Мастер-класс на тему "Испарение и конденсация"
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме
В работе представлены сценарий мастер-класса и презентация. В основе занятия лежит проблемный подход к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 16.47 КБ |
master-klass_kondrakova.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Испарение и конденсация»
Кондраковой Натальи Васильевны
учителя физики
МБОУ СОШ №13 города Ставрополя
Цель: способствовать формированию понятий физических явлений испарение и конденсация.
Задачи:
1. Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры, природы веществ, площади поверхности, наличия ветра.
2.Продолжить формирование умения наблюдать, объяснять физические явления, делать выводы.
3.Связать изученные физические явления с практическим применением.
Оборудование: мультимедийное оборудование; приборы и материалы.
Ход занятия
Вас я приветствую, друзья!
Сегодня в мир науки с вами,
Постигнув мудрость бытия,
Войдем мы твердыми шагами.
Работа мысли и стремленье к знаньям
Поможет вам понять всю сущность мирозданья (слайд 1)
Прошу внести черный ящик (музыка). Перед вами черный ящик. Вам достался вопрос ученика 8 класса школы №13 Сарапулова Геннадия. Вопрос: «Я ль на всех милее?». Какому физическому телу задавала царевна данный вопрос из сказки Пушкина (ответ: зеркалу). Вызывает слушателя открыть черный ящик. Достают зеркало, учитель просит подышать на поверхность зеркала и объяснить наблюдаемое явление (ответ: происходит запотевание ). Рассматривают этот предмет через несколько секунд. Перед слушателями зеркало с сухой поверхностью.
Какие физические явления вы наблюдаете? (предполагаемый ответ)
Итак, тема нашего мастер - класса «Испарение и конденсация» (слайд 2)
Мы приступаем к изучению факторов, влияющих на процесс испарения.
Опыт 1.Перед вами по 2 термоса: с горячей и холодной водой одинакового объёма жидкости. Откройте их и посмотрите на внутреннюю поверхность крышек. Что вы наблюдаете? (возможный вариант ответа: поверхность одной крышки запотела сильнее другой). Как вы думаете, от чего зависела интенсивность данного процесса? (возможный вариант ответа: от температуры)
Первый фактор – температура. Зависимость испарения от температуры прямая пропорциональная: чем выше температура, тем выше скорость испарения.
Опыт 2. Перед вами склянки со спиртом и водой. Наберите жидкость пипеткой равных объёмов и нанесите на одну ладошку спирт, на другую – воду. Что наблюдаете? (предполагаемый ответ: спирт испаряется быстрее). От чего это зависит? (предполагаемый ответ)
Второй фактор: от природы веществ, одни вещества более летучи, другие менее летучи.
Опыт 3.Возьмите две салфетки и нанесите на их поверхности по капле спирта. С помощью веера создайте движение воздуха над одной из них. Что наблюдаете? (возможный ответ: при движении воздуха испарение происходит быстрее).
Третьим фактором является влияние на испарение ветра.
Опыт 4. Возьмите два листа бумаги и нанесите на них с помощью пипетки по капле спирта. Далее один лист оставьте на столе, а другой поставьте вертикально, чтобы капля спирта растеклась по поверхности листа. Что вы наблюдаете? (предполагаемый ответ).
Четвёртый фактор – испарение зависит от площади поверхности (слайд 3).
Слушателям предлагают пробирки с кристаллами йода. Рассматривают их на белом фоне и наблюдают процесс испарения твёрдого тела.
Вывод: вы видите, что испаряются не только жидкости, но и твёрдые тела.
Из этого следует: тела состоят из молекул, они движутся с разными скоростями. Более быстрые могут преодолеть притяжение других молекул и силу давления воздуха и улететь. Таким образом, испарение – процесс парообразования, происходящий с поверхности тел. (слайд 4)
Дело в том, что одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в неё. Воздушные потоки препятствуют возвращению в жидкость вылетевших молекул, что увеличивает скорость испарения.
Тени вечера сгущаются
Воздух влажен и душист
И росою умывается
На деревьях каждый лист (слайд 5).
Почему вечером выпадает роса? (возможный ответ: за счёт конденсации)
Конденсация может происходить и тогда, когда пар не соприкасается с жидкостью. Именно конденсацией можно объяснить появление тумана, росы, образование облаков и др. Молекулы водяного пара, находящегося в атмосфере, при понижении температуры воздуха группируются в мельчайшие капельки воды, образуя туман. Эти явления находят большое применение в природе, в быту и технике. Вы с ними хорошо знакомы из курса природоведения, географии, биологии (слайд 6). Протрите влажной салфеткой руки и еще раз убедитесь в эффективности процесса испарения.
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полета!
Все это дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновеньем (слайд 7)
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Испарение и конденсация.
Факторы, влияющие на процесс испарения: температура вещества; природа вещества; влияние ветра; площадь поверхности.
Испарение – процесс парообразования, происходящий с поверхности тел.
Тени вечера сгущаются Воздух влажен и душист И росою умывается На деревьях каждый лист
Применение явлений испарения и конденсации в быту и технике
Смотрите! Что-то получилось! Итог обыденной работы- Восторг волшебного полета! Все это дивное явленье- Урок, рожденный вдохновеньем …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....