Рабочая программа индивидуально-групповых занятий Кружок «Рукодельница» для учащихся 5 – 7 классов
рабочая программа по технологии
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_.kruzhok_rukodelnitsa_5-7_klass.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Краснозерская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Ф.И.Анисичкина
Согласовано Руководитель МО учителей истории, обществознания, технологии, ТПК, музыки, ИЗО ________/__Слепцова Г.Ф._ подпись ФИО протокол № ___ от «____» _________ 20__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________/_Терещенко Е.А._ подпись ФИО от «____» _________ 20__г. |
Рабочая программа
Индивидуально-групповых занятий
Кружок «Рукодельница» для учащихся 5 – 7 классов
Срок реализации 1 год
Составители:
Борсюк Елена Владимировна
(ФИО)
учитель технологии
(должность)
первая
(квалификационная категория)
р.п. Краснозерское
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель и задачи программы:
- сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
- развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
- воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисероткачество). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.
Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.
В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.
Итогом работы по программе является участие в различных конкурса. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Учащиеся должны знать:
- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
- основные сведения о вышивальном производстве;
- традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, теста);
- основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
- выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
- разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок.
Организация деятельности кружка.
Программа работы рассчитана на 1 год обучение. Объединение комплектуется из учащихся 5-7 классы . Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.
Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 1 часа.
Структура программы
Программа кружка «Рукодельница» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Цель и задачи программы:
- сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
- развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
- воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.
Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:
- историю возникновения и развития рукоделий;
- изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
- способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
- изучение технологий выполнения швов;
- умение оценить качество изделия;
- умение организовать труд и самостоятельную работу;
- приобретение навыков работы с лоскутом и бисером.
В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Учащиеся должны знать:
- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
- основные сведения о вышивальном производстве;
- традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, теста);
- основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
- требования к выбору профессии.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
- выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
- разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;
Тематический план
I. Изучение ремесел декоративно- прикладного искусства, 2 часа
№п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Изделие | Материалы, оборудование | Межпредметные связи |
| Кол-во часов |
1-2 | Вводное | Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Беседа с уч-ся о ремеслах, знакомство с предметами быта, украшениями для дома, изучение исторических сведений. | Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Запись видов изделий и зарисовка эскизов по историческим моментам. | Изучение готовых изделий по видам декоративного искусства | Швейная машина, иглы, др. приспособления, утюг. | История литература. |
|
|
II. Изготовление мягкой игрушки. Технология обработки, 18 часов
3-4 | Введение. Знакомство с литературой, готовыми изделиями мягкой игрушки. Подготовка рабочего места, материалы, инструменты. | Подготовка рабочего места для изготовления мягкой игрушки. Виды материалов, инструменты. | Просмотр различных игрушек; организация рабочего места для пошива игрушек. | Игрушка из лоскутов. | Иглы, швейная машина, ножницы. | ИЗО, экономика, литература, история. |
|
|
5-6 | Работа с выкройками, шаблонами. Раскрой материалов для игрушек. | Понятие о выкройке, шаблоне. Виды материалов для изготовления игрушек. | Изготовление выкроек, из картона. План раскроя. | Игрушки из тканей разных видов. | Иголки, булавки, картон, мм. Бумага, калька, циркуль. | Экономика, математика. |
|
|
7-8 | Технология обработки мягкой игрушки. | Виды швов используемые для обработки. | -шов «строчка»,-петельный шов, через край, потайной шов, назад иголка. | Игрушки из лоскутков. | Иголки, булавки, ножницы, ткань, нитки. |
|
|
|
9-10 | Набивка игрушек. | Виды используемых материалов для набивки мягкой игрушки. | Набивание синтепоном. | Игрушки по желанию учащихся: для подарков, на елку. | Карандаш, ножницы, синтепон, игла с нитками. |
|
|
|
11-12 | Изготовление элементов игрушки. Раскрой. | Правила раскроя элементов игрушки. Подготовка к раскрою. | Раскрой элементов игрушки- вырезание по шаблонам. | Мягкая игрушка. | Швейная машина, утюг, ножницы, выкройки, шаблоны. | Экономика, математика. |
