Календарно-тематическое планирование по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 7 класс"
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В планировании предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 часов (7%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie._po_uchebniku_a.v._peryshkina_fizika._7_kl.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по физике
на 2013 – 2014 учебный год. 7 класс.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Практические, лабораторные работы | Формы контроля | Планируемые результаты обучения | Задания для учащихся в классе/ д/з | Оборудование Наглядность | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
I триместр | |||||||||
1. | Введение. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыт. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл понятия «физическое явление», «физическое тело», «вещество»; понимать разницу между физическим явлением и физической величиной. | § 1, 2, 3 | Демонстрации. Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током и др. | |||
2. | Физические величины. Измерение физических величин | Урок – усвоение новых знаний | Групповая | Уметь определять цену деления измерительных приборов. | § 4, 5 Упр. 1 | Демонстрации. Применение мензурки. | |||
3. | Точность и погрешность измерения. | Комбинированный урок | Групповая | Уметь рассчитать погрешность измерения. | § 6 | Демонстрации. Применение мензурки. | |||
4. | Лабораторная работа № 1: | Урок – усвоение новых знаний | «0пределение цены деления измерительного прибора». | Групповая | Уметь пользоваться мензуркой. | Зад.1 | Демонстрации. Применение мензурки и линейки для измерения цены деления прибора | ||
5. | Первоначальные сведения о строении вещества. Строение вещества. Молекулы, лабораторная работа № 2 | Урок – усвоение новых знаний | «Измерение размеров малых тел» стр.160 учебника. | Фронтальная | Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула. | § 7,8 | Демонстрации. Модели молекул воды из цветного пластилина. | ||
6. | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять явление диффузии. | § 9 | Демонстрации. Диффузия жидкостей , твердых тел (фрагмент кинофильма "Молекулы и молекулярное движение", видеофрагмент "Диффузия"). Модель для демонстрации броуновского движения. | |||
7. | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Урок – усвоение новых знаний | Групповая | Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий. | § 10 | Демонстрации. Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей. Сваривание в пламени спиртовки или горелки двух стеклянных палочек. Сжатие и распрямление упругого тела. | |||
8. | Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях. | § 11,12 | Демонстрации. Сохранение твердым телом формы, а жидкостью — объема (переливание подкрашенной воды из одних сосудов в другие, первым и последним сосудами должны быть мензурки). Заполнение газом всего предоставленного ему объема (перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить). Модель кристаллической решетки. | |||
9. | Обобщение и повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальная | Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ. | § 7-12 | ||||
10. | Взаимодействие тел. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл понятий: путь, траектория, скорость; уметь описывать равномерное и неравномерное прямолинейное движение. | § 13, 14 Упр. 3 | Демонстрации. Относительность движения Траектории движения шарика по наклонному желобу. Измерение пути, пройденного куском мела по доске. Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой. | |||
11. | Скорость. Единицы скорости. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать формулу для расчета скорости. Уметь решать задачи на расчёт скорости. | § 15 Упр. 4 | Демонстрации. Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага). | |||
12. | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь решать задачи на расчёт скорости, пути и времени. | § 16 Упр. 5 | Демонстрации. Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости). | |||
13. | Контрольная работа №1 (на 25-30 мин. по проверке усвоения основных понятия и практических умений). Инерция. | Комбинированный урок | Индивидуальная | Уметь описывать и объяснять явление инерции. | § 17 | Демонстрации. Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку. Фрагмент видеофильма "Закон инерции". | |||
14. | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тел на весах. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл величины «масса», уметь измерять массу тела, выражать результаты измерения в СИ. | § 18, 19, 20 | Демонстрации. Опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный шар. | |||
15. | Лабораторная работа № 3. | Урок – усвоение новых знаний | «Измерение массы тела на рычажных весах». | Групповая | Уметь измерять массу тела на рычажных весах. | Упр. 6 | Выполняется по описанию в учебнике, с которым учащиеся могут ознакомиться самостоятельно; в конце урока полезно сравнить результаты измерения объемов одинаковых тел. | ||
16. | Плотность вещества. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность». | § 21 | Демонстрации. Сравнение массы тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел). | |||
17. | Лабораторная работа № 4. | Урок – усвоение новых знаний | «Измерение объема тела» | Групповая | Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел. | Упр. 7 | |||
18. | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности. | § 22 | Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов. | |||
19. | Лабораторная работа № 5: | Урок – усвоение новых знаний | «Определение плотности твердого тела». | Групповая | Уметь определять плотность твердого тела. | задание 5 | Выполняется по описанию в учебнике; после выполнения работы полезно вычислить среднее значение плотности исследуемого вещества по результатам измерений нескольких учеников и сравнить полученное каждым из них значение плотности со средним. | ||
20 | Решение задач | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповая | Уметь применять полученные знания при решении задач. | § 22 пов., Упр. 8, | Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов. | |||
21. | Сила. Контрольная работа № 2 за 25-30 мин. до конца урока. | Урок – контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Индивидуальная | Знать/понимать смысл физической величины «сила». | § 23 | ||||
22. | Явление тяготения. Сила тяжести. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести» | § 24 | Демонстрации. Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально. | |||
23. | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Урок – усвоение новых знаний | Групповая | Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её. Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры. | § 25, 26 | Демонстрации: Прибор для демонстрации видов деформации. Колебания пружинного маятника. Действие рогатки. Лабораторный динамометр. Процесс образования упругих деформаций [1, опыт 98]. Зависимость силы упругости от деформации (опыты по рис. 64, 66 учебника). Виды упругих деформаций. | |||
II триместр | |||||||||
24. | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Решение задач. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Понимать, что на одно и то же тело в разных точках Земли действует разная сила тяжести, и уметь объяснять данное различие; знать практическое применение зависимости силы тяжести от географического расположения | § 27, Упр. 9 | Демонстрации. Опыт по рис. 62 учебника. Демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес -1 Н и -10 Н). | |||
25. | Динамометр. Лабораторная работа № 6 | Урок – усвоение новых знаний | «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Групповая | Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров; уметь градуировать шкалу измерительного прибора, научиться измерять силу динамометром. | § 28, Упр. 10 | Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. | ||
26. | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой. | § 29, Упр. 11 | Демонстрации. Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром (при опросе). Опыты по рис. 74 и 76 учебника. Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость. | |||
27. | Сила трения. Трение покоя. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения. | § 30, 31 | Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники. | |||
28. | Трение в природе и технике. Повторение и обобщение материала. | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальная | Уметь применять полученные знания при решении качественных задач. | §32 | Видеофильм "Трение в природе и технике". | |||
29. | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Давление. Единицы давления. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл величины «давление». | §33, упр.12 | Демонстрации. Опыты по рис. 82, 83 учебника. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы. Определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры). | |||
30. | Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление | §34, упр.13 | Демонстрации. Кинофильм или видеофильм "Сила давления и давление". | |||
31. | Давление газа. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое газами. | §35 | Демонстрации. Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика — резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора "Шар Паскаля"), Изменение давления газа при нагревании | |||
32. | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Урок – усвоение новых знаний | Групповая | Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами. | § 36, Упр. 14 | Демонстрации. Прибора "Шар Паскаля" | |||
33. | Давление в жидкости и газе. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Предметные результаты | §37 | Демонстрации. Горизонтальность свободной поверхности жидкости Опыты по рис. 95-99, 104 учебника. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменится ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно). | |||
34. | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь делать расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | § 38, Упр. 15 | ||||
35. | Решение задач. | Комбинированный урок | Индивидуальная | Уметь решать качественные задачи по изученной теме. | § 37, 38 (повторение) | Демонстрации. Опыты по рис. 4 [**] (горизонтальную линию можно обозначить натянутым шнуром). Модель фонтана. Таблицы, иллюстрирующие устройство шлюзов и водопровода. | |||
36. | Сообщающиеся сосуды. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов. | § 39, Упр.16 | Демонстрации. Опыты по рис. 116-117, 119 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой). Видеофильм "Применение сообщающихся сосудов". | |||
