« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».
учебно-методический материал по физике на тему

Чуб Вера Анатольевна

Применение методов проблемно –поискового  обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Рассматриваются:

Метод проблемного обучения

Метод исследовательского обучения

Метод алгоритмизированного обучения

Метод эвристического обучения

Частично – поисковый метод

Творческая деятельность

Метод проектов.

Решение задач на уроках физики

Работа с учебным текстом

Тесты на уроках

Графические образы на уроках

Использование занимательного материала ( примеры занимательного материала)

Физический эксперимент

Нетрадиционный урок

Использование ПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_problemnogo_obucheniya_tvorcheskaya_rabota.docx92.88 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 с. Романовка

Сальский  район  Ростовской области

         

 Тема :  « Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием  современных технологий».

                                                                                      Чуб Вера Анатольевна

                                                                                         учитель физики                                                                                                      

                                                                           

                                                            2010г.

< 2 >

Содержание

Введение 

А) характеристика актуальности избранной темы

Б) анализ противоречий в образовательной системе

В) содержание исследуемой проблемы

Г) цели и задачи работы        

Д) новизна

Е) практическая значимость для системы образования

Основная часть. Теоретический раздел.

А)теоретическое обоснование избранной темы

Метод проблемного обучения

Метод исследовательского обучения

Метод алгоритмизированного обучения

Метод эвристического обучения

Частично – поисковый метод

Творческая деятельность

Метод проектов.

Б) авторская позиция по раскрываемому вопросу

В)обобщение теоретических условий для решения проблемы

Основная часть. Практический раздел

А) педагогическая деятельность аттестуемого

Б) содержание экспериментальной или инновационной деятельности

Подготовка и проведение урока

<3>

Решение задач на уроках физики

Работа с учебным текстом

Тесты на уроках

Графические образы на уроках

Использование занимательного материала ( примеры занимательного материала)

Физический эксперимент

Нетрадиционный урок

Использование ПК

В) количественные качественные показатели эффективности проведенной работы

Г)анализ и систематизация полученных результатов, их оценка с точки зрения значимости для массовой педагогической практики

Д) условия распространения опыта        

Заключение

А) общие выводы по результатам проведенной работы их оценка

Б)рекомендации по внедрению в практику

В) направления и перспективы дальнейшей работы

Используемая литература.

Приложения

 

<4>

Введение. 

А) характеристика актуальности избранной темы

Человек лишь тогда стремится к знанию, когда осознает его значимость в культуре и собственной жизни. «Физика мне не нужна», «Физика мне не интересна» – такие высказывания мы нередко слышим от сегодняшних школьников. Почему дети не видят ничего общего между физикой («фюзис» - природа) и природой – красотой солнечного заката, журчанием ручья, таинством ночного неба. Может быть, разгадка этого отчуждения состоит в существовании труднопреодолимой границы между природой и науками о ней?

Б) анализ противоречий в образовательной системе

Красота природы и ее законов при традиционных способах преподавания остается тайной для ребят.  В самом деле, ведь, лишившись собственного познания реального мира, ученик вынужден усваивать знание, которое выработало до него человечество. Физическое знание: теории, безупречные определения, формулировки – это замечательно, но где тысячелетняя драма людей и идей,  « где опыт сын ошибок трудных», где «гений парадоксов друг»? «Где только возможно изучение должно стать переживанием»,— писал А. Эйнштейн. Именно сопереживание изучаемому на уроке приведет к эмоционально-чувственной воспитанности учащихся, которая и определяет отношение человека к знаниям, их приобретению, поиску. Содержание науки физики и, значит, физики учебного предмета имеет ряд специфических особенностей, которые могут вызвать переживания учащихся и которые необходимо учитывать с целью создания и укрепления познавательного интереса, развития творческой самостоятельности.

< 5>

В) содержание исследуемой проблемы

      Самое главное для учителя при проведении урока - создать условия для повышения мотивации у  ученика к изучению физики. Чтобы ученик видел в учителе не надзирателя, но друга, помощника в овладении материалом, единомышленника. И это будет в том случае, если обстановка на уроках будет уютной и комфортной,  если ученик будет уходить с урока не ущербным во всех отношениях: и в отношении получаемых знаний, и в отношении здоровья. Учитель должен делать все от него зависящее, чтобы изо дня в день, в течение всего периода обучения в школе ребенок оставался здоровым.

     Выпускники современной школы заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны им  для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика

Г) цели и задачи работы        

Цели:         

*  Развитие личности в  целом, ее индивидуальности.

* Организация действий учащихся при решении учебно – познавательных  задач.

* Развитие логики мышления и обучение рациональным способам действий

<6>

Задачи :

1. Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности, широкое применение всех средств современного обучения.

2. Реализация ПНП «Образование»:   внедрение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий.

3. Повышение качества изучения программного материала,  на основе  применяя технологий  ЛОО, КСО, проблемного обучения, здоровьесбережения, деятельностного подхода.

Д) Новизна. Применение методов проблемно –поискового  обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Идея  применение методов ЛОО и КСО  служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.  Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и  частично-поисковые задания.

< 7

Е) практическая значимость для системы образования

Применение современных информационных технологий, методов проблемного обучения, ЛОО, КСО способствуют развитию  у учащихся логического мышления, гибкости ума, вырабатывает навыки творческой самостоятельной деятельности, способствует подготовке  к жизни после школы.

Основная часть .  А)теоретическое обоснование избранной темы 

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой, когда учащийся знакомиться с  новой информацией, а процесс приобретения знаний для него  остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

< 8>

 Метод проблемного обучения включает создание проблемной ситуаций, формулировку проблемы, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов. Появление теоретических работ по проблемному обучению в середине 70-х годов привело к тому, что учителя стали активнее использовать его в своей практике. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым, Р.И. Малафеевым, А.В. Усовой, И.Я. Лернером, И.Г.  Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова.

Проблемность в обучении ими рассматривается как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Проблемным, эти авторы, называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий.

Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебной проблемы - характерный признак этого обучения.

