КТП по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тээлинская средняя общеобразовательная школа им.В.Б.Кара-Сала
«Утверждаю» Директор школы: ___________ Серен-Чимит А.О. От «_____»_______2013 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _________ Опакай Д.Б. От «_____»_______2013 г.
| «Рассмотрено» На заседании МО учителей физики и информатики _________ От «__» ___2013г |
Календарно-тематическое планирование по физике 2013-2014 г
По физике
Класс 9 в
Учитель: Дойбухаа Чодураа Аяс-ооловна
Количество часов: 68 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ 6 часов,
Лабораторных работ 5 часов.
Программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Учебно-методический комплект
- Физика. 9 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ .В.Перышкина, Е.М.Гутник.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.- 256с.:ил.
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 кл.сред.шк.-15-е изд. – М.: Просвещение, 1994.-224 с.: ил.
Тээли 2013г.
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
ü освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
ü овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
ü воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
ü использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф.Кабардина, В. А. Коровина и др, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».
Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
ü смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
ü смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
ü смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
ü описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
ü использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
ü представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
ü приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
ü решать задачи на применение изученных физических законов;
ü осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
(Всего 68 ч, 2 ч в неделю)
Дата | Коли-чество часов | Раздел прог-раммы | Тема урока | Основа урока | Знания | Умения | Домаш-нее задание |
| 28 | Законы взаимодействия и движения тел | Законы движения и взаимодействия тел | ||||
| 1/1 | Вводный инструктаж по ТБ Материальная точка Система отсчета | Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Решение задач упр. 1 (3, 5)
| Правила техники безопасности в физкабинете. Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение
| Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения | П. 1 Упр. 1 | |
| 2/2 | Перемещение | Объяснение учителя п. 2 Решение задач №9, 10 – Р
| Понятия: вектор, перемещение | Определять перемещение тела | П. 2 Упр. 2 *№19-Р | |
| 3/3 | Определение координаты движущегося тела | Объяснение учителя п. 3 Решение задач №11, 13, 20 – Р | Понятия проекция вектора Формулы координаты тела
| Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела | П. 3 Упр. 3 |
| 4/4 | Законы взаимодействия и движения тел | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Объяснение учителя п. 4 Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении | Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении | П. 4 Упр. 4 |
| 5/5 | Прямолинейное равноускоренное движение Ускорение | Объяснение учителя п. 5 Решение задач упр. 5 (1), №50-Р | Формула, единицы ускорения Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение
| Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении | П. 5 Упр. 5 (2,3) | |
| 6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения График скорости | Объяснение учителя п. 6 Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равноускоренном движении Упр 6(3) | Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении
| П. 6 Упр. 6 | |
| 7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Объяснение учителя п. 7 Решение задач №69, 78, *68-Р | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении
| Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | П. 7 Упр. 7 *№71 – Р |
| 8/8 | Законы взаимодействия и движения тел | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Объяснение учителя п. 8 Решение задач №54 – Р, упр. 8(2)
Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение» | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
| Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | П. 8 Упр. 8 (1) *№51 – Р |
| 9/9 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ
Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя | Правила ТБ при выполнении лабораторных работ Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении | Повт. п. 1-8 | |
| 10/10 | Решение задач по теме «Основы кинематики» | Физический диктант по п. 1-8 Фронтальное и самостоятельное решение задач на расчет характеристик прямолинейного равноускоренного движения | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения | П. 1- 8 №3, 52, 53, 63 – Р |
| 11/11 | Законы взаимодействия и движения тел | Обобщающий урок по теме «Основы кинематики» | Решение задач на расчет характеристик прямолинейного равномерного и равноускоренного движения в игровой форме | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений | П. 1-8 |
| 12/12 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении Понятия: перемещение тела, материальная точка | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений Читать графики скорости |
| |
