Планирование уроков литературы в 6 классе. Базовый уровень. Программа под редакцией В.Я. Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Планирование на учебный год включает темы, основное содержание уроков. А также основные термины и понятия, работа с которыми планируется в течение года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_urokov_literatury_v_6_klasse.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 6 «А» классе
(2012 – 2013 учебный год)
№ ур. | Тема урока | Основное содержание | Основные термины и понятия | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||||
1-ая четверть | ||||||
В дорогу зовущие, или литература открывает мир | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Содержание и форма художественного произведения. Автор. Авторская позиция | ||||
«В русской песне живет душа русского народа» | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | Устное народное творчество, обряд, обрядовый фольклор | ||||
«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин). | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадки. | Афоризм и афористичность | ||||
В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник | Урок-»посиделки». Русский фольклор. | Устное народное творчество, обряд, обрядовый фольклор , афоризм и афористичность | ||||
«Откуда есть пошла земля русская» | Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | Древнерусская литература, летопись, сказание | ||||
«От басни завсегда | Русская басня. И.И.Дмитриев. слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | Басня, баснописец, мораль, аллегория | ||||
«И в памяти навеки оставались | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и Корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | Басня, баснописец, мораль, аллегория | ||||
«Избави, бог, и нас от этаких судей». | Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Басня, баснописец, мораль, аллегория | ||||
«Пушкин есть явление чрезвычайное» (Н.В. Гоголь) | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | Анафора, параллелизм, поэтический образ | ||||
Гимн родной природе | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к классному сочинению по стихотворению «Зимнее утро». | Тема, идея, композиция, устаревшая и диалектная лексика, книжные слова, противопоставление | ||||
Работа над сочинением | Работа над сочинением по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро» | Тема, идея, композиция, устаревшая и диалектная лексика, книжные слова, противопоставление | ||||
"Чувства добрые я лирой пробуждал..." | Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике поэта. | Жанр послания, эпитет, метафора, обращение | ||||
Поэты пушкинской поры | Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский. Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…». Художественные средства выразительности, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Развитие понятий о лирике и поэтической интонации. | Лексический повтор, метафора, эпитет, книжные слова, олицетворение, противопоставление, аллитерация, поэтические интонации. | ||||
«Не мог он ямба от хорея, | История систем стихосложения (элементарные сведения). Понятие о стихотворном размере, строфе, стопе, ритме. Двусложные размеры стиха. Ямб, хорей; спондей, пиррихий. | Система стихосложения, стихотворный размер, стопа, строфа, двусложный размер стиха, ямб, хорей, спондей, пиррихий. | ||||
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» | Цикл «Повести Белкина». «Баршня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы. «Лицо» и «маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. | Повесть, композиция, сюжет, пародия, романтическая тема, тема и мотив, авторская позиция | ||||
«Вскипела ссора между нами: | Повесть «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | Повесть, композиция. | ||||
2-ая четверть | ||||||
Роман о дворянине-разбойнике | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Картины жизни русского барства. Конфликт Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Сравнительная характеристика «Два помещика» (материалы для сочинения) | Роман, герой художественного произведения, конфликт. | ||||
«Преобразился» или просто «переоделся» Дубровский? | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Образ Дубровского в черновике и окончательном варианте романа Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести. | Герой художественного произведения, эпизод, авторская позиция | ||||
Романтическая история любви, рассказанная русским писателем | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | Композиция, мотив | ||||
Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | Подготовка к сочинению. Сочинение. | |||||
Контрольная работа | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | Вся терминология темы | ||||
Одинокий белый парус русской литературы | М.Ю.Лермонтов. слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | Композиция, поэтические интонации, противопоставление, параллелизм, метафора, эпитет, обращение, вопросно-ответная форма | ||||
«И тихонько плачет он в пустыне». | Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. «Утёс», «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | Тема, мотивы, композиция, поэтические интонации, антитеза, эпитет, метафора, сравнение | ||||
Баллада о трёх пальмах | Восточная баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | Баллада | ||||
Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики» | Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики» | Цикл, авторская позиция | ||||
Из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг» | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Цикл, пафос, юмор, пейзаж, портрет, авторская позиция | ||||
Почему стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» печатали без последней строфы? | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Ф.И.Тютчев. слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». | Пейзажная лирика, поэтическая мысль | ||||
Природа как мир истины и красоты в поэзии А.А. Фета | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. | Пейзажная лирика | ||||
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Работа над сочинением. | Краски и звуки в пейзажной лирике. Сочинение по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. | Пейзажная лирика, поэтическая мысль, средства выразительности | ||||
«Гимн строительной, массовой, творческой народной работе» (К.И.Чуковский) | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | Сюжетная лирика, авторская позиция | ||||
Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, особенности поэтических интонаций. | Композиция, диалог, эпиграф, поэтическая интонация | |||||
3-я четверть | ||||||
Трёхсложные размеры стиха | Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий). | Система стихосложения, стихотворный размер, стопа, строфа, трёхсложный размер стиха дактиль, анапест, амфибрахий | ||||
Слово о декабристах | Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта. | Историческая поэма, прототип, портрет | ||||
«Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н, Лесков). | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. Изображение русского характера. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша». | Сказ, авторская позиция, язык художественного произведения, авторская позиция, ирония | ||||
Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша | Работа над сочинением. | Сказ, авторская позиция, язык художественного произведения, авторская позиция | ||||
Рассказы Антоши Чехонте | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. Переплетение сатиры и юмора в рассказах писателя. | Юмор, сатира, рассказ | ||||
Рассказ «Толстый и тонкий» А.П. Чехова | Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | Язык художественного произведения, речь литературного героя, художественная деталь, юмор | ||||
«Ни на кого не похожие» герои Андрея Платонова. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. | Сказка-быль | ||||
«Алые паруса» А.С. Грина | А.С.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги. Авторская позиция в произведении. | Авторская позиция | ||||
«Кладовая солнца» | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | Главный герой | ||||
«Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | Художественный образ, символическое содержание художественных образов | ||||
«Великий храм природы» | Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению по теме «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Композиция художественного произведения | ||||
Сочинение по теме «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | ||||||
Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне | Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | |||||
Дети и война | А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | |||||
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | Речевая характеристика героя | ||||
Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой» | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Речевая характеристика героя | ||||
В.Г.Распутин. «Уроки французского».\ | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени. | Рассказ, сюжет, герой-повествователь | ||||
Нравственный выбор | Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению «Нравственный выбор моего ровесника в в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | |||||
Сочинение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | Сочинение по теме «Нравственный выбор моего ровесника в в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | |||||
«Тихая» лирика Николая Рубцова | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Николая Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | Поэтические средства художественной выразительности | ||||
Сколько подвигов совершил Геракл? | Ф.А.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Образ учителя. Юмор и его роль в рассказе. | Художественный образ, юмор | ||||
4-ая четверть | ||||||
«О, как безумно за окном…» | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. C.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике Сергея Есенина. Обучение выразительному чтению стихотворных произведений | Поэтические средства художественной выразительности, связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении | ||||
«Перед весной бывают дни такие…». | А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения Подготовка к домашнему сочинеиию-анализу лирического произведения. | |||||
«Странные» люди в рассказах Василия Шукшина | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Василия Шукшина. | Художественный образ | ||||
Сочинение-анализ | Сочинение-анализ лирического произведения (по лирике поэтов, с творчеством которых знакомились в течение года). | |||||
Повторение. | Подведение итогов изучения русской литературы. Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа по русской литературе | |||||
«Каким бы малым ни был мой народ…» | Габдулла Тукай. Слово о поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов | ||||
Мифы Древней Греции | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Роль мифа в истории и культуре. | Миф, миф и сказка, миф и легенда | ||||
«Легенда об Арионе» | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Миф и легенда. | |||||
Поэма «Одиссея» | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | Героический эпос | ||||
«Маттео Фальконе» | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтические и реалистические краски новеллы. Понятие о новелле. | Новелла | ||||
М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна» | М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. | Средства создания комического | ||||
Военный лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Притча | ||||
Заключительный урок | Выявление уровня литературного развития учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульное планирование уроков химии 10 класс (базовый уровень - авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
Планирование составлено на основе: 1) программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных учреждений (базовый...
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов
Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основн...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класса (базовый уровень,1,5 часа в неделю) О. С. Габриелян
Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класса (базовый уровень,1,5 часа в неделю, всего 52часа) к учебнику О. С. Габриеляна...
Календарно–тематическое планирование по литературе 10 класс (профильный уровень) - программа В.В. Агеносова, А.Н.Архангельского
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» составлена на основе рабочей программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта (приказ Министерства образовани...
Календарно-тематическое планирование уроков химии 8 класса (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование уроков химии 8 класса (базовый уровень)...