< 9 >

Проблема - означает задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.. Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создается проблема, неожиданное затруднение, стимулирующее  умственный поиск. Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления. Вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Приведем для примера теоретический вопрос, который задается после изучения закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Вопрос: Определите, как изменяется сила тока в ветвях параллельного соединения при уменьшении сопротивления одной из его ветвей? Отвечая на этот вопрос, учащиеся проходят следующие  этапы: 1. Прежде всего, выясняют, как изменится сопротивление параллельного соединения и сопротивление всей цепи. 2. Выясняют, как изменилась сила тока в неразветвленной части цепи. 3. Выясняют, как изменилось падение напряжения на проводнике в неразветвленной части цепи. 4. Выясняют, как изменилось падение напряжения на параллельном участке. 5. Выясняют, как изменился ток в ветвях, сопротивление которых не изменилось. 6. Выясняют, как изменился ток в ветви, сопротивление которой уменьшилось. 7. Проверяют решение проблемы.         Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Такие задачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься. Ученик учится мыслить научно,  испытывает удовлетворение от интеллектуального труда.

Примером таких задач могут быть следующие:

<10>

Задача 1. Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчеты (количество витков, площадь поперечного сечения). Задача 2. Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом.

В задачах такого вида, главным действующим лицом являются учащиеся. Они, решая проблему, сами выдвигают гипотезы, доказывают их и проверяют, постигая  логику открытия. Проблемное обучение,  основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы,  работая по такому принципу:  актуализация опорных знаний; возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы; доказательство гипотезы или догадки; проверка правильности решения проблемы;

Метод исследовательского обучения направлен в первую очередь на развитие продуктивного мышления, на нахождение  правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ставить проблему совершенно обязательно, чтобы обеспечить интерес к материалу и развитие учащихся. Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Если нет эмоций, то наступает эмоциональный голод, который  переживается в форме скуки и тоски. Одним из путей эмоционального насыщения человека является интерес, сильное стремление к определенной деятельности. Многие педагоги согласны со словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов». Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.

                                                                <11>

В  классификацию методов обучения, предложенной В.А. Оганесяном  в 1980г.,  входят  следующие категории: постановка задачи, условие задачи, начальные условия, пути решения задачи, способы решения, алгоритмы решения, конечный результат (планируемые результаты), главным в которой является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности,  и методы классификации:

·         1.объяснительно-иллюстративный метод:  если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные этапы надо пройти, чтобы достичь цели, и к какому результату надо стремиться, то его функция в обучении сводиться к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.

.      2.программируемый метод: если ученик знает начальные условия и способы решения, но от него «закрыт» конечный результат. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что и как делать. Главным в данном методе является совокупность информации и предписания по работе с ней.

·         3.проблемный метод: пусть теперь открыты и начальные условия и конечный результат, но способ решения ученику не сообщается. Тогда приходиться пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Перед нами традиционная схема проблемного поиска.

·         4.проблемно- исследовательский метод:  если перед учеником встает необходимость связать «имеющееся и возможное», но при этом содержание «возможного» ученик должен определить сам. Из предложенной цепочки убираются и алгоритм решения, и конечный результат (понятие «конечный результат» интегрируется в понятие «планируемый результат»).  

                                                <12>

Видно, что при движении от метода к методу меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий.    

 Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам.

Следует отметить, что не стоит идеализировать какой-либо один метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавшим себя, традиционным методам. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока, поэтому необходимо заботиться о комплексном сочетании различных методов.

Тем не менее, в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Есть некоторые основания полагать, что с проблемно-исследовательским методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку именно он предоставляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Следует отметить, что в российской образовательной системе исследовательский метод используется давно. В малом масштабе, в рамках данного метода, так или иначе, работал практически каждый учитель.

<13>

С середины 80-х годов все большую популярность стали приобретать разнообразные уроки в виде игр: урок - пресс-конференция, урок- аукцион и т.п. Все деловые, ролевые игры- это реализация на практике проблемно-исследовательского метода обучения. Действительно, деловая игра представляет из себя, с одной стороны, процесс взаимодействия людей для достижения некоторых целей, которые невозможно определить заранее с высокой долей вероятности, с другой - процесс выработки решений, причем способы разрешения каждая группа учащихся самостоятельно моделирует в процессе взаимодействия.Именно такой подход преподавания способствует формированию целостной картины знаний о мире и знаний о тех профессиях и областях человеческой деятельности, где необходимо владеть исследовательскими навыками для успешного решения специфических профессиональных задач. Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала. Заканчивая изучение темы “Силы в природе”, можно предложить учащимся систематизировать полученные знания по следующим параметрам: природа силы, ее направление, закон, которому она подчиняется.  Систематизировать можно изучаемые понятия и единицы их измерения. Например, целесообразно провести систематизацию величин и их единиц по разделу “Электродинамика”. Если учитель вдумчиво и целенаправленно проводит работу по развитию познавательных способностей учащихся, последовательно усложняет познавательные задачи, решаемые ими, предоставляет учащимся все большую самостоятельность, ему удается добиться значительных сдвигов в умственном развитии детей, и он  вправе рассчитывать на то, что в старших классах учащиеся будут самостоятельно справляться с выполнением логико-поисковых заданий. При логико -поисковой работе учащихся значительная часть материала изучается ими на основе активной познавательной деятельности.<14>

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Под алгоритмом обычно понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. 

В теорию и практику обучения понятие алгоритма вошло в кон. 50-х гг. в связи с развитием программированного обучения и применением обучающих машин. Алгоритм — это понятие математики, кибернетики — система решения задач, предписывающая строго точную последовательность операций, приводящих к одинаковому результату. Примеров решения таких задач по алгоритму в школьном курсе множество: любое правило на арифметические действия, решения задач по физике, химии проводится по известным формулам, предписывающим строго определенную последовательность действий.

Но здесь нужно уточнить: не любое правило представляет собой алгоритм. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени. В процессе решения задачи по алгоритму должны присутствовать:   предписание, состоящее из указаний,  система-исполнитель, к которой эти указания адресованы,  и которая их выполняет, объекты, на которые направлены действия или операции. Участие человека в учебном процессе накладывает ряд ограничений на использование алгоритмов.