| 13/13 | Относительность движения | Анализ контрольной работы Самостоятельное изучение п. 9 Решение задач из упр. 9 | Сущность относительности движения
| Решать задачи на расчет относительной скорости | П. 9 Упр. 9 (1,4) * Упр. 9(5) | |
| 14/14 | Инерциальные системы отсчета Первый закон Ньютона | Объяснение учителя п. 10 Решение задач №112, 113, 115 – Р
Доклад «И. Ньютон» | Понятия: ИСО Первый закон Ньютона | Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений
| П. 10 Упр. 10 |
| 15/15 | Законы взаимодействия и движения тел | Второй закон Ньютона | Объяснение учителя п. 11 Решение задач упр. 11 (1), | Второй закон Ньютона Формула второго закона Ньютона, Факты: физический смысл 1 Н
| Решать задачи на применение второго закона Ньютона | П. 11 Упр. 11 (2,4) |
| 16/16 | Третий закон Ньютона | Объяснение учителя п. 12 Демонстрация «Третий закон Ньютона» Решение задач №151 – Р, Самостоятельная работа
| Третий закон Ньютона | Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений | П. 12 Упр. 12 (2,3) | |
| 17/17 | Свободное падение тел | Объяснение учителя п. 13 Демонстрация «Свободное падение тел» Решение задач упр. 13 (2),
| Понятие6 свободное падение тел Факты: особенности свободного падения тел Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел | П. 13 Упр. 13 (1,3) * №205- Р | |
| 18/18 | Движение тела, брошенного вертикально вверх | Объяснение учителя п. 14 Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела | Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх
| Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх | П. 14 Упр. 14 * №210 – Р | |
| 19/19 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 231 под руководством учителя | Понятие свободное падение Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении | П. 14 |
| 20/20 | Законы взаимодействия и движения тел | Закон всемирного тяготения | Объяснение учителя п. 15 Решение задач № 170, 171 – Р Упр. 15 | Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила Закон всемирного тяготения Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной | Решать задачи на применение закона всемирного тяготения | П. 15 Упр. 15 (1,3) * № 172 – Р |
| 21/21 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | Объяснение учителя п. 16 Решение задач п. 16 | Формула ускорения свободного падения Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли
| Решать задачи на расчет ускорения свободного падения | П. 16 Упр. 16 (1,2) * Упр. 16 (6) | |
| 22/22 | Обобщающий урок по темам «Основы кинематики», «Основы динамики» | Повторение теоретического материала по темам «Основы кинематики», «Основы динамики» Решение качественных задач |
|
|
| |
| 23/23 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Объяснение учителя п. 18, 19 Решение задач упр. 18 (20, №103, 104 – Р | Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения, Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении Формула центростремительного ускорения | Решать задачи на расчет центростремитель- | П. 18, 19 Упр. 18 (1) *Упр. 18 (4) |
| 24/24 | Законы взаимодействия и движения тел | Искусственные спутники Земли | Объяснение учителя п. 20 Решение задач упр. 19 (2), №236-Р | Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость Формулы первой космической скорости
| Решать задачи на расчет скорости ИСЗ | П. 20 Упр. 19 (1) *№238-Р |
| 25/25 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Объяснение учителя п. 21, 22 Решение задач упр. 20 (1),
Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» | Понятия: импульс тела Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса
| Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела | П. 21, 22 Упр. 20 (2) Упр. 21 (1) | |
| 26/26 | Реактивное движение. Ракеты | Самостоятельное изучение п. 23 Решение задач упр. 22 (2)
Доклады «К. Э. Циолковский», «Полет фантазии» | Понятия: реактивное движение Факты: устройство, принцип движения ракет |
| П. 23 * №316-Р Повт. п. 9-23 | |
| 27/27 | Решение задач по теме «Основы динамики» | Физический диктант Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)
| 1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремитель-ного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении | Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса Читать графики скорости тел | Повт. п. 10-23 Зад в тетр | |
| 28/28 |
| Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
|
| Механические колебания и звук (12 часов) | ||||||
| 29/1 |
| Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | Анализ контрольной работы. Объяснение учителя п. 24, 25 Демонстрации Колебательное движение | Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний Факты: особенности колебательного движения
| Определять, является ли система колебательной | П. 24, 25 Упр. 23 |
| 30/2 |
| Величины, характеризующие колебательное движение | Объяснение учителя п. 26
Решение задач упр. 24 (1,2,4,7) | Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний Формулы периода и частоты колебаний
| Рассчитывать период и частоту колебаний | П. 26 Упр. 24 (3,5) |
| 31/3 |
| Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
| Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 232 под руководством учителя | Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний | Экспериментально определять период и частоту колебаний | П. 24-26 |
| 32/4 | Механические колеба-ния и звук | Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | Объяснение учителя п. 28, 29
