Программа занятий кружка "Физика для малышей" для учащихся 3-6 класса.
рабочая программа по физике (5 класс) по теме
Программа разработана для учеников начальной школы. В основе лежат рассказы из книги Сикорук " Физика для малышей". на занятиях мы используемс мультипликацинный фильм Р.Саакянца " Физика для малышей". Ребята знакомятся с явлениями окружающего мира, изготавливают простейшие физические устройства, проделывают занимательные опыты. Кроме того, во время работы, мы проводим обсуждения вопросов, которые задают ученики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа для занятий кружка 3-6 классов | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Ориентируясь на заказ социума и идею гуманизации процесса обучения, и формирование компетентности продуктивной творческой деятельности учащихся, школа стремится предоставить ученикам и родителям возможность свободного выбора и дальнейшего формирования своего индивидуального образовательного пути в соответствии с интересами, возможностями и способностями ребенка. Такой подход к организации учебно - воспитательного процесса в школе позволяет учащимся не только реализовать свой творческий потенциал, но и создает условия для безболезненной социальной адаптации. Наше формирующееся технологическое общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами как умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения), обладать творческим мышлением и стремлением к самосовершенствованию; умением работать в команде, т.е. нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Действительно, если ученик знает, как учиться, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить информацию, необходимую для решения проблем, как использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, то в будущем ему будет легче повысить квалификацию, получить любые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Ведь знания, в каком бы объеме они ни были бы усвоены, рано или поздно устаревают, в то время способность к творчеству остаются с человеком.
В условиях современной классно-урочной системы наблюдается отрыв эмоционального и рационального мышления учеников. В начальных классах появляются многочисленные вопросы, «почему», на которые ученики не всегда успевают получить ответы на традиционном уроке. Кроме того, выполняя задания на уроках, ребята не всегда учатся самостоятельно мыслить, предлагать не стандартные пути решения той или иной проблемы.
традиционная структура учебного процесса направлена преимущественно на повторение и запоминание определенной суммы знаний, умений и навыков, а не на развитие интеллектуальных способностей, интересов и мотивов обучения;
Учебная деятельность школьников при традиционном обучении носит в основном репродуктивный характер: повторение, заучивание, действие по образцу, выполнение творческих заданий методом проб и ошибок. Это формирует исполнительскую культуру личности, но не творческую;
Разработанные мною программы курсов «Физика для малышей» и «Занимательная физика» вооружают учащихся младших классов знаниями необходимыми, для осмысления явлений и процессов происходящих в природе , технике, быту: формируют диалектико- материалистическое мировоззрение. Главной задачей программ факультативных пропедевтических курсов является объединение эмоционального восприятия с рациональным. К сожалению, в настоящее время не всегда есть возможность сопровождать уроки натурным экспериментом, особенно таким, чтобы участвовали все ученики. На мой взгляд, физический эксперимент не столько средство наглядности, сколько необходимая база и инструмент развития способностей младших школьников. Изучение физических законов и явлений на основе постановки демонстрационных опытов позволяет формировать и развивать у школьников умения наблюдать, выдвигать гипотезы и планировать свою деятельность в соответствии с ходом эксперимента, выделять общее и частное, проводить анализ и сравнение.
Проведение физического эксперимента позволяет развивать у детей младшего школьного возраста не только наглядно-образное, но и абстрактное мышление. Изучение данного курса сопровождается наблюдениями, опытами и обсуждением увиденного и прочитанного.Физические опыты можно делать простыми бытовыми предметами.
Физические фокусы, которые учащиеся могут показывать с помощью родителей, в кругу друзей, изготовлять смешные игрушки – самоделки, убеждает учащимся в практической направленности занятий кружка.
Выполнение опытов и наблюдений, при исполнении которых одновременно работают руки и голова, основные органы чувств с помощью, котрых мы познаем мир, приводит к тому, что в сознании строятся первоначальные физические понятия, строятся они , исходя из собственного опыта ученика.
