Календарно - тематическое планирование по физике для 9 класса автор Шахмаев
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме
Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, вид контроля, требования к уровню подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_fiz_9_kl_shakhmaev_.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Демонстрации | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля. Измерители | Дата | |
знать | уметь | ||||||||
Повторение материала 8 класса- 2 часа- 1час диагностики (-1 урок из повторения) | |||||||||
Механическое движение | 1 | ||||||||
1 | Основные понятия кинематики. Материальная точка. Поступательное движение тел. Путь и перемещение. | 1 | Урок формирования новых знаний (лекция) | Относительность движения Свободное падение тел. Траектория. | Формирование понятия системы отсчета, обзор систем мира, этапы изучения физического явления. Изучения понятий материальной точки, поступательного движения, траектории движения тела, пути и перемещения. | понятия системы отсчета, материальной точки, поступательного движения, траектории движения тела, пути и перемещения. | определять путь и перемещение тела, указывать границы и условия применения представления тела материальной точкой; | ||
Прямолинейное равномерное движение. | 3 | ||||||||
2 | Скорость равномерного движения. Относительность скорости. | 1 | Урок формирования новых знаний (лекция) | Прибор для измерения скорости тела | Формирование умений находить скорость при равномерном прямолинейном движении, относительную скорость | понятия системы единиц, | применять формулы скорости для решения задач приводить примеры относительности механического движения; | ||
3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 | Урок обучения умениям и навыкам (урок- диалог) | изменение координаты тела со временем | Изучение уравнения движения материальной точки | Уравнение движения мат точки | Находить координату тела при равномерном прямолинейном движении | взаимоопрос | |
4 | Графическое представление движения | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Графики движения | Исследование графиков скорости и координаты при прямолинейном равномерном движении | Вид графиков скорости и координаты при прямолинейном равномерном движении Вид графиков скорости и координаты при прямолинейном равномерном движении | Определять по графикам скорость, координату тела находить путь перемещения скорости для всех видов движения (аналитически и графически); по графику зависимости V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении; строить график зависимости V(t) | Физический диктант | |
Прямолинейное неравномерное движение | 7 | ||||||||
5 | Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Скорость равноускоренного движения. | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Таблицы средних скоростей, ускорений тел. | Формирование понятий средней скорости, ускорения, скорости р/у движения | Понятия: средняя скорость, ускорение, скорость равноускоренного движения. | Уметь определять среднюю скорость, ускорение, скорость равноускоренного движения. | ||
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | Урок формирования новых знаний (лекция) | закон равноускоренного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | величины: перемещение, путь; физический смысл величин: путь, скорость, ускорение; законы: равноускоренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения; | описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение; находить путь перемещения скорости для р/у движения (аналитически и графически); выявлять зависимость тормозного пути автомобиля от его скорости. | |||
7 | Л/Р №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Практическое применение теоретических знаний, построение графика по полученным данным, формулирование цели и вывода л/р работы | Анализ практической работы | ||||
8 | Графики равноускоренного движения | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- диалог) | Построение графиков зависимости V(t), графиков зависимости а(t), x(t) для р/у движения | по графику зависимости V(t) определять перемещение тела при равноускоренном прямолинейном движении; строить график зависимости для р/у прямолинейного движения; находить графически место и время встречи тел; | ||||
9 | Решение задач | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Формирование умения находить графически место и время встречи тел; | Физический диктант | ||||
10 | Свободное падение тел | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- диалог) | Свободное падение тел в трубке Ньютона | Ускорение свободного падения тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорение свободного падения. | свободное падение тел; | объяснять независимость ускорения от массы тел при их свободном падении; измерять: ускорение свободного падения; | ||
