Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
учебно-методический материал по физике по теме
Итоговая работа по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через
формирование универсальныхучебных действий на уроках физики»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ИБ- 1 (с 22.10.2012 по26.10.2012) «Модернизация региональной системы образования»
ИБ – 2 (с29.10.2012 по 02.11.2012)«Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Выполнила: Герасимова Елена Суликовна,
учитель физики и математики,
ГБОУ СОШ с. Падовка,
Пестравского района,
Самарской области
Октябрь 2012
Паспорт проекта
Участники проекта: обучающиеся 7 класса, учитель физики.
Помощники: классный руководитель, родители обучающихся.
Сроки осуществления проекта:
Проект будет внедряться в период с ноября 2012 г. по апрель 2013 г. и будет состоять из нескольких этапов:
Первый этап – аналитический (ноябрь 2012) – анализ существующей проблемы, её теоретическое осмысление, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятий "самостоятельность", «познавательная самостоятельность», «развитие самостоятельности», «формирование УУД»; разработка и определение задач, формирующих внедрение проекта.
Второй этап - внедренческий(декабрь 2012- март 2013) - практическая организация и внедрение проекта. Разработка и реализация методики.
Третий этап – итоговый (апрель 2013) - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.
Место проведения: ГБОУ СОШ с. Падовка
Виды проекта:
по срокам – среднесрочный
по приоритетному виду деятельности – практико –ориентированный.
I. Вводная часть
Проблема:
Недостаточное количество умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, неудовлетворенность учителя физики в плане самостоятельности учащихся в образовательном процессе.
Актуальность проекта:
Возникла необходимость переосмысления организации самостоятельной деятельности на уроках физики в 7 классе: менее половины обучающихся класса обладают достаточным уровнем самостоятельности.
В этой связи возникают вопросы: какими умениями, навыками, действиями должен овладеть учащийся, чтобы решать в определенных жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ и ХОТЕЛ учиться?
Нормативно-правовая база:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена президентом РФ 04.02.2010 г., ПР-271 [1]
«…Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. …Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми…»
- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 26 мая 2012 г. №2405п-П8 [3]
«…Общенациональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах:
внедрение современных технологий обучения (в том числе
дистанционных), создающих условия для выявления и развитиязадатков и способностей детей и молодёжи в образовательныхучреждениях…»
- Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 3-8, 2010[2]
«…Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
…Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:…
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений…
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий…»
Цель представленного проекта: создание условий для развития самостоятельности обучающихся, как компонента формирования универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе.
Гипотеза:
Если я педагогически грамотно и по-человечески правильно сумею научить учащегося УЧИТЬСЯ САМОМУ , то он знания, полученные на уроках физики, будет применять не как знания отдельного школьного предмета, а как единую систему образования, что поможет ему реализовать себя в жизни более успешно, стать более уверенным, самостоятельным.
Процесс развития самостоятельности будет эффективным , если будет:
- подготовлена нормативно-правовая база;
- определены теоретические основы формирования УУД;
- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие самостоятельности ;
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме: «Развитие самостоятельности через формирование УУД» ;
- Изучить на основе литературы сущность понятий «познавательная самостоятельность», «универсальные учебные действия», « способы формирование УУД» .
- Разработать систему развития самостоятельности обучающего и внедрить её в образовательный процесс;
- Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
- Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта
Ожидаемые результаты:
- приобретение таких качеств, как самостоятельность;
- формирование у обучающихся универсальных учебных действий, развивающих самостоятельность;
- повышение уровня самостоятельного изучения предмет.
II. Основная часть
Теоретическое обоснование темы
Термин «самостоятельный» обозначает:«Существующий отдельно от других, независимый, решительный, обладающий собственной инициативой. …Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи»[10].
«…Осуществляемый своими силами, без посторонней помощи или руководства…. Свободный от посторонних влияний,оригинальный»[11].