Решение задач из упр. 25 | Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях | Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении | П. 28, 29 Упр. 26 |
| 33/5 |
| Обобщающий урок по теме «Механические колебания» | Повторение материала, решение качественных задач по теме «Механические колебания» |
|
| * П. 30 |
| 34/6 |
| Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | Объяснение учителя п. 31 Составление таблицы сравнительной характеристики волн по п. 32
Проверочная работа по теме «Механические колебания» | Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн |
| П. 31, 32 |
| 35/7 |
| Длина волны. Скорость распространения волны. | Самостоятельное изучение п. 33 Решение задач № 435, 437, 436 - Р | Понятия: длина волны, Формула связи периода и длины волны
| Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны | П. 33 Упр. 28 |
| 36/8 | Механическиеколеба-ния и звук | Источники звука. Звуковые колебания. | Объяснение учителя п. 34 Демонстрации Источники звука
Сообщения учащихся по п. 35, 36
Решение задач из упр. 30
Проверочная работа по теме «Механические волны» | Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона | Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | П. 34-36
|
| 37/9 |
| Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | Сообщения учащихся по п. 37, 38
Решение задач упр. 32 (2 в), 31 (1) №438, 439 – Р | Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе
| Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | П. 37, 38 Упр. 31 Повт. п. 31 - 36 |
| 38/10 |
| Отражение звука. Эхо. | Тестовая работа по теме «Звуковые волны» Сообщения учащихся по п. 39,
| Понятия: эхо |
|
|
| 39/11 |
| Решение задач по теме «Механические колебания и волны» | Фронтальное и самостоятельное решение типовых задач на расчет характеристик колебаний и волн | Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний, частоты колебаний Факты: причина затухания колеба-ний, условие возникновения колебаний | Решать задачи на расчет характеристик колебаний, волн Читать графики колебательного движения | Повт. п. 24-26, 28, 29, 31-39 Зад в тетр |
| 40/12 |
| Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Повт. п. |
| Электромагнитные явления (13 часов) | ||||||
| 41/1 |
| Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | Объяснение учителя п. 43, 44
Решение задач упр. 33 (1), 34 (1)
Анализ контрольной работы | Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | П. 43, 44 Упр. 33 (2), 34 (2) |
| 42/2 |
| Направление тока и направление линий его магнитного поля | Объяснение учителя п. 45
Решение задач упр. 35 (3,4, 5) | Правила правой руки, буравчика | Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки | П. 45 Упр. 35 (1,4, *6) |
| 43/3 |
| Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Объяснение учителя п. 46 Решение типовых задач на применение правила левой руки | Правила левой руки | Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле | П. 46 Упр. 36 (5) |
| 44/4 |
| Индукция магнитного поля | Объяснение учителя п. 47 Решение задач упр. 37 (1,2), №830, 832 - Р | Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, Формула и единицы магнитной индукции | Решать задачи на применение формулы магнитной индукции | П. 45-47 Упр. 37 №831 - Р |
| 45/5 | Элект-ромаг-нитные явления | Магнитный поток | Объяснение учителя п. 48
Самостоятельная работа «Магнитная индукция» | Понятие магнитный поток Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке | П. 48 Упр. 38 |
| 46/6 |
| Явление электромагнитной индукции | Объяснение учителя п. 49 Демонстрации Явление электромагнитной индукции рис. 125, 126, зависимость величины индукционного тока от величины магнитного поля, скорости изменения магнитного потока | Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток | Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции | П. 49 Упр. 39 |
| 47/7 |
| Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
| Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 235 под руководством учителя | П. 49 №902 - Р | ||
| 48/8 |
| Получение переменного электрического тока | Объяснение учителя п. 50 Демонстрации ГПТ Решение типовых задач на чтение графиков переменного тока | Понятия: генератор переменного тока, переменный ток Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока
| Читать графики переменного тока | П. 50 Упр. 40 |
| 49/9 |
| Электромагнитное поле | Объяснение учителя п. 51
Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток» | Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля |
| П. 51 |
| 50/10 | Элект-ромаг-нитные явления | Электромагнитные волны | Объяснение учителя п. 52 Решение задач №987, 986, 995 –Р Упр. 42 (4, 5) | Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн Формула связи дины волны и скорости | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | П. 52 Упр. 42 (1-3) |
| 51/11 |
| Электромагнитная природа света | Самостоятельное изучение п. 54
Самостоятельная работа «Электромагнитные волны»
| Факты: природа света | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | Повт. п. 43-52 |
| 52/12 |
| Решение задач по теме «Электромагнитные явления
| Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) | Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны Правила буравчика, левой руки, правой руки | Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн Читать графики переменного тока Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле | П. 43-52 Зад в тетр |
