Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Методическая разработка содержит план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_trenie.docx | 106.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики «Сила трения» (7 класс)
Цель урока: Сформулировать понятие силы трения. Познакомить с видами трения. Выяснить от чего зависит сила трения. Причины силы трения. Выяснить роль трения в жизни и технике.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний:
Ответьте на вопросы и обсудите ответы в парах, а затем совместно проверим ответы в классе.
Вопросы:
- Какую величину называют силой?
- Как обозначается сила? Единица измерения силы?
- Какой прибор предназначен для измерения силы?
- Какие силы Вы знаете?
- Чему равен вес петуха массой 3 кг?
- Главное отличие силы тяжести от веса тела?
- Что называют равнодействующей сил?
- Чему равна равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону?
- Чему равна равнодействующая сил, направленных по одной прямой в разные стороны?
- Что является причиной изменения скорости?
Оцените каждый свои ответы и выставите отметки в лист самооценки.
III. Новый материал:
Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. Останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали. Автомобиль, после выключения двигателя, тоже останавливается (слайд 1). Мы знаем, что причиной изменения скорости движения тела является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.
- Что это за сила? (Дети пытаются разгадать).
- Это сила трения. Тема нашего урока «Сила трения». (Слайд 2). (Учащиеся записывают в тетради тему урока).
- Какие цели и задачи мы сегодня поставим для нашего урока?( Ставятся цели)
1)Проведем Опыт:
- У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло? (Тело остановилось)
- Что его тормозит? (Трение..)
- Во время движения поверхности стола и бруска взаимодействуют (трутся) и тело останавливается..
- Как же она направлена сила, если тело останавливается? (Против движения.)
- Давайте теперь сформулируем определение силы трения:
Сила трения - сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения. (записываем в тетрадь) (Слайд 3)
- Давайте сделаем рисунок в тетради и обозначим силу трения (Слайд 4)
Силу трения, как и любую силу можно измерить при помощи динамометра.
Зацепите за крючок динамометра брусок и равномерно протащите брусок. Сила, которую показывает динамометр – это и есть значение силы трения.
2) А в чем же причина и природа возникновения этой силы?
Смотрим файл из коллекции ЦОР
Вывод: причины возникновения трения: (Слайд5)
- Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
- Притяжение молекул взаимодействующих тел. (записываем в тетрадь)
3) Выясним от чего зависит и от чего не зависит сила трения.
Эксперименты в группах: 3 ряда- 3группы(1 ряд- группа)
Экспериментальное задание №1
Изучение зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, кусок ткани
Порядок выполнения работы:
1.Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности стола при помощи динамометра. Измерьте силу трения. Fтр =
2.Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности ткани при помощи динамометра. Измерьте силу трения. Fтр =
3.Сделайте ВЫВОД: сила трения ( зависит или не зависит) от рода трущихся поверхностей
Экспериментальное задание №2
Изучение зависимости силы трения от давления.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
1. Положите брусок большой гранью, а на него –1груз. Измерьте силу трения. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Fтр =
2.Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения. Fтр =
3.Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения. Fтр=
4. Сравните полученные данные.
5. Сделайте ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем (больше или меньше) сила трения.
Экспериментальное задание №3
Изучение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
1. Положите брусок на большую поверхность, а на него – 2груза. Измерьте силу трения. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Fтр =
2.Положите на брусок меньшей поверхностью и также положите сверху 2 груза и снова измерьте силу трения. Fтр =
4. Сравните полученные данные.
5. Сделайте ВЫВОД: Сила трения (зависит или не зависит) от площади трущихся поверхностей?
После проведения экспериментов выводы записываются в тетради: (слайд 6)
- Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей
- Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше сила трения.
- Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.
4) Виды трения (Слайд7)
Сила трения
скольжения качения покоя
Трение скольжения: Если тело скользит по поверхности другого, то возникающую силу называют силой трения скольжения
Трение качения: Если тело катится по поверхности другого, то силу, возникающую при этом, называют силой трения качения
Трение покоя: При попытке сдвинуть тело с места, оно не сразу изменит свою скорость, так как действующая на тело сила уравновешивается силой трения покоя
5) Сравнение сил трения скольжения и качения (Фронтальный эксперимент)
Экспериментальное задание №4
Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые или ручки.
Порядок выполнения работы:
1) Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Fтр.скольжения =
2) Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Fтр.качения =
3) Сравните силу трения скольжения и силу трения качения
4) Сделайте и запишите ВЫВОД: трение качения ( больше или меньше) трения скольжения.
Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения. (Слайд7)
Выставите в листы самооценки отметки за экспериментальные задания.
6) Вредное и полезное трение
Если трение вредно, то его пытаются уменьшить: трение скольжения заменяют качением (подшипники) и добавлением смазки (вязкое трение)
Если полезное, то его увеличивают - улицы посыпают песком, рифленые шины и тд.
(слайды8- )
Учитель: А сейчас проверим, как вы умеете применять теорию на практике. На листе самооценки предлагается работа по вариантам.
7)Тестовая работа
Учитель: Возьмите ручку и обведите кружочком правильный вариант ответа.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. В каких единицах измеряется сила трения? 3. Сила трения зависит от: А. Шероховатости соприкасающихся поверхностей Б. Площади трущихся поверхностей В. Нет верного ответа | 1. Каким прибором можно измерять силу трения? 3. Сила трения не зависит от: А. Шероховатости соприкасающихся поверхностей Б. Площади трущихся поверхностей В. Нет верного ответа |
- Осуществляем взаимопроверку. Правильные варианты ответов представлены на слайде. Поставьте оценку с учетом критерия, он так же указан на слайде.
Правильные ответы: (слайд 15)
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1 | Б | В | А | Б | Б |
Вариант 2 | В | В | Б | А | Б |
Критерии оценок:
- оценка «5» за 5 верных ответов
- оценка «4» за 4 верных ответа
- оценка «3» за 3 верных ответа
Проверили? Поднимите руку кому «5»? Опустите. А кому «4»?
Молодцы! Ну а остальным есть над чем поработать.
Дом. задание
- §§ 32-33 (для всех)
- Сочинение на тему «Если бы исчезла сила трения …» (для желающих)
Рефлексия
Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1 | Я знаю виды силы трения |
|
|
|
2 | Я знаю единицу измерения силы трения |
|
|
|
3 | Я знаю, куда направлена сила трения |
|
|
|
4 | Я могу определить вид силы трения |
|
|
|
5 | Я могу измерять силу трения |
|
|
|
6 | Я считаю свою работу на уроке эффективной |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка урока по теме: "Сила трения. Виды трения"
Комбинированный урок с компьютерной поддержкой. Учебные задания позволяют развивать творческую активность обучающихся, умение анализировать, делать обобщения, а также содержит элементы исс...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....
Методическая разработка урока физики «Выдающийся физик и организатор» (жизнь и деятельность И. В. Курчатова). Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения» 11 класс
Методическая разработка урока физики в 11 классе...