Мастер-класс на тему: использование технологии критического мышления на уроках истории.
рабочая программа по истории по теме

Мусифулина Марина Шайхуловна

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

Использование приема кластера в технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Вступление.

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление — это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
  • принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь

Условия необходимые для развития критического мышления:

  • Вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого ребенка, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
  • Возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом  определенные коммуникативные умения
  • Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

Мне хотелось бы остановиться на одном из приемов развития критического – прием кластеров - кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. 

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого приема – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.

Важно:

выделить главную смысловую единицу (тема);

выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

Конкретизировать фактами и мнениями.

Правила очень простые.

  • В центре – это тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
  • Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  • Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  • Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Практика

Предлагаю вам посетить театр Диониса в Афинах – «История Древнего мира 5 класс»

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово театр?

Я предлагаю остановиться на пяти ключевых словах: зрители, актеры, пьесы, помещение, …..  У вас на столах лежат карточки с заданиями и текстовые документы. Я прошу вас прочитать текстовый документ и выбрать составную часть ключевого понятия (необходимый термин), вырезать и закрепить на общий кластер. У каждого ряда свой кластер.  

Самостоятельная работа по рядам.

Проверка работы зала.

На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни?

СЛАЙД № …   эти работы выполнили мои дети на уроках истории.

 Рефлексия: на столах у вас лежат театральные маски, я прошу вас выбрать ту маску, которая вам сейчас наиболее нравится. Поднимите вверх эту маску. ………. (ИТОГ)

Итог практического занятия:

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы

Что дает прием «кластеров»  ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает данный прием  учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Для того чтобы видеть результат своей работы я совместно с психологом провожу оценку  критического мышления обучающихся:  

  1. Высокий уровень 19% / 19%
  2. Достаточный уровень 35% - 39%
  3. Хороший уровень 15% -23%
  4. Низкий уровень 30% - 18%

Данный прием можно использовать не только на уроках истории, но и факультативных занятиях, кружках, но и на уроках в начальной школе, русского языка, чтения, окружающего мира.



Предварительный просмотр:

Содержание программы «История»:


паспорт программы; структура и содержание учебной дисциплины; условия реализации программы учебной дисциплины; контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «История»:

максимальной учебной нагрузки

48  часов

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  

32  часов; 

самостоятельной работы                                  

 16  часов.

Содержание учебной дисциплины:

Введение

Раздел 1. Наш край в Древности.

Раздел 2. Прибайкалье в период Средневековья.

Раздел 3. Иркутская земля в XVIII веке.

Раздел 4. Иркутская губерния в первой половине XIX века 

Раздел 5. Иркутская губерния во второй половине XIX века 

Раздел 6. Иркутская земля в начале XX века.

Раздел 7. Между двумя революциями

Раздел 8. Революция и гражданская война (1917—1920 гг.)

Раздел 9. Иркутская земля в 1921—1941 годах

Раздел 10. Великая Отечественная война и послевоенное строительство (19411960)

Раздел 11. Иркутская область в 1961—1985 годах

Раздел 12. Иркутская область в 1986—2000 годах

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «история Иркутской области» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях НПО. Составлена на основе примерной программы по истории для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли Иркутской области в общероссийских процессах;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                   48  часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки  22 часа;

лабораторно-практических работ                     10 часов
самостоятельной работы                                   16  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

Лабораторно - практические работы:

10

Контрольные работы

3

  Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме  экзамена

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего опроса, тестирования, а также экспертной оценки выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде подготовки рефератов, презентаций и работы с учебной литературой., а так же выполнения  обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. По итогам обучения дисциплины – экзамен.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

 

        Оборудование учебного кабинета:

-    посадочные места по количеству обучающихся;

-    АРМ преподавателя,

-    учебники и учебные пособия, справочные пособия

-  набор исторических карт, таблиц, медиатека,  комплект «Государственные символы Российской Федерации;

        Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным  программным обеспечением,

- мультимедиапроектор, сканер, принтер;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

З.И.Рабецкая;  Г.И.Сверлик  История земли иркутской: учебник – Иркутск 2002



Предварительный просмотр:

е

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного  материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся

Объем час

Уровень усвоения

                                                                                                                                                                           1                                  

Раздел первый:

Наш край в Древности.

Древнекаменный век на территории нашего края. Период мезолита, неолита. Стоянки первобытных людей на территории Иркутской области.

                3

          1

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Стоянки первобытных людей на территории Иркутской области.

             1

Контрольная работа:

               

             2

Самостоятельная работа: Подготовка рефератов по теме :

« Древнекаменый век в нашем крае»

«Образ жизни людей в позднем каменном веке»

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

              1

                                                                                                                                                                     2                                                                                                                            

Раздел второй:

Прибайкалье в период Средневековья.

Курыкане, буряты, эвенки, тофалары. Присоединение «брацкой землицы». Первые христианские церкви. Народные волнения в XVII веке.

                 3

                2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Стоянки первобытных людей на территории Иркутской области.