| 53/13 |
| Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»
| Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Повт п. 30 (Физика 8) |
| Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 часов) | ||||||
| 54/1 |
| Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | Объяснение учителя п. 55
Анализ контрольной работы | Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы |
| П. 55 |
| 55/2 |
| Модели атомов. Опыт Резерфорда | Объяснение учителя п. 56
Решение типовых задач на описание и схематическое изображение состава атома | Факты: сущность планетарной модели атома | Описывать состав атома, схематически изображать строение атома
| П. 56 Зад в тетр |
| 56/3 |
| Радиоактивные превращения атомных ядер | Объяснение учителя п. 57, 63
Решение типовых задач на написание ядерных реакций | Законы сохранения заряда и массового числа Правила смещения | Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов
| П. 57, 63 Упр. 43 (1-3), упр. 47 |
| 57/4 |
| Экспериментальные методы исследования частиц | Самостоятельное изучение п. 58
Самостоятельная работа «Состав атома, правила смещения» | Факты6 устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона
|
| П. 58 |
| 58/5 |
| Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. | Сообщения учащихся по п. 59, 60, заполнение таблицы «Общие сведения о протоне и нейтроне» Объяснение учителя п. 61
| Понятия: массовое число, зарядовое число, Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне | Описывать состав ядра атома | П. 59-61 №1178- Р Упр. 45 |
| 59/6 | Строе-ние атома и атомно-го ядра. Исполь-зование энергии атом-ных ядер | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | Объяснение учителя п. 64, 65
Нахождение дефекта масс, энергии связи лития | Понятия: дефект масс, энергия связи Формулы дефекта масс, энергии связи Факты: общие сведения о ядерных силах
| Рассчитывать дефект масс, энергию связи | П. 64, 65 Зад в тетр |
| 60/7 | Деление ядер урана. Цепная реакция | Объяснение учителя п. 66 Самостоятельное изучение п. 67
Проверочная работа «Дефект масс, энергия связи»
| Понятия: цепная реакция, критическая масса Факты: механизм деления ядер урана |
| П. 66, 67 | |
| 61/8 |
| Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
| Выполнение работы по инструкции с. 237 |
| * п. 62 | |
| 62/9 |
| Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию Атомная энергетика
| Объяснение учителя п. 68 Сообщения учащихся по п. 69
| Понятия: ядерный реактор Факты: принцип действия ядерного реактора |
| П. 68, 69 |
| 63/10 |
| Термоядерная реакция
Решение задач по теме «Ядерная физика» | Самостоятельное изучение п. 71
Решение типовых задач на описание состава атома, нахождение дефекта масс, энергии связи, написание ядерных реакций | Понятие термоядерная реакция Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций | Рассчитывать энергию связи, дефект масс Записывать ядерные реакции Описывать состав атома | Повт п. 55-71 |
| 64/11 |
| Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра | Повт п. | |
| Итоговое повторение (4 часов) | ||||||
| 65/1 |
| Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики» | Анализ контрольной работы
Тестовая работа «Основы кинематики и динамики»
Решение типовых задач на расчет характеристик равномерного и равноускоренного движения, чтение графиков движения | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, импульса тела, первой космической скорости, уравнения свободного падения тел, законы Ньютона, закон сохранения импульса | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения, свободного падения, читать графики скорости ПРУД Объяснять причины движения тел | Повт. п. 25-39 |
| 66/2 | Итоговое повторение | Повторение материала по теме «Механические колебания и волны, звук» | Решение типовых задач на расчет характеристик колебательного движения, волн | Формулы периода, частоты колебаний, Связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны | Читать графики колебательного движения Рассчитывать скорость волны, период, частоту, длину волн; период, частоту колебаний | Повт. п. 43-52 |
| 67/3 | Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» | Решение типовых задач на применение правил буравчика, левой руки, правой руки, на расчет магнитной индукции, длины волны, частоты и периода электромагнитных волн | Правила буравчика, левой руки, правой руки Формулы магнитной индукции, связи длины волны и скорости распространения | Рассчитывать длину волны, период и частоту электромаг-нитной волны Определять направ-ление магнитной индукции, электри-ческого тока, скорости движения частицы | Зад в тетр | |
| 68/4 | Итоговая контрольная работа №6 | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Правила смещения, Уравнения свободного падения, формулы скорости, перемещения при равноускоренном движении, законы Ньютона, формула магнитной индукции, связи периода и частоты колебаний, длины волны и периода | Описывать состав атома, записывать реакции альфа- и бета- распада, Читать графики колебательного движения Рассчитывать характеристики свободного падения, РУД, частоту и период электромагни-тных волн Объяснять причины движения тел |
|
Используемая литература
- Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник/ авт.-сост. С.В. Боброва.-Волгоград:Учитель,2007.-175с.
