Открытое занятие по экспериментированию "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты
Материал будет полезен воспитателям для формирования у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментально-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka._otkrytoe_zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по экспериментированию в старше-подготовительной группе
Тема: «Воздух-невидимка»
Вид деятельности: ФЦКМ (формирование целостной картины мира)
Форма проведения: экспериментирование
Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательная:
– уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
Развивающая:
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
– развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.
Воспитывающая:
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, опыты, эксперименты.
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, игры-исследования, опыты.
Материал: полиэтиленовые пакеты, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, 2 баночки с кусочками апельсина и чеснока, бумажная салфетка и пластмассовый стаканчик, ёмкость с водой, 2 надутых воздушных шарика, привязанных по краям палочки.
Ход занятия
Дети вмести с воспитателем входят в зал и становятся в круг.
Воспитатель: В круг широкий вижу я встали все мои друзья, мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем. Ребята, давайте поздороваемся с гостями, а теперь подойдем к гостям и прикоснемся своими ладошками к их ладошкам. Какие ладошки у гостей? (теплые). Наши гости, добрые и они поделились с нами своим теплом.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила вот эту шкатулку. Как вы думаете, что там внутри? (ответы детей) Давайте посмотрим (осматриваю ее и обнаруживаю загадку)
Воспитатель: Ребята, здесь какая-то загадка! (читаю)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие исследователи. Кто такие исследователи? Где они работают? (Они работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется? (Лаборатория)
Воспитатель: Давайте все вместе скажем «лаборатория». Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения? Какие? (Соблюдать тишину и осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать только на своем месте, тихо, аккуратно, внимательно, если есть вопросы, обратиться к воспитателю)
Воспитатель: Давайте отправимся в лабораторию проводить опыты. Но сначала нам надо превратиться в настоящих ученых- исследователей. А поможет нам в этом чудо-дерево. (Дети надевают чепчики)
Воспитатель: Вот мы и стали настоящими учеными, и я приглашаю вас в мою научную лабораторию. Проходите и садитесь за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
Я открою вам секрет. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Эксперимент № 1. «Какого цвета воздух?»
Воспитатель: Кажется, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Возьмите на столах пустые пакеты. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы ловим в пакет воздух-невидимку, закручиваем пакет и удерживайте его внутри пакета. Ребята, скажите, что внутри пакета? (воздух). Что произошло с пакетом? (ответы). Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
-Какого цвета воздух? (бесцветный).
Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета.
По- другому можно сказать прозрачный (закрепляем слово).
Воспитатель: Давайте сделаем вывод (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый. Чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.
- Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? (Ответы)
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Эксперимент № 2. «Чем пахнет воздух?»
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.
Воспитатель: И я вам это докажу. Возьмем баночку с цифрой «1». Чем же пахнет? (апельсином).
Воспитатель: Теперь возьмем баночку с цифрой «2». Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но может его переносить.
Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки).
Эксперимент № 3. “Кляксография – рисуем воздухом”
Воспитатель: Ребята, а сейчас идите все ко мне. Давайте с вами послушаем нашу грудную клетку. Положите руки на свою грудную клетку, как я. Вдохните и выдохните воздух. Что произошло с грудной клеткой? (при вдохе увеличилась, расширилась, при выдохе уменьшилась)
- А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- А вы знаете, что воздухом можно ещё и рисовать? Давайте попробуем (дети с помощью трубочки дуют на жидкую краску).
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Вывод: нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух нужен, чтобы дышать. Воздухом можно рисовать.
Эксперимент 4. «Фокус с салфеткой»
Воспитатель: А как вы думаете воздух легче или тяжелее воды? (ответы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня? (салфетка) Она сухая. Потрогайте. (Дать детям убедиться, что салфетка сухая) Я помещаю нашу салфетку на дно стаканчика. Сейчас я опущу вот так стаканчик в воду. Как вы думаете, намокнет салфетка? (ответы) Давайте проверим. (Поместить стаканчик в воду, достать его, вытереть снаружи, достать салфетку).
- Салфетка намокла? (нет) Потрогайте. Почему, как вы думаете? (воздух препятствует воде пробраться внутрь стаканчика и намочить салфетку)
Воспитатель: А сейчас давайте снова поместим стаканчик с салфеткой в воду, наклоним стаканчик и посмотрим. Что выходит? (воздух) Что стало с салфеткой? (она намокла) Почему, как вы думаете? (ответы)
Вывод: воздух легче воды.
Эксперимент 5. «Вес воздуха»
Воспитатель: А воздух имеет вес? (ответы)
Воспитатель: Посмотрите. У меня два шарика, привязанных по краям палочки (как весы). Как вы думаете, шарики весят одинаково? (ответы) Давайте измерим вес шариков. Действительно, сейчас у шариков одинаковый вес.
- Что будет, если мы проткнем один шарик? Как вы думаете? (ответы) Какое положение примут весы? (ответы)
Проткнуть один шарик булавкой.
- Что получилось? (воздух вышел из шарика, и он стал легче) Так воздух имеет вес? (да)
- А если лопнуть второй шарик, что станет с весами? (ответы) Лопнуть второй шарик. Равновесие весов установилось.
Вывод: воздух имеет вес.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня в нашей лаборатории время прошло очень быстро. Вы заметили? Вам понравилось работать в лаборатории? Что самое интересное произошло на занятии? Какие трудности вы испытали при выполнении опытов?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны и активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся. Скажем спасибо нашим гостям и попрощаемся с ними: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...