Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_posl_i_paral_soed.docx | 200.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение НПО
«Профессиональный лицей №22» г Кимры Тверской области
Преподаватель физики Леонова Н М
Разработка урока физики: Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения резисторов»
Тип урока: урок практического закрепления знаний
Цели урока: | |||
Образовательная | Развивающая | Воспитательная | |
Обеспечить практическое подтверждение законов последовательного и параллельного соединений, умений применять знания на практике, умений собирать цепь и пользоваться измерительными приборами, измерять и рассчитывать сопротивление | Развивать у обучающихся самостоятельность, умения наблюдать, сравнивать; развивать интеллект, способности работать с компьютером, продолжить развитие личных достижений обучающихся через задания разного уровня | Воспитывать нравственные качества-коллективизм, взаимопомощь, коммуникативность |
Вид используемых на уроке средств ИКТ и оборудования: | Компьютер, интерактивная доска Ноутбуки Лабораторное оборудование: источник тока, резисторы. ключ замыкания тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода Оборудование демонстрационное с магнитными держателями для магнитной доски Рабочие листы с заданиями 1 и 2 уровня (см Приложения) |
Актуальность использования ИКТ: | Визуализация материала, структурирование материала; практическая деятельность обучающихся и индивидуальная работа обучающихся с ЦОРами |
Организационная структура урока
Этап 1 Организационный | |
Задачи | Постановка целей урока, знакомство с ходом урока, мотивация, активизация познавательной деятельности обучающихся через проблемный вопрос Домашнее задание для обучающихся Актуализация ранее полученных знаний |
Длительность 13 мин | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа с компьютером и интерактивной доской преподавателя (схемы электрических цепей, шкала амперметра и вольтметра, буквенные обозначения электрических величин, инструкция по технике безопасности в кабинете физики) |
Форма организации деятельности обучающихся на этом этапе | Воспринимают цели и порядок проведения урока; участвуют во фронтальной беседе, отвечают на вопросы Записывают домашнее задание |
Деятельность преподавателя на данном этапе | 1 Вопрос: Как обычно включают осветительные лампы? Почему? Вам известны законы последовательного и параллельного соединения Выполняя лабораторную работу, подтвердите эти законы практически и ответите на поставленный вопрос. Актуальность выполнения этой работы и в том, что эта работа входит в экспериментальную часть материалов итоговой аттестации 2 Выполнение лабораторной работы будет дифференцированным. Работа 1 уровня выполняется с лабораторным оборудованием, заполняется рабочий лист 1 уровня. Работа 2 уровня представляет две части: одна часть – виртуальная лабораторная работа последовательного и параллельного соединения, вторая часть-изучение смешанного соединения резисторов с лабораторным оборудованием, заполняется рабочий лист 2 уровня 3 Домашнее задание: Обучающиеся, которые работали по 2 уровню, готовят презентации «Электричество у нас дома», «Применения последовательного и параллельного соединений», «Как экономить электроэнергию» Работающие только с лабораторным оборудованием, дома выполняют виртуальную работу 4 Для выполнения лабораторной работы повторим необходимые знания: условное обозначение приборов; включение амперметра и вольтметра, полярность включения; буквенные обозначения электрических величин; цена деления амперметра и вольтметра; закон Ома для участка цепи; необходимые пункты из инструкции по технике безопасности |
Этап 2 Выполнение лабораторной работы | |
Задачи | Выполнить задания рабочего листа |
Длительность этапа – 30 мин | |
Вид деятельности со средствами ИКТ | Выполнение обучающимися виртуальной лабораторной работы, используя ноутбуки |
Форма организации деятельности обучающихся | Самостоятельная работа в парах с лабораторным оборудованием согласно указаниям на рабочих листах |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Организует работу в парах Консультирует по мере необходимости Следит за сборкой электрических цепей, вычислениями в рабочих листах |
Этап 3 Подведение итогов и рефлексия | |
Задачи | Формулировка выводов по уроку, итоги выполнения задач урока |
Длительность этапа – 2 мин | |
Деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы: Научились ли соединять резисторы последовательно и параллельно, проверять законы этих соединений? Измерять и вычислять сопротивление резисторов при последовательном и параллельном соединении. Как включают осветительные лампы? |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Предлагает обучающимся вопросы для рефлексии. Формулирует выводы по уроку |