«Универсальные учебные действия» (УУД)- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса[12].
Словосочетание «формирование универсальных учебных действий» обозначает формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[5].
«Личностные действия» -
Личностными результатами обучения физике являются:
- сформированность познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы ,в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как к элементу общечеловеческой культуры;
3) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
4) мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения[2].
На определенной стадии понимания ученик начинает рассматривать причины физического открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. Он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.
«Регулятивные»
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. К ним относятся:
1. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
2.Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
5. Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона.
6.Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
7 .Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, преодоление препятствия[6].
Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных, олимпиадных задач.
По материалам статьи Смольяниновой Г.Н. «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики» познавательные-
действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)[5].
Логические УУД включают:
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.
- анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;
- синтез- составление целого из частей;
- сериация- упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация- отношение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- установление аналогий[6].
«Коммуникативные действия» -
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Видами коммуникативных действий являются:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
-постановка вопросов- принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценки действий партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи[5].
Способы реализации проекта
Для достижения цели и решения поставленных задач применен комплекс теоретических и эмпирических методов:
- изучение нормативно-правовых документов по развитию самостоятельности обучающихся;
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования УУД;
- разработать систему развития самостоятельности обучающего и внедрить её в образовательный процесс;
- проведение моделирования самостоятельной работы , наблюдения, бесед;
- проведение анализа, статистическая обработка результатов плана реализации проекта.
План реализации проекта:
Этап проекта | Сроки | Мероприятие, форма | Ответственные | Промежуточный результат |
Аналитический Внедренческий Итоговый | Октябрь- ноябрь 2012 Декабрь2012 – март 2013 Апрель 2013 | Теоретическое осмысление понятий «самостоятельность», «Универсальные учебные действия», «»Формирование УУД», «виды УУД». Реализация логических, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий на уроках физики:лабораторных работ, творческих заданий, решение сложных и качественных задач, урок –игра «ДОМИНО», уроки занимательной физики и т. д. Проведение «Недели физики» | Учитель физики Учитель физики, обучающиеся 7 класса, родители Обучающиеся, учитель, классный руководитель , родители | Понимание сути проекта; принятие его как необходимого для себя, а не для учителя Прогнозируемый рост развития самостоятельности на уроках Самостоятельные действия обучающихся при подготовке физических приборов(картезианский водолаз), при составлении кроссвордов, ребусов, задач ,при проведении занимательных опытов. |
Существующие ресурсы для реализации проекта:
Кадровые: учитель, классный руководитель 7 класса.
материально-технические: лабораторное оборудование.
III. Итоговая (заключительная) часть
Предполагаемый результат:
-приобретение таких качеств, как самостоятельность;
-формирование у обучающихся универсальных учебных действий , развивающих самостоятельность ;
-создание методических рекомендаций по формированию УУД.
Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта и методы их коррекции вне:
1. Неготовность обучающихся воспринимать диалоговую форму общения: ведь слушать всегда проще, чем говорить.
- Невозможно эффективно и глубоко развить самостоятельность в каждом ребенке.
- Нежелание обучающихся идти «на контакт», это зависит от типа темперамента ребенка, характера отношений между учителем и учеником и многих других причин.
Критерии самооценки
Вывод:
Таким образом, данный проект не только должен повысить уровень развития самостоятельности обучающихся 7 класса, но и знания, полученные на уроках физики, ребята будут применять как единую систему образования, что поможет им реализовать себя в жизни более успешно, стать более уверенными, самостоятельными.
Информационный ресурс проекта (использованная литература; рекомендованная литература; интернет-ресурсы)
1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена президентом РФ 04.02.2010 г., ПР-271
2.Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 3-8, 2010
3.Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 26 мая 2012 г. №2405п-П8
4. Н.Ю. Самсонова «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»[Текст]http://festival.1september.ru/articles/579526/
5. Г.Н. Смольянина«Формирование универсальных учебных действий на уроках физики».[Текст]учитель физики г.Мытищиhttp://www.uchportal.ru/pub/15-1-0-1073
6. В. С. Болготова «Формирование универсальных учебных действий на уроке физики» http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html
7.Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.