Усвоение физических понятий происходит тогда и только тогда, когда учащиеся активно и многократно применяют их. Поэтому, чем чаще приходится детям размышлять над явлениями природы, тем глубже и осознаннее они усваивают новые закономерности.
Определенное количество домашних опытов и наблюдений, развивает у учащихся изобретательский подход, инициативу и творчество, приучают ребят к сознательному и целеустремленному труду.
Данный курс занятий кружка решает основных задачи :
1.Довести изучение каждого физического явления до осязательного и действенного восприятия учащимися посредством всех органов, воспринимающих окружающий мир.
2. Удовлетворить познавательные интересы и запросы учащихся младшего школьного возраста.
3. Научить ребят проявлять инициативу, творчество, вооружить способами поиска решения любой физической ситуации.
4. Научить изготавливать простейшие физические приборы, проводить эксперименты, иллюстрирующие наблюдаемые явления.
5. Научить выполнению физических фокусов, объяснению их результатов.
Популярное изложение вопросов данного курса позволит пешить основную его задачу – показать учащимся, что окружающий мир познаваем. Одним из принципов построения занятий кружка является такой отбор учебного материала и методики преподавания, при которых главное внимание обращено на обобщение широкого круга физических явлений и явлений природы. Поэтому необходимо формирование у учащихся умения самостоятельно проводить опыты и наблюдения , делать выводы и обобщения.
Демонстрационный эксперимент, подкрепленный системой самостоятельных опытов, позволяет развивать самостоятельность учащихся, способность логически мыслить и творчески приманять знания для решения практических задач, формируя продуктивную творческую деятельность школьников младшего возраста.
Ожидаемые результаты.
- Научиться выполнять экспериментальные упражнения, что способствует развитию познавательных мотивов и интересов.
- Научиться систематизировать полученные знания в виде рисунков, схем, ребусов, кроссвордов, что является показателем сформированности творческой деятельности младших школьников.
- научиться коллективно работать, развивается взаимовыручка и взаимоподдержка.
- Развивать внимание учеников.
- Выполнение экспериментов способствует развитию мелкой моторики, что особенно важно для младших школьников.
- Сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
- Развивать аккуратность, умение составлять план работы и работать по нему.
- Представление результатов своих опытов и наблюдений развивает навыки публичных выступлений.
- Развивается понимание процессов в природе, а это является залогом бережного к ней отношения.
В процессе занятий учащиеся должны усвоить методы научного познания природы и овладеть способами творческой деятельности. На занятиях формируются навыки самостоятельной работы, работы в составе групп, в том числе сменного состава.
Надеюсь, что все вышеизложенное, позволит ученикам успешно трансформировать полученные знания для решения новых задач на уроках естественно-научного цикла.
Программа занятий кружка «Занимательная физика»
1 год обучения: теоретических занятий 8 часов
Практических занятий 26 часов
№ занятия | Тема | Форма занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1. | Введение. Что такое физика? | Лекция с демонстрацией опытов. | Проводит вступительное занятие, демонстрирует эксперимент | Слушает, задает вопросы, при необходимости записывает. |
2. | Движение. Инерция. | Демонстрация опытов. | Знакомит с понятием инерция, проводит простейшие эксперименты | наблюдая за опытами учителя, приводят примеры проявления инерции в окр..жизни. Демонстрируют их на практике. |
3. | Инерция. | Самостоятельное занятие. | Направляет деятельность учеников. Помогает при проведении эксперимента. | С помощью простейших приборов проводят эксперименты и объясняют их результаты. |
4. | Инерция. | Самостоятельное занятие. | Направляет деятельность учеников. Помогает при проведении эксперимента. | С помощью простейших приборов проводят эксперименты и объясняют их результаты. |
5. | Инерция. | Самостоятельное занятие. | Направляет деятельность учеников Помогает при проведении эксперимента. | С помощью простейших приборов проводят эксперименты и объясняют их результаты. |
6. | Инерция. | Самостоятельное занятие. | Направляет деятельность учеников. Помогает при проведении эксперимента. | С помощью простейших приборов проводят эксперименты и объясняют их результаты. |
7. | Трение. | Лекция с демонстрацией опытов | Знакомит учащихся с явлением, показывает доступные эксперименты | Слушают, задают вопросы, при необходимости ведут записи. |
8. | Трение. | Практическое занятие | Помогает и направляет деятельность учащихся | С помощью простейших приборов проводят демонстрации. |