            1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа: Подготовка рефератов по теме :

« Первые христианские церкви»

«Народные волнения в XVII Веке»

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

            1

                                                                                                                                       3

Иркутская земля в XVIII веке.

Социально-экономическое развитие края. Иркутск- губернский город. Первые школы. «Именитые» люди.

           5

          2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Первые школы..

          1

Контрольная работа:

          1

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов по теме :

«Иркутск губернский город»

«Именитые» люди.

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

             

          2

                                                                                                                                                4

Иркутская губерния в первой половине XIX века.

Развитие экономики. Участие населения в Отечественной войне 1812 года. Край каторги и ссылки        . Восточно-Сибирское генерал-губернаторство Просвещение и образование в первой половине XIX века . Иркутск — административный и культурный центр Восточной Сибири        

         4

        2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Участники Отечественной войны 1812 года..

          1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов по теме :

«Край каторги и ссылки»

«Просвещение и образование в первой половине XIX века»

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

         

            2

                                                                                                                                              5

Иркутская губерния во второй половине XIX века.

Экономика. Хозяйство коренного населения . Торговля и купечество        . Сибирская железная дорога и связь. Общественная жизнь. Политическая ссылка и революционное движение.  Польские ссыльные        . Просвещение и образование.  Научно-техническая жизнь в губернии. Литературная и театральная жизнь. Архитектура и строительство

        7

        2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Участники Отечественной войны 1812 года..

         1

Контрольная работа:

           1

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме :

«Хозяйство коренного населения «.

« Торговля и купечество».

«Научно-техническая жизнь в губернии».

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

          2

                                                                                                                                       6

Иркутская земля в начале XX века.

Экономика        . Рабочее движение и иркутская социал- демократия накануне революции 1905—1907 годов. Революционные выступления в губернии

в 1905—1907 годах.

         3

          2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Революционные выступления в губернии

в 1905—1907 годах.

         

          1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме :

«. Революционные выступления в губернии

в 1905—1907 годах».

«Научно-техническая жизнь в губернии».

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

         1

                                                                                                                                          7

 Между двумя революциями

Крестьянство и казачество. Экономическое положение губернии        . Ленский расстрел 1912 года. Общественно-политическая жизнь.  Культура Иркутской губернии начала XX века . В годы первой мировой войны

         3

          2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Ленский расстрел 1912 года.

         1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме :

«Культура Иркутской губернии начала XX века» .

 «В годы первой мировой войны»

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

          1

                                                                                                                                                  8

Революция и гражданская война (1917—1920 гг.)

1917 год в Иркутской губернии. В годы гражданской войны.

         3

         2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  В годы гражданской войны.

        1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме :

"1917 год в Иркутской губернии»

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

        1

                                                                                                                                                 9

Иркутская земля в 1921—1941 годах

Социально-политическая обстановка после гражданской войны. Восстановление экономики.  Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности. Коллективизация: как она проходила. Социально-политическая обстановка в 30—40-е годы. Просвещение, образование, наука в 20—40-е годы. Культурно-просветительная и литературно- художественная жизнь        

      6

         2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности. Коллективизация: как она проходила.

        1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме:

«Просвещение, образование, наука в 20—40-е годы».

« Культурно-просветительная и литературно- художественная жизнь».        

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

         2

                                                                                                                                             10

Великая Отечественная война и послевоенное строительство (19411960 гг.)

Передний край в глубоком тылу. Иркутяне в боях за Родину. Новый этап индустриального развитие экономики (1946—1960 гг.). Положение сельском хозяйстве. Социально-политическая обстановка и культурная жизнь.        

           4

        2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Передний край в глубоком тылу

           1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме:

«Иркутяне в боях за Родину».

« Новый этап индустриального развитие экономики (1946—1960 гг.)».

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

          1

                                                                                                                                           11

Иркутская область в 1961—1985 годах

Территориально-производственные комплексы (ТПК) — новая форма индустриального развития экономики.  Развитие промышленности: успехи и трудности.  Сельское хозяйство. Наука, образование и подготовка .кадров. Общественно политическая жизнь. Проблемы культурной жизни области.  Коренное население области. Международные связи

         6

       2

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Проблемы культурной жизни области

         1

Контрольная работа:

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме:

«Наука, образование и подготовка .кадров»

«.  Коренное население области»

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

          2

                                                                                                                                          12

Иркутская область в 1986—2000 годах

Политическая и культурная жизнь. На пути экономических реформ

         5

Лабораторная работа:

Практическая работа:  Политическая и культурная жизнь.

         1

Контрольная работа:

          1

Самостоятельная работа:

 Подготовка рефератов по теме:

«Культура в начале XXI века.

2. Работа с учебником (составление плана, конспекта)

3. Проработка конспектов занятий

          2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"

Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....

Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"

Презентация является сопровождением к статье "Использование  технологии критического мышления на уроках истории"...

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

Статья на тему Использование технологии критического мышления на уроках астрономии

Статья об использовании технологии критического мышления на уроках астрономии...