11 | Решение задач | 1 | Урок закрепления изученного | Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. | Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. | Решать задачи, используя закономерности свободного падения тела | взаимоконтроль | ||
Движение по окружности | 4 | ||||||||
12 | Равномерное движение материальной точки по окружности. Период и частота обращения | 1 | Урок формирования новых знаний (лекция) | Равномерное движение часовой стрелки | Условия криволинейного движения. Направление скорости тела при его центростремительном ускорении по окружности. Центростремительная сила. Инвариантность ускорения. Угловая скорость. | характеристики равномерного движения материальной точки по окружности (период, частота). | вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; | ||
13 | Решение задач | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Анализ графиков, диаграмм равномерного движения по окружности. | Понятия центростремительного ускорения и угловой скорости | делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой. | Самостоятельная работа | ||
14 | Урок- путешествие | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Карточки, схемы, графики | повторение понятий кинематики | Методы обобщения и систематизации учебного материала | Применять полученные знания в измененной ситуации, анализировать и делать выводы | взаимоконтроль | |
15 | Контрольная работа №1 | 1 | Урок контроля знаний учащихся | Закономерности и основные понятия кинематики | Применять при решении задач закономерности и основные понятия кинематики, строить графики движения | Контрольная работа | |||
Законы движения | 4 | ||||||||
16 | Первый закон Ньютона- закон инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона | 1 | Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок) | Инерции, взаимодействие тележек, пружин различной жесткости | Закон инерции. Первый, второй законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. | понятия: инерциальная система отсчета; сила действия, гравитация; физические величины: масса, сила (по обобщенному плану); принцип: инерция, законы: первый, второй Ньютона. физическая постоянная — гравитационная постоянная; физическую суть явления инерции. | вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; | ||
17 | Л/Р №2 «Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.» | 1 | Урок закрепления изученного | Определение на практике зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы | физический смысл законов: первый, второй Ньютона, | делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой. | |||
18 | Сложение сил | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Динамометр | Сложение сил. | суть принципа суперпозиции сил; | Находить равнодействующую всех сил | ||
19 | Третий закон Ньютона | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- диалог) | Взаимодействие тел | Третий закон Ньютона и его применение | понятия: сила противодействия, третий закон Ньютона | Применять законы Ньютона на практике | тестирование | |
Силы в механике | 8 | ||||||||
20 | Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. ИСЗ | 1 | Урок формирования новых знаний (лекция) | Движение ИСЗ | Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения, сила тяжести. | понятия: инерциальные системы отсчета, сила действия и противодействия, гравитация; закон Всемирного тяготения физический смысл гравитационной постоянной величины: сила тяжести | - указывать условия и границы применения второго закона Ньютона приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения раскрывать смысл закона всемирного тяготения; вычислять: -ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; | ||
21 | Вес тела. Перегрузка и невесомость. | 1 | Комбинированный урок | невесомости | Вес тела. Перегрузки. Невесомость | физическую суть явлений инерции, перегрузки и невесомости; величины: вес тела физические явления и законы: перегрузки, невесомость, (по плану изучения закона). | Определять вес тела, перегрузку | Фронтальный опрос | |
22 | Закон Гука. Силы упругости | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- диалог) | Пружины различной жесткости | Изучение закон Гука. Сил упругости | физический смысл жесткости пружины величины: сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения; закон Гука | указывать условия и границы применения, закона Гука | Физический диктант | |
23 | Л/Р №3 «Изучение упругих свойств пружины» | 1 | Урок закрепления изученного | Закрепление изученного материала на практике | как определить жесткость пружины | измерять жесткость пружины; делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой. | |||