|
|
13-14 | Изготовление игрушки к новому году. | Атрибуты новогоднего праздника. «Символ 2016г.» | Изготовление по технологии игрушки. | Мягкая игрушка. | Нитки, ножницы, булавки, швейная машина, утюг. |
|
|
|
15-16 | Изготовление туловища, головы игрушки. Виды оформления лица. | Виды оформления лица, виды изготовления туловища, головы(глаза, нос, рот, мелкие детали). | Изготовление элементов игрушки с применением вышивальных швов, ручных швов для сметывания. | Мягкая игрушка. | Нитки, игла, ножницы, утюг. |
|
|
|
17-18 | Обработка мелких деталей игрушки. Раскрой, виды оформления. | Виды мелких деталей игрушки. Правила их раскроя, оформления. | Изготовление мелких деталей игрушки, обработка пришивание. | Мягкая игрушка. | Рабочая коробка. |
|
|
|
19-20 | Сборка игрушки. Окончательная обработка игрушки. Художественное оформление игрушки. | Виды швов для сборки игрушки, контроль качества готового изделия, виды художественного оформления. | Использование ручных швов, применение дополнительных материалов для художественного оформления изделия. | Мягкая тгрушка. | Рабочая коробка, бисер, игла для бисера, паетки, стразы,ленты. |
|
|
|
III. Работа с бисером. Бисероплетение, 30 часов
21-22 | Виды материалов, инструментов, приспособлений, используемых для бисерного рукоделия. | Исторические сведения о бисероплетении. Виды материалов. | Беседа с учащимися о видах работ с бисером, приемах плетения, материалах для бисерного рукоделия. | Виды изделий из бисера, изготовленные учащимися. | Бисер, игла, леска, ножницы. | История. |
|
|
23-24 | Подготовка к работе. Организация рабочего места и времени. | Начало работы с бисером, подготовка рабочего места, освещения,приспособлений для бисера. Медицинские рекомендации при работе с бисером. | Изготовление приспособлений для работы с бисером, его хранение. Выполнение упражнений для рук и глаз. | Планшет, «тарелочка» из ткани. | Ткань, рейки, фанера, поролон, гвозди, клей, степлер. |
|
|
|
25-28 | Цветоведение и композиция. | Виды цветов, цветовые сочетания, ритм, симметрия, асимметрия. | Таблица сочетания цветов. | Цветовые таблицы, зарисовки в тетрадь. | Таблицы, цветовой круг, изделия. | Рисование. |
|
|
29-30 | Виды работ из бисера. Бисерная азбука. | Низание, ткачество, вышивка. Виды изделий. | Знакомство с видами работ из бисера. | Изделия, изготовленные в разных видах техники. | Книги по бисерному рукоделию. | ИЗО |
|
|
31-38 | Элементы бисероплетения. Основы техники «низание». | Виды простых миниатюр, параллельное плетение. | Изготовление изделий простых элементов. Техника плетения: «цепочка»-простая, с пупырышками, с бугорками,с петельками и т.д. | Фенечки, бьаслеты, цепочки, игрушки плоские(броши). | Игла, бисер, леска, проволока, ножницы. | Математика. |
|
|
39-44 | Простейшие приемы бисероплетения. | Виды подвесок из составления вариантов одинакового приема. | Бахрома, цветочки, веточки, объемные элементы(шарик, шнуры, уголки). | Бисер, леска, игла, ножницы. | Математика. |
|
| |
45-50 | Практическая работа «Изготовление декоративного изделия из бисера» | Изделия по желанию учащихся. | Бисер, леска, игла, ножницы. | Математика. | ||||
V. Соленое тесто, 20 часов | ||||||||
51-54 | Изучение видов изделий, изготавливаемых из соленого теста | Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Виды изделий: панно, фигурки, подарки | Приготовление соленого теста, виды красителей. Изготовление изделий. Создание эскизов изделия по желанию уч-ся, которые будут выполняться | Фигурки животных, подвески, миниатюры, подсвечники, цветы | Для теста: мука, соль; инструменты: миска, ложка, скалки, сито, вилки, ножи, кисти, вода | Рисование | ||
55-58 | Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг | Виды обработки изделий из смоленого теста. Понятие о сушке и обжиге готовых изделий | Изготовление шаблонов для изделий. Выполнение изделий по шаблонам. Украшение изделий бисером, паетками и др. материалами | Изделия по желанию уч-ся: символ года, различные подарки | Инструменты: ножи, кисти, сито, вилки и т.д. | Рисование | ||
59-62 | Понятие о цвете, сочетании цветов; о форме, о пропорциях в изделиях. Виды оформления изделий | Цветовой круг сочетания цветов, понятие о форме, пропорциях в изделии. Оформление изделий | Изготовление практической работы в тетради по раскрашиванию элементов узора с применением сочетания цветов. Оформление изделий (раскрашивание) | Фломастеры,цветные карандаши, гелевые ручки, альбом, тетрадь Инструменты: ножи, кисти, сито, вилки и т.д. | Рисование | |||
63-70 | Практическая работа «Изготовление работ из соленого теста» | Изделия по желанию учащихся | Мука, соль, вода Инструменты: миска, ложка, скалки, сито, вилки, ножи, кисти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 9 класса
Данный курс индивидуально-групповых занятий имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способство...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"
Данная программа повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по английскому языку 5 класс
Программа реализуется с помощью сборника дополнительных заданий в формате ГИА для учащихся 5 классов и являющегося компонентом УМК «Английский в фокусе» под ред. Ваулиной Ю.Е., Подоляко О....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....