<15>

При создании алгоритма для ЭВМ точно известен набор доступных ей операций. Возможности человека определяются его предыдущим приобретённым опытом, творческими данными и др. индивидуальными факторами, которые полностью учесть практически невозможно. Алгоритмы, предназначенные для использования их человеком, иногда называют предписаниями  алгоритмического типа. Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат . Согласно теории В.П.Беспалько, основными свойствами алгоритма являются:1 .Определенность (простота и однозначность операций). 2.Массовость (приложимость к целому классу задач). 3.Результативность (обязательное подведение к ответу). 4.Дискретность (членение на элементарные шаги)". Алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий. В процессе обучения существуют такие разновидности алгоритмов:

_ алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов;

- разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4  и более шагов;

-алгоритм с широким охватом правил можно назвать обобщающими. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том,  что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения,

<16>

В деятельности учащихся в процессе учения и учителей в процессе преподавания можно различать два принципиально различных способа решения возникающих в этих процессах задач:

*алгоритмический, когда субъект выполняет свою деятельность в соответствии с известным ему алгоритмом, определяющим четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению любой задачи.

*эвристический, когда главная составная часть его деятельности состоит в поисках плана или метода решения данной задачи. Как правило,  эти два способа деятельности в обучении не различаются и осуществляются в совместном едином процессе, благодаря чему значительно повышается эффективность обучения.

Метод эвристического обучения направлен на поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем, стимулирование интереса к исследованию, вдохновение к самостоятельному поиску.    Эвристи́ческое обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). Под эвристическим обучением понимают:

. форму обучения, например, эвристическую беседу;

. метод обучения, например, метод мозгового штурма;

. технологию творческого развития учащихся.

<17>

Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности. В педагогике эвристическое обучение исследовали П.Ф. Каптерев В. И. Андреев, А. В. Хуторской. Современная парадигма образования предполагает развитие творческого мышления учащихся. Для подготовки школьников  к самостоятельной деятельности после окончания школы  необходимо научить их самостоятельно находить решения задач, которых они не решали в процессе обучения. Сделать это во многом помогают эвристические методы решения проблем. Универсальность и значимость эвристических методов познания привели к тому, что эвристику отнесли к отдельной науке. Признано, что наиболее эффективными являются комбинированные методы управления познавательной деятельностью, которые сочетают в себе принцип жесткого (детерминированного) управления и самоорганизации.   Проблемные ситуации учебного характера отличаются от реальности. По Сократу в любом человеке «живут верные мнения о том, чего он не знает». И если его «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шевелиться» в нем, «словно сны». Анализ  позволил выявить следующие дидактические элементы его системы: а) ирония, уличающая ученика, да и самого учителя в незнании б) формулирование возникающих противоречий или искусственное создание таковых для обнаружения имеющегося незнания; в) индукция, предполагающая восхождение от частных представлений к общим понятиям; г) конструирование понятий по направлению от поверхностных к более глубоким определениям понятий; д) предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы; е) привлечение собственного опыта для подведения к уже известному ответу, либо, наоборот, для создания напряженности, в которую преподаватель оказывается вовлечён с тем же незнанием, что и его собеседник;

                                                                  <18>                                                         

ж) рефлексия происходящего обсуждения, возвращение к исходным предпосылкам или суждениям. Применение эвристических методов при изучении отдельных разделов развивает у школьников  самостоятельность, способность к самообразованию, это очень важный аспект в подготовке  к жизни после школы Применение эвристических методов в обучении совместно с использованием моделирующих программ позволяет формировать у школьников специальную и другие компетенции, что является основной задачей образования на современном этапе.

Частично-поисковый  метод – один из составляющих эвристического обучения. Можно без преувеличения утверждать, что наиболее часто, в ходе почти каждого урока физики, имеется возможность обращаться к частично-поисковому методу. Цель этого метода – постепенное приближение учащихся к самостоятельному решению проблем.

Частично-поисковый метод предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать учеников к поиску можно на разных этапах урока, используя различные методические приемы. Действительно, само создание проблемных ситуаций и постановка учебной проблемы стимулируют учащегося к умственному поиску, к выдвижению предположений, догадок. Методика проведения урока при этом может быть различной: после постановки учебной проблемы ученикам предлагается дать свое решение и тут же с помощью эксперимента проверить его правильность.

Творческая деятельность предполагает обширные знания, высокое развитие логического мышления, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств.

<19>

В ходе обучения учащиеся ставятся в такие ситуации, в которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию. Творческая поисковая деятельность учащихся организуется на этапе применения знаний и при изучении нового материала.  Познавательная деятельность учащихся организовывается по логике развертывания познавательного творческого процесса. Так, в 8 классе, по теме “Теплопроводность”, учитель показывает опыт “лед не тает в кипятке” и просит учащихся объяснить его. Предлагает учащимся пронаблюдать за результатом опыта. Что происходит со льдом в этом случае? Какой вывод можно сделать на основе опыта? Вода, нагреваемая снизу, передает теплоту. Какой возникает вопрос? Учитель всем своим видом и поведением должен показывать крайнюю заинтересованность в изучаемом явлении, вместе с учащимися удивляться полученному несоответствию.

Метод проектов занимает особое место в арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности.

Участники проектирования творчески подходят к делу и при этом развиваются «самости» ребёнка: самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоанализ, самокоррекция, самоконтроль.  Развитие «самостей» ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей, постановка его в позицию субъекта обучения, а не объекта - это главные идеи личностно-ориентированного обучения (ЛОО). Метод проектов один из главных методов ЛОО, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.

                                                         < 20 >

Б) авторская позиция по раскрываемому вопросу

Описанные выше методы, формы и приемы обучения активно применяются  на уроках физики, как на различных этапах урока, так  и в течение одного урока. На одном  уроке  применяются  проблемные вопросы, проблемные задачи, частично – поисковый метод с применением КСО, ЛОО.

Владея теоретическими знаниями современных технологий, применяя их на уроке, учитель  достигает   поставленные цели, что способствует знанию физики  

В)обобщение теоретических условий для решения проблемы

Считаю, что преподавание физики в сегодняшней школе должно давать твёрдые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше.

