Технологическая карта урока по физике "Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс".
план-конспект урока по физике (8 класс)
Технологическая карта урока составлена для УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн. Тип урока: урок изучения нового материала. На уроке решаются задачи разных типов: экспериментальные, качественные, расчетные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа №1
Учитель физики Шащенко Лариса Геннадьевна,
Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс.
УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн.
Цель: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
Задачи:
Обучающие:
- ввести понятия «последовательное соединение проводников», «параллельное соединение проводников», познакомить с его особенностями, законами последовательного соединения;
- экспериментально определить силу тока, напряжение на отдельных участках цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;
- экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;
- продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).
Развивающие:
- продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
- продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Воспитывающие:
- способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления.
УУД:
Познавательные: определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Регулятивные: осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- умение собирать электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами;
- умение экспериментально определять силу тока, напряжение на отдельных участках цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;
- оценивать полученные результаты;
- заполнять и дополнять таблицы, схемы;
- приобретение опыта простых экспериментальных исследований.
Метапредметные:
- овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;
- формирование монологической и диалогической речи;
- формирование умений работать в группе.
Личностные:
- формирование целостного научного мировоззрения;
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;
- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;
- мотивация образовательной деятельности;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, беседа, эксперимент, работа с учебником, наблюдение, решение задач.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Карточки с заданиями для групп и для индивидуальной работы, лампочки, провода, ключи, батарейки, рабочее поле, компьютер, проектор.
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Шаг 1.Организация групп. | Создание положительного эмоционального настроя учащихся. Приветствие учителя. - Ребята! Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня на уроке будем следовать совету писателя. Будем внимательны, активны и поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни. | Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы. |
Шаг 2. Определение темы и цели урока
| - Над какой темой мы работаем уже на протяжении многих уроков? | Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя. -Электрический ток. |
- Закончите, пожалуйста предложение « Мне необходимо изучение законов постоянного тока на уроках физики потому, что…» | - Электрический ток открыл большие возможности для человечества, но и таит в себе огромную опасность, поэтому умение объяснять законы, процессы, связанные с электричеством, знать правила безопасности является важным элементом изучения данной темы). - Электричество стало основой развития всех отраслей техники, транспорта, электросвязи, сельского хозяйства, незаменимо в быту). - Наша квартира полна электроприборами которыми мы постоянно пользуемся | |
- А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм после просмотра которого постарайтесь сформулировать тему урока. - Вы совершенно правы, тема сегодняшнего урока «Последовательное и параллельное соединение» | Смотрят фрагмент мультфильма «Фиксики. Гирлянда» и формулируют тему урока. | |
Постановка цели урока. | Учащиеся определяют цель урока. - Изучить последовательное и параллельное соединение проводников. | |
Шаг 3. Подготовка учащихся к изучению нового материала. | - Из чего состоит простейшая электрическая цепь? - В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии – электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причем по-разному соединенных между собой. | Учащиеся объясняют: -Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, ключа и лампочки. |
Шаг 4. Изучение нового | Вы объединились самостоятельно на перемене в 4 группы. У вас на столах стоит оборудование: две лампочки, батарейка, ключ. Соберите возможные варианты соединения двух лампочек, батарейки и одного ключа. Изобразите схемы получившихся электрических цепей в тетради. - Но, прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности во время работы с электрическими цепями. Вы их все хорошо знаете, давайте остановимся на основных моментах.
| Выполняют задание учителя в группах |
-Есть желающие изобразить вариант соединения для первого случая? Ребята, а вы сверяете со своими вариантами. Будете исправлять или дополнять ответы учащихся. -Для второго? | Один ученик изображает участок схемы для первой электрической цепи, а другой – для второй (на доске).
