Методическая разработка по физике
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогом с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Потому в своей работе я описала каким способом можно достичь понятных задач как для учителя так и для ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_po_predmetam_variant_2.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
города Волжского
Всероссийский конкурс с международным участием
«Методические разработки по предметам»
Внеурочного мероприятия по физике
«Сердце, отданное науке» и ее актуальность
Патрина Елена Геннадьевна
Город Волжский Волгоградская область
МОУ гимназия города Волжского Волгоградской области
89608807176
Внеурочная деятельность и ее актуальность.
С одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а с другой - далеко не каждый ученик способен в них участвовать, а школа должна обеспечить успешность каждому ученику.
Требуется, чтобы выпускник школы свободно владел знаниями и умениями для осуществления познавательной деятельности, проявлял творческую активность, обладал потребностью применять знания на практике и способностью сознательно выбирать собственную позицию.
Одними дидактическими технологиями подобные социальные запросы личности не удовлетворить, требуется привлечение возможностей внеурочной деятельности.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогом с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Физика одна из немногих наук, которая может быть как весьма сложной, так и весьма интересной. Немалое количество природных явлений, окружающих нас, имеют свое объяснение с точки зрения физических законов. Физический закон - необходимая, существенная, устойчивая повторяющаяся связь между явлениями, процессами и состояниями тел. Познание физических законов составляет основную задачу физической науки. Как же в мире разнообразных физических законов и явлений заинтересовать ребят, повысить их мотивацию к обучению?
Внеурочное мероприятие «Сердце, отданное науке»
Внеклассное мероприятие «Сердце, отданное науке», раскрывающее чудесный мир физических явлений, явилось решением данной задачи. Мероприятие проводится среди обучающихся 7-11-х классов, так как в этом возрасте преобладает высокий познавательный интерес, что является мотивом к обучению такого предмета как физика. Однако в подготовке и участии самого мероприятия принимают участи не только обучающиеся 7-8х классов, но и обучающиеся 9-11х-классов.
Отсюда вытекают цель и задачи внеклассного мероприятия.
Цель:
Формирование познавательного интереса среди обучающихся 7-11- х классов и развитие положительной мотивации при изучении физики.
Задачи:
- Создать условия для интеллектуального развития обучающихся, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.
- Раскрыть творческий потенциал у обучающихся, используя различные приемы, методы и формы организации внеклассной деятельности.
- Формировать преемственность поколений через коллективное содрудничество и создания дружественной обстановки.
Внеклассное мероприятие по физике « Сердце, отданное науке»
Форма: командная игра
Музыкальное сопровождение:
Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка):Минков М.
Текст (слова) песни «Да здравствует сюрприз!», « Дорогою добра»
Техническое обеспечение- компьютер, проектор, экран
Оборудование, необходимое для проведения экспериментов-
Картошка, ложка, яблоко, пенал, полотенце, 2 книги, гладкий поднос
ложка, стакан с водой, соль, мыльными пузырями, детский бассейн, обруч
бумажная змея, линейка, шерстяная ткань, Стакан с водой, бумага
Участники – команда 7а - 8а и 7б-8б классов
Ведущий- ученица 8а класса
Помощницы- ученицы 8б класса
Болельщики - обучающиеся 7-х, 8-х классов
Консультанты- обучающиеся 10 класс
Состав жюри- обучающиеся 11 класса
План:
- Слово ведущего: Цели и задачи мероприятия
- Представление председателя и членов жюри
- Визитная карточка команды : Творческое представление названия своей команды (домашнее задание).
- Разминка: за 1 минуту времени ответить на серию вопросов и набрать как можно больше баллов.
- Конкурс « Мой выбор»: Из предложенных номинаций выбрать одну и ответить на вопрос. Конкурс длится до тех пор, пока команды не дадут ответы на все вопросы.
- Экспериментальный конкурс: Командам предлагают оборудование необходимое для выполнения задания. Задача команды выполнить экспериментальное задание и ответить на вопрос.
- Видео- конкурс «Может ли физик стать фокусником?» Готовят учащиеся 9- классов. Суть конкурса заключается в следующем. Ученики снимают на видео серию опытов( минимум 3) и формулируют вопросы к каждому опыту.
Например: Чем объяснить полученный результат?
Задача команды на листочке записать правильные ответы на поставленные в видеоролике вопросы.
- Игра с болельщиками: Болельщикам предлагают провести ряд физических экспериментов и ответить на вопросы.
