Рабочая программа по физике 7
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Логвиненко Ольга Викторовна

Настоящие рабочие  программы разработаны на основе  авторской программы Физика.  7-9 классы. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Эта программа включена в сборник Программ для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 кл», М.: Дрофа, 2010 Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_7.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

Физика

7 класс

Кол-во часов в год – 68,

Кол-во часов в неделю - 2

Учитель: Арутюнян О.В.

2012-2013 учебный год

  I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по Физике

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс - 2-е издание. М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения).

4.  Авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Перышкина Физика. 7 классы.

(Физика. Астрономия 7-11 классы. Программы  для  общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа 2010.  Составители  В.А. Коровин, В.А. Орлов.  В сборник включены программы  к действующим  комплектам учебников  по Физике  и астрономии)

           Рабочая программа по Физике  для учащихся 7-х классов составлена на основе  авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина и рассчитана на 68 учебных часа в год в соответствии с учебным планом.

Состав УМК для 7-х классов:

1. Физика 7 класс. А.В. Перышкин – М.:Дрофа, 2005

2. Сборник задач по физике  В.И. Лукашик – М.: Просвещение  - 2006

3. Дидактические карточки – задания по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»  О.И. Громцева – М: Издательство «Экзамен», 2010

4. Рабочая тетрадь по Физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» Р.Д. Минькова, В.В. Иванова - М: Издательство «Экзамен», 2012

5. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс». А.В. Чеботарева – М.: издательство «Экзамен», 2012.

Учебник Физика 7 класс. А.В. Перышкин включает весь необходимый теоретический материал для изучения  физики в 7 классе общеобразовательных учреждений. Учебник отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса  посвящены той или иной  фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают  не только закрепить пройденный теоретический  материал, но и научиться применять законы физики на практике. При определении последовательности  и глубины изложения  материала в учебнике учитывались традиции школы, необходимость соблюдения внутрипредметных  связей  и соответствия между объективной сложностью  каждого конкретного  вопроса  и возможностью его восприятия  учащимися данного возраста.

   1.2. Общие цели образования с учетом спецификации учебного предмета.

Целями изучения физики в 7 классе являются:

– развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

– понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;

– формирование представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

– знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

– приобретение учащимися знаний о строении вещества, механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

– формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

– овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

– пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

1.3. Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Федеральный базисный учебный план  для образовательных учреждений  Российской Федерации  отводит по 2 учебных часа в неделю в 7 классе.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА».

Вопросы, выделенные курсовом, подлежат изучению, но не включаются  в Требования к уровню подготовки учащихся и не выносятся на итоговый контроль.

2.1 Содержание и структура курса «Физика» для 7 класса.

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Измерение  физических величин  с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч).

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение  на основе  молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (21 ч).

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция.  Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

3. Изучение зависимости пути от времени  при прямолинейном  равномерном движении. Измерение скорости.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема твердого тела.

6. Измерение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости  от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения  скольжения  от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести  плоской пластины.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч).

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения  тела.  Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы.  Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида  механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы.

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости.

Повторение  (2ч)

Структура курса «Физика» для 7 класса.

Тема

Всего часов

Из них

Контрольн.  работы

Лабораторн. работы

1

Введение

4

        

1

2

 Первоначальные сведения о строении вещества.

5

1

3

Взаимодействие тел

21

2

7

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23

1

3

5

Работа и мощность. Энергия.

13

1

2

Повторение

2

Итого

68

4

14

2.2. Планируемые результаты изучения   предмета  «Физика» в 7 классе.

 Личностными результатами обучения физике в 7 классе являются:

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

– понимание и способность объяснять такие физические явления как, атмосферное давление, плавание тел, диффузию, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил,

– умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру,

– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды,

– понимание смысла основных физических законов и умение применять на их практике,

– понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

– овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

2.3. Система оценки планируемых результатов.

Уровни успешности

5 - балльная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)  ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»  норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

III. Описание  материально-технического обеспечения  образовательного процесса.

1. Физика 7 класс. А.В. Перышкин – М.:Дрофа, 2005

2. Сборник задач по физике  В.И. Лукашик – М.: Просвещение  - 2006

3. Дидактические карточки – задания по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»  О.И. Громцева – М: Издательство «Экзамен», 2010

4. Рабочая тетрадь по Физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» Р.Д. Минькова, В.В. Иванова - М: Издательство «Экзамен», 2012

5. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс». А.В. Чеботарева – М.: издательство «Экзамен», 2012.

       Школьный кабинет физики  оснащен полным комплектом  демонстрационного и лабораторного оборудования  в соответствии с перечнем  учебного  оборудования  по Физике для 7 класса.

Система демонстрационных опытов  при изучении физики  предполагает использование, как классических аналоговых  измерительных приборов, так и современных цифровых  средств измерений.

Кабинет физики имеет  специальную смежную комнату  - лаборантскую  для хранения демонстрационного оборудования  и подготовки опытов.

Кабинет физике оснащен  компьютером  и проектором.

Resource id #4048

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...