| |
-Давайте выясним, каким образом соединяются проводники в данных электрических схемах и как называются данные способы соединения проводников в электрической цепи. | - В схеме 1 конец одного проводника соединен с началом другого. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным. - Во втором случае – начала и концы проводников имеют общие точки подключения к источнику питания. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным. | |
- Что произойдет, если перегорит одна лампа в первой и второй цепи? Попробуйте выкрутить одну лампочку. | Делают вывод: - В первом случае погаснет и вторая лампа, во втором – вторая лампа будет гореть: в этом заключается одно из основных отличий последовательного соединения от параллельного. | |
- Как вы думаете, какое из рассмотренных соединений удобнее для практического использования? | Учащиеся делают вывод: - Параллельное, потому что все электроприборы можно использовать независимо друг от друга. | |
- Включает ли ключ обе лампы сразу? | - Да | |
- Попробуйте сделать так, чтобы лампы можно было включать и выключать независимо одну от другой. Первая группа работает с первой схемой, а вторая – со второй. | Практически выполняют задание. Делают вывод: в первом случае это невозможно, во втором – надо поставить по ключу последовательно с каждой лампой. | |
-Какие физические величины характеризуют любую электрическую цепь? | Сила тока, напряжение и сопротивление. | |
Шаг 5. Работа в экспертных группах (распределение позиций учащихся). | Задание группам: две группы получают задание исследовать и сформулировать, на основе имеющихся знаний об электрическом токе, законы последовательного соединения проводников, две другие – параллельного. В каждой группе – по 4 человека. - Каждая группа выполняет «свое» задание, которое сформулировано на карточках и через 10 минут отчитывается у доски о проделанной работе, сделав вывод о силе тока, напряжении и сопротивлении проводников. - Во время исследования не забывайте о таблице, которую вы должны заполнить. За помощью вы можете также обратиться к учебнику. А сейчас, внимание, сели ровно, работу в группах можно начинать! (Во время исследовательской работы оказываю помощь группам). | Учащиеся распределяют позиции и выполняют задания в группах. (Выбирают ведущего в группе (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; секретаря – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей – он отвечает за сбор электрической цепи и измерения; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата). |
Шаг 6. Физическая минутка. | Давайте немножко разомнемся, но не будем отвлекаться от темы урока. Встаньте. Задвиньте стулья, чтоб они вам не мешали. Вы – электрические проводники. По моей команде 1 и 2 группы должны соединиться в параллельную цепь, используя свои провода-руки, а 3и 4 группы – в последовательную цепь. Раз, два, три. Не разъединяясь, сделайте приседание, теперь наклон налево, направо. Разомкните свою цепь. Садитесь. | Учащиеся выполняют упражнения. |
Шаг 7. Презентация групп. | Внимание, время выполнения работы вышло! Ребята, какие выводы вы сделали в ходе исследования? «Обмен знаниями». (Во время выступления 1 и 2 групп, 3 и 4 делает записи в таблицах, и наоборот. За правильность заполнения таблицы ученики выставляют баллы.) | Защита групп 1,2. Для исследования последовательного соединения проводников мы собрали схему, состоящую из источника питания, ключа и двух последовательно соединенных лампочек. С помощью вольтметра измеряли напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи. Пришли к выводу, что при последовательном соединении проводников общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке цепи. С помощью амперметра измеряли силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи. По полученным нами результатам пришли к выводу, что при последовательном соединении проводников сила тока в цепи на всех ее участках одинакова. |
- А что можно сказать о сопротивлении при последовательном соединении проводников? | - Общее сопротивление проводников, соединенных последовательно, больше сопротивления каждого из этих проводников. | |
Группы 3 и 4 рассматривали параллельное соединение проводников. Ребята, просим вас поделиться результатами ваших исследований. | Защита групп 3,4 Для исследования параллельного соединения проводников мы собрали схему, состоящую из источника питания, ключа и двух последовательно соединенных лампочек. С помощью вольтметра измеряли напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи. Пришли к выводу, что при параллельном соединении проводников общее напряжение в цепи на всех ее участках одинаково. С помощью амперметра измеряли силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи. По полученным нами результатам пришли к выводу, что при параллельном соединении проводников сила тока в цепи равна сумме сил токов на каждом участке цепи. | |
- А что можно сказать о сопротивлении при последовательном соединении проводников? | Общее сопротивление проводников, соединенных параллельно, меньше сопротивления каждого из этих проводников | |
Формулы для нахождения сопротивления двух проводников при последовательном и параллельном соединениях выглядят так: Запишите их себе в тетрадь и таблицу. | Записывают формулы | |
Шаг 8. Закрепление нового. | «Учащийся знает физику, если он умеет решать задачи» - сказал выдающийся итальянский физик. А для успешного решения задач необходимо хорошее знание теории, немного смекалки и простая арифметика. Сейчас я предлагаю каждому из вас решить две задачи самостоятельно. И я уверена, у вас все получится! | Выполняют задачу самостоятельно на карточках |
