Занятие по экологии "Воздух,воздух ты могуч..."
план-конспект занятия по экологии на тему
Занятие для младших школьников,по формированию экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdukh.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Познакомить детей с основными свойствами воздуха.
- Рассказать о некоторых традициях и обычаях, связанных с воздухом, воздушными стихиями.
- Обратить внимание детей на значение воздуха в нашей жизни.
- Объяснить, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
- Развивать речь, внимание, любознательность.
- Развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к природе.
- Опытническим путём закрепить знания детей о воздухе и его свойствах.
Развивающая среда : картины с изображением леса, заводов; сосуды с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребёнка; свистульки, бутылки, различные духовые инструменты,
Ход занятия
- Сообщение и темы и цели занятия.(2 мин.)
- Вступительное слово воспитателя: «Воздух и его значение».
Показ слайдов «Загрязнение воздуха в Астраханской
Области» (8 мин.)
- Сюрпризный момент- появление Незнайки.(1-2 мин.)
- Опыты «Воздух и его свойства».(6-7 мин.)
- Появление Бога воздушных стихий и ветра – Стрибога.(6 мин.)
А) Разминка с элементами народного творчества, исполнение народной заклички «Весенний Стрибог»
Б)История создания духовых музыкальных инсрументов.
6. Подведение итогов занятия.(2 мин.)
В: Здравствуйте ребята. Прежде, чем начать наше сегодняшнее занятие, я хочу прочитать вам стихотворение, и тогда вы поймете, о чем мы будем говорить.
Воздух
Он прозрачный невидимка, Летом он бывает теплым,
Легкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,
Невесомою косынкой, Когда иней красит стекла
Он окутывает нас. И лежит на них каймой,
Он в лесу густой, душистый, Мы его не замечаем,
Как целительный настой, Мы о нем не говорим.
Пахнет свежестью смолистой, Просто мы его вдыхаем -
Пахнет дубом и сосной. Ведь он нам необходим.
И так сразу стало ясно, что мы будем говорить о ВОЗДУХЕ. Вы все прекрасно знаете, что есть воздух, но, наверное, никто не задумывался о его роли в жизни человека, о том какой он, этот воздух, и какими свойствами обладает.
Цель нашего занятия: узнать о значении воздуха в жизни всего живого на Земле, познакомиться с некоторыми традициями и обычаями древних народов, связанных с воздухом, изучить основные свойства и особенности воздуха.
В первых строчках стихотворения было сказано, что воздух мы называем – невидимкой. А почему мы не видим воздух? (Выслушивает ответы детей.) Воздух – прозрачный, значит через него все видно.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате. (Стекла в окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана). Ребята, посмотрите на этих рыбок, они живут в воде. И если их лишить воды, то они погибнут. Также и мы с вами, не можем без воздуха. Вот давайте с вами попробуем задержать дыхание на какое-то время. Что происходит? Мы начинаем задыхаться, возникает необходимость вдохнуть.
Давайте вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Что мы с вами вдыхаем и выдыхаем? ( Ответы детей).
А какой воздух необходим нам? (Ответы детей).
Всем существам на Земле необходим чистый воздух, т.е. с большим количеством кислорода. А сейчас, в современном мире, воздух сильно загрязняется. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки вредных газов, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов.
Только на территории Астраханской области, т.е. места где мы с вами проживаем, находится огромное количество заводов, загрязняющих окружающую среду, воздух.(демонстрация слайдов с фотографиями заводов Астраханской области).
В это время появляется Незнайка.(звучит отрывок песни из М/ф «Незнайка».)
Н: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня – знаменитого НЕЗНАЙКУ – не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.
В: Ну, здравствуй Незнайка, проходи к нам, будешь дорогим гостем, а заодно поговоришь с нами о ВОЗДУХЕ.
Н: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы ребята?
В: Погоди Незнайка! Мы тоже воздух не видели, но знаем, что он всегда вокруг нас.
Н: А я вам не верю! Вы мне докажите, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.
В: (Обращается к детям): Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все таки есть. Давайте пройдем в нашу лабораторию и с помощью опытов докажем Незнайке, что воздух есть.
ОПЫТЫ
В: Берет в руки стакан. Ребята как вы считаете этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли что нибудь в нем? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)
Н: Ну, что вы пристали к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давайте туда что- нибудь положим или нальем. В: Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим. (На столе каждого ребенка банка с водой и стаканчики. В: предлагает повторить это действие.)
Опыт 1.
В: Переворачивает стакан вверх дном и медленно отпускает его в банку с водой (стакан надо держать очень прямо). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами. Делаем вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
В: Предлагает снова отпустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видим пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух – прозрачный, невидимый.) Воспитатель спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха?
Н: Эка невидаль, воздух! Я может и раньше знал что он есть, просто хотел вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всем руководить. ( Берем стакан с водой и опускаем в него соломинку.) Давайте дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я ещё придумал! Я так люблю пускать мыльные пузыри, они такие разноцветные и летают!