Приложение 1
Ф И______________________________________________Гр_____________
Лабораторная работа (1уровень)
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников
Цель: экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников:
1)ознакомиться с приборами для проведения этой лабораторной работы
2) научиться соединять резисторы последовательно и параллельно
3) научиться измерять и рассчитывать сопротивление при последовательном и параллельном соединении резисторов
Приборы и материалы: источник тока , два резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания, соединительные провода
Указания к работе и выполнение работы
1 часть: изучение последовательного соединения
1. Заполните пропуски в формулах последовательного соединения
U=U1…U2 R=R1….R2
2 Соберите цепь для изучения последовательного соединения по схеме:
3 Измерьте силу тока. Поочерёдно включая вольтметр к первому резистору, ко второму резистору и ко всему участку, измерьте напряжение. Результаты измерений занесите в таблицу
I, A | U1 B | U2 B | U B | R1 Ом | R2 Ом | R Ом |
4 Вычислите сопротивления и занесите результаты в таблицу
R1= =….Ом R2= R=
5 Проверьте формулы (см пункт 1) последовательного соединения по данным таблицы
6 Посмотрите на резисторы и запишите: R1=….Ом R2=….Ом
7 Вычислите рассчитанное сопротивление при последовательном соединении R=R1+R2=….Ом
8 Сравните измеренное и рассчитанное сопротивления при последовательном соединении
2 часть: Изучение параллельного соединения
1 Заполните пропуски в формулах параллельного соединения
I=I1….I2
2 Cоберите цепь для изучения параллельного соединения
3 Замкните цепь и измерьте силу тока и напряжение на участке при параллельном соединении
Запишите: I= ….….A U=………B
4 Пользуясь измеренными данными вычислите сопротивление участка при параллельном соединении
R=………Ом (измеренное сопротивление)
5 Посмотрите на резисторы и запишите R1=…….Ом R2=………Ом
6 Вычислите по формуле (см пункт1) сопротивление при параллельном соединении
……….Ом (рассчитанное сопротивление)
7 Сравните рассчитанное и измеренное сопротивления при параллельном соединении
Контрольный вопрос
Как соединяются потребители электроэнергии в квартирах? Почему?
Приложение 2
Ф И_________________________________Гр__________________
Лабораторная работа (2 уровень)
Изучение последовательного и параллельного соединений резисторов
Цель: экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников:
1) научиться соединять резисторы последовательно и параллельно
2) выяснить, как распределяются сила тока. напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединениях
3) научиться проверять законы последовательного и параллельного соединений
4) научиться сравнивать полученные экспериментальные данные с расчётными
5) научиться выполнять работу виртуально и с настоящими приборами
Приборы и материалы: ноутбук , источник тока, три резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания, соединительные провода
Указания к работе и выполнение работы
1 часть: изучение последовательного соединения
1 Выполните виртуальную работу «Последовательное соединение проводников»
2 Используя данные виртуальной работы, подтвердите законы последовательного соединения
U1+U2=U …………
R=R1+R2 …………
……….
3 Отвечайте на контрольный вопрос, предложенный в виртуальной работе
2 часть: изучение параллельного соединения
1 Выполните виртуальную работу «Параллельное соединение проводников»
2 Используя данные виртуальной работы, подтвердите законы параллельного соединения
I=I1+I2 ……….
………..
…………….
3 Отвечайте на контрольный вопрос, предложенный в виртуальной работе
3 часть: измерить и рассчитать сопротивление при смешанном соединении резисторов
1 Возьмите приборы и соберите электрическую цепь по схеме
2 Запишите показания амперметра и вольтметра
I=……………A U=……………..B
3 Вычислите измеренное сопротивление участка R==………………….Ом
4 Посмотрите на резисторы и запишите R1=…………..Ом R2=…………….Ом R3=……………Ом
5 Вычислите рассчитанное сопротивление участка по формулам последовательного и параллельного соединений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Методическая разработка урока физики. Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» 8 класс (к учебнику А.В.Перышкина)
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» .Разработка содержит 4 варианта работы, бланк ответов и инструкцию по проверке и оценке работ по физике для учащихся 8 класса....
Разработка урока по физике в 8 классе на тему: Последовательное и параллельное соединение проводников
План конспект и презентация для проведения урока в форме игры...
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"...
Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...