Рабочие программы по физике
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_7_kl.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Капыревщинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ /Потягова Н.С./
«02» сентября 2013 г
Рабочая программа
по физике
для 7 класса
( основное общее образование)
Учитель Козлова Наталья Анатольевна
Квалификационная категория высшая
Программа рассмотрена на заседании ММО
учителей естественно-математического цикла
Протокол № 1 от «30» августа 2013г
Руководитель ММО _________ (Е.В.Охлюева)
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
Паспорт программы ..……………………………………………………………… 3 | ||
Пояснительная записка………………………………………………………….. 4-7 | ||
Содержание предмета……………………………………………………………… 8-9 | ||
Учебно-тематический план предмета …………………………………….. 10-14 | ||
Требования к уровню подготовки учащихся …...……………………... 15 | ||
Приложения……………………………………………………………………………. 16 | ||
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике……………… 17-19 Перечень ошибок………………………………………………………………………. 20 | ||
Паспорт
рабочей программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников школы программа определяет приоритеты в содержании физического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации школы программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся школы
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа, тест.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по физике. М.: Дрофа, 2010г;
- Авторской программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика 7-9классы. –М.: Дрофа, 2010г (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 –11 классы. - М.: Дрофа, 2010г);
- Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ;
- Приказа Департамента Смоленской области по образованию и науке от 03.06.2013г №524 «Об утверждении примерных учебных планов для образовательных учреждений»;
- Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год (приказ от 02.09.2013г №121);
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Задачи курса физики
1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
2. Овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.
3. Усвоение идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.
4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
УМК обучающегося:
- А.В. Перышкин. Физика, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа 2009г
- Сборник задач по физике. 7-9 класс В.И Лукашик, М.: Просвещение 2009г
УМК учителя:
- «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике» (Москва; «Дрофа», 2000 год)
- Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина. Физика, 7 класс (М.: Дрофа 2002г)
- А Покровский. Демонстрационный эксперимент по физике в 7 – 8 классах.
- Л. А. Кирик. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы (М. : Илекса, 2002)
- Н В. А. Орлов. Тематические тесты по физике 7 – 8 классы (М.: Вербум-М, 2000)
- О.И.Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7класс. – М.: Изд-во «Экзамен» 2010г
- Информационно-методическая поддержка (Журнал «Физика в школе», газета «1 сентября», приложение «Физика»);
Изменения в распределении учебного времени, отведенного на изучение
отдельных разделов курса
В связи с тем, что авторская программа Е.М.Гутника, А.В.Перышкина рассчитана на 70 часов в год, а согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год) в рабочую программу внесены следующие изменения:
добавлены на тему «Взаимодействие тел» - 2 часа;
уменьшено на тему «Работа и мощность. Энергия» - 1ч;
Повторение – 3ч.
Авторская программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Согласно методических рекомендаций «О преподавании физики в 2013-2014 учебном году», разработанных СОИРО и рекомендаций РМО рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 11 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Не будут проводиться следующие работы:
- «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»;
- «Определение центра тяжести плоской пластины»;
- «Измерение давления твердого тела на опору».
Учебно-тематический план
Основное содержание | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
| 4 | Л.Р.№1 | |
| 5 | Л.Р.№2 | |
| 23 | Л.Р.№3 Л.Р.№4 Л.Р.№5 Л.Р.№6 Л.Р.№7 | К.Р.№1 К.Р.№2 |
| 23 | Л.Р.№8 Л.Р.№9 | К.Р.№3 К.Р.№4 |
| 12 | Л.Р.№10 Л.Р.№11 | К.Р.№5 |
| 1 | ||
ИТОГО | 68 | 11 | 5 |
Содержание материала
- Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
- Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение размеров малых тел.
- Взаимодействие тел (23 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Измерение плотности твердого тела.
- Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
- Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
- Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
- Выяснение условия равновесия рычага.
- Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение — 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Параграфы | Дата проведения |
ВВЕДЕНИЕ 4ч | |||
1/1 | ТБ на уроках физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | §1-3 | |
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | §4,5 упр.1 Л.№5,12 | |
3/3 | Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». | ||
4/4 | Физика и техника. | §6,зад.1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества 5ч | |||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | §7,8 №53,54 | |
6/2 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | №23,34 | |
7/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | §9, зад.2(1) №66 | |
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | §10, упр.2(1). №74,80 | |
9/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | § 11,12, зад.3 №84 | |
Взаимодействие тел 23ч | |||
10/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | §13,14, зад.4. №99,101 | |
11/2 | Скорость. Единица скорости. | §15, упр.4(1,4) | |
12/3 | Расчет пути и времени движения. | §16, упр.5(2,4). №128* | |
13/4 | Явление инерции. | §17 | |
14/5 | Взаимодействие тел. | §18, №207,209 | |
15/6 | Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах. | §19,20, упр.6(1). №213* | |
16/7 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | №223,217* | |
17/8 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». | №127,219* | |
18/9 | Плотность вещества. | §21, упр.7(1), №265 | |
19/10 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела». | §21, упр7(4,5) | |
20/11 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | §22, №283* | |
21/12 | Решение задач. | Повт.§13-22, упр.8(3,4). №274* | |
22/13 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Плотность». | ||
23/14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | §23,24. №291-293 | |
24/15 | Сила упругости. Закон Гука. | §25. №328,329 | |
25/16 | Вес тела. | §26. №334 | |
26/17 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | §27, упр.9(1,3) | |
27/18 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | §28, упр.10(1,3). №351* | |
28/19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | §29, упр.11(2,3). №367* | |
29/20 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | §30,31 | |
30/21 | Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | §32 | |
31/22 | Решение задач. | ||
32/23 | Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Силы». | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов 23ч | |||
33/1 | Давление. Единицы давления. | §33,34 упр.12(2,3) | |
34/2 | Способы изменения давления | §34 упр.13, зад.6 | |
35/3 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | §35,36, упр.14(2,4) №464, 470, 473,468 | |
36/4 | Давление в жидкости и газе. | §37. №471,474, 476 | |
37/5 | Расчет давления на дно и стенки сосуда. | §38, упр15(1,3), зад.8(2,1*) | |
38/6 | Решение задач. | §37,38. №504-507, §4* на с.177 | |
39/7 | Сообщающиеся сосуды. | §39, зад.9(3,1) | |
40/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | §40,41, упр.17,18, зад.10 | |
41/9 | Измерение атмосферного давления. | §42, упр.19(4), зад.11 | |
42/10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | §43,44, упр.20, 21(1,2) | |
43/11 | Манометры. | §45. №601, 603 | |
44/12 | Поршневой жидкостный насос. | §46, упр.22(2) | |
45/13 | Гидравлический пресс. | §47. №498 | |
46/14 | Контрольная работа №3. «Давление в жидкости и газе». | ||
47/15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | §48, упр.19(2) | |
48/16 | Архимедова сила. | §49, упр.24(3). №625,626 | |
49/17 | Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Упр.24(2,4), §8* на с.184 | |
50/18 | Плавание тел. | §50, упр.25(3-5) | |
51/19 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | № 605,611,612,615 | |
52/20 | Плавание судов. | §51, упр.26(1,2) | |
53/21 | Воздухоплавание. | §52, упр.27(2). №657 | |
54/22 | Повторение темы «Архимедова сила.Плавание тел» | §33-52. №654,655, 659 | |
55/23 | Контрольная работа №4 по теме «Архимедова сила.Плавание тел». | ||
Работа и мощность. Энергия. 12ч | |||
56/1 | Механическая работа. | §53, упр.28(3,4) | |
57/2 | Мощность. | §54, упр.29(3,6) | |
58/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | §55,56. №736,737*, зад.18(2) | |
59/4 | Момент силы. | §57, упр.30(2) | |
60/5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага» | §58, упр.30(1,3,4) | |
61/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | §59,60, упр.31(5), зад.19* | |
62/7 | Коэффициент полезного действия механизмов. | Повт. §59,60. №766 | |
63/8 | Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | §61. №788 | |
64/9 | Повторение темы « Работа и мощность». | №789,792, 740 | |
65/10 | Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность». | ||
66/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | §62,63, упр.32(1,4) | |
67/12 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | §64. №797 | |
68 | Повторение. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии;
уметь:
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;
Приложения.
