (Слайд 12).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся
Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....
Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»
В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии. Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...
Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"
Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...
« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».
Применение методов проблемно –поискового обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Проблемный метод обучения на уроках иностранного языка
Данная разработка показывает применение проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития мотивации и поможет использовать полученные умения и навыки для решения проблем...