9. | Трение. | Практическое занятие | Помогает учащимся и направляет их деятельность. | С помощью заранее самостоятельно изготовленных моделей проводят демонстрации явления. |
10. | Реактивное движение. | Первичное ознакомление с явленим и его закономерностями. (лекция) | Знакомит учащихся с явлением, проводит эксперименты. | Слушают, задают вопросы, при необходимости ведут записи. |
11. | Реактивное движение | Практическое занятия. | Направляет деятельность учащихся, помогает при проведении эксперимента. | С помощью простейших приборов проводят ряд опытов. |
12. | Реактивное движение | Практическое занятия. | С помощью простейших приборов проводят ряд опытов | |
13. | Заключительное занятие по теме «Движение» | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся и помогает при проведении эксперимента | С помощью самостоятельно изготовленных приборов и устройств иллюстрируют явления. |
14. | Свойства жидкостей. | Лекция | Знакомит учащихся с основными теоретическими вопросами,проводит эксперименты | Слушают, задают вопросы, при необходимости записывают. |
15. | Свойства жидкостей | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении экспериментов | С помощью простейших приборов проводят самостоятельные эксперименты и объясняют их. |
16. | Свойства жидкостей | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении эксперимента | Проводят простейшие эксперименты и объясняют их результаты |
17. | Секреты мыльных пузырей. | Лекция. | Знакомит учащихся с основными теоретическими аспектами, демонстрирует ряд опытов. | Слушают, задают вопросы, при необходимости записывают |
18. | Секреты мыльных пузырей | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении опытов. | Выполняют простейшие опыты по заранее состав ленному плану, объясняют их результаты. |
19. | Условия плавания тел | Лекция | Знакомит учащихся с основными теоретическими аспектами темы, историей открытия законов. | Слушают,задают вопросы, при необходимости записывают |
20. | Условия плавания тел | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении экспериментов | С помощью простейших приборов выполняют опыты по теме. |
21. | Свойства жидкостей, условия плавания тел.. | Заключительное практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении экспериментов | Проводят опыты по теме, пользуясь самостоятельно изготовленными приборами. |
22. | Свойства газов | Лекция | Знакомит учащихся с основными теоретическими вопросами, демонстрирует эксперименты | Слушают, задают вопросы, при необходимости записывают |
23. | Свойства газов. | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении опытов. | С помощью простейших приборов проводят эксперименты по теме. |
24. | Свойства газов. | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении опытов. | С помощью простейших приборов проводят эксперименты по теме. |
25 | Почему летит само- лет?(основы воздухоплавания) | Лекция | Знакомит учащихся с основными теоретическими аспектами темы, демонстрирует эксперименты | Слушают, задают вопросы, при необходимости записывают. |
26. | Почему летит само- лет? | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении опытов | С помощью простейших приборов проводят опыты |
27. | Почему летит само- лет? | Практическое заключительное занятия. | Помогает учащимся в проведении экспериментов, направляет их деятельность. | С помощью заранее изготовленных приборов проводят эксперименты. |
28. | Разреженные газы | Лекция | Знакомит учащихся с основными теоретическими аспектами темы | Слушают, задают вопросы, при необходимости записывают |
29. | Разреженные газы | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении экспериментов | С помощью простейших приборов по заранее состав ленному плану проводят эксперименты. |
30. | Разреженные газы | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении экспериментов | С помощью простейших приборов, по заранее состав-ленному плану проводят эксперименты |
31 | Условия равновесия. | Лекция | Знакомит учащихся с основными теоретическими аспектами, проводит эксперименты | Слушают, задают вопросы, при необходимости записывают |
32. | Условия равновесия. | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в составлении плана работы | Проводят эксперименты по заранее составленному плану |
33. | Условия равновесия | Практическое занятие | Направляет деятельность учащихся, помогает в проведении экспериментов | Проводят эксперименты демонстрируют самостоятельно изготовленные приборы. |
Последнее занятие №34 может быть проведено в игровом виде. (Своя игра, Брейн-ринг). Во время этого занятия подводим итоги, рассматриваем итоговые работы, выполненные желающими учениками.