Основная часть. Практический раздел.

А) педагогическая деятельность аттестуемого

Мое кредо: цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал.

Полностью согласна с высказываниями великих:

        М.Планк: «Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление».

        Н.А.Умов: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

                                                         < 21 >

Считаю, что нужно помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но всё это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что всё это он делает сам.

Работая учителем физики в 7 -11 классах применяю на уроках описанные выше методы проблемного обучения, технологии ЛОО, КСО, деятельностного подхода, здоровьесбережения, методы графических образов, «живые модели» Являюсь заведующим учебным кабинетом физики. В кабинете соблюдаются все нормы по санитарно-гигиеническому состоянию и по технике безопасности. Кабинет оснащен всем необходимым оборудованием . В рамках Национального проекта « Образование» получено оборудование  кабинета  физики из 86 позиций. Имеется 1 компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки,   имеется выход в Интернет. В кабинете имеется медиатека по классам, кроме 9класса и астрономии. Так же в кабинете имеются рабочие стенды, которые регулярно обновляются. Постоянными стендами являются стенд по технике безопасности и стенды – таблицы, портреты ученых. Ведется работа по накоплению раздаточного материала (тесты, практические задания,  контрольные работы). Имеются папки с конспектами открытых уроков, со сценариями внеклассных мероприятий , с материалами для углубленного изучения предмета, с тестами по ЕГЭ. Имеется методическая литература по предмету. Профессиональные качества учителя – это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к живой мысли, к постоянному самосовершенствованию. Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью. Нельзя дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому только учитель всегда готов к непрерывному самообразованию и самовоспитанию, ибо личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса. 

Из года в год в школе, стало традицией, обязательно проводить предметные недели.

< 22 >

Наше методическое объединение учителей математики, информатики и физики не отстает в этом деле. Каждый год проводим свою предметную неделю, стараясь охватить всех учащихся школы, Во время недели выпускаются тематические стенгазеты с различными ребусами, кроссвордами, занимательными задачами, проводятся олимпиады по предметам, открытые уроки, внеклассные мероприятия. С 2005 года по 2010 год являюсь  классным руководителем. На протяжение данных лет стараюсь сплотить дружный коллектив. Стараюсь воспитать в детях аккуратность, бережливость, взаимопомощь, сопереживание, патриотизм. Имею общественную нагрузку как инспектор по охране прав детства.

Б) содержание экспериментальной или инновационной деятельности

Подготовка и проведение урока включает  соблюдение всех дидактических требований к современному уроку, а именно:

*  четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

*  определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

*  прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке и его отдельных этапах;

*  выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся  

< 23 >

* создание условий успешного учения учащихся.

По возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (по этапам урока),  заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение. Задача каждого учителя – не только научить, а  развить мышление ребенка как на уроках  физики,  так и  когда это возможно, интегрировать знания с другими предметами.

Решение задач на уроках физики открывают перед учителем неограниченные возможности для развития мышления. Необходимо лишь, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул законов, а было бы направлено на обучение анализу явлений,  составляющих условие задачи, учило бы поиску решения задачи. Приступая к решению задачи, ученик, прежде всего, должен представлять себе явление, описанное в условии задачи. Далее надо более внимательно вчитываться в условие задачи и попытаться понять, какие объекты описаны в условии задачи, что о них известно и не содержит ли условие “скрытые” данные. Теперь, когда условие проанализировано, можно приступать к краткой записи задачи, выписывая данные не в том порядке, как они появлялись в тексте, а в той группировке, которая выявилась в ходе анализа. Желательно сделать чертеж к задаче. Только после этого следует приступать к поиску принципов решения задачи. Существуют несколько приемов поиска принципа решения задач: аналитико-синтетический, алгоритмический, эвристический. Ход рассуждений при аналитико-синтетическом приеме начинается с поиска решения задачи  вопроса: что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Может возникнуть следующий вопрос: каких данных не хватает для ответа на вопрос задачи и как их можно определить?

                                                           < 24 >

После выполнения этого логического шага в ходе решения задачи вновь возникают вопросы: решена ли задача? Если нет, то, каких  данных не достает, чтобы ответить на вопрос задачи? Какие данные имеются, чтобы определить эти неизвестные величины? Предстоит выполнить расчеты: выразить все неизвестные величины через известные  и вывести общую формулу для определения искомой величины, проверить ее (совпадают ли наименования величин в левой и правой части выведенного уравнения), подставить данные и получить ответ. Задачи могут решаться не только аналитико-синтетическим приемом, но и алгоритмически. Для типовых задач во многих темах курса физики может быть составлен свой перечень алгоритмических предписаний, руководствуясь которыми, учащиеся осуществляют поиск решения задачи. В некоторых темах решение задачи возможно лишь на основе эвристического приема. При эвристическом приеме ученик, после проведения анализа условия задачи и его записи, пытается найти ответ на такие вопросы: что требуется определить в задаче? Продвигает ли нахождение этой величины к достижению цели? Если нет, то в чем причина неудачи? Если да, то какую следующую величину можно определить? И т.д. Каким бы приемом не решалась физическая задача, она требует от решающего   активной мыслительной деятельности. Однако решение задач способствует развитию мышления школьников лишь в том случае, если каждый ученик решает задачу сам, прилагая для этого определенные усилия. С целью развития мышления полезно предлагать учащимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д. Работая по УМК Л.Э.Генденштейна в 7, 10 и 11 классах, использую на уроках задачник, который составлен таким образом, что позволяет осуществлять индивидуализированную работу с учащимися разного уровня развития.

                                                       <25>

Задания первого уровня использую для закрепления нового материала, индивидуальных заданий на дом, поверки знаний слобоуспевающих учащихся. Задания второго уровня даются на дом и решаются в классе. Для учащихся с высокой мотивацией к учению даются задания третьего уровня. Задачи из задачника используются для проведения уровневых самостоятельных и контрольных работ. 

