Рабочая программа по физике 7 класс А.В.Пёрышкин
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме
Данная рабочая программа содержит тематическое планирование,цели,задачи курса физики 7 класса,перечень лабораторных работ,практические работы(кратковременные) в объеме 20 штук на весь год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 7 класс А.В.Пёрышкин | 382.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рекомендовано» Районным МО учителей физики от «____» __________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Муромцевская СОШ » -------------/_Лебедева И.А./ от «____» _________2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Муромцевская СОШ » ------------/_Чижикова Л.С./ от «____» ____________ 2013г. |
МБОУ «Муромцевская СОШ»
Рабочая программа
по физике
7 класс
Учитель:Бондарева Н.В.-учитель
первой квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по физике 7класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004). Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2011. Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
-учебник Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.
- дидактические материалы А.Е.Марон, Е.А.Марон Физика 7- М.: Дрофа, 2008 г;
-сборник задач по физике 7-9 В.И Лукашик, Е.В.Иванов М.: Просвещение 2004 г и др.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
- освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Основные задачи изучения курса физики в 7 классе:
- - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- - формирование познавательного интереса к физике и технике.
Формами организации учебного процесса являются уроки изучения нового материала, уроки – практикума, комбинированные, уроки закрепления знаний
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов;
- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
После изучения курса учащиеся должны:
по теме «Введение»
- иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
- уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурками, линейкой, термометром)
по теме «Строение вещества»
- иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия с строении веществ в различных агрегатных состояниях
- уметь применять основные положения молекулярно – кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различия между агрегатными состояниями вещества
по теме «Взаимодействия тел»
- знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы измерения (скорость, путь, время, инерция, масса, плотность, объем, сила, деформация,, вес, равнодействующая сила)
- знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, пути, времени, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела )
- уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести вес); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объем тела – с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тела, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
- знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы измерения (выталкивающая и подъемные силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся) и формулы для расчета давления внутри жидкостей, архимедовой силы
- уметь применять основные положения молекулярно – кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра – анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
по теме «Работа и мощность»
- знать физические величины и их единицы измерения (механическая работа, мощность, энергия, плечо силы, коэффициент полезного действия);
- знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага , «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
- уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость);
- решать задачи с применением изученных законов и формул, экспериментально определять условия равновесия рычага и коэффициент полезного действия наклонной плоскости.
Рабочей программой по физике в 7 классе предусмотрено выполнение 10 лабораторных работ и 20 практическая работа. Предусмотренные требованиями
Стандарта ученические практические работы могут проводиться в различных формах и на разных этапах изучения темы. Практические работы могут не оцениваться или оцениваться выборочно.Лабораторные работы оцениваются для каждого учащегося.
Список текущих обязательных лабораторных работ. 7 класс
Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора».
Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел».
Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на рычажных весах».Плотность вещества.
Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела».
Лабораторная работа № 5. «Определение плотности вещества твердого тела».
Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины и изменение сил динамометром».
Лабораторная работа №7.«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Лабораторная работа № 8. «Выяснения условий плавания тела в жидкости».
Лабораторная работа № 9. «Выяснение условия равновесия рычага».
Лабораторная работа № 10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Список практических работ по физике 7 класс
Практическая работа № 1 Тема: Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят
Практическая работа № 2 Тема: Измерение размеров бруска
Практическая работа № 3 Тема: Измерение объема жидкости при помощи мензурки
Практическая работа № 4 Тема: Наблюдение изменения объема воздуха при его сжатии
Практическая работа № 5 Тема: Наблюдение делимости вещества
Практическая работа № 6 Тема: Наблюдение явления диффузии
Практическая работа № 7 Тема: Наблюдение относительности покоя и движения тела
Практическая работа № 8 Тема: Наблюдение действия силы тяжести
Практическая работа № 9 Тема: Наблюдение возникновения сипы упругости при деформации тела
Практическая работа № 10 Тема: Обнаружение веса тела
Практическая работа № 11 Тема: Вычисление силы по равнодействующей и второй силе
Практическая работа № 12 Тема: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Практическая работа № 13 Тема: Наблюдение явления смачивания и несмачивания
Практическая работа № 14 Тема: Наблюдение действия атмосферного давления
Практическая работа № 15 Тема: Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости
Практическая работа № 16 Тема: Измерение работы при перемещении тела
Практическая работа № 17 Тема: Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применен рычаг
Практическая работа № 18 Тема: Наблюдение равновесия сил и равенства работ на подвижном блоке
Практическая работа № 19 Тема: Вычисление потенциальной энергии поднятого тела
Практическая работа № 20 Тема: Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании груза, подвешенного на резиновом шнуре
Тема: Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят
Приборы и материалы (рис. 1):
- цилиндры из латуни, чугуна, алюминия,
- бруски из стали, алюминия, пластмассы, дерева.
