Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для детей с ОВЗ (ТНР) факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» основного общего образования – 10 класс
элективный курс по литературе (10 класс)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для МКОУ «Средняя школа №3 городского округа город Михайловка Волгоградской области составлена в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; на основании учебного плана МКОУ «Средняя школа №3 городского округа город Михайловка Волгоградской области», авторской программы Г.К. Звягинцевой, отв. редактора В.Г. Маранцмана «Выразительное чтение и рассказывание », «Программы средней общеобразовательных учреждений. Факультативные курсы»– М., «Просвещение», 1990г. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями. Программа разработана на один учебный год.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе. Выразительное чтение предваряется анализом художественного произведения, цель которого — заинтересовать ученика, пробудить в нем стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения. Нужна и непосредственная подготовка к чтению: определение тональности чтения частей произведения, характера интонирования фраз, наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений.
Основными целями изучения факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» являются:
- обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
- формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
- активное участие в школьных смотрах, конкурсах и концертах.
Задачи реализации программы:
- овладение различными видами рассказа;
- приобщение к пересказу текста;
-сопоставление образов, мыслей, чувств художественного произведения с личным опытом;
- аргументированный выбор эпизода и раскрытие его роли в идейном содержании произведения;
-овладение системой изобразительно-выразительных средств языка.
2. Планируемые результаты освоения факультативного курса
В результате изучения курса ученик должен знать :
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
- основные этапы развития русской литературы.
Работая в факультативе, ученик должен овладеть следующими умениями:
- рассказывать с учетом жанровой специфики произведения;
- владеть всеми типами пересказа;
-аргументировать выбор эпизода для пересказа и раскрыть его роль в идейном содержании произведения;
-передавать в исполнении нравственную оценку поступков героя;
- передавать в рассказе особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому;
- художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.
3. Содержание факультативного курса
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В программе указаны многие умения, развивающиеся в процессе выразительного чтения. Обратим внимание на специальные умения, связанные с работой ученика в предлагаемом факультативном курсе: осознавать и чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста; сопоставлять образы, мысли, чувства художественного произведения с личным опытом; читать художественный текст (важны отчетливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонации и т. д.); соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя; оценивать и мотивированно высказывать суждение о чтении товарища; передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи; по содержанию и интонационному строю узнавать, какому писателю и кому из персонажей произведения принадлежит речь; соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Программа факультатива нацеливает учеников на овладение различными видами рассказа: воспоминание, размышление, рассуждение, импровизация по личным впечатлениям, по литературным источникам, рассказ от имени автора и от лица литературного героя, рассказ с заменой повествователя и др. Одновременно школьники приобщаются к пересказам: подробному, краткому, выборочному и др. Ученик должен уметь выслушивать замечания и аргументировано отстаивать собственную интерпретацию авторского текста. В этом случае он легче сделает переход от рассказа и пересказа к художественному рассказыванию, сумеет найти и оправдать интонации, темп рассказа, жест и мимику, овладеть манерой повествования, способной заставить слушателей переживать, воспринимая то, что исходит от исполнителя.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обу-чения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Место факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adapt._rab_programma_fakultativ_10_kl_ovz.pdf | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (основное общее образование, 8 класс)
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требова...
Рабочая программа по истории Урала. Основное общее образование 9 класс
Программа курса рассчитана для учащихся 9 класса основной общей школы и охватывает период от древности до 21 вв. Представленная программа входит в учебно-методический комплекс наряду...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Литературное чтение» основное общее образование, 6 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой . – М. Гуманитар....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Английский язык) по профессии СПО на базе основного общего образования: 35.01.09 «Мастер растениеводства»
СОДЕРЖАНИЕ стр.1.Пояснительная записка2.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета 463.СТРУКТУРА и содержание учебного предмета 94.условия реализации программы учебного предмета 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК) по профессии СПО на базе основного общего образования: 35.01.09 «Мастер растениеводства»
СОДЕРЖАНИЕ стр.1.Пояснительная записка2.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета 463.СТРУКТУРА и содержание учебного предмета 94.условия реализации программы учебного предмета 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Английский язык) по профессии СПО на базе основного общего образования: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
СОДЕРЖАНИЕ стр.1.Пояснительная записка2.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета 463.СТРУКТУРА и содержание учебного предмета 94.условия реализации программы учебного предмета 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК) по профессии СПО на базе основного общего образования: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
СОДЕРЖАНИЕ стр.1.Пояснительная записка2.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета 463.СТРУКТУРА и содержание учебного предмета 94.условия реализации программы учебного предмета 2...