24 | Сила трения | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Виды сил трения | Изучение сил трения, закона трения скольжения | величины: сила трения, закон трения скольжения | различать виды сил трения | Фронтальный опрос | |
25 | Л/Р №4 «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 | Урок закрепления изученного | Закрепление изученного на практике | Как определить коэффициент трения скольжения | измерять коэффициент трения скольжения, - делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой. | |||
26 | Решение задач | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Применение полученных знаний для решения задач | Физические законы и понятия темы | Применить физические законы и понятия темы в измененной ситуации | |||
27 | Тестирование по теме «Динамика» | 1 | Урок контроля знаний | Проверка знаний учащихся | физические законы и понятия темы | Применение физических законов и понятий для решения тестов | тестирование | ||
Законы сохранения в механике | 14 | ||||||||
28 | Импульс тела. Импульс силы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Взаимодействие тел (стакан, бумага, магнит, шарик) | Импульс силы. Импульс тела. Замкнутая система. | понятия: замкнутая система, абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар; Физические величины: - импульс силы, импульс тела, | Вычислять импульс тела, импульс силы, изменение импульса. | Фронтальный опрос | |
29 | Закон сохранения импульса | 1 | Комбинированный урок | Закон сохранения импульса. | закон сохранения импульса | приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сохранения импульса; указывать условия и границы применения закона сохранения импульса раскрывать физический смысл закона сохранения импульса | взаимоопрос | ||
30 | Решение задач | 1 | Урок закрепления изученного | Применение закона сохранения импульса | закон сохранения импульса | Применять формулы импульса для решения задач | Самостоятельная работа | ||
31 | Реактивное движение | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- экскурсия) | Реактивное движение | Реактивное движение | Принципы реактивного движения | Определять вид реактивного движения, приводить примеры этого движения в технике, природе. | ||
32 | К.Р.№2 «Законы взаимодействия» | 1 | Урок контроля знаний | Основные законы и понятия темы | Применять формулы для решения задач | Контрольная работа | |||
33 | Работа силы. Мощность | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Определение работы силы | Формирование понятий работы силы, мощности | Физические величины: работа, мощность | Вычислять работу силы, определять знак работы силы. | ||
34 | Взаимосвязь работы и энергии | 1 | Комбинированный урок | Пружина, мяч и плита | Формирование общности понятий работы и энергии | Физические величины: потенциальная и кинетическая энергии | Вычислять кинетическую и потенциальную энергии | Физический диктант | |
35 | Л.Р.№5. «Определение работы сил тяжести, упругости и трения» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Определение работы сил тяжести, упругости и трения | как определяется работа и мощность | делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой | |||
36 | Закон сохранения механической энергии | 1 | Проблемный урок | Шарик и плита | Решение проблемы превращения энергии | понятия: полная механическая энергия системы, закон сохранения механической энергии. | указывать условия и границы применения закона сохранения механической энергии; раскрывать физический смысл закона сохранения энергии | самоконтроль | |
37 | Решение задач | 1 | Урок закрепления изученного (ролевая игра) | Закрепление понятий энергии, закона сохранения энергии | Основные законы, формулы темы | вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; | Самостоятельная работа | ||
38 | Равновесие. Простые механизмы | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Блок, рычаг, наклонная плоскость | Потенциальная энергия и равновесие. Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость). «Золотое правило механики». Условия равновесия рычага. | простые механизмы; разновидности рычагов; правило равновесия рычага; понятие момента силы; правило моментов; единица момента силы; условие равновесия рычага; правило моментов; подвижный и неподвижный блоки; «Золотое правило механики» - равенство работ; | различать подвижные и неподвижные блоки; чертить схемы блоков как рычагов; рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока; приводить примеры применения рычагов в быту и технике; | взаимоопрос | |
39 | КПД | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Блок, рычаг, наклонная плоскость | КПД механизма. | полезная и полная работа; формула КПД; формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости. | различать полезную и полную работу; рассчитывать КПД различных - механизмов рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона. | Фронтальный опрос | |