8. Е.А.Пономарева «Универсальные учебные действия или умение учиться»[Текст]http://conference.apcro.ru/files/npo/ss7/stt/st2.pdf |
9. «Я иду на урок физики» Часть 1,2,3 Книга для учителя М. «Первое сентября» [Текст] 2000 |
10. Словарь русского языка С .И. Ожегова
11.Новый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой
12.ФГОС; глоссарий http://standart.edu.ru/
«Концепция развития УУД» разработана под руководством А.Г. Асмолова
13. «Как живете , дети?» Ш.А. Амонашвили М., Просвещение, 1986, стр 31
14.Фестиваль педагогических идей http://www.festival.1september.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формирование личностных действий на уроках физики в 7 классе
Игра «Что изучает физика?»
Класс делится на две или три группы.
1 этап «Отгадай Загадку»
2 этап «Узнай портрет великого физика»
3 этап «Определи на глаз длину заданного отрезка, массу тела.
4 этап «Как называется физический прибор?»
5 этап « Отгадай кроссворд»
Напиши сочинение на тему: « Я – молекула твердого вещества», «Я- молекула жидкого вещества», «Я - молекула газообразного вещества», «Я – молекула …..» и т.д.
Формирование регулятивных действий на уроках физики в 7 классе
Выполните экспериментальные задания:
- Можно ли «заставить «картофелину плавать в воде» ? Результаты оформить в виде рисунка с пояснениями.
Оборудование: сосуд с водой, соль, картофелина.
- Может ли кусок пластилина плавать в воде?
Оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.
- Какой груз может поднять плот ( кусок дерева, пенопласта) ? Теоретическое решение проверьте экспериментально. Сделайте выводы.
- Оборудование: разновес, сосуд с водой, бруски из дерева, пробки, пенопласта.
Проделайте опыт и ответьте на вопрос:
- До краев заполненный стакан прикрываем листом бумаги и перевертываем. Почему вода не выливается из стакана?
- Из пространства между плотно прижатыми друг к другу полушариями откачиваем воздух. Полушария рассоединить невозможно. Почему?
Формирование познавательных действий
Напиши доклад на тему:
- « Строение молекулы …»
- «Гидроаэростатика»
- «Блок, клин, винт, рычаг»
Найди лишний термин:
- Сила, паскаль, время, масса.
- Масса, давление, плотность, ньютон.
- Скорость, вес, сила, масса.
- Плотность, давление, масса, вес.
- Миллиметр, часы, спидометр, барометр.
Составь структурно- логическую схему на тему:
- «Виды энергий»
- «Виды сил»
- «Физические величины» и т.д.
Формирование коммуникативных действий
Игра «Домино»
На карточках с двух сторон физические формулы, термины, величины, единицы измерения величин, соответствующие картинки, приборы. Учащиеся садятся в круг , поочередно выкладывая ту карту, которую считают соответствующей теме. Свой выбор объясняют.
Игра «Физический КВН»
Конференция на тему:
- «Кто прав: Птолемей или Коперник? А вы уверены?»
- «В чем разница между весом и силой тяжести» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-220788-1363881628.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-232381-1601834487.jpg)
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338234-1383983753.jpg)
«РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-224977-1363781648.jpg)
Формирование УУД учащихся через виртуальный эксперимент на уроках физики
Статья на IV городские методические чтения «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС» (в соавт. с Головыриной Е.Г., учителем физики и информатики МОУ СОШ №15)Зад...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/01/picture-567403-1567349310.jpg)
Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения
Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/01/picture-567403-1567349310.jpg)
Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения.
Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/21/picture-87049.jpg)
Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.
Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках этого предмета....