- Тесты.Физика 7-11 классы/А.А. Фадеева.-М.:ООО «Агентство КРПА Олимп»:ООО «Издательство АСТ»,2004.-197с.:ил.
- Цифровые образовательные ресурсы в Единой коллекции ЦОР (www.school-collection.edu.ru, раздел «Физика»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.docx | 53.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тээлинская средняя общеобразовательная школа им.В.Б.Кара-Сала
Календарно-тематическое планирование по физике 2013-2014 г
По физике
Класс 9 в
Учитель: Дойбухаа Чодураа Аяс-ооловна
Количество часов: 68 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ 6 часов,
Лабораторных работ 5 часов.
Программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Учебно-методический комплект
- Физика. 9 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ .В.Перышкина, Е.М.Гутник.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.- 256с.:ил.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 кл.сред.шк.-15-е изд. – М.: Просвещение, 1994.-224 с.: ил.
Тээли 2013г.
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф.Кабардина, В. А. Коровина и др, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».
Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
(Всего 68 ч, 2 ч в неделю)
Дата | Коли-чество часов | Раздел прог-раммы | Тема урока | Основа урока | Знания | Умения | Домаш-нее задание |
28 | Законы взаимодействия и движения тел | Законы движения и взаимодействия тел | |||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ Материальная точка Система отсчета | Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Решение задач упр. 1 (3, 5) | Правила техники безопасности в физкабинете. Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение | Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения | П. 1 Упр. 1 | ||
2/2 | Перемещение | Объяснение учителя п. 2 Решение задач №9, 10 – Р | Понятия: вектор, перемещение | Определять перемещение тела | П. 2 Упр. 2 *№19-Р | ||
3/3 | Определение координаты движущегося тела | Объяснение учителя п. 3 Решение задач №11, 13, 20 – Р | Понятия проекция вектора Формулы координаты тела | Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела | П. 3 Упр. 3 |
4/4 | Законы взаимодействия и движения тел | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Объяснение учителя п. 4 Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении | Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении | П. 4 Упр. 4 | |
5/5 | Прямолинейное равноускоренное движение Ускорение | Объяснение учителя п. 5 Решение задач упр. 5 (1), №50-Р | Формула, единицы ускорения Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение | Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении | П. 5 Упр. 5 (2,3) | ||
6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения График скорости | Объяснение учителя п. 6 Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равноускоренном движении Упр 6(3) | Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении | П. 6 Упр. 6 | ||
7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Объяснение учителя п. 7 Решение задач №69, 78, *68-Р | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | П. 7 Упр. 7 *№71 – Р |
8/8 | Законы взаимодействия и движения тел | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Объяснение учителя п. 8 Решение задач №54 – Р, упр. 8(2) Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение» | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | П. 8 Упр. 8 (1) *№51 – Р | |
9/9 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя | Правила ТБ при выполнении лабораторных работ Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении | Повт. п. 1-8 | ||
10/10 | Решение задач по теме «Основы кинематики» | Физический диктант по п. 1-8 Фронтальное и самостоятельное решение задач на расчет характеристик прямолинейного равноускоренного движения | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения | П. 1- 8 №3, 52, 53, 63 – Р |
11/11 | Законы взаимодействия и движения тел | Обобщающий урок по теме «Основы кинематики» | Решение задач на расчет характеристик прямолинейного равномерного и равноускоренного движения в игровой форме | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений | П. 1-8 | |
12/12 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении Понятия: перемещение тела, материальная точка | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений Читать графики скорости | |||
13/13 | Относительность движения | Анализ контрольной работы Самостоятельное изучение п. 9 Решение задач из упр. 9 | Сущность относительности движения | Решать задачи на расчет относительной скорости | П. 9 Упр. 9 (1,4) * Упр. 9(5) | ||
14/14 | Инерциальные системы отсчета Первый закон Ньютона | Объяснение учителя п. 10 Решение задач №112, 113, 115 – Р Доклад «И. Ньютон» | Понятия: ИСО Первый закон Ньютона | Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений | П. 10 Упр. 10 |
15/15 | Законы взаимодействия и движения тел | Второй закон Ньютона | Объяснение учителя п. 11 Решение задач упр. 11 (1), | Второй закон Ньютона Формула второго закона Ньютона, Факты: физический смысл 1 Н | Решать задачи на применение второго закона Ньютона | П. 11 Упр. 11 (2,4) | |