40 | Л.Р.№ 6 «Выяснение условий равновесия рычага». | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Выяснение условий равновесия рычага | условие равновесия рычага, правило моментов | используя правило моментов, уравновешивать рычаг; опытным путём определять равновесие рычага и правило моментов; | |||
41 | Решение задач | 1 | Урок закрепления изученного | Решение задач | Основные понятия темы | вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, решать задачи на правило моментов; | Проверочная работа | ||
42 | К.Р.№ 3 «Простые механизмы. Работа силы. Мощность». | 1 | Урок контроля знаний | Основные законы | Применять знания при решении задач | ||||
Гидро- и аэростатика | 10 | ||||||||
43 | Давление внутри жидкости. | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Манометры | Представление о давлении внутри жидкости. Изучение манометра | причины возникновения давления газа; зависимость давления от объема и температуры; как передаётся давление в жидкостях и газах; формулу зависимости давления в жидкостях и газах от глубины и высоты. устройство и действие жидкостного и металлического манометров | сравнивать давление газа в различных сосудах; применять формулу расчёта давления на глубине h; решать качественные задачи; применять манометры для измерения давления; рассчитывать давление твёрдых тел, жидкостей и газов; применять МКТ к объяснению давления газа | ||
44 | Сообщающиеся сосуды | 1 | Комбинированный урок | Сообщающиеся сосуды. | примеры сообщающихся, сосудов, устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла; | находить сообщающиеся сосуды в различных установках, объяснять расположение жидкости на одном уровне | Физический диктант | ||
45 | Атмосферное давление | 1 | Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок) | Барометр - анероид; пипетка, шприц. Поршневой жидкостный насос | Опыт Торричелли. Значение атмосферного давления. Изучение барометра- анероида | воздух имеет вес Понятие атмосферного давления; опыт Торричелли; изменение атмосферного давления на различных; высотах; барометр-анероид; высотомер; устройство и действие поршневого жидкостного насоса; | называть явления, подтверждающие существования атмосферного давления, вычислять атмосферное давление; сравнивать атмосферное давление на различных высотах, делать его расчёт (в Паскалях), устройство и принцип действия барометра-анероида; рассчитывать выигрыш в силе по формуле: ; | самоконтроль | |
46 | Закон Паскаля и его применение | 1 | Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок) | шар Паскаля. | Давление газа. Закон Паскаля. Изучение поршневого насоса | закон Паскаля; возрастание давления с глубиной; одинаковость давления на одном уровне; принцип действия гидравлического пресса. | разъяснять закон Паскаля и передачу давления в жидкостях и газах; применять МКТ к объяснению закона Паскаля. | Фронтальный опрос | |
47 | Закон Архимеда и его применение | 1 | Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок) | Уровень | Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Воздухоплавание | причины возникновения выталкивающей силы; Закон Архимеда; сила Архимеда формулу архимедовой силы | объяснять возникновение выталкивающей силы; рассчитывать архимедову силу, действующую на различные тела; пользоваться таблицами плотности и формулой для расчёта архимедовой силы; | ||
48 | Плавание тел | 1 | Комбинированный урок | Модель судна | Выяснение условий: Fт = FА; Fт > FА; Fт < FА; Водный транспорт. | условия, при которых тело тонет, всплывает и плавает; условия плавания тел; практическое применение условий плавания тел; | уметь по таблице плотности определять, будет тело плавать или тонут; объяснять понятия «ватерлиния», «водоизмещение», «грузоподъемность»; решать задачи на грузоподъёмность судов; | Фронтальный опрос | |
49 | Л.Р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело». | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело | зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела; | определять условия плавания тел опытным путем; | |||
50 | Воздухоплавание | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объяснение воздухоплавания. Его применение и особенности | условия воздухоплавания | изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе. | тестирование | ||
51 | Урок- соревнование | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение основных законов и понятий в игровой форме | Основные понятия и законы темы | Применять знания на практике | взаимоконтроль | ||
52 | К.Р.№ 4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | 1 | Урок контроля знаний | Основные понятия и законы темы | Применять знания при решении задач | Контрольная работа | |||
Механические колебания и волны | 8 | ||||||||