В: Мне кажется все ребята любят пускать мыльные пузыри. А что находится у них внутри, как ты думаешь Незнайка?
Н: Каждому ясно – мыло!
В: Ребята, неужели вы тоже так думаете? А что было бы, если внутри пузырей было мыло? ( Выслушивает ответы детей).
Н: Ребята теперь я убедился, что воздух везде вокруг нас.
В: Ребята вам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Предлагаю еще и услышать его. Как можно это сделать?
Опыт 3
В: Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук). А где используется такое явление, в каких предметах? (музыкальные инструменты, свистки, свистульки).
(Раздается звук дующего ветра.) Появляется Стрибог.
С : Здравствуйте ребята! Ветерок принес мне весть, что вы говорите о воздухе. Не смог я устоять, решил послушать вас, да немного рассказать о себе.
В: Проходите уважаемый старец, присаживайтесь. Расскажите деткам нашим немного о себе.
С: Я Бог Стрибог, Бог воздушных стихий и ветра. Во времена, когда на Древней Руси существовало язычество, т.е. вера в культы великих богов, которых было несколько, одним из таких богов был Я. Люди преклонялись передо мной, приносили дары. Просили о дождевых тучах, о скором приходе тепла и весны. Давайте ребятки споем одну из песен-закличек, которую пели во время прихода весны. Она так и называется «Весенний Стрибог»
Весна, весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошочке, на бороночке?
На поле расстилали новый холст, клали на него круглый пирог, обращались на восток со словами: «Вот тебе, матушка Весна!»
Воспитатель показывает детям свистки и свистульки в народном стиле. Откуда берется свист? Чем отличается свистки и свистульки? (Свистульки делаются как игрушки, украшаются и разрисовываются). В стародавние времена дети делали свистульки сами или под руководством взрослого, знающего технологию лепки и росписи таких игрушек. Свистульки делали из глины и расписывали. А потом дети выходили на улицу и хвастались друг перед другом, у кого самая громкая, голосистая и расписная.
Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожжит и получается звук, в отличие от свиста, музыкальный.
Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.
ВЫВОД: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух. Поэтому они называются – духовые (саксофон, дудка, труба, волынка, флейта, губная гармошка и т.д.)
В: Итак,ребята давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня? Какую роль играет воздух в жизни людей? Как относились к воздуху и его стихиям в древние времена? (Ответы детей )
Сегодня на нашем занятии, мы убедились, что без воздуха не проживёт ни одно существо на Земле, он необходим каждому. И хоть мы его не видим, воздух окружает нас повсюду. Необходимо бережно относиться к воздуху, не загрязнять его.
Ведь даже в стародавние времена, люди преклонялись перед воздушными стихиями, связывали с ними много традиций и обрядов. Благодаря воздуху мы слышим друг друга, общаемся. Без воздуха, жизнь на Земле не возможна!
САМОАНАЛИЗ экологического занятия :»Воздух, воздух ты могуч…»
Мое занятие относится к обобщающе - развивающему типу. Т. к. выбранным направлением является экологическое воспитание детей, то поставленная цель занятия соответствует возрасту и уровню развития воспитанников.
Мною применялись такие способы обучения, как беседа, направленная на обобщение и усвоение нового материала. Для активизации деятельности детей, была создана проблемная ситуация , в виде сказочного персонажа Незнайки, и в течении всего занятия, совместно с детьми, эта ситуация разрешалась.
Использовался сюрпризный момент, персонаж из культуры народов Древней Руси, Бог воздушных стихий – Стрибог. Сюрпризный момент привел воспитанников в восторг, поднял их эмоциональное состояние.
Опираясь на то, что основным направлением деятельности нашего Центра является «Воспитание на традициях народной культуры», я включила в занятие элемент народного творчества, песню – закличку, обращенную к богу Стрибогу.
Также применялось практическое сотрудничество с воспитанниками, в виде проведения опытов. Данный способ, использую на своих занятиях постоянно.
Для усвоения нового материала использовалась наглядность (выставка рисунков, плакаты, пословицы) и демонстрация слайдов об экологии Астраханской области.
Применялся индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая коммуникативные и интеллектуальные возможности детей.
Старалась на протяжении всего занятия поддерживать благоприятную психологическую атмосферу.
В результате подведения итога, мною было выявлено, что дети оценили значение воздуха в жизни всего живого на Земле, закрепили знания о нем и приобрели опыт экологической культуры и бережного отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН
Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....
Вечер-конкурс по русскому языку "О, великий, могучий..".
Внеклассное мероприятие по русскому языку для среднего класса....
Презентация. "О, великий, могучий...".
Готовая презентация к внеклассному меропритию по русскому языку для среднео звена....
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН
Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....
внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"
разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...
План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"
Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...
Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"
Цель : развивать интерес к урокам русского языка, воспитать уважение к родному языку, ...