Порядок выполнения работы
- Назовите имеющиеся на столе физические тела. Чем они отличаются друг от друга? Из каких веществ они изготовлены?
- Найдите на столе тела, изготовленные из одинаковых веществ.
- Назовите известные вам вещества. Какие вещества использованы для изготовления ручки, книги?
- Приведите примеры применения в быту, технике одних и тех же веществ для изготовления различных тел.
- Назовите тела, сделанные из различных веществ. Из каких веществ они изготовлены?
Тема: Измерение размеров бруска
Приборы и материалы (рис. 2): 1) линейка измерительная, 2) брусок деревянный.
Порядок выполнения работы
- Вычислите цену деления шкалы линейки.
- Укажите предел этой шкалы.
- Измерьте линейкой длину, ширину, высоту бруска.
- Результаты всех измерений запишите в тетрадь.
Тема: Измерение объема жидкости при помощи мензурки
Приборы и материалы (рис. 3):
- цилиндр измерительный (мензурка),
- стакан с водой.
Порядок выполнения работы
- Вычислите цену деления шкалы мензурки.
- Зарисуйте в тетради часть шкалы мензурки и сделайте запись, поясняющую порядок вычисления цены деления шкалы.
- Укажите предел этой шкалы.
- Измерьте объем воды в стакане при помощи мензурки.
- Результат измерения запишите в тетрадь.
- Вылейте воду обратно в стакан.
- Налейте в мензурку, например, 20 мл воды. После проверки учителем долейте в нее еще воды, доведя уровень до деления, например, 50 мл. Сколько воды было долито в мензурку?
Тема: Наблюдение изменения объема воздуха при его сжатии
Приборы и материалы (рис. 4): 1) трубка стеклянная, 2) картофель в виде пластины, 3) палочка деревянная.
Порядок выполнения работы
- Возьмите стеклянную трубку и, вдавливая ее открытыми концами в пластину картофеля, получите плотно закрытый с обеих сторон столбик воздуха в трубке.
- Возьмите трубку в левую руку, придерживая одну из картофельных пробок пальцем, осторожно надавите палочкой на вторую пробку и переместите ее так, чтобы воздух не выходил из трубки (рис. 5). Как изменился объем воздуха в трубке в результате его сжатия?
Тема: Наблюдение делимости вещества
Приборы и материалы (рис. 6): 1) кусок мела, 2) пробирки с водой — 3—4 шт., 3) пробирка с кристалликами перманганата калия, 4) стакан, 5) палочка стеклянная.
Порядок выполнения работы
- Проведите пальцем по кусочку мела. Что осталось на пальце?
- Опустите кристаллик марганцовки в одну из пробирок с водой. Помешивая палочкой, наблюдайте изменение цвета воды.
- Перелейте небольшую часть раствора в пробирку с чистой водой. Что вы наблюдаете?
- Повторите опыт по пункту 3. Какие выводы можно сделать из этих опытов о делимости вещества и размерах частиц, составляющих вещество?
Тема: Наблюдение явления диффузии
Приборы и материалы (рис. 7):
1) пробирка с ватой, смоченной спиртом, 2) пробирка с кристалликами перманганата калия, 3) пробирка с водой, 4) стакан, 5) лист бумаги.
Порядок выполнения работы
- Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом. Что вы почувствовали? Как можно объяснить распространение запаха спирта с точки зрения молекулярного строения вещества?
- Смочите часть листа бумаги водой, положите на увлажненное место кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете вокруг него?