53 | Свободные колебания. Период и частота колебаний. График колебаний | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | Нитяной маятник, пружинный маятник | Общие черты разнообразных колебаний. Понятие колебательного движения. Колебательные системы. Маятники. | понятия: периодическое движение, свободные колебания, гармонические колебания, величины, характеризующие колебания: период колебаний, амплитуда, собственная частота, закон гармонических колебаний. | используя теоретическую модель, объяснять затухание колебаний в нитяном и пружинном маятнике; определять период, частоту, амплитуду по уравнению и графику гармонических колебаний; | ||
54 | Период колебаний нитяного маятника | 1 | Комбинированный урок | Нитяной маятник | Амплитуда колебаний, период, частота, собственная частота колебательной системы, гармонические колебания. | Формулу периода колебаний нитяного маятника и ее физический смысл | вычислять период колебаний математического маятника | Физический диктант | |
55 | Л.Р. №8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника». | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Нитяной маятник | Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника | Как применяется формула для периода колебаний нитяного маятника на практике | делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей или графиком. | ||
56 | Период колебаний пружинного маятника. Л.Р. №9. «Определение массы с помощью пружинного маятника». | 1 | Комбинированный урок | пружинный маятник | Период колебаний пружинного маятника. Определение массы с помощью пружинного маятника | Формулу периода колебаний пружинного маятника и ее физический смысл | Применять на практике формулу периода колебаний пружинного маятника | ||
57 | Превращения энергии при колебаниях | 1 | Урок формирования новых знаний (урок- исследование) | пружинный маятник | Исследование превращения энергии при колебаниях на примере пружинного маятника | Этапы превращения энергии при колебаниях | описывать преобразование энергии при свободных колебаниях нитяного и пружинного маятника; | Устный опрос | |
58 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок) | таблицы | Понятие вынужденных колебаний, явление резонанса. | Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания, явление резонанса | По графику колебательного процесса находить резонансную частоту | взаимоопрос | |
59 | Механические волны. Свойства механических волн | 1 | Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок) | Виды волн, скорость волны, свойства механических волн | волновой процесс; условия распространения механической волны; физическую сущность продольных и поперечных волн; физические | объяснять процесс возникновения и распространения поперечной волны в твердом теле; вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты; объяснять процесс возникновения и распространения продольной волны в твердом теле и пазе; | |||
60 | К.Р. № 5 «Механические колебания и волны». | 1 | Урок контроля знаний | Основные законы и понятия темы | Применять теорию для решения задач | Контрольная работа | |||
Повторение изученного | 3 | ||||||||
61 | Семинар | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение основных закономерностей, изученных в 9 классе | Основные закономерности, изученные в 9 классе | Применять полученные знания | Самоконтроль | ||
62 | Смотр знаний | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение основных закономерностей, изученных в 9 классе | Основные закономерности, изученные в 9 классе | Применять полученные знания для решения задач | взаимоконтроль | ||
63 | Практикум | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Повторение основных закономерностей, изученных в 9 классе | Основные закономерности, изученные в 9 классе | Применять полученные знания на практике | |||
64 | Итоговая контрольная работа (по материалам ГИА) | 1 | |||||||
65 | Экскурсия | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по физике 7 класса ,автор Л.ЭГенденштейн
КТП по физике 7 класса, автор Л.Э Генденштейн. 2 часа в неделю....
Календарно- тематическое планирование по физике 8 класса,автор Л.Э. Генденштейн
КТП по физике 8 класса, автор Л.Э Генденштейн. 2 часа в неделю....
Календарно- тематическое планирование по физике 10 класса , автор Л.Э. Генденштейн
КТП по физике 10 класса, автор Л.Э Генденштейн. 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс автор: А.В.Перышкин
Тематическое планирование по физике...
Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс автор: А.В.Перышкин
Тематическое планирование по физике...
Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс автор: А.В.Перышкин
Тематическое планирование по физике...
Календарно-тематическое планирование по физике 10 класс автор: Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский (2 часа в неделю)
Тематическое планирование по физике...