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
- признаки явления, по которым оно обнаруживается;
- условия, при которых протекает явление;
- связь данного явления с другими;
- объяснение явления на основе научной теории;
- примеры учета и использование его на практике;
о физических опытах:
- цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях и величинах:
- явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
- определение понятия (величины);
- формулы, связывающие данную величину с другими;
- единицы физической величины;
- способы измерения величины;
о физических законах:
- формулировка и математическое выражение закона;
- опыты, подтверждающие его справедливость;
- примеры учета и применения на практике;
- условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
- опытное обоснование теории;
- основные понятия, положения, законы, принципы;
- основные следствия;
- практические применения;
- границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
- назначение;
- принцип действия и схема устройства;
- применение и правила пользования приборами.
При оценке ответов учащихся учитываются следующие умения:
- применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
- самостоятельно работать с учебником;
- решать задачи на основе известных законов и формул;
- пользоваться справочными таблицами физических величин;
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
- планирование проведения опыта;
- собирать установку по схеме;
- пользоваться измерительными приборами;
- проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
- оценивать и вычислять погрешности измерений (в старших классах);
- составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Оценка ответов учащихся
Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:
- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения
- правильно выполнять чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка “4” ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку “5”, но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка “3” ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку “4”, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка “2” в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ
Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений
- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях режима, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка “4” ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке “5”, но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Оценка “3” ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка “2” ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка “5” ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка за решение задач
Оценка “5” ставится за работу, в которой нет ошибок и допущен не более чем один недочет, (приведены полные объяснения хода решения и обоснования правомерности применяемых законов и соотношений, а также выполнена проверка ответа).
Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но содержащую:
- не более 1 негрубой ошибки и одного недочета;
- не более двух недочетов.
Такая же оценка выставляется за работу, в которой отсутствуют указанные недостатки, (но нечетко выполнены объяснение решения, обоснование применяемых законов и соотношений и проверка правильности ответа).
Оценка “3” ставится в том случае, когда выполнено не менее половины работы и при этом в ней обнаруживается:
- не более двух грубых;
- одна грубая, одна негрубая и один недочет;
- не более трех негрубых;
- одна негрубая и три недочета;
- при отсутствии ошибок допущено 4-5 недочетов;
Оценка “2” ставится, когда выполнено менее половины работы или превышены нормы ошибок для оценки «3».
За оригинальность и находчивость допускаются поощрительные баллы, но общая оценка при этом не может быть выше «5».
Оценка за ответы по теории
Оценка “5” за устный или письменный ответ по теории ставится в том случае, если отвечающий:
- демонстрирует полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, подтверждает их собственными конкретными примерами, показывает типы задач по данной теме;
- дает точные и лаконичные определения основных понятий, формулировки законов, содержание теории, методы измерений и единиц измерения физических величин;
- ответ сопровождается чертежами, графиками, рисунками, выполняет их грамотно и аккуратно; правильно записывает формулы, пользуется принятой системой условных обозначений;
- при ответе показывает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет делать обобщения собственные выводы, в ответ включает самое главное, а не повторяет дословно текст из учебника, составляет логически стройный план ответа, связывает ответ с материалом смежных тем и предметов.
Оценка “4” ставится в том случае, когда ответ соответствует названным выше требованиям, но отвечающий
- допустил в ответе одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, но сумел исправить их самостоятельно;
- слишком близко придерживался текста учебника, затрудняется с иллюстрацией ответа на примерах и задачах, допускает неточность в определении понятий и в формулировках законов;
Оценка “3” ставится в том случае, когда отвечающий правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
- допускает ошибки, свидетельствующие о пробелах в усвоении существенных вопросов курса физики, если это не препятствует пониманию и усвоению других тем и разделов;
- испытывает затруднения в примени конкретных физических явлений на основе теорий и законов или в подтверждении теорий примерами их практического применения;
- неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы или механически воспроизводит текст учебника без его осмысления, не может выделить главное в вопросе и логически последовательно построить ответ;
- допускает одну - две грубые ошибки, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя, обнаруживает непонимание отдельных фрагментов учебного материала.
Оценка “2” ставится в том случае, когда отвечающий:
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в рамках спрашиваемого материала;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач стандартного типа;
- при ответе на один из вопросов допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных законов, понятий, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений: неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичные ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Неумение определять показание измерительного прибора.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Нарушение требований правил безопасного выполнения труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта и измерений.
- Ошибки в условных обозначениях принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...