- Ответьте на вопросы:
- Где быстрее происходит диффузия: в жидкостях или газах?
- О чем свидетельствует явление диффузии?
Тема: Наблюдение относительности покоя и движения тела
Приборы и материалы (рис. 12):
1) брусок деревянный, 2) лист бумаги.
Порядок выполнения работы
- Положите деревянный брусок на лист бумаги. Медленно потяните за край листа (см. рис. 8) и наблюдайте за состоянием бруска и листа бумаги.
- Ответьте на вопросы:
- В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги и брусок?
- В каком состоянии относительно листа бумаги находился брусок?
- По каким признакам вы определили эти состояния?
- Можно ли сказать, что стол двигался относительно бруска или листа бумаги?
- Положите брусок на лист бумаги и резко потяните за край листа.
- Ответьте на вопросы:
- В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги?
- В каком состоянии относительно бумаги находился стол?
- В каком состоянии относительно стола находился брусок?
- Можно ли сказать, что брусок двигался относительно листа бумаги?
- Какой общий вывод можно сделать из проделанных опытов?
Тема: Наблюдение действия силы тяжести
Приборы и материалы (рис. 9): шарик с нитью.
Порядок выполнения работы
- Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания (см. рис. 9). Почему шарик натягивает, нить? По какому направлению натягивается нить?
- Отпустите нить и наблюдайте за падением шарика. По какому направлению падает шарик?
Тема: Наблюдение возникновения сипы упругости при деформации тела
Приборы и материалы (рис. 10): 1) лист картона, 2) мешочек с песком.
Порядок выполнения работы
- Положите лист картона на две книги, как показано на рисунке 10, а.
- На середину листа картона положите мешочек с песком. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (рис. 10, б).
- Ответьте на вопросы:
- Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном?
- Какие силы возникли в картоне и мешочке с песком в результате их взаимодействия?
- К какому телу приложена сила упругости картона и сила упругости мешочка с песком?
Тема: Обнаружение веса тела
Приборы и материалы (рис. 18): 1) лист картона, 2) мешочек с песком, ! 3) шнур резиновый, 4) груз с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
Вариант I
- Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (рис. 11, а)
- Ответьте на вопросы:
- Почему лист картона изменил свою форму?
- К какому телу приложен вес мешочка с песком?
- Как направлен вес мешочка с песком?
Вариант II
- Прикрепите к резиновому шнуру груз и поднимите его за свободный конец (рис. 11, б). Обратите внимание на увеличение длины, шнура.
- Ответьте на вопросы:
- Почему резиновый шнур растянулся?
- К какому телу приложен вес груза?
- Как направлен вес груза?
Тема: Вычисление силы по равнодействующей и второй силе
Приборы и материалы (рис. 12): 1) динамометр, 2) груз с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
- Вычислите цену деления шкалы динамометра.
- Возьмите динамометр в руку, подвесьте к его крючку груз и запишите показание динамометра (рис. 12, а).
- Надавите слегка на крючок динамометра пальцем и снова запишите показание динамометра (рис. 12, б). Вычислите силу, с которой рука действовала на крючок динамометра вниз.
- Потяните слегка крючок динамометра рукой вверх и снова запишите показание динамометра (рис. 12, в). Вычислите силу, с которой рука действовала на крючок динамометра вверх.
- Потяните крючок динамометра рукой вверх так, чтобы стрелка динамометра установилась на нуле шкалы. Вычислите силу, с которой рука действовала в этом случае на крючок динамометра.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
Тема: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы (рис. 13): 1) динамометр, 2) трибометр 3) грузы с двумя крючками — 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы
- Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:
Вид трущихся поверхностей | Сила трения скольжения, Н |
Дерево по дереву Дерево по гладкой бумаге Дерево по наждачной бумаге |
- Вычислите цену деления шкалы динамометра.
- Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
- по поверхности линейки трибометра (рис. 13, а);
- по гладкой бумаге (рис. 13, б);
- по наждачной бумаге (рис. 13, в).
- Результаты измерений запишите в таблицу.
- Ответьте на вопросы:
- Зависит, ли сила трения скольжения:
- от рода трущихся поверхностей?