- Результаты командной игры: Члены жюри озвучивают результаты командной игры, выделяют самых активных, самых сообразительных, самых быстрых.
- Награждение команд дипломами участника и победителя . Председатель жюри награждает команды дипломами участника и победителя
- Рефлексия. Ведущий задает вопрос всем участникам процесса вопрос: Понравилось ли вам мероприятие «Сердце, отданное науке»?
Сценарий мероприятия
( играет музыка)
В: Добрый день, дорогие друзья! 21 век! Привычными стали для нас атомные электростанции, сверхзвуковые самолеты, интернет и многое другое. И все же, принимая сегодня как должное все эти свершения человеческого гения и ничему не удивляясь, мы тем не менее не перестаем удивляться и восхищаться творениями тех людей, чьи заслуги перед наукой невозможно описать. Да, речь идет о людях, сердца которых отданы науке.
И наше мероприятие мы так и назвали : «Сердце, отданное науке».
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом
И конечно в процессе сегодняшней викторины мы не только выявим самых умных и талантливых, но и немного познакомимся с деятельностью того или иного ученого, покажем наиболее примечательные черты его мировоззрения, а также рассмотрим наиболее интересные вопросы, связанные с жизнью человека. Наблюдать и оценивать работу команд будет уважаемое жюри в составе
Председатель жюри: Обучающийся 11 класса
Члены жюри: Обучающиеся 11 класса
Консультатнты обучающиеся 10 класса.
Два раза за игру команда может обратиться за помощью к одному из консультантов .
Итак, мы начинаем .
И первый конкурс – это визитная карточка команды.
визитная карточка команды 8а класса « Архимедова сила»
визитная карточка команды 8бкласса «Великолепная шестерка»
( Каждая команда представляет визитную карточку)
Спасибо! А теперь дорогие друзья, чтобы подготовить ваши мысли к основному конкурсу, начнем с разминки. Каждой команде я буду читать вопросы. Ваша задача дать как можно больше правильных ответов за одну минуту. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.( музыка- часики) Итак, мы начинаем второй конкурс- разминка
Второй конкурс - разминка
Вопросы для команды 8а класса
- Длина траектории ( путь)
- Что является единицей массы в системе Си (кг)
- Линия, по которой движется тело? (траектория)
- Отношение массы к единице объема ( плотность)
- Что является единицей мощности? (Ватт)
- Прибор, измеряющий вес тела (динамометр)
- Движение тела неподдерживаемое никакими телами (инерция)
- Прибор, измеряющий напряжение (вольтметр)
- Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании (аэростаты)
- Частицы, из которых состоят вещества(молекулы)
- Единица давления в Си (Паскаль)
- Упорядоченное движение заряженных частиц (электрический ток)
- Перенос энергии струями жидкости или газа (конвекция)
- Отношение заряда ко времени (сила тока)
- Явление, при котором тела приобретают свойства притягиваться друг к другу ( электризация)
- Положительно заряженная элементарная частица (протон)
- Что является единицей объема в системе Си( м3)
Вопросы для команды 8б класса
- Что является единицей работы (Джоуль)
- Прибор, измеряющий силу тока (Амперметр)
- Тело, размерами которого можно пренебречь (материальная точка)
- Единица времени в Си (Секунда)
- Перенос энергии в виде электромагнитных волн (излучение)
- Отношение работы тока к заряду (напряжение)
- Действие тел друг на друга (взаимодействие)
- Мера инертности тела (масса)
- Отрицательно заряженная элементарная частица (электрон)
- Катушка со вставленным железным сердечником (электромагнит)
- Места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные поля ( полюса магнита)
- Область пространства, в которую световая энергия попадает частично (полутень)
- Прибор, измеряющий атмосферное давление (барометр)
- Энергия, которую тело получает или теряет в процессе теплопередачи( количество теплоты)
- Противодействие, оказываемое проводнику с током (сопротивление)
- Отношение работы ко времени (мощность)
- Сила, характеризующая действие нескольких сил (равнодействующая)
Спасибо!
Настало время третьего конкурса – Мой выбор. Сейчас на экране появится таблица с различными номинациями.