Второй год обучения.
5-6 классы
Теоретических занятий 9 часов
Практических занятий 25 часов
№ занятия | Тема | Форма занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Простые механизмы | Лекция | Знакомство с основными теоретическими понятиями, демонстрация экспериментов | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
2. | Простые механизмы. | Практическое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит эксперименты по теме, предлагает свой план работы |
3. | Тепловые явления | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушают, наблюдают за экспериментами, ведут записи |
4. | Конвекция | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит эксперименты по теме, предлагает свой план работы |
5 | Теплопро-водность | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит эксперименты по теме, предлагает свой план работы |
6. | Теплопро-водность | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит эксперименты по теме, предлагает свой план проведения эксперимента |
7. | Теплопро-водность | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит эксперименты по теме, предлагает свой план проведения эксперимента |
8. | Теплопро-водность | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит эксперименты по теме, предлагает свой план проведения эксперимента |
9. | Работа и энергия. | Лекция о природных источниках энергии. | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями,ведет записи |
10. | Ветряной двигатель | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Изготавливает модель ветряного двигателя |
11. | Водяной двигатель | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Изготавливает модель водяного двигателя |
12. | Солнечная энергия | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика, помогает в составлении плана работы и настройке опытов | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
13 | Превраще-ниия энергии | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
14 | Превращения энергии | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
15 | Колебатель-ное движение | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
16. | Маятники | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов. | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
17. | Звуковые явления | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
18. | Самый простой телефон | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов. | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
19. | Бутылкофон и граммофон | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов. | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
20. | Световые явления. Отражение и преломле-ние. | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
21. | Отражение света | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
22. | Изготовле-ние перископа | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов, изготавливает модель перископа |
23 | Преломле-ние света | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов, |
24 | Разложение светового луча | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
25. | Разложение светового луча | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
26. | Оптические иллюзии | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
27. | Электричес-кие явления | Лекция | Знакомит учеников с основными понятиями темы, явлениями и их закономерностями | Слушает, наблюдает за демонстрациями, ведет записи |
28. | Электричес-кие явления | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
29. | Электричес-кие явления | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
30. | Электричес-кие явления | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
31. | Электричес-кие явления | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
32 | Электричес-кие явления | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
33 | Электричес-кие явления | Практичес-кое занятие | Направляет деятельность ученика помогает в составлении плана работы и настройке опытов, | Проводит простейшие эксперименты по теме из подручных материалов |
Литература:
- Ю.И.Смирнов « занимательные рассказы о законах физики», Санкт-Петербург,»МиМ-экспресс», 1995 год
- А.П. Усольцев « Задачи по физике на основе литературных сюжетов», Екатеринбург, «У-Фактория», 2003 год
- Б.Ф. Билимович « Законы механики в технике», Москва, «Просвещение».1975 год.
4. А.И.Семке « Нестандартные задачи по физике», Ярославль,
«Академия развития», 2007 год
5.И.Я. Ланина « Не уроком единым» , Москва, «Прсовещение»,1985 год
6.Материалы Интернет- сайтов, Обучающие диски по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».
Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...
«Программа занятий по флорболу для учащихся средней школы»
Методическая разработка:«Программа занятий по флорболу дляучащихся средней школы»...
Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
В программе представлено теориетическое основание для разработки программы психокоррекционных занятий с психологом учащихся начальной школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определен...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий Кружок «Рукодельница» для учащихся 5 – 7 классов
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских спос...
Рабочая программа кружковых занятий "Компьютерная графика" для учащихся 5-7 классов.
Рабочая программа кружковых занятий "Компьютерная графика" для учащихся 5-7 классов....