16/16 | Третий закон Ньютона | Объяснение учителя п. 12 Демонстрация «Третий закон Ньютона» Решение задач №151 – Р, Самостоятельная работа | Третий закон Ньютона | Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений | П. 12 Упр. 12 (2,3) | ||
17/17 | Свободное падение тел | Объяснение учителя п. 13 Демонстрация «Свободное падение тел» Решение задач упр. 13 (2),
| Понятие6 свободное падение тел Факты: особенности свободного падения тел Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел | П. 13 Упр. 13 (1,3) * №205- Р | ||
18/18 | Движение тела, брошенного вертикально вверх | Объяснение учителя п. 14 Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела | Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх | Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх | П. 14 Упр. 14 * №210 – Р | ||
19/19 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 231 под руководством учителя | Понятие свободное падение Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении | П. 14 |
20/20 | Законы взаимодействия и движения тел | Закон всемирного тяготения | Объяснение учителя п. 15 Решение задач № 170, 171 – Р Упр. 15 | Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила Закон всемирного тяготения Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной | Решать задачи на применение закона всемирного тяготения | П. 15 Упр. 15 (1,3) * № 172 – Р | |
21/21 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | Объяснение учителя п. 16 Решение задач п. 16 | Формула ускорения свободного падения Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли | Решать задачи на расчет ускорения свободного падения | П. 16 Упр. 16 (1,2) * Упр. 16 (6) | ||
22/22 | Обобщающий урок по темам «Основы кинематики», «Основы динамики» | Повторение теоретического материала по темам «Основы кинематики», «Основы динамики» Решение качественных задач | |||||
23/23 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Объяснение учителя п. 18, 19 Решение задач упр. 18 (20, №103, 104 – Р | Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения, Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении Формула центростремительного ускорения | Решать задачи на расчет центростремитель- | П. 18, 19 Упр. 18 (1) *Упр. 18 (4) |
24/24 | Законы взаимодействия и движения тел | Искусственные спутники Земли | Объяснение учителя п. 20 Решение задач упр. 19 (2), №236-Р | Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость Формулы первой космической скорости | Решать задачи на расчет скорости ИСЗ | П. 20 Упр. 19 (1) *№238-Р | |
25/25 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Объяснение учителя п. 21, 22 Решение задач упр. 20 (1), Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» | Понятия: импульс тела Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса | Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела | П. 21, 22 Упр. 20 (2) Упр. 21 (1) | ||
26/26 | Реактивное движение. Ракеты | Самостоятельное изучение п. 23 Решение задач упр. 22 (2) Доклады «К. Э. Циолковский», «Полет фантазии» | Понятия: реактивное движение Факты: устройство, принцип движения ракет | П. 23 * №316-Р Повт. п. 9-23 | |||
27/27 | Решение задач по теме «Основы динамики» | Физический диктант Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) | 1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремитель-ного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении | Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса Читать графики скорости тел | Повт. п. 10-23 Зад в тетр | ||
28/28 | Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Механические колебания и звук (12 часов) | |||||||
29/1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | Анализ контрольной работы. Объяснение учителя п. 24, 25 Демонстрации Колебательное движение | Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний Факты: особенности колебательного движения | Определять, является ли система колебательной | П. 24, 25 Упр. 23 | ||
30/2 | Величины, характеризующие колебательное движение | Объяснение учителя п. 26 Решение задач упр. 24 (1,2,4,7) | Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний Формулы периода и частоты колебаний | Рассчитывать период и частоту колебаний | П. 26 Упр. 24 (3,5) | ||
31/3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 232 под руководством учителя | Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний | Экспериментально определять период и частоту колебаний | П. 24-26 |
32/4 | Механические колеба-ния и звук | Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | Объяснение учителя п. 28, 29 Решение задач из упр. 25 | Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях | Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении | П. 28, 29 Упр. 26 | |
33/5 | Обобщающий урок по теме «Механические колебания» | Повторение материала, решение качественных задач по теме «Механические колебания» | * П. 30 | ||||
34/6 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | Объяснение учителя п. 31 Составление таблицы сравнительной характеристики волн по п. 32 Проверочная работа по теме «Механические колебания» | Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн | П. 31, 32 | |||
35/7 | Длина волны. Скорость распространения волны. | Самостоятельное изучение п. 33 Решение задач № 435, 437, 436 - Р | Понятия: длина волны, Формула связи периода и длины волны | Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны | П. 33 Упр. 28 |
36/8 | Механическиеколеба-ния и звук | Источники звука. Звуковые колебания. | Объяснение учителя п. 34 Демонстрации Источники звука Сообщения учащихся по п. 35, 36 Решение задач из упр. 30 Проверочная работа по теме «Механические волны» | Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона | Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | П. 34-36 | |
37/9 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | Сообщения учащихся по п. 37, 38 Решение задач упр. 32 (2 в), 31 (1) №438, 439 – Р | Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе | Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | П. 37, 38 Упр. 31 Повт. п. 31 - 36 | ||
38/10 | Отражение звука. Эхо. | Тестовая работа по теме «Звуковые волны» Сообщения учащихся по п. 39, | Понятия: эхо | ||||
39/11 | Решение задач по теме «Механические колебания и волны» | Фронтальное и самостоятельное решение типовых задач на расчет характеристик колебаний и волн | Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний, частоты колебаний Факты: причина затухания колеба-ний, условие возникновения колебаний | Решать задачи на расчет характеристик колебаний, волн Читать графики колебательного движения | Повт. п. 24-26, 28, 29, 31-39 Зад в тетр | ||
40/12 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Повт. п. |
Электромагнитные явления (13 часов) | |||||||
41/1 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | Объяснение учителя п. 43, 44 Решение задач упр. 33 (1), 34 (1) Анализ контрольной работы | Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | П. 43, 44 Упр. 33 (2), 34 (2) | ||
42/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | Объяснение учителя п. 45 Решение задач упр. 35 (3,4, 5) | Правила правой руки, буравчика | Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки | П. 45 Упр. 35 (1,4, *6) | ||
43/3 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Объяснение учителя п. 46 Решение типовых задач на применение правила левой руки | Правила левой руки | Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле | П. 46 Упр. 36 (5) | ||
44/4 | Индукция магнитного поля | Объяснение учителя п. 47 Решение задач упр. 37 (1,2), №830, 832 - Р | Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, Формула и единицы магнитной индукции | Решать задачи на применение формулы магнитной индукции | П. 45-47 Упр. 37 №831 - Р | ||
45/5 | Элект-ромаг-нитные явления | Магнитный поток | Объяснение учителя п. 48 Самостоятельная работа «Магнитная индукция» | Понятие магнитный поток Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке | П. 48 Упр. 38 | |
46/6 | Явление электромагнитной индукции | Объяснение учителя п. 49 Демонстрации Явление электромагнитной индукции рис. 125, 126, зависимость величины индукционного тока от величины магнитного поля, скорости изменения магнитного потока | Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток | Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции | П. 49 Упр. 39 | ||
47/7 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 235 под руководством учителя | П. 49 №902 - Р | ||||
48/8 | Получение переменного электрического тока | Объяснение учителя п. 50 Демонстрации ГПТ Решение типовых задач на чтение графиков переменного тока | Понятия: генератор переменного тока, переменный ток Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока | Читать графики переменного тока | П. 50 Упр. 40 | ||
49/9 | Электромагнитное поле | Объяснение учителя п. 51 Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток» | Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля | П. 51 |
50/10 | Элект-ромаг-нитные явления | Электромагнитные волны | Объяснение учителя п. 52 Решение задач №987, 986, 995 –Р Упр. 42 (4, 5) | Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн Формула связи дины волны и скорости | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | П. 52 Упр. 42 (1-3) | |
51/11 | Электромагнитная природа света | Самостоятельное изучение п. 54 Самостоятельная работа «Электромагнитные волны» | Факты: природа света | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | Повт. п. 43-52 | ||
52/12 | Решение задач по теме «Электромагнитные явления | Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) | Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны Правила буравчика, левой руки, правой руки | Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн Читать графики переменного тока Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле | П. 43-52 Зад в тетр | ||
53/13 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Повт п. 30 (Физика 8) |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 часов) | |||||||
54/1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | Объяснение учителя п. 55 Анализ контрольной работы | Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы | П. 55 | |||
55/2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | Объяснение учителя п. 56 Решение типовых задач на описание и схематическое изображение состава атома | Факты: сущность планетарной модели атома | Описывать состав атома, схематически изображать строение атома | П. 56 Зад в тетр | ||
56/3 | Радиоактивные превращения атомных ядер | Объяснение учителя п. 57, 63 Решение типовых задач на написание ядерных реакций | Законы сохранения заряда и массового числа Правила смещения | Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов | П. 57, 63 Упр. 43 (1-3), упр. 47 | ||
57/4 | Экспериментальные методы исследования частиц | Самостоятельное изучение п. 58 Самостоятельная работа «Состав атома, правила смещения» | Факты6 устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона | П. 58 | |||
58/5 | Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. | Сообщения учащихся по п. 59, 60, заполнение таблицы «Общие сведения о протоне и нейтроне» Объяснение учителя п. 61 | Понятия: массовое число, зарядовое число, Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне | Описывать состав ядра атома | П. 59-61 №1178- Р Упр. 45 |
59/6 | Строе-ние атома и атомно-го ядра. Исполь-зование энергии атом-ных ядер | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | Объяснение учителя п. 64, 65 Нахождение дефекта масс, энергии связи лития | Понятия: дефект масс, энергия связи Формулы дефекта масс, энергии связи Факты: общие сведения о ядерных силах | Рассчитывать дефект масс, энергию связи | П. 64, 65 Зад в тетр | |
60/7 | Деление ядер урана. Цепная реакция | Объяснение учителя п. 66 Самостоятельное изучение п. 67 Проверочная работа «Дефект масс, энергия связи» | Понятия: цепная реакция, критическая масса Факты: механизм деления ядер урана | П. 66, 67 | |||
61/8 | Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | Выполнение работы по инструкции с. 237 | * п. 62 | ||||
62/9 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию Атомная энергетика | Объяснение учителя п. 68 Сообщения учащихся по п. 69 | Понятия: ядерный реактор Факты: принцип действия ядерного реактора | П. 68, 69 |
63/10 | Термоядерная реакция Решение задач по теме «Ядерная физика» | Самостоятельное изучение п. 71 Решение типовых задач на описание состава атома, нахождение дефекта масс, энергии связи, написание ядерных реакций | Понятие термоядерная реакция Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций | Рассчитывать энергию связи, дефект масс Записывать ядерные реакции Описывать состав атома | Повт п. 55-71 | ||
64/11 | Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра | Повт п. | |||
Итоговое повторение (4 часов) | |||||||
65/1 | Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики» | Анализ контрольной работы Тестовая работа «Основы кинематики и динамики» Решение типовых задач на расчет характеристик равномерного и равноускоренного движения, чтение графиков движения | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, импульса тела, первой космической скорости, уравнения свободного падения тел, законы Ньютона, закон сохранения импульса | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения, свободного падения, читать графики скорости ПРУД Объяснять причины движения тел | Повт. п. 25-39 |
66/2 | Итоговое повторение | Повторение материала по теме «Механические колебания и волны, звук» | Решение типовых задач на расчет характеристик колебательного движения, волн | Формулы периода, частоты колебаний, Связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны | Читать графики колебательного движения Рассчитывать скорость волны, период, частоту, длину волн; период, частоту колебаний | Повт. п. 43-52 | |
67/3 | Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» | Решение типовых задач на применение правил буравчика, левой руки, правой руки, на расчет магнитной индукции, длины волны, частоты и периода электромагнитных волн | Правила буравчика, левой руки, правой руки Формулы магнитной индукции, связи длины волны и скорости распространения | Рассчитывать длину волны, период и частоту электромаг-нитной волны Определять направ-ление магнитной индукции, электри-ческого тока, скорости движения частицы | Зад в тетр | ||
68/4 | Итоговая контрольная работа №6 | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Правила смещения, Уравнения свободного падения, формулы скорости, перемещения при равноускоренном движении, законы Ньютона, формула магнитной индукции, связи периода и частоты колебаний, длины волны и периода | Описывать состав атома, записывать реакции альфа- и бета- распада, Читать графики колебательного движения Рассчитывать характеристики свободного падения, РУД, частоту и период электромагни-тных волн Объяснять причины движения тел |
Используемая литература
- Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник/ авт.-сост. С.В. Боброва.-Волгоград:Учитель,2007.-175с.
- Тесты.Физика 7-11 классы/А.А. Фадеева.-М.:ООО «Агентство КРПА Олимп»:ООО «Издательство АСТ»,2004.-197с.:ил.
- Цифровые образовательные ресурсы в Единой коллекции ЦОР (www.school-collection.edu.ru, раздел «Физика»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
урок-практикум...
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.
Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...