Работа  с учебным текстом способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга. Предлагает к использованию различные виды самостоятельной работы с учебником: нахождение ответов в тексте учебника на поставленные учителем вопросы; повторение формулировок законов, определений понятий, формул; нахождение ответов на вопросы, приведенные в конце параграфа; чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса; чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления планов; нахождение в тексте того, о чем не говорил учитель; нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы; сравнение рисунков, схем, таблиц, составление таблиц по  материалу учебного текста, составление таблицы формул по текстам одного или нескольких параграфов. Учебник физики для 7 класса Л.Э.Генденштейна  двухуровневый: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня  - прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности.  Кроме того сам текст параграфа содержит четко выделенные определения голубой вертикальной чертой, и «?» знаки на полях в тех местах текста, где необходимо закрепление нового материла (рефлексия), которые предлагают учащимся решить простые, устные - качественные  или письменные - расчетные  задачи.                                                                 <26>

В тексте имеются готовые задачи второго уровня, являющиеся примером для решения домашнего задания, а так же экспериментальные задания «Домашняя лаборатория», много красочных рисунков с пояснениями , краткий конспект в конце «Что мы узнали» .

<27>

 Тесты на уроках,  использую в процессе обучения  как средство контроля за состоянием знаний и умений учащихся по какой-либо теме, а также использую логические тесты в процессе введения новых математических понятий, усвоения физической терминологии,  формирования умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний и т.п.

Для решения таких тестов,  кроме знаний из школьной физики,  необходимо умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии,  делать выводы и обосновывать их. Такая  форма  проведения контроля  является  более привлекательной.

Тесты позволяют организовывать на уроках интересные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, развитию логического мышления учащихся,  Это может быть и контроль усвоения теоретического материала, и контроль умения применять теорию на практике, т.е. решения задач.

В первом случае эффективны тесты. Во втором, кроме тестов, непосредственно решение задач чтобы найти из четырех предложенных один правильный ответ. Как правило, контроль знаний на уроках физики проходит в виде смешанных тестов, содержащих и вопросы теории, и расчётные задачи.

Тренировочное решение задач, тестов, непосредственно выполнение контрольной работы с тестовым содержанием  стимулируют учащихся к более глубокому изучению материала, готовят к ЕГЭ и ГИА.

В целях проверки усвоения учебного материала даю задания на самостоятельное составление  тестов  для последующей работы  в парах на уроке  повторения  или этапе актуализации знаний .( прил.)

<28>

Графические образы на уроках физики

Как уже отмечалось выше, активизация процесса обучения является одной из основных задач, стоящих перед школой. Решение этой задачи идет по разным направлениям, в том числе и по направлению усиления наглядности. Термин “наглядность” в настоящее время понимается очень широко. Мы же ограничимся его первоначальным значением и будем говорить о роли визуальной наглядности. Известно, что к средствам такой наглядности следует относить не только сами предметы, но и их изображения - рисунки, которые могут быть выполнены в схематизированном (упрощенном) или символическом (упрощенном) виде. Символическое изображение предмета по форме уже не напоминает самого предмета, а отображает его функцию, т.е. служит своеобразным понятием. Графические образы(рисунки, схемы, графики) особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. В этом случае система графических образов может взять на себя функции языка. Недооценку роли рисунков приходится иногда наблюдать при показе демонстраций. Некоторые учителя считают излишним обращение к рисунку, если явление было показано в “натуральном ” виде.  Рисунки, сопровождающие эксперимент, содействуют развитию у учащихся наблюдательности, умению выделять предмет из окружающей действительности, видеть в плоском изображении объемное, производить масштабные преобразования. Правильно выполненный рисунок с некоторыми объяснительными надписями служит своеобразным графическим конспектом урока, который чрезвычайно удобен для повторения изучаемого материала и при ответах учащихся.

<29>

Для того чтобы графический язык успешно служил целям познания, графические образы должны однозначно соответствовать фрагментам действительности.   Применяемые учителем рисунки по степени сложности можно разбить на две группы: простые, которые, безусловно, может и должен выполнять каждый учитель; сложные, которые должны воспроизводиться типографским способом или людьми соответствующей квалификации.

Простые рисунки учитель выполняет по ходу рассказа, а не использует заранее заготовленные на доске или на листах бумаги, а также полученные методом проецирования на экран. Это требование основано на психологических законах восприятия: ученик невольно следит за движениями руки учителя, сам повторяет аналогичные действия в тетради, а параллельный рассказ учителя способствует “овеществлению” отдельных линий рисунка. Рисунок этого типа должен воспроизводиться учеником при ответах.

Сложные рисунки могут быть представлены в виде книжных иллюстраций или настенных учебных таблиц. Такие рисунки желательно сопровождать простой скелетной схемой, которая поможет учащимся закрепить в памяти необходимую информацию.

Рисунки, применяемые на уроках физики, играют  огромную роль в формировании образов, которые лежат в основе представлений учащихся об основных физических явлениях.  Метод графических образов применяется мною не только при объяснении нового материала, но и при решении задач, опросе домашнего задания – это рисунки моделей строения солнечной системы, атома, опытов, как демонстрационных, так и теоретических, иллюстрации к условию задачи, графики, схемы электрических цепей.

<30>

Использование занимательного материала

                Учителя нередко ставят знак равенства между интересом и занимательностью. Занимательность относится не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству вещей, предметов, явлений, воздействующих на интерес, возбуждающих его. Свойства эти проявляются в новизне, неожиданности, странности, несоответствии с прежними представлениями. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации познавательной деятельности факт немаловажный.

                Разнообразие занимательных форм обучения на уроках  (игры-упражнения, состязания, конкурсы, «сигнальные карточки», живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности,  располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

           Предполагается, что при использовании на уроках физики занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность учащихся и повысится интерес к предмету.

