Мастер-класс на тему: использование технологии критического мышления на уроках истории.
рабочая программа по истории по теме
Мастер-класс по технологии критического мышеления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кастер на уроках истории | 46 КБ |
содержание программы по истории Иркутской области | 29.27 КБ |
тематическое планирование по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Использование приема кластера в технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
Вступление.
Что же такое критическое мышление? Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
Думать критически:
- Проявлять любознательность
- Использовать исследовательские методы
- Ставить перед собой вопросы
- Осуществлять планомерный поиск ответов
- Вскрывать причины и последствия фактов
- Сомнение в общепринятых истинах
- Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
- Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь
Условия необходимые для развития критического мышления:
- Вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого ребенка, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
- Возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения
- Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.
Мне хотелось бы остановиться на одном из приемов развития критического – прием кластеров - кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Суть этого приема – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.
Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Конкретизировать фактами и мнениями.
Правила очень простые.
- В центре – это тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
- Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
- Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
- Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Практика
Предлагаю вам посетить театр Диониса в Афинах – «История Древнего мира 5 класс»
- Какие ассоциации вызывает у вас слово театр?
Я предлагаю остановиться на пяти ключевых словах: зрители, актеры, пьесы, помещение, ….. У вас на столах лежат карточки с заданиями и текстовые документы. Я прошу вас прочитать текстовый документ и выбрать составную часть ключевого понятия (необходимый термин), вырезать и закрепить на общий кластер. У каждого ряда свой кластер.
Самостоятельная работа по рядам.
Проверка работы зала.
На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни?
СЛАЙД № … эти работы выполнили мои дети на уроках истории.
Рефлексия: на столах у вас лежат театральные маски, я прошу вас выбрать ту маску, которая вам сейчас наиболее нравится. Поднимите вверх эту маску. ………. (ИТОГ)
Итог практического занятия:
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы
Что дает прием «кластеров» ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает данный прием учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Для того чтобы видеть результат своей работы я совместно с психологом провожу оценку критического мышления обучающихся:
- Высокий уровень 19% / 19%
- Достаточный уровень 35% - 39%
- Хороший уровень 15% -23%
- Низкий уровень 30% - 18%
Данный прием можно использовать не только на уроках истории, но и факультативных занятиях, кружках, но и на уроках в начальной школе, русского языка, чтения, окружающего мира.
Предварительный просмотр:
Содержание программы «История»:
паспорт программы; структура и содержание учебной дисциплины; условия реализации программы учебной дисциплины; контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «История»:
максимальной учебной нагрузки | 48 часов |
в том числе: | |
обязательной аудиторной учебной нагрузки | 32 часов; |
самостоятельной работы | 16 часов. |
Содержание учебной дисциплины:
Введение
Раздел 1. Наш край в Древности.
Раздел 2. Прибайкалье в период Средневековья.
Раздел 3. Иркутская земля в XVIII веке.
Раздел 4. Иркутская губерния в первой половине XIX века
Раздел 5. Иркутская губерния во второй половине XIX века
Раздел 6. Иркутская земля в начале XX века.
Раздел 7. Между двумя революциями
Раздел 8. Революция и гражданская война (1917—1920 гг.)
Раздел 9. Иркутская земля в 1921—1941 годах
Раздел 10. Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941—1960)
Раздел 11. Иркутская область в 1961—1985 годах
Раздел 12. Иркутская область в 1986—2000 годах
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «история Иркутской области» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях НПО. Составлена на основе примерной программы по истории для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли Иркутской области в общероссийских процессах;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины и даты;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 48 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 22 часа;
лабораторно-практических работ 10 часов
самостоятельной работы 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Лабораторно - практические работы: | 10 |
Контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего опроса, тестирования, а также экспертной оценки выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде подготовки рефератов, презентаций и работы с учебной литературой., а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. По итогам обучения дисциплины – экзамен.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
|
|
Знать: | |
|
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- АРМ преподавателя,
- учебники и учебные пособия, справочные пособия
- набор исторических карт, таблиц, медиатека, комплект «Государственные символы Российской Федерации;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедиапроектор, сканер, принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
З.И.Рабецкая; Г.И.Сверлик История земли иркутской: учебник – Иркутск 2002
Предварительный просмотр:
е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"
Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....
Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"
Презентация является сопровождением к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"...
Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....
использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
выступление на конференции...
Статья на тему Использование технологии критического мышления на уроках астрономии
Статья об использовании технологии критического мышления на уроках астрономии...
Статья на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка".
Критическое мышление на уроках английского....