- от шероховатости трущихся поверхностей?
- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?
Тема: Наблюдение явления смачивания и несмачивания
Приборы и материалы (рис. 14): 1) пластинка стеклянная, одна сторона которой покрыта слоем парафина, 2) пипетка, 3) стакан с водой, 4) бумага промокательная.
Порядок выполнения работы
- Опустите стеклянную пластинку в стакан с водой, а затем выньте и рассмотрите ее поверхности. Какая сторона пластинки смочилась водой?
- Осушите пластинку промокательной бумагой. Накапайте пипеткой несколько капель воды сначала на одну сторону пластинки, затем на другую и рассмотрите форму капель. Какую форму имеет капля воды на смачивающейся и несмачивающейся поверхностях пластинки?
- Капните две-три капли воды на ладонь, бумагу и рассмотрите форму капель. Смачивает ли вода ладонь, бумагу?
Тема: Наблюдение действия атмосферного давления
Приборы и материалы (рис. 15): 1) трубка стеклянная с поршнем, 2) пипетка, 3) стакан с подкрашенной водой.
Порядок выполнения работы
- Опустите стеклянную трубку в стакан с водой. Верхний конец трубки плотно закройте пальцем и выньте ее из воды (рис. 15, а).Почему вода не выливается из трубки?
Откройте верхний конец трубки. Почему теперь вода выливается из трубки?
- Вставьте в стеклянную трубку поршень, опустите трубку в стакан с водой и потяните поршень вверх (рис. 15, б). Почему вода поднимается за поршнем?
- Наберите воды, в пипетку. Вылейте воду из пипетки в стакан. Последовательно анализируя свои действия, объясните явления, которые их сопровождали.
Тема: Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости
Приборы и материалы (рис. 16): 1) набор тел (деревянный брусок, алюминиевый цилиндр, кусок картофеля), 2) стакан с водой, 3) стакан с концентрированным раствором соли.
Порядок выполнения работы
Название жидкости и ее плотность, | Название вещества и его плотность, | Плавает тело или тонет |
Вода | Древесина Картофель Алюминий | |
Раствор соли | Древесина Картофель Алюминий |
- Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.
- Опустите в воду деревянный брусок, алюминиевый цилиндр и кусок картофеля. Какие из этих тел в воде плавают? Какие тонут?
- Перенесите тела в концентрированный раствор соли. Какие из этих тел в растворе соли плавают? Какие тонут? Результаты наблюдений запишите в таблицу.
- Ответьте на вопрос: при каком условии сплошное тело:
Тема: Измерение работы при перемещении тела
Приборы и материалы (рис. 17): 1) динамометр, 2) лента измерительная, 3) трибометр.
Порядок выполнения работы
- Измерьте силу тяжести, действующую на брусок, при помощи динамометра.
- Поднимите брусок на высоту линейки трибометра (см. рис. 17).
- Измерьте высоту подъема бруска.
- Вычислите работу, совершенную при подъеме бруска.
- Положите брусок на конец линейки трибометра и равномерно переместите его на расстояние, равное длине линейки (рис. 18). Запишите показание динамометра.
- Вычислите работу, совершенную при перемещении бруска по линейке трибометра.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
- Как называются силы сопротивления, возникающие при подъеме и перемещении бруска по линейке трибометра?
- В каком случае совершается большая работа: при подъеме или при перемещении бруска по линейке на одно и то же расстояние?
Тема: Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применен рычаг
Приборы и материалы (рис. 19): 1) ножницы, 2) кусачки, 3) плоскогубцы 4) линейка измерительная.
Порядок выполнения работы
- Ознакомьтесь с устройством предложенного вам инструмента в котором применен рычаг: найдите ось вращения, точки приложения сил.
- Измерьте плечи сил.
- Вычислите примерно, в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данным инструментом.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
- Как нужно располагать разрезаемый материал в ножницах, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
- Как нужно держать кусачки в руке, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
Тема: Наблюдение равновесия сил и равенства работ на подвижном блоке
Приборы и материалы (рис. 20): 1) блок, 2) динамометр, 3) лента измерительная, 4) грузы с двумя крючками — 3 шт., 5) штатив, 6) нить с петлей на конце.
