Рабочая программа по физике
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7_klass_izm.doc | 169.5 КБ |
programma_8_klass_izm.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 5 контрольных работ
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Введение | 3 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 3 | 1 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 1 | 2 |
5 | Работа и мощность. Энергия | 13 | 2 | 1 |
6 | Повторение | 5 | ||
ИТОГОВАЯ контрольная работа | 1 | 1 | ||
ВСЕГО | 70 | 8 | 5 |
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
(70 часов)
Физика и физические методы изучения природы. (3 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Градуирование пружины динамометра
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Работа и мощность. Энергия. (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (5 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | ||
План | Факт 7А | Факт 7Б | ||
ВВЕДЕНИЕ (3ч) | ||||
1 | Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физика наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона | |||
2/2 | Физические величины, измерение физических величин. Система единиц | |||
3/3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | |||
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6ч) | ||||
4/1 | Строение вещества. Молекулы | |||
5/2 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | |||
6/3 | Диффузия. Скорость молекул и температура тела. | |||
7/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | |||
8/5 | Три состояния вещества | |||
9/6 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21ч) | ||||
10/1 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения. | |||
11/2 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. | |||
12/3 | Расчет скорости, пути и времени движения. | |||
13/4 | Решение задач на расчет v, s, t | |||
14/5 | Решение задач на расчет v, s, t | |||
15/6 | Инерция | |||
16/7 | Взаимодействие тел | |||
17/8 | Масса тала. Единицы массы. | |||
18/9 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | |||
19/10 | Плотность вещества | |||
20/11 | Лабораторные работы №4 и №5 «Измерение объема твердого тела» и «Определение плотности твердого тела» | |||
21/12 | Решение задач на расчет массы и объема тела по его плотности. | |||
22/13 | Решение задач на расчет массы и объема тела по его плотности. | |||
23/14 | Контрольная работа №1 | |||
24/15 | Сила. Сила – причина изменения скорости. | |||
25/16 | Явление тяготения, Сила тяжести. | |||
26/17 | Сила упругости | |||
27/18 | Единицы силы. Связь между силой и массой | |||
28/19 | Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины динамометра» | |||
29/20 | Графическое изображение силы. Сложение сил. | |||
30/21 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. |
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21ч) | ||||
31/1 | Давление. Способы увеличения и уменьшения давления | |||
32/2 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». | |||
33/3 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». | |||
34/4 | Кратковременная контрольная работа №2 (25 – 30 мин). Закон Паскаля | |||
35/5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | |||
36/6 | Решение задач на расчет давления в жидкости. | |||
37/7 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. | |||
38/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления. | |||
39/9 | Измерение атмосферного давления | |||
40/10 | Барометр – Анероид. Атмосферное давление на разных высотах. | |||
41/11 | Манометры | |||
42/12 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | |||
43/13 | Архимедова сила | |||
44/14 | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | |||
45/15 | Плавание тел | |||
46/16 | Условие плавания тел | |||
47/17 | Плавание судов | |||
48/18 | Воздухоплавание | |||
49/19 | Решение задач по теме «плавание» | |||
50/20 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание, воздухоплавание | |||
51/21 | Контрольная работа №3 по теме «Давление» | |||
Работа и мощность. Энергия. 13 часов | ||||
52/1 | Работа | |||
53/2 | Мощность | |||
54/3 | Решение задач по расчету работы и мощности | |||
55/4 | Рычаги | |||
56/5 | Момент силы | |||
57/6 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага» | |||
58/7 | Блоки. Золотое правило механики. | |||
59/8 | КПД. Решение задач | |||
60/9 | Лабораторная работа №9 «Определение КПД наклонной плоскости» | |||
61/10 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.. Закон сохранения энергии. | |||
62/11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | |||
63/12 | Обобщение материала по теме «Работа. Мощность. Энергия» | |||
64/13 | Контрольная работа №4 «Работа. Мощность. Энергия» | |||
65 | Обобщение материала по теме «Строение веществ, их свойства» | |||
66 | Обобщение материала по теме «Взаимодействие тел» | |||
67 | Обобщение материала по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |||
68 | ИТОГОВАЯ контрольная работа | |||
69 | Анализ контрольной работы | |||
70 | Урок обобщения и систематизации знаний |
Лист внесения изменений в календарно-тематическое планирование
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
«РАССМОТРЕНО» Протокол методического объединения учителей от __._________№___ Руководитель ШМО/РМО _____________ _____________________ Дата. 02.09.2013 |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по НМР __________________________
Дата.02.09.2013 |
«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета от ____.__________№____ Дата.02.09.2013 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10
« |
Рабочая программа по физике
8 класс
составлена на основе
авторской программы по физике под редакцией Е.М.Гутник, А.В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Составитель:
Учитель физики Захарова Н. В.
Егорьевск, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 12 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Тепловые явления | 26 | 2 | 2 |
2 | Электрические явления | 21 | 5 | 1 |
3 | Электромагнитные явления | 6 | 2 | - |
4 | Световые явления | 12 | 3 | 1 |
5 | ИТОГОВАЯ контрольная работа | 1 | 1 | |
Повторение | 4 | |||
ВСЕГО | 70 | 12 | 5 | |
Содержание программы учебного предмета.
(70 часов)
Тепловые явления (14 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. 12 часов
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления. 21 часов
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. 6 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления 12 часов
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Итоговое повторение 5 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВЫАНИЕ
№ урока | ТЕМА УРОКА | Дата | ||
Планируемая | Фактическая 8А 8Б | |||
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||
1/1 | Тепловое движение. Внутренняя энергия | |||
2/2 | Способы изменения внутренней энергии тела | |||
3/3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | |||
4/4 | Конвекция. | |||
5/5 | Излучение. | |||
6/6 | Примеры теплопередачи в природе и технике. | |||
7/7 | Количество теплоты. | |||
8/8 | Удельная теплоемкость вещества. | |||
9/9 | Расчет количества теплоты, необходимог7о для нагревания тела или выделяемого при его охлаждении. | |||
10/10 | Лабораторная работа №1. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | |||
11/11 | Решение задач | |||
12/12 | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. | |||
13/13 | Контрольная работа №1 | |||
14/14 | Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | |||
15/15 | Удельная теплота плавления. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. | |||
16/16 | Решение задач. | |||
17/17 | Испарение и конденсация. | |||
18/18 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | |||
19/19 | Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. | |||
20/20 | Лабораторная работа №2 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра» | |||
21/21 | Решение задач | |||
22/22 | Превращение энергии в механических и тепловых процессах. | |||
23/23 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | |||
24/24 | КПД теплового двигателя. | |||
25/25 | Обобщение материала по теме «Тепловые явления» | |||
26/26 | Контрольная работа №2 | |||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||
27/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | |||
28/2 | Электроскоп. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. | |||
29/3 | Строение атома. | |||
30/4 | Объяснение электрических явлений. | |||
31/5 | Электрический ток . Источники тока. | |||
32/6 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | |||
33/7 | Сила тока. | |||
34/8 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках». | |||
35/9 | Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | |||
36/10 | Электрическое сопротивление проводников. Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления проводника». | |||
37/11 | Закон Ома для участка цепи. | |||
38/12 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | |||
39/13 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» | |||
40/14 | Последовательное соединение проводников. | |||
41/15 | Параллельное соединение проводников. | |||
42/16 | Решение задач | |||
43/17 | Работа электрического тока. | |||
44/18 | Мощность электрического тока. Лабораторная работа №7 «Измерение Работы и мощности электрического тока» в электрической лампе». | |||
45/19 | Нагревание проводников электрическим током. | |||
46/20 | Обобщение по теме. | |||
47/21 | Контрольная работа №3. | |||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||
48/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. | |||
49/2 | Магнитное поле катушки с током. | |||
50/3 | Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | |||
51/4 | Постоянные магниты. | |||
52/5 | Электродвигатель. Лабораторная работа №8 «Изучение электродвигателя постоянного тока» | |||
53/6 | Обобщение по теме. | |||
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||
54/1 | Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. | |||
55/2 | Законы отражения света. | |||
56/3 | Плоское зеркало. | |||
57/4 | Лабораторная работа №10 «Изучение законов отражения света» | |||
58/5 | Преломление света. | |||
59/6 | Лабораторная работа №11 «Наблюдение явления преломления света» | |||
60/7 | Линза | |||
61/8 | Построение изображений в тонких линзах. Лабораторная работа №12 «Получение изображений с помощью линз» | |||
62/9 | Оптические приборы. | |||
63/10 | Разложение белого света на цвета | |||
64/11 | Обобщение материала по теме. | |||
65/12 | Контрольная работа №4 | |||
66 | Повторение темы: «Тепловые явления». | |||
67 | Повторение темы: « Электрические явления» | |||
68 | Повторение темы: «Электромагнитные явления» | |||
69 | Итоговая контрольная работа | |||
70 | Анализ контрольной работы |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
«РАССМОТРЕНО» Протокол методического объединения учителей от __._________№___ Руководитель ШМО/РМО _____________ _____________________ Дата. 02.09.2013 |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по НМР __________________________
Дата.02.09.2013 |
«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета от ____.__________№____ Дата.02.09.2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...