<31>

Примеры занимательных материалов: 

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой
Большой кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды «наоборот» - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Для образного видения явлений природы учащимся предлагается отгадать загадку и дать объяснение загаданному физическому явлению. Например: «Разноцветный мост встал на сто вёрст». (Радуга).Вопрос: Благодаря какому физическому явлению образуется радуга?
Ответ. Благодаря дисперсии.
Загадывать можно и физический прибор.
Например:
Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток. (Компас)

<32>

Один из способов повышения интереса к предмету - использование художественной литературы на уроках физики. Закрепляя знания о новых физических явлениях, предлагается поиграть в «физиков» и «лириков»: проиллюстрировать каждое явление природы каким-либо поэтическим произведением. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

Сомненье, вера, пыл живых страстей
Игра воздушных мыльных пузырей:
Тот радугой блеснул, а этот – серый,
И разлетятся все

Вопрос. Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие - нет
Ответ Радужные полосы на поверхности мыльного пузыря возникают в результате интерференции световых волн, отражённых от его внутренней и наружной поверхностей. Плёнка сначала бесцветная, так как имеет приблизительно равную толщину. Затем раствор постепенно стекает вниз. Из-за разной толщины нижней утолщённой и верхней утончённой плёнки появляется радужная окраска.)

Во многих художественных произведениях можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются физические ошибки, неточности. Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление. Произведения художественной литературы полезно привлекать и рассказывая об ученых-физиках. Чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемой теме учитель может использовать статьи из книг с  фактами жизни

<33>

С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач полезно предлагать школьникам самим составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т.п.).
Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.

Для интеллектуального развития учащимся предлагается сыграть в какую-то определённую игру, при этом:

*игра должна быть простой и понятной, уровень заданий должен *соответствовать уровню подготовки детей;

*желательно найти интересное оформление;

*итоги следует подводить быстро, чётко, справедливо;

*взаимоотношения участников должны быть доверительными, уважительными.

Например:  предлагается сыграть в игру ''Восхождение к вершине'' Формируются 4 - 5 групп - это альпинисты, восходящие к вершине. У каждой команды свой флажок. Стартуют одновременно; побеждает команда, которая взойдёт первой. На ответ даётся 1 мин. Каждая команда проходит все базы, оставаясь на каждой до тех пор, пока не даст полный и правильный ответ. Очерёдность хода  определяется темпом решения задач.  ( Прил )

Использование занимательных материалов на уроках физики повышает у учащихся интерес к предмету, что в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает любознательность, творческие способности учащихся, воспитывает коллективизм.

<34>

Физический эксперимент

Учебный физический эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из важнейших познавательных умений является умение наблюдать. На основе результатов наблюдений осуществляется сравнение и сопоставление изучаемых объектов, выявление в них главного, существенного. В сознании образуются представления, которые в последующем развитии трансформируются в понятия. Наблюдательный человек познает значительно больше ненаблюдательного человека.

Восприятие – отражение в сознании человека окружающей действительности, субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на органы чувств (анализатор или систему анализаторов). В соответствии с учебными программами школьники должны выполнять большое количество наблюдений и опытов в процессе изучения курса физики. Однако, как показывают исследования к моменту окончания средней школы многие из них не в состоянии выполнить наблюдения и опыты самостоятельно, без инструкций, в которых подробно расписано, что и как нужно делать.

Выяснилось, что они приучены только к воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. В деятельности по наблюдению и выполнению опытов выделяются основные операции и действия, не зависящие от частных особенностей материала, определяется логическая последовательность их выполнения. На этой основе вырабатывается (совместно с учащимися) алгоритмическое предписание, обосновывается необходимость умения выполнять четко, осознанно каждую операцию.

<35>

На начальном этапе у учеников вырабатывается умение уверенно и грамотно выполнять отдельные операции, а затем рассматривается наиболее рациональная последовательность выполнения операций в процессе наблюдений и опытов. Разумеется, что процесс формирования у учащихся умения самостоятельно выполнять опыты начинается с выработки у них умения выполнять простейшие операции, без которых невозможен эксперимент.

В первую очередь учащихся следует научить пользоваться лабораторным оборудованием (приборами и материалами, штативами и принадлежностями к ним, источниками энергии, подставками, подъемными столиками), соблюдать правила техники безопасности.

Далее идет выполнение измерений, включающее чтение шкал приборов, определение цены деления шкалы прибора, его нижнего и верхнего пределов измерения, отсчет и правильная запись показаний прибора, определение погрешности измерения. У учащихся необходимо также выработать умения правильно фиксировать результаты наблюдений и измерений различными способами (рисунки, таблицы, графики, фотографии, видеозапись).

Наблюдения и опыты учащимися должны проводиться не только на лабораторных работах и лабораторных практических занятиях. В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы. Фронтальные опыты –кратковременные фронтальные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса под руководством учителя без оформления их в лабораторных тетрадях.

                                                                       <36>
Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

С целью развития мышления учащихся и развития их познавательной самостоятельности, наряду с использованием фронтальных опытов надо шире применять эвристический прием проведения фронтальных лабораторных работ. Эвристический прием выполнения фронтальных лабораторных работ предполагает проведение их для изучения соответствующего материала. Эвристически поставленные фронтальные лабораторные развивают познавательную самостоятельность учащихся, знакомят их с сущностью экспериментальных исследований, способствуют осмысливанию изучаемого материала и прочности усвоения. Такие лабораторные работы наряду с фронтальными опытами должны широко применяться в школьной практике, особенно на первой ступени обучения физике. В дальнейшем самостоятельность учащихся при выполнении работ должна повышаться, и после коллективного обсуждения плана выполнения работы экспериментальные задания учащиеся должны выполнять самостоятельно, без соответствующих указаний учителя. Обсуждение результатов экспериментов проводится при этом не поэтапно, а в конце выполнения всей работы (или на следующем уроке), а иногда основные выводы учащиеся формулируют самостоятельно, до коллективного их обсуждения. Так программа Л.Э. Генденштейна предусматривает 13 л.р.для 7 класса, 12л.р.для 8 класса, 10л.р.для 9 класса в основной школе, а так же  10 л.р.в 10 классе и  9 л.р в 11 классе средней школы :итого за весь курс обучения- 54 л.р. , которые способствуют выработке навыков обращения с приборами, развития исследовательских компетенций учащихся.

<37>

Нетрадиционный урок

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

          На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности.  Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический. В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образно - чувственное восприятие материала, можно провести уроки физики в стихах, в сказках.

<38>

     Уроки в классах с физической направленностью, где материал изучается глубоко, в деталях, со всеми "тонкостями", хорошо провести в форме конференции или же экскурсии на производственное предприятие.

Таким образом, познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. И когда учитель заставит биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.

Нетрадиционных форм проведения занятий по физике существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-хоккей, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок – суд,  урок – конференция, урок- исторический обзор и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Интерес к уроку можно поддерживать необычными приёмами обучения, новизной подачи материала. Поэтому наряду с традиционными методами  я использую различные формы проведения уроков и элементов урока: конкурс,  физический  диктант, лекция, интеллектуальные игры, уроки конференции. Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой.

<39>

Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т.д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.

Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует  формированию и развитию у учащихся навыков творческого подхода к решению задач,   использованию полученных знаний и умений в новых, нетиповых ситуациях, созданию индивидуальных, оригинальных способов и подходов к реализации поставленных перед ними учебных задач. Считается, что уроки-конференции целесообразно проводить только в старших классах и что на таких уроках активно работает лишь половина учащихся.

 Проанализировав материалы газет «Физика» (приложение к газете «1 сентября»), я пришла к мнению, что в рамках проектной деятельности такие уроки можно проводить и в 7-9 классах. Так в 2009 -2010 учебном году в 7 ( обучение  по программе Н.М.Шахмаева) и 10 классе( по программе Л.Э.Генденштейна) был проведен урок-конференция  по теме «Тепловые двигатели и охрана  среды», на котором роли ученых играли учащиеся 10 класса , а содокладчиками  были учащиеся 7 класса со своими мини- проектами. Такие уроки проходят живо и эмоционально, оставляют глубокий след в памяти учащихся, которые вспоминают  на вечере встречи выпускников свои роли, волнение, и процесс подготовки к конференции.

<40>

Использование ПК

Компьютер постепенно входит в процесс обучения, перестал быть экзотикой и стал необходимым рабочим инструментом. Включение компьютеров в учебный процесс заставляет решать новые методические задачи. Компьютер – универсальное средство, поэтому его применяю в качестве наглядного пособия, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средства обучения, использую проектор для подачи материала, как на уроках так и во внеурочной деятельности.

Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу,  интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.

Следует отметить,  что учащиеся проявляют больший интерес и относятся с повышенным вниманием к тем урокам, на которых используется современная компьютерная техника. Существуют обучающие программы по физике, которыми может пользоваться учитель при проведении урока. Например:

<41>

Живая Физика (Interactive Physics) 
Компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. Работа программы основана на численном интегрировании уравнений движения. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации К задачам курса физики, разработать новый методический материал, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу. Методическое сопровождение программы содержит несколько десятков готовых физических задач и моделей экспериментальных установок.
Категория пользователя: VI—XI классы. 

Репетитор Физика 1C 
Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.
Категория пользователя: старшеклассники. 

Также в качестве прикладных программ при изучении физики могут использоваться приложения MS Office, такие как Power Point, и др. С помощью презентаций, разработанных в Power Point, учащиеся представляют результаты своих исследований по данной теме

                                                               <42>

Вертуальная школа Кирилла и Мефодия

Мультимедийное пособие для учителя с разработкой уроков физики для всех классов, тренажерами в конце каждой темы, демонстрацией опытов, физических явлений, информацией об ученых нравится учащимся по ряду причин: сразу получают результат, работая на тренажере,  можно воспользоваться справочным материалом, подсказками.

Таким образом, при проведении уроков физики с компьютерной поддержкой используются формы и методы, которые:

– позволяют сделать обучение наиболее привлекательным и доступным для молодёжи при сохранении необходимого научного уровня;

– решить давно назревшие проблемы личностно ориентированного подхода к обучению;

– развить очень актуальное сейчас умение работать с компьютерной техникой.

Сегодня в педагогике и психологии большое внимание уделяется вопросу развития в процессе обучения творческих способностей учащихся. Здесь мы исходим из того, что тренировка — один из необходимых и важнейших средств обеспечения высокий эффективности обучения и развития творческого потенциала учащихся. Для решения проблемы соотношения “компьютерного” и “человеческого” мышления необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др..С другой стороны, обучающие и контролирующие программы должны предоставлять

<43>

пользователю возможность построения своего собственного алгоритма действий, а не навязывать ему готовый, созданный программистом. Благодаря построению собственного алгоритма действий ученик начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, что особенно важно для их осмысления.

Информационная технология позволит учащимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшая, таким образом, понимание изучаемого материала и, что особенно важно, их умственное развитие. Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современного курса физики не стоял вопрос о привязке к нему информационной технологии. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Для систематического использования информационной технологии в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) весь школьный курс физики.

В) количественные качественные показатели эффективности проведенной работы

             Результаты административных и срезовых работ по темам   « Оптика», «Механика», «Электромагнитное поле»  за несколько лет  как видно из приведенной таблицы практически стабильны, степень обученности учащихся соответствует норме – больше 46%. Такие результаты свидетельствуют о том, что методы проблемно – поискового обучения с применением современных технологий здоровьесбережения, ЛОО, КСО, деятельностного подхода, использование ПК формы и приемы обучения , осваиваемые мною,   способствуют получению  таких результатов

<44>

Дата

класс

тема

По спис

Выполнял

Оценки

ПУ

ПК

СОК

31.01.09

7

« Масса. Плотность. Сила. Давление».

14

9

«5»-1

«4»-5

«3» -3

«2»-0

100%

55%

59%

15.11.10                                                                    

7

«Механическое движение».                                                                                                              

17

14

«5»-2

«4»-6

«3»-5

«2»-1

94%

57%

55%

 20.11.09

9

 « Законы движения и взаимодействия тел»

17

17

«5»-3/0

«4»-4/1

«3»-8/9

«2»-3/7

82%

59%

35%

6%

49%

29%

20.11.10

9

 « Законы движения».

12

9

«5»-3

«4»-4

«3»-3

«2»-0

100%

64%

64%

25.11.10

10

  «Динамика»

9

8

«5»-2

«4»-3

«3»-3

«2»-0

100%

63%

63%

17.02.10

11

« Оптика ».

5

4

«5»-1

«4»-1

«3»-2

«2»-0

100%

50%

59%

05.02.09

11

«Линзы. Геометрическая оптика ».

13

9

«5»-1

«4»-4

«3»-4

«2»-0

100%

55%

55,5%

20.01.09

11

« Электромагнитные волны».

13

11

«5»-4/3

«4»-6/4

«3»-1/3

«2»-0/1

100%

90%

90%

77%

74,5%

61%

26.02.10

8

« Магнитное поле».

13

12

«5»-3

«4»-7

«3»-1

«2»-1

92%

83%

67%

<45>

Г)анализ и систематизация полученных результатов, их оценка с точки зрения значимости для массовой педагогической практики

В течение ряда лет ученики посещают консультации по предмету. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Работа со слабоуспевающими учащимися проводится во время уроков  на индивидуальных консультациях. Учащиеся периодически выбирают для сдачи экзамен по физике. Результаты которого,  улучшаются в последние годы. Вот результаты ЕГЭ 2006 года : сдавало 4 человека

43 балла -1 чел ( Столбун М)

41 балл -1 чел (Зозуля Е)

37 баллов -1 чел. (Мотузников И)

33 балла -1 чел (Чуб)

И результаты ЕГЭ  2008 -2009 учебном году, который сдавали  10 человек и получили  следующие баллы:

 42 балла – 3 чел (Бахман А, Владыкин О, Крамаренко В)

39 баллов -1 чел( Маланина А)

36 баллов – 2чел (Найденко М, СидоренкоЮ)

34 балла -1чел (Хворост В)

30 баллов  - 1чел (Рыбальченко В)

25 баллов -1чел (Белова Мария)-

18 баллов – 1чел (Задорожная А)

<46>

В 2008 -2009 учебном году в 9 классе по билетам экзамен сдавал 1 чел – Пономарь К  с оценкой «5».

        Выпускники школы поступали в учебные заведения с обязательным изучением физики , получали технические профессии. В вузах области :

АЧГАА- -10чел, ДГТУ- 1чел, РВИРВ -1 чел, НПИ – 5 чел, ЮФУ(РГПИ) -5 чел; в  техникумах -   СИТ – 6 чел,  п. Гигант -4 чел, ЮРГТУТК(НПИ) -4 чел.

В течение всего периода работы  учителем физики  с 1996 по 2010 г   учащихся, отстающих по  результатам  года не было.

       Результаты первой четверти этого учебного года среди учащихся 7-9 классов: обучается -48 чел, получили оценки:

«5» -10чел  ПУ -100%

«4» -17 чел,  ПК -56%

«3» -21 чел СОК -59%

Д) условия распространения опыта

Периодически провожу открытые уроки.

В2009 – 2010 учебном году  проведены уроки: «Тепловые двигатели и охрана среды» -урок конференция, (7и10кл), урок- дискуссия «Ядерная энергия -за и против» (9кл). « Спутники розы -  восхищение и слезы» урок по теме давление твердых тел (7кл), 2010 -2011 учебный год « Второй закон Ньютона» (10 кл).  принимаю участие в работе МО школы и района, выступала на педсовете по теме « Индивидуализированный подход к учащимся»

<47>

Заключение

А) общие выводы по результатам проведенной работы их оценка

Мастерство педагогическое, в отличие от мастерства в других отраслях человеческой деятельности, имеет одну особенность: оно - не достигнутый рубеж, цель, к которой педагог стремится всю жизнь, сознавая, что никогда не достигнет ее полностью.

Ведь с годами и опытом растет требовательность к себе и к своим учащимся, результаты, удовлетворяющие учителя в первые годы его работы, уже не удовлетворяют его в зрелом возрасте.

Можно с уверенностью сказать, что учитель физики в своей работе постоянно сталкивается с различными трудностями и проблемами: как ставить вопросы, искать аналогии, перебирать варианты и находить нужный, а главное, - как сделать учебный процесс интересным, захватывающим.

Б)рекомендации по внедрению в практику

Внедрение в практику методов проблемно – поискового обучения позволяет осуществлять деятельностный подход в работе с учащимися. На уроках физики , применяя современные технологии обучения: методы проблемного обучения,  КСО, ЛОО, информационные технологии, учитель достигает хороших результатов в обучении. Практически на каждом уроке , начиная с 7 класса по 11 класс  возможно применение проблемного обучения и других современных технологий. Необходимо найти «золотую середину» , применяя данные технологии, чтобы не навредить здоровью и психическому развитию детей, способствовать становлению личности .

<48>

При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таки компьютерных  программ с другими (традиционными) средствами обучения. Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Контроль одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в оптимальном темпе, для каждого конкретного человека. Таким образом, предполагается, что информационную технологию наиболее целесообразно применять для осуществления предварительного контроля знаний, где требуется быстрая и точная информация об освоении знаний учащимися, при необходимости создания информационного потока учебного материала или для моделирования различных физических объектов.

В) направления и перспективы дальнейшей работы

В дальнейшей работе необходимо продолжить овладение новыми технологиями и внедрение их в практику работы с учащимися. Необходимо найти для себя наиболее приемлемые методы и приемы применения этих технологий. Продолжить работу по предложенной теме  и интегрировать с современными технологиями  применяемую ранее – технологию блоковой подачи материала, а так же продолжить осваивать методику работы по учебникам базового уровня Л.Э. Генденштейна  для 7-9 классов.

<49>

Список литературы

  1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:        http://www.physfac.bspu.secna.ru
  2. Зверева Н.М.. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980
  3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983
  4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усовой. – Москва: Просвещение, 1990
  5. Семке А.И. Уроки физики в 9 классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 352 с.: ил. – (Учитель года России)
  6. В.В. Гузеев, Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999 год, 97 стр.
  7.  Л.М.Фридман, Психопедагогика общего образования, Москва, институт практической психологии, 1997 год, 287 стр.

 


        


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

материал излагает особенности проблемно-диалогического обучения на уроках физики...

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии

Практическое применение  методов  личностно – ориентированного обучения на уроках географии...

Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся

Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках  физики в классах очно-заочной формы обучения"...