Порядок выполнения работы
- Соберите установку с подвижным блоком, как показано на рисунке 20. Перебросьте через блок нить, один конец ее привяжите к лапке штатива, а другой — к крючку динамометра. К обойме блока подвесьте два или три груза, предварительно определив их вес. Возьмите динамометр в руку, расположите его вертикально и натяните нить так, чтобы блок с грузами повис на нитях.
- Запишите вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр. Сравните числовые значения этих сил. Дает ли выигрыш в силе подвижный блок? Какой?
- Поднимите грузы на некоторую высоту при помощи динамометра и измерьте пути, которые при этом прошли грузы и динамометр. Во сколько раз проигрывают в пути, применяя подвижный блок?
- Вычислите работу действующей силы и работу силы сопротивления. Сравните числовые значения этих работ.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
- Можно ли при помощи подвижного блока получить выигрыш в работе?
- Можно ли подвижный блок рассматривать как рычаг?
- Чему равны плечи сил, действующих на подвижный блок?
Тема: Наблюдение равновесия сип и равенства работ на наклонной плоскости
Приборы, и материалы (рис. 21): 1) динамометр, 2) лента измерительная, 3) линейка и каток от трибометра, 4) штатив.
Порядок выполнения работы
- Установите доску трибометра наклонно при помощи штатива, как показано на рисунке 21.
- Измерьте высоту наклонной плоскости.
- Измерьте вес катка при помощи динамометра;
- Поднимите каток на высоту циклонной плоскости и вычислите совершенную при этом работу.
- Положите каток на наклонную плоскость и равномерно катите его вверх при помощи динамометpa. Измерьте силу тяги. Дает ли Выигрыш в силе наклонная плоскость? Какой?
- Измерьте длину наклонной плоскости.
- Вычислите работу при подъеме катка по наклонной плоскости и сравните ее с работой при подъеме катка по вертикали на высоту циклонной плоскости.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
- Во сколько раз проигрывают в пути, применяя наклонную плоскость?
- Можно ли при помощи наклонной плоскости получить выигрыш в работе?
Тема: Вычисление потенциальной энергии поднятого тела
Приборы и материалы (рис. 22): 1) динамометр, 2) лента измерительная, 3) брусок
Порядок выполнения работы
- Вычислите потенциальную энергию лежащего на столе бруска относительно пола.
- Поднимите равномерно брусок при помощи динамометра на высоту 20 см над столом и вычислите его потенциальную энергию относительно пола и стола.
- Вычислите изменение потенциальной энергии бруска при его подъеме на высоту 20 см.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
- От чего зависит потенциальная энергия поднятого над землей тела?
- Чему равно изменение энергии поднятого тела?
Тема: Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании груза, подвешенного на резиновом шнуре
Приборы и материалы (рис. 23): 1) цилиндр металлический, 2) шнур резиновый.
Порядок выполнения работы
- Привяжите к концу резинового шнура металлический цилиндр и поднимите шнур.
- Оттяните цилиндр немного вниз и отпустите. Наблюдайте за колебаниями цилиндра в течение некоторого времени.
- Ответьте на вопросы:
- Какие превращения механической энергии происходят при колебании цилиндра?
- В каких положениях цилиндр имеет наибольшую и наименьшую потенциальную энергию относительно положения равновесия?
- В каких положениях цилиндр имеет наибольшую и наименьшую кинетическую энергию?
- Какие превращения энергии происходят при движении цилиндра вниз?
- Какие превращения энергии происходят при движении цилиндра вверх?
- Почему колебания цилиндра с течением времени затухают?
- На что расходуется энергия цилиндра?