37. | Повторение темы «Давление». | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповая | Уметь применять в жизни изученные принципы и закономерности. | Задание 9. | Демонстрации. Продемонстрировать действие вантуза и присоски. Видеофрагмент "Использование атмосферного давления". Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением. | |||
38. | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления. | § 40, 41, Упр. 17, 18, задание 10 | Барометр-анероид; таблица "Схема устройства барометра". Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха. | |||
39. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления. | § 42, 43, 44, Упр. 19(1,2,3) | Демонстрации. Изменение атмосферного давления с высотой (измерение атмосферного давления на 1 и 4 этажах школы) | |||
40. | Манометры. Поршневой жидкостной насос. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать устройство и принципы действия манометров. | § 45, 46, Упр. 21,22 | Демонстрации. Опыты по рис. 126 и 127 учебника. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции). | |||
41. | Гидравлический пресс. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются. | § 47, Упр. 23 задание 13 | Демонстрации. Действующая модель насоса (в проекции). | |||
42. | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать принципы действия жидкости и газа на погруженное в них тело. | § 48, | Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса. Видеофильм "Гидравлические машины". | |||
43. | Архимедова сила. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь вычислять архимедову силу Уметь решать задачи по теме «Плавание тел. Архимедова сила». | § 49, Упр. 24 | Демонстрации. Опыты по рис. 137 и 138 учебника. | |||
44. | Лабораторная работа № 7. | Урок – усвоение новых знаний | «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Групповая | Предметные результаты | задание 14 | Демонстрации. Опыт по рис.139 учебника. | ||
45. | Решение задач. Тест. | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальная | Предметные результаты | § 48, 49 | ||||
46. | Плавание тел. Плавание судов. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь описывать и объяснять явление плавания тел. Понимать принципы плавания судов. | § 50,51 | Демонстрации. Опыты по рис. 140 учебника. Плавание тел. (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной). | |||
47. | Лабораторная работа №8. | Урок – усвоение новых знаний | «Выполнение условий плавания тел в жидкости» | Групповая | Предметные результаты | Упр. 25. Задание 16. | |||
III триместр | |||||||||
48. | Воздухоплавание. Решение задач. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Понимать принципы воздухоплавания. | § 52 | ||||
49. | Решение задач. | Комбинированный урок | Групповая | Уметь решать расчётные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости. | Упр. 27 | Демонстрации. Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь). | |||
50. | Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила». | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповая | Уметь применять полученные знания при решении задач. | § 36-50 повторить | ||||
51. | Контрольная работа № 3 | Урок – контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Индивидуальная | Уметь решать качественные и расчётные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел. | |||||
52. | Работа, мощность, энергия Механическая работа. Единицы работы. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев. | § 53, Упр.28 | Демонстрации. Определение работы при подъеме бруска на I м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении). | |||
53. | Мощность. Единицы мощности. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев. | § 53, Упр.29 | ||||
54. | Решение задач. | Урок – усвоение новых знаний | Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности. | Задание 17,18 | Демонстрации. Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указание к заданию 22 (2) на с. 112 учебника). | ||||
55. | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать виды простых механизмов и их применение; знать формулу для вычисления момента силы. Уметь на практике определять условия равновесия рычага, понимать необходимость и границы применения рычагов. | § 55,56, 57 | Демонстрации. Простые механизмы (без рассмотрения устройства). Опыты по рис. 149, 150 и 154 учебника. Продемонстрировать рычага в равновесии. | |||
56. | Лабораторная работа №9. | Урок – усвоение новых знаний | «Выяснение условия равновесия рычага». | Групповая | Уметь проверить на практике условие равновесия рычага. | § 58, Упр. 30 | |||
57. | Применение закона равновесия рычага к блоку. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Уметь применять закона равновесия рычага к блоку | § 59 | Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). | |||
58. | Равенство работ при использовании простых механизмов. Золотое правило механики. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл «золотого правила механики»; уметь объяснять, где и для чего применяются блоки. | § 60, Упр. 31 | Демонстрации. Фрагмент видеофильма "Движение и силы". | |||
59. | Коэффициент полезного действия. Решение задач. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов. | § 61 | Демонстрации. Наклонная плоскость, определение ее КПД. | |||
60. | Лабораