Занятие кружка "Азбука физики" "Воздух занимает место"
план-конспект занятия по физике по теме

Выдолоб Татьяна Николаевна

Занятие кружка во втором классе "Воздух занимает место" является первым в теме "Воздух и атмосферное давление". На занятии ребята узнают, что воздух это не ничто, он занимает место. В этом они убеждаются в процессе проведения экспериментов. Презентация "Водолазный колокол" знакомит их с примененим свойства воздуха занимать место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок «Азбука физики»

2 класс

                              «Воздух и атмосферное давление»

Слайд 1-2

 Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем.
(воздух)

Тема: Воздух – это не ничто»

Занятие 1. Воздух занимает место .

Цели:

 - ученики должны рассказать о своих наблюдениях и убедиться, что воздух вообще существует и что там, где он есть, не может быть ничего другого. Они обнаруживают, что ничто не может проникнуть в емкость, если в ней находится воздух, и что воздух может, например, вытеснить воду. Хотя мы не в состоянии увидеть воздух, воздух это не ничто, он занимает место;

 - обучать естественнонаучному мышлению на содержательных примерах, помогать в поиске объяснений, высказывать предположения, применять полученные знания, способствовать приобретению исследовательских навыков;

 - совместное обдумывание  и обсуждение проблем, как в маленьких группах, так и всем классом, развивать любознательность, наблюдательность.

Слайд 3

Учитель: Почему паук-росянка может находиться долгое время под водой. Там он строит домик. А из чего?

 На этот вопрос мы постараемся ответить на занятии.

План проведения занятия

Форма работы

Ход занятия

Оборудование

Сидя на местах

Введение

  • Учитель проводит опыт  «Водолазный колокол». Ученики высказываются по поводу опыта и описывают свои наблюдения. Они пытаются объяснить, почему носовой платок остался сухим.
  • Учитель ещё раз проводит опыт, опуская стакан в воду под наклоном, так что вода может проникнуть  внутрь. Дети описывают, что происходит. Они пытаются объяснить, почему теперь носовой платок стал мокрым.

Емкость с прозрачным и стенками, стакан с носовым платком внутри.

Сидя на местах

Постановка задачи

  • Рабочее задание: проверьте экспериментально, правильно ли ваше объяснение. Внимательно наблюдайте при этом, что происходит. Запишите или зарисуйте то, что вы увидели в рабочий лист.
  •  Обсудите, как можно объяснить  увиденное.

Групповая работа

Учитель рассказывает об опытах и вкратце демонстрирует их выполнение.

Дети работают на станциях:

  • Станция 1 Водолазный колокол
  • Станция 2 Подводная лодка
  • Станция 3 Переливание воздуха

2 емкости для воды, носовой платок, стакан

      Чашечка от плавающей свечи, вата, водолаз  из пластилина

1 прозрачная емкость для воды

1 пластиковая бутылка

1 стакан

Сидя на местах

Обсуждение

  • Дети  сообщают свои наблюдения
  • Как можно объяснить, что мы наблюдаем?

Результат

Повсюду вокруг нас находится воздух – в пустых бутылках, стаканах. И в этом помещении. Там где есть воздух, не может быть ничего другого,  поэтому, например, в наших опытах в бутылку или стакан не проникает вода. Воздух требует места, хотя он и невидим.

Презентация «Водолазный колокол»

Учитель рассказывает о применении свойства воздуха занимать место на примере принципа действия водолазного колокола.

Дети заполняют рабочие печатные листы. Зарисовывают или описывают увиденное.

Презентация «Водолазный колокол»

Слайд 4

Учитель: Водолазный колокол существует уже более двух тысяч лет. Известный ученый древности Аристотель описывал его так: В воду опускают сосуды отверстием вниз, так воздух не может улетучиться.

  Сосуды надо медленно опускать на дно и следить, чтобы они оставались стоящими вертикально (показать жестом, что значит «вертикально»). При наклоне внутрь попадет вода. Сосуды назвали «водолазными колоколами», потому что они часто они имели форму колокола. В таком водолазном колоколе сидели или стояли люди. Их погружали под воду. Опустившись на дно моря, они делали вдох, задерживали воздух и выходили из колокола наружу, чтобы, например, искать жемчуг или затонувшие сокровища. Когда им снова нужно было вдохнуть, они возвращались обратно в колокол.

Таким образом люди могли некоторое время работать под водой. Когда они хотели, чтобы их вытащили наверх, они снова садились или становились в колокол, дергали за шнур, который был привязан к корабельному колоколу, и их поднимали на поверхность моря.

Слайд 5

   Почему в водолазном колоколе нельзя было оставаться  под водой сколь угодно долго? Когда люди дышали воздух «вырабатывался»: кислорода становилось мало, поскольку в колокол неоткуда было поступать свежему воздуху. От этого у людей кружилась голова, и их срочно нужно было поднимать на поверхность воды. Со временем водолазный колокол улучшили, направив в него через шланг свежий воздух. Теперь работать на дне моря можно дольше.

Слайд 6

Водолазные колокола использовали также, чтобы ремонтировать под водой корабли, строить мосты и тоннели. Позже стали применять так называемые кессоны, в которых работать на дне водоемов могли несколько человек. При строительстве Бруклинского моста в Нью-Йорке было установлено, что слишком быстрый подъем наверх по окончании подводных работ приводит к заболеванию людей. Это заболевание получило название  «кессонной болезни». Кессонами и сегодня пользуются при работах под водой.

Рефлексия

Обсуждение отчетов  и рисунков ребят по теме.

Приложения: 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по физике и ее место в образовательном процессе.

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство а...

Методическая разработка занятия по теме: «Трогание с места. Движение по прямой с переключением передачи в восходящем порядке»

Методическая разработка занятия по практическому вождению: «Трогание с места. Движение по прямой с переключением передачи в восходящем порядке» предназначенная для обучающихся 10-11 классов....

Занятие по экологии "Воздух,воздух ты могуч..."

Занятие для младших школьников,по формированию экологической культуры....

Физкультурное занятие на свежем воздухе "А горы всё круче". Подготовительная группа

Физкультурное занятие, в основе которого заложен сюжет похода в горы....

Открытое занятие по экспериментированию "Воздух-невидимка"

Материал будет полезен воспитателям для формирования у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментально-исследовательской деятельности....

технологическая карта внеурочного занятия по физике "Ветер в комнате. Опыты, основанные на свойствах воздуха."

Тема. Ветер в комнате. Опыты, основанные на свойствах воздуха.Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Вид урока : урок- исследованиеЦель: способствовать формиров...