№ | Дата | Тема | Цели | Обратная связь | Основные понятия | Домашнее задание |
Введение (4 ч) | ||||||
1 | Что изучает физика. |
| Лекция Демонстрация приборов, веществ | Физика Явления Тело Материя | § 1-3 | |
2 | Физические величины. |
| Устный опрос Демонстрация презентации | Физическая величина | § 4,5, упр. 1 | |
3 | Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора». |
| Лабораторная работа | Линейка Мензурка Секундомер Термометр | повт. § 1 – 5 | |
4 | Физика и техника. | § 6 | ||||
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | ||||||
5 | Строение вещества. |
| Демонстрация Лекция Задание «Вопрос - ответ» | Строение Атом Молекула | § 7, 8 | |
6 | Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». |
| Лабораторная работа | повт. § 7, 8 | ||
7 | Диффузия. |
| Тестирование Новый материал | Диффузия Хаотичное движение | § 9 | |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
| Заполнение таблицы Выполнение упражнений | § 10 | ||
9 | Три состояния вещества. |
| Заполнение таблицы Выполнение упражнений | Твердое тело Газ Жидкость | § 11, 12 | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». |
| Самостоятельная работа Разгадывание кроссворда | повт. § 7-12 | ||
Взаимодействие тел (21 ч) | ||||||
11 | Механическое движение. |
| Демонстрация плакатов, видео Создание таблицы | Механика Тело отсчета Материальная точка Траектория | § 13, 14 | |
12 | Скорость. Единицы скорости. |
| Устный опрос Лекция Решение задач | Скорость Скалярная и векторная величина Средняя скорость | § 15, упр. 4 | |
13 | Расчет пути и времени движения. |
| Устный опрос Решение задач | § 16, упр. 5 | ||
14 | Явление инерции. |
| Тестирование Новый материал Решение задач | § 17 | ||
15 | Взаимодействие тел. |
| Лекция Игра «Вопрос - ответ» | § 18 | ||
16 | Масса тела. |
| Лекция Подготовка к контрольной работе | Масса Инертность Килограмм | § 19, 20, упр. 6 (1) | |
17 | Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на рычажных весах». |
| Контрольная работа | упр. 6 (2) | ||
18 | Плотность вещества. |
| Лабораторная работа | Плотность | § 21упр. 6 (3) | |
19 | Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела». |
| Лабораторная работа | § 21, упр. 7(1, 2, 3) | ||
20 | Лабораторная работа № 5. «Определение плотности вещества твердого тела». |
| Лабораторная работа | упр. 7 (4, 5) | ||
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности. |
| Устный опрос Решение задач | Плотность Масса | § 22, упр. 8 | |
22 | Подготовка к контрольной работе. |
| Подготовка к контрольной работе Самостоятельная работа | повт. §§ 13 - 22 | ||
23 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». |
| Контрольная работа | – | ||
24 | Сила. Сила тяжести. |
| Демонстрация опытов Изучение нового материала Кроссворд «Лесенка» | Сила Ньютон Гук Сила тяжести Сила трения Сила упругости Вес тела Динамометр Деформация Притяжение | § 23, 24 | |
25 | Сила упругости. | Новый материал Демонстрация опытов | § 25 | |||
26 | Вес тела. | Новый материал Демонстрация опытов | § 26 | |||
27 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Физический диктант Решение задач | § 27, упр. 9 | |||
28 | Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины и изменение сил динамометром». | Устный опрос Новый материал Лабораторная работа | § 28, упр. 10 | |||
29 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Решение задач | § 29, упр. 11 | |||
30 | Сила трения. | Новый материал Демонстрации Задачи на смекалку | § 30, 31 | |||
31 | Трение в природе и технике. | Работа с учебником Подготовка к контрольной работе | § 32 | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч) | ||||||
32 | Контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил». |
| Контрольная работа | Давление Паскаль | § 33, упр. 12 | |
33 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. | Лекция Демонстрации Заполнение таблицы | § 34, задание 6 | |||
34 | Давление газа. | Лекция Устный опрос | § 35 | |||
35 | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | Демонстрации Работа с учебником Подготовка к контрольной работе | § 36, 37, упр. 14 | |||
36 | Контрольнаяработа №3 «Давление. Закон Паскаля». | Контрольная работа | – | |||
37 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Работа над ошибками Лекция Решение задач | § 38, упр. 15 (1) | |||