- Ребята, как вы думаете, можно ли из двух, известных нам, электрических соединений создать новое соединение? - Последовательное и параллельное соединение вместе - это смешанное соединение проводников. Применяется оно чаще, чем отдельно последовательное или отдельно параллельное. Находит применение в электротехнике, радиотехнике, везде, где существует электрический ток. | - Да. Оно может состоять из последовательно соединения и параллельного. | |
Сегодня вы решите задачу именно на смешанное соединение проводников. …, прочитай пожалуйста условие задачи. 1, 2 группа находит сопротивление на этом участке цепи. 3, 4 группа на этом участке. - Как соединены эти два участка? Найдите их общее сопротивление | Выполняют задание учителя и озвучивают свои ответы. | |
Мы рассмотрели простейшую задачу на смешанное соединение. Более подробно с этим видом соединений мы познакомимся на следующих уроках. | ||
Шаг 9. Подведение итогов урока | Сегодня на уроке мы установили путем исследования законы последовательного и параллельного соединения проводников для основных физических величин, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи. | |
- Какие возможности дают нам знания о соединении проводников? | Знание законов соединений и их особенностей позволяет ориентироваться в бытовых электрических цепях, рассчитывать различные характеристики их нагрузок. | |
- Назовите преимущества и недостатки соединений | Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит. | |
- А кто помнит какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее? | - Изучить последовательное и параллельное соединение проводников | |
Шаг 10. Заключительный этап. Рефлексия учебной деятельности. | Звучит релаксирующая музыка. Учащимся предлагается закрыть глаза. В это время учитель спокойным голосом произносит текст: Напряжение улетело… И расслаблено всё тело, И расслаблено всё тело… Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке, Греет солнышко сейчас, Руки тёплые у нас, Дышится легко, ровно, глубоко, Губы улыбаются, Настроение улучшается!.. | Учащиеся закрывают глаза, расслабляются и получают хорошие эмоции. |
А теперь с улыбающимися губами и в хорошем настроении мы переходим к оцениванию вашей работы на сегодняшнем уроке. Подсчитайте пожалуйста общее количество баллов в карточке учета достижений. Используя оценочную шкалу, переведите ваши баллы в оценки. Ученики, получившие оценку от 1-4 баллов возьмите синие жетоны, а от 5-9 баллов – красные. - Каждый из вас получил оценку. А теперь давайте оценим деятельность всего класса на протяжении урока. На столе стоят обычные лабораторные весы. Мы знакомились с ними в 7 классе. Левая чаша весов означает «Нужно еще поработать», а правая – «Хорошо». Я попрошу представителя от каждой команды собрать в правую руку красные жетоны, а в левую – синие и подойти положить их на соответствующую чашу весов. Если перевесит правая чаша весов – значит класс работал плодотворно, а если левая – значит нужно поработать над некоторыми вопросами. | Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. Ставят оценку за урок в тетрадь. | |
Домашнее задание | - Ребята, какой праздник приближается? | Новый год |
«Новогодний шар». Обратите внимание, что наша елка украшена синими и красными новогодними шарами. Каждый из вас подойдет и снимет соответствующий шар (ребята, получившие от 1 до 4 баллов – синий, от 5 до 9 баллов - красный). Ученики набравшие по оценочной шкале более 10 баллов, снимают с елки зеленый шар – там задание олимпиадного уровня. Не забывайте при этом загадать желание и оно обязательно сбудется! Всем спасибо за урок! |
Используемые ресурсы:
- Физика. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1/ Л. Э. Генденштейн, А.А. Булатова и др.; под ред. В.А. Орлова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.- 224 с.
- Физика. 8 класс. Методическое пособие для учителя; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина., 2014. – 103 с.
- https://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/konspiekt-uroka-fiziki-na-tiemu-posliedovatiel-noie-i-paralliel-noie-soiedinieniie-provodnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235593-1365004948.jpg)
Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
Урок - исследование с выполнением лабораторной работы....
Урок физики в 10 классе "Последовательное и параллельное соединение проводников"
Урок с использованием интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/10/picture-279447-1376111865.jpg)
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников", 9 класс
форма проведения: урок решения задач в 9 классе (расчетных, качетсвенных, экспериментальных)...
Урок элективного курса по физике в 9 классе "Последовательное и параллельное соединение проводников".
Разработка элективного занятия. Урок - комбинированный. Краткая структура урока: поторение материала 8 класса, исследовательская часть (сборка электрических цепей с послеующим выводам о напряжении на ...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156271-1354463203.jpg)
Разработка урока по физике для 10 класса по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"
Разработка урока по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-528761-1588480757.jpg)
Технологическая карта_Последовательное и параллельное соединения проводников_8 класс
Урок повторения, обобщения, систематизации знаний, умений, навыков по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников». Используются активные методы на трех фазах урока на эт...