Технология критического мышления на уроках физики в 9 классе
методическая разработка по физике (9 класс)

Карта может быть использована с любым УМК по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_shestuhinoy_n.a.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления на уроке физики

Технологическая карта «открытого» урока

Дата проведения

14 марта 2019 г.

УМК

Пёрышкин А.В. Физика 9 класс.

Тема

Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики

Класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Используемые технологии

технология  развития критического мышления

ИКТ

технология обучения в сотрудничестве                                                                                                                                   технология создания проблемной ситуации                                                                                                                              частично-поисковая технология

Цель

-сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе, создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.

Задачи

для учителя

-создать условия для получения новых знаний через использование технологии развития критического мышления;

- познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука,

-развивать исследовательские навыки учащихся через виртуальный эксперимент

 - воспитывать у учащихся уверенность в познаваемости окружающего мира.

для ученика

-познакомиться с источники звука и его характеристиками,     

-развивать умение самостоятельно получать информацию;

- развивать умение делать выводы из результатов эксперимента;
- высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать умение говорить, спорить,

доказывать, анализировать, делать выводы;

- работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации.

Основные термины, понятия

звуковые колебания, тембр, громкость, высота, амплитуда, частота, интенсивность звука

Межпредметные связи

Биология  

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знание: знать характеристики звука;

понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений;

применение: уметь отбирать нужную информацию при составлении  таблицы;

анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику;

оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям.

Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные:

1.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные:

1.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Оборудование: Мультимедиа (компьютер+экран)

Параграф 30 учебника (текст для изучения нового материала).

Пружинный маятник, математический маятник, камертон, различные предметы издающие звук, линейки металлические, правила написания синквейна, текст с заданием, справочные таблицы.

Методы, приёмы, формы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

1-й этап -организационный

2 мин.

Сегодня наш кабинет превратиться в маленькую исследовательскую лабораторию. Мы попытаемся провести небольшие, но самостоятельные открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Вы готовы? Слушайте! (включает звуки: шум моря, шум ветра, звуки леса). Какие возникли вопросы? Запишите в тетради

Записывают вопросы  в тетрадь

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Осуществляют актуализацию личного опыта.

2-й этап  - постановки целей и задач урока

Актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации

3 мин.

8 мин.

Стадия «Вызов»

Приём проблемного диалога

«Верите ли вы»

Прием ЗХУ

Учитель. Тему урока вы определите сами, прочитав следующие строки М. Ивенсена «Музыка»:

«Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!»

 – Как вы думаете, о чем идет речь? (Правильно, о звуке).

Учитель. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода,
И так мычат бессильно провода. (К.Я.Ваншенкин).

-Что представляет собой звук? Как его можно получить?  (Сам по себе звук не появляется, должен быть источник, т. е. колеблющееся тело).

– Какой будет тема урока? Верно: “Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики”. А цели?

-Значит, цель нашего урока – рассмотреть особенности возникновения звука; выяснить, в каких средах распространяется звук, и познакомиться с характеристиками звука.

3 этап - открытие новых знаний

-Реализацию цели начнём с выполнения задания. Верите ли вы, что:

-звук- это поперечная волна?

-звук - это продольная волна?

-всякое колеблющееся тело звучит?

-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?

-всякое звучащее тело колеблется?

- верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?

-На какие вопросы вы уже знаете ответ? Заполните таблицу ЗХУ. В колонке «Знаю» напишите все, что вы знаете о звуке.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

 

 

 

-Что бы вы еще хотели узнать о звуке? (запись в колонке «Хочу узнать»)

Учитель: Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. (Демонстрируются возникновение звуковых волн с помощью разных источников: постучать по столу, в ладоши, по полу).

4 этап - обобщение и систематизация знаний

Ученики высказывают свои мысли.

Учащиеся обдумывают какая тема данного урока может быть. Записывают тему в тетрадь.

В результате диалога формулируют цели урока:

- выяснить, что такое звук, какие источники звука существуют, от чего зависит громкость, тембр и высота звука.

 

Заполняют таблицу (запись в колонке «Знаю»)

Учащиеся обмениваются своими знаниями, проговаривая всё, что знают о звуке и всё то, что хотят узнать.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

 самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

7 мин.

       2 мин.

7 мин.

6 мин.

Приём

«Инсерт»

Фронтальная беседа

Работа в паре

Прием ЗХУ

Эксперимент

Демонстрация слайдов

Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

Чтобы узнать какие тела являются источниками звука, я предлагаю вам  выполнить задание:

-Внимательно прочитайте текст §30 учебника  и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения.

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно

«!»

«+»

«-»

«?»

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текстов.

Что из того, что Вы узнали, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

На какие вопросы мы сегодня смогли ответить?

