Урок физики на тему: "Сила трения".
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
В данной работе содержиться подробный план урока физики 7 класса на тему: "Сила трения", составленный по технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Сила трения». 7 класс.
ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский
Цели урока:
Образовательные:
- Способствовать формированию представления о силе трения.
- Экспериментальным путем установить причины возникновения силы трения, зависимость силы от массы, движущегося тела и установить какая из видов силы трения имеет наименьшее значение.
- Познакомиться с формулой нахождения силы трения.
Развивающие:
- Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Способствовать расширению кругозора.
Воспитательные:
- Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.
- Развивать умение работать группой.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование:
- Динамометр.
- Трибометр.
- Набор грузов.
- Карандаши круглой формы.
- Деревянный брусок.
- Листы наждачной бумаги.
- Стеклянные пластины.
- Пипетки.
- Стакан с водой.
- Листы бумаги.
- Наглядные пособия.
- Презентация Microsoft Power Point.
- Учебник «Физика 7 класс».
- Раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.(сл.1)
-Здравствуйте, ребята, приготовились, садитесь.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений парадоксов друг.
Эти строки из стихотворения А. С.Пушкина. Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.
2. Мотивационный этап урока.
- Ребята, скажите, какой приближается праздник? (сл.2)
- правильно, Новый год. Начнутся зимние каникулы. Всем вам нравятся зимние забавы: катание на снежной горке, игра в снежки, катание на коньках, лепка из снега (сл. 3-8).
3. Постановка проблемного вопроса, озвучивание темы урока и его целей.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Николая Носова «На горке».(сл.9)
На горке.
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
А Котька Чижов горку не строил. Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Подъехал к горке.
- О, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Полез на горку – бух носом! Поднялся на ноги и снова бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» - думает.
Придумал: «Вот сейчас её песочком посыплю и заберусь на неё». Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе…(сл.10)
- Ребята, почему Котька упал на живот?
- А почему Котька споткнулся? Что стало причиной его торможения?
- Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует движению, это явление называется трением.
А силу, которая характеризует это взаимодействие – силой трения.
Тема нашего урока «Сила трения». (сл.11)
Что это за сила, как она направлена, какие виды есть у этой силы, от чего она зависит? (сл.12)
- Почему отполированной иголкой шить легче, чем ржавой? (сл.13)
- Почему катить легче, чем нести?
- Почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?
Цель нашего урока ответить на все эти вопросы и разобраться со всеми «почему».
4.Изучение новой темы.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Сила трения».
Откройте учебники на стр. 112 и прочитайте определение силы трения. (сл.14)
- Какое минимальное количество тел участвуют во взаимодействии, когда мы говорим о трении?
- Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу?
- Какое явление происходит между телами?
-Трение помогает движению или нет? (сл.15)
=>Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направлена против движения, называется силой трения.
Обозначение, единицы измерения
- Немного истории (сообщение ученика).
1 уч-ся. Первые исследования трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы трения были описаны Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном в 1785году.
- Да, с трением мы знакомы давно.
- Почему возникает сила трения.
- Установим 2 причины.(сл.16)
динамометр
Работа в группах.
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»
М. В. Ломоносов
1 группа Зависимость сил трения от рода трущихся поверхностей.
2 группа. Зависимость силы трения от молекулярного движения молекул.
Вывод: причины возникновения трения: шероховатость, межмолекулярное притяжение.(сл.16)
- Посмотрите, в этих примерах есть проявления трения? (работа с рисунками на доске) (сл.17)
- Чем отличается трение в этих примерах?
- Как бы вы назвали эти виды трения?
Виды силы трения: скольжения, качения, покоя.(сл.17) (сл.18)
- - Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление силы трения и назвать вид.
1. В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов
2. Хоть тяжело подчас в ней бремя,
телега на ходу легка
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
А.С.Пушкин
3. Кошка за жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
- Физминутка.
Ребята вы ,наверное, устали, давайте немного отдохнем.
- Разогреем ладони.
- Сейчас распространяется вирус гриппа, чтобы не заболеть нужно, укреплять свой иммунитет.
- потрите мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет.
Сделаем 3 шага вперед, 3 шага назад.
- В каких упражнениях вы встретили трение?
- Садитесь.
- -Давайте подумаем от чего ещё зависит сила трения. Одинаковая ли она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или по льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На эти вопросы мы ответим проведя опыты.
Выполнение экспериментов в группах.
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»
М. В. Ломоносов
1 гр. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.
2 гр. Изучение зависимости силы трения от давления
Вывод:1 сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.
2 Сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках. (слайд 19)
- - Вам даны пословицы (слайд 20) соотнесите их с выводами, каждая группа выберите пословицу в соответствии со своей работой:
- баба с возу – кобыле легче
- пошло дело – как по маслу
- что кругло – легко катится
- - А теперь я вас хочу познакомить с формулой нахождения силы трения.
Fтр.= µ·N
N – сила нормального давления – эта сила с которой тело прижимается к поверхности.
N = Fтяж. = m·g
µ - коэффициент трения, он зависит от состояния соприкосновения поверхностей и от природы трущихся материалов.
таблица µ.
- Fтр.= m·g · µ
- Решать задачи по этой теме мы будем на следующем уроке: уроке «Решения задач».
- -Ребята, а как можно уменьшить трение?
(слайд 21) шлифовка деталей
смазка
уменьшение нагрузки
- -Как увеличить трение?
(Слайд 22) увеличение нагрузки
увеличение шероховатой поверхности
- - Вот мы и изучили – силу трения. (Слайд 23)
Что такое трение
Трение – явление
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг.
В течении 3 мин. 1 группа напишите о пользе трения
2 группа о вреде трения
- - Так нужно избавляться от трения?
- Конечно, же нет! (Слайд 24)
Жизнь без трения
невозможна.
5. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала.
А теперь вернемся к нашим вопросам, поставленным в начале урока . ( заполнение кластера) (Слайд 25) (Слайд 276
Ответ на вопросы «почему»: (слайд 27)
- Сила трения скольжения
- Fтр.кач< Fт.
- Сила трения покоя
6. Домашнее задание. (Слайд 28) §41,42
Творческие задания (по желанию)
- Наша жизнь без трения немыслима.
представьте, трение исчезло.
пофантазируйте на эту тему и напишите сочинение «Мир без трения»
- составьте кроссворд по данной теме.
- сообщение «Трение в природе»
«Трение в технике».
7. Итог урока.
-Сегодня мы мало писали в тетради, но все о чём мы говорили на уроке, я занесла в буклет.
Вложите их в свои тетради.
Оценки за урок.
8. Рефлексия.
Ребята вам понравился урок?
Что понравилось больше всего?
Какие знание вы, уходя с урока возьмете в жизнь?
Сделайте 1 хлопок те, кто плохо понял тему сегодняшнего урока
Сделайте 2 хлопка те, кто понял тему частично.
Похлопайте те, кто хорошо понял тему.
А я аплодирую вам, потому что мне с вами было приятно работать. (Слайд 29)
На этом урок окончен.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационных технологий на примере урока физики по теме: "Сила трения".
Урок физики по теме:"Сила трения". 10 класс. Урок с использованием ИКТ. На уроке применяется работа в малых группах, а также имеются элементы исследовательской деятельности....
Урок физики по теме "Сила трения" в 7 классе
Урок изучения новой темы "Сила трения" в 7 классе...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"
Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

Урок физики по теме: "Сила трения".
Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».Целью эт...

Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)
Методическая разработка содержит план-конспект урока...

Урок физики по теме "Сила трения" 7 класс
Урок физики в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме "Сила трения"...

Урок физики по теме: "Сила трения"
Цели урока: образовательные: - формирование представлений о силе трения, - изучить причины и виды трения, - выявить прир...