38 | Решение задач. | Устный опрос Игра «Да - нет» Решение задач | упр. 15 (2, 3) | |||
39 | Сообщающиеся сосуды. |
| Демонстрации Работа с учебником | § 39 | ||
40 | Атмосферное давление. |
| Работа с учебником | Атмосфера Атмосферное давление | § 40, 41 | |
41 | Измерение атмосферного давления. |
| Работа с учебником | Торричелли Нормальное атмосферное давление | § 42 | |
42 | Барометр-анероид. |
| Демонстрации Лекция Кроссворд | Атмосферное давление Барометр- анероид Высотомер | § 43, 44, упр. 21(1) | |
43 | Манометры. Кратковременная к/р №4 |
| Демонстрации Тестирование | Манометр Жидкостный манометр Металлический манометр | § 45 | |
44 | Поршневой жидкостный насос. |
| Сообщения учащихся Демонстрации | § 46 | ||
45 | Гидравлический пресс. |
| Сообщения учащихся Демонстрации | Гидравлическая машина Гидравлический пресс Гидравлический тормоз | § 47 | |
46 | Решение задач |
| Устный опрос Решение задач | |||
47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
| Демонстрации Лекции | § 48 | ||
48 | Архимедова сила. |
| Демонстрации Лекции Решение задач | Закон Паскаля Выталкивающая сила Закон Архимеда | § 49, упр. 24 (3, 4) | |
49 | Лабораторная работа №7.«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». |
| Лабораторная работа | задание 14 | ||
50 | Плавание тел. Лабораторная работа № 8. «Выяснения условий плавания тела в жидкости». Решение задач. |
| Лабораторная работа Подготовка к контрольной работе | Архимед Выталкивающая сила Плавание | § 50 | |
51 | Плавание судов. |
На опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет | Сообщения учащихся Защита проектов | Осадка Ватерлиния Водоизмещение Грузоподъемность Водоизмещение Архимедова сила Плавание | упр. 25 (1, 2) | |
52 | Воздухоплавание. |
| Воздухоплавание Шар - зонд | упр. 25 (3, 4, 5) | ||
53 | Решение задач подготовка к контрольной работе | 1.Повторение теоретического материала темы 2.Выработка умений и навыков решения типовых задач по теме | § 51, упр. 26 (2, 3) | |||
54 | Контрольная работа№5«Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Контрольная работа | § 52 | |||
Работа и мощность. Энергия. (12 ч) | ||||||
55 | Механическая работа. |
| Устный опрос Новый материал Решение задач | Работа Джоуль | § 53, упр. 28 (3, 4) | |
56 | Мощность. |
| Демонстрации Новый материал Решение задач | Мощность Ватт | § 54, упр. 29 | |
57 | Решение задач. |
| Физический диктант Решение задач | § 55, 56 | ||
58 | Простые механизмы. Рычаг. |
| Тестирование Новый материал Демонстрации | Колеса, клин Рычаг, блоки Плечо силы Правило равновесия рычага | § 57 | |
59 | Момент силы. |
| Новый материал Работа с чертежами | Момент силы Единица момент – силы Правило моментов | § 58, упр. 30 (4,5) | |
60 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9. «Выяснение условия равновесия рычага». |
| Работа с учебником Лабораторная работа | Правило рычага Рычаг Момент силы Плечо рычага | §59,60, упр.31(1,2) | |
61 | Блок. «Золотое правило» механики. |
| Работа в сети Интернет (подготовка сообщений) | упр. 31 (3, 4, 5) | ||
62 | Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». |
| Новый материал Решение задач Лабораторная работа | «Золотое правило» механики Закон сохранения и превращения механической энергии КПД | § 61 | |
63 | Кинетическая и потенциальная энергии |
| Устный опрос Физическое домино Новый материал | Энергия Кинетическая и потенциальная энергии | § 62, 63, задачи № 1 – 3 (упражнение 32), | |
64 | Превращение энергий. Повторение темы «Работа и мощность. Энергия».Закон сохранения полной механической энергии. | Устный опрос Физический диктант Решение задач | Энергия | § 62, 63, упр. 32 | ||
65 | Контрольная работа «Работа и мощность. Энергия» | Проверить знания учащихся по теме «Работа и мощность. Энергия» | Контрольная работа | § 64 | ||
66-68 | Повторение |
| Игра | § 62 – 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа для 7 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2 ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 8 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа по физике для 8 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 9 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа по физике для 9 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 68 часов(2 ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...