Учащимся  предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией в классе

А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

5 этап - физминутка

6 этап - применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: Переходим к следующему этапу урока и теперь уже, зная источники звука, познакомимся с их характеристиками. А поможет нам в этом эксперимент.

1) Извлечение  звуков  с помощью деревянного молоточка от ударов по камертонам.
2) Извлечение  звуков  от двух разных по размеру колокольчиков.
3)Извлечение  звуков  с помощью линейки или карандаша от банок разного размера, в которых налита вода до разных уровней.
4)Наблюдение зависимости периода колебаний пружинного маятника от его массы.

Учитель. Какие выводы можно сделать, проделав данные опыты?  Как вы думаете, почему Вы слышали звуки этих различных тел? Что общего было в том, что они начали звучать?

Учитель. Какие характеристики существуют у звука  и как они подразделяются? Слайды (1-7). После просмотра заполнить таблицу.

Величина

Обозначение

Единица измерения

Формула

Амплитуда

Период

Частота

Фаза

Циклическая частота

Длина волны

Скорость волны

Период колебаний

математического маятника

Период колебаний

пружинного маятника

Учитель. Вы справились со всеми заданиями, теперь обобщим полученную информацию.

Что было вам известно о звуке?

Что было новым для вас?

О чём думали иначе? Заполните графу «Узнал».

-Есть у нас ещё вопросы, на которые нужно найти ответ? Тогда давайте снова обратимся к суждениям в начале урока.

Как сейчас  ответите Вы?

Итак, ребята посмотрите, на все ли вопросы мы  ответили. А на вопрос урока? А сейчас подведем итоги нашего сегодняшнего урока  и   вернёмся к определению цели нашего урока. Достигли цели? 

Учитель. А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал.

7 этап –  контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Читают параграф 30 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки.

 После проработки текста заполняют таблицу

Обсуждают содержание своих таблиц в парах.

Завершают заполние таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал»

Учащиеся  предлагают  свои  варианты

Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

Каждому ученику дается шаблон таблички, в верхней части которой ученик записывает свою фамилию. Работы собираются.

Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей)

Познавательные: поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста.

Регулятивные:

умение выполнять задание в соответствии с целью и планом

Коммуникативные: умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение

Познавательные УУД:

 проводить анализ учебного материала

Регулятивные: Осуществление контроля и коррекции своей деятельности

3 мин.

2мин.

.

Приём ПМИ

Тест.

 1.Выберите правильный ответ:

а) всякое звучащее тело колеблется;

б) всякое колеблющееся тело звучит.

2. Какие колебания называют ультразвуковыми?

а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц;

б) механические колебания с частотой выше 16 Гц;

в) механические колебания, частоты которых от 16 до 20000 Гц.

3. От каких величин зависит высота тона?

а) от амплитуды;

б) от частоты;

в) от громкости.

4. От чего зависит громкость звука?

а) от частоты колебаний;

б) от амплитуды колебаний;

-Сверьте свои ответы с «эталоном ответа» и выставьте себе оценку.

Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения.

8 этап - рефлексия. Подведение итогов

Учитель. Оцените свою работу на уроке с помощью

таблицы ПМИ (недостатки, достоинства, перспективы)

  • П – «плюс», положительные черты, достоинства
  • М – «минус», отрицательные черты, недостатки
  • И – «интересно», возможности для развития

П.

 

М

 

И

 

 9 этап - информация о домашнем задании

Учитель объясняет сущность домашнего задания:

1 уровень – прочитать параграф, ответить на вопросы

2 уровень – составить тест из 10 вопросов

3 уровень – составить синквейн по изученной теме.

Спасибо за урок!

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.

Код ответов:

1а, 2а, 3б, 4б.

Записывают домашнее задание.

 Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом; оценка собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

 осуществлять познавательную рефлексию;

выбор критерий оценивания работы;

оценка качества и  уровня усвоения;

  1. Источник информации:

Лопатченко И. Д. Конспект урока по Физике "Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука" 9 класс http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-fizike-istochniki-zvuka-zvukovie-kolebaniya-visota-tembr-i-gromkosty-zvuka-9-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Критического мышления» на уроках физики .

В  данной  презентации  рассматривается  технология "критического мышления" её  основные  цели, задачи ....

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

Технология критического мышления на уроках физики

Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на ...

Доклад "Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»

В  публикуемом материале  обозначены стратегии технологии развития критическго мышления через чтение и письмо с применением на уроках физики...

использование приемов технологии критического мышления на уроках физики

Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне ...

Применение технологии кластер для развития критического мышления на уроке физики

Буклет по теме:Применение технологии кластер для развития критического мышленияна уроке физики...

ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ «ПОЮЩИЕ ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА»

Три фазы технологии развития критического мышления1. Стадия вызоваИнформация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально — в парах &mdash...