Команда выбирает номинацию, зачитывается вопрос и время на обсуждение (30 сек). Затем команда озвучивает свой вариант ответа. Затем право выбора передается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов
Великие ученые1 | Этот французский физик, военный инженер, изобрел прибор для установления основных законов электрического и магнитного взаимодействия. Он изучал различные виды трения и сформулировал законы трения, скольжения и качения. Кто этот ученый? | Шарль Огустен Кулон ( 1763- 1806) |
великие ученые2 | Это немецкий физик открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением Кто этот ученый? | Георг Ом( 1787- 1854) |
великие ученые 3 | Этот ученый в 1878 году обратился к проблеме электрического освещения, пошел по пути усовершенствования лампы накаливания Лодыгина А. Н..За один год он провел 6000 опытов в поисках наилучшего материала для нити лапы накаливания. Кто этот ученый? | Томас Эдисон(1847-1931) |
гидро и – аэростатика 1 | Почему железный гвоздь тонет в воде, а огромный корабль, сделанный из такого же материала , плавает? | В корпусе корабля много пустот с воздухом. Это отсеки между переборками в трюме, каюты и т.д. ( При определенной осадке сила тяжести уравновешивается силой Архимеда, осадка может достигать более 20 м , а надводная часть 8-10 м) |
гидро и – аэростатика 2 | Дирижабль наполняют легким воздухом. Не лучше ли было из него просто выкачать воздух? | Выкачивать воздух из оболочки нельзя, т.к. огромная сила атмосферного давления легко раздавит оболочку дирижабля |
гидро и – аэростатика 3 | Загадка. На стене висит тарелка По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду задает | Барометр- анероид |
электрические явления1 | « Мне удалось сделать два таких цилиндра из 20 металлических пар, они мне служат уже несколько недель, надо думать послужат еще несколько месяцев. Из письма Вольта. Что удалось ему сделать? ( в каком году?) | источник тока в 1799 году |
электрические явления2 | Это устройство для предотвращения недопустимого и опасного действия установки машины, аппарата, прибора, оружия и прочего. В результате нарушения нормальных условий и режимов их работы, аварий, неосторожного обращения. Что за прибор? | Предохранитель |
электрические явления3 | Один из ассистентов, работающих с Профессор анатомии Луиджи Гальвани в 1780 обращает внимание на то, что при касании скальпелем ее влажной мышцы она время от времени дергается , сокращается, другой- работавший с электрической машиной, подметил, что мышца дергается всякий раз, когда в машине проскакивает электрическая искра. С кем проводили эксперименты? | лягушка |
загадки об ученых1 | Речь пойдет об ученом. О ком именно? Подсказки. С каждой подсказкой следующей вы теряете 1 балл
| Галилео Галилей портрет |
загадки об ученых2 | Речь пойдет об ученом. О ком именно? Подсказки. С каждой подсказкой вы теряете 1 балл
| Аристотель |
загадки об ученых3 | Речь пойдет об ученом. О ком именно? Подсказки. С каждой подсказкой вы теряете 1 балл
| Архимед |
Спасибо командам за работу. И мы с нетерпением будет ждать результатов.
Теперь настало время эксперимента.
И суть четвертого конкурса заключается в следующем: Каждой команде будет дан набор предметов, с помощью которых им необходимо будет выполнить задание экспериментально и объяснить полученный результат. Время на выполнение 2 минуты.
Задание команде 8а класса
№ задания | Оборудование | Задание. | Вопрос | ответ |
1 | Картошка, стакан с водой, соль. | Добейтесь того положения, чтобы картошка плавала в воде. | Объясните поведение картошки в пресной и соленой воде , и какое физическое явление лежит в основе объяснения. В чем оно заключается? | для того чтобы картошка плавала необходимо, чтобы ее плотность была меньше воды .( выполнялось условие плавания тел, сила тяжести = силе Архимеда) Когда в воду подмешивают соль, ее плотность увеличивается на 20 %, и вследствие этого, плотность соленой воды увеличивается и становится больше плотности картошки |
2 | ложка, яблоко, пенал, полотенце, 2 книги, гладкий поднос | Пронаблюдайте, при каком наклоне предметы скользят. Накройте поднос полотенцем и посмотрите, будут ли скользить предметы, при установленном наклоне. Наклон установите с помощью книг | Объясните полученный результат, и какое явление лежит в основе объяснения? В чем оно заключается? | Ткань полотенца шероховатая, и сила трения увеличивается . Это значит что предметы будут соскальзывать при большем угле наклона. Между шероховатыми поверхностями возникает большее трение, чем между гладкими поверхностями. Возникает трение покоя |
Задание команде 8б класса
№ задания | Оборудование | Задание. | Вопрос | ответ |
1 | бумажная змея, линейка, шерстяная ткань | Добейтесь положения, чтобы бумажная змея подня-лась | Что нужно сделать для того, чтобы бумажная змея поднялась и какое физическое явление лежит в основе объяснения. В чем оно заключается? | Когда мы трем линейку о шерстяную ткань, на нее перескакивают крошечные заряженные частицы, т. е. линейка и ткань электризуются , т.е. приобретают способность притягивать легкие предметы |
2 | Стакан с водой, бумага | Добей-тесь положения, чтобы бумага удерживала воду в стакане. | Чем объяснить полученный результат? | Атмосферное давление способно удерживать столб воды около 10 м |
Спасибо командам.
В: Подошло время сыграть последний конкурс « Может ли физик стать фокусником?»
Ребята из 9-х классов подготовили два видеоролика для каждой команды.
Сейчас по очереди мы покажем видеоролики каждой команде. Задача команды на листочке написать ответы на поставленные вопросы в видеоролике . После просмотра команда озвучивает ответы, написанные на листочке. Консультанты , помните, что к вам могут обратиться за помощью.
А пока жюри подводят итоги сегодняшней викторины, я
предлагаю болельщикам и игрокам провести еще ряд экспериментов.
Игра с болельщиками
1. Верите ли вы, что бумажные цветы способны распускаться? «Распускающиеся бумажные цветы»
(Раздать бумажные цветы и чашу с водой, поставить на столы, за которыми сидят зрители)
Опустите цветы в воду. Цветы раскрываются ?
-Чем можно объяснить полученный результат?
( когда, волокна бумаги впитывают воду, они разбухают, и бумага увеличивается в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться. Разные сорта бумаги впитывают воду с разной скоростью. Тонкая бумага, например, намокает очень быстро.
2.Пронаблюдайте за мыльными пузырями. Почему края мыльного пузыря скрашены в различные цвета?
( Мыльная пленка окрашивается в различные цвета, вследствие интерференции света. Интерференция – это сложение световых когерентных волн в пространстве, при котором наблюдается в пространстве устойчивая интерференционная картина. В данном случае вследствие отражения одной волны от поверхности пленки и преломления другой от той же поверхности пленки две волны усиливаются и дают определенный цвет спектра.)
3. Верите ли вы, что один стакан будет удерживать другой стакан?
Как это можно сделать имея под рукой спички, свечу, два стакана и бумажное кольцо? Свечу поставить в стакан с водой, зажечь ее. Потушив ее, положить на стакан бумажное кольцо и поставить второй стакан вверх дном. После стаканы сцепляются.
Чем можно объяснить полученный результат?
( объяснение : Воздух от зажженной свечи расширяется и выходит наружу. Чем меньше остается воздуха в стакане, тем сильнее они сжимаются. Внутри давление уменьшается, а снаружи увеличивается. Сила атмосферного давления их удерживает.
4. Верите ли вы, что человек может оказаться в мыльном пузыре. Давайте проверим. Приглашаются 2 желающих для участия в атракционе « Человек в мыльном пузыре» с фотографированием . Какая сила удерживает мыльную пленку? ( сила поверхностного натяжения, возникающая вследствие сильного притяжения молекул мыльной воды друг с другом)
Готовы ли жюри объявить результаты викторины?
Результаты игры объявляют жюри
Награждение команд дипломами участника и победителя
Рефлексия:
Чтобы выяснить насколько вам понравилось мероприятие, выполните последнее задание. На столах лежат листочки разного цвета, они означают следующее:
Красные- мне очень понравилось, хочу чтобы такое мероприятие проводилось ежегодно
Синие- Мне было трудно, но понравилось
Зеленые- не понравилось мероприятие, нужно что-то изменить
Возьмите тот листочек, который вы считаете нужным и приклейте его к ватману
( под музыку)
И в заключение хочется сказать, наблюдай за различными явлениями природы, пытайся дать объяснения и наука станет для тебя близкой,а мир для тебя будет интересней, чем кажется. И может быть когда-нибудь ты, отдав свое сердце науке, станешь великим ученым.
До свидания, до новых встреч!
Собственная оценка!!!!!
Мероприятие, на мой взгляд, состоялось. Ребята увлеченно отвечали на вопросы, проводили эксперименты. На мероприятии присутствовал дух соревнования и сопереживания за своих товарищей. Считаю, что подобные мероприятия нужно проводить чаще, это мотивирует к изучению предмета и формирует познавательный интерес к физике, способствует разновозрастному сотрудничеству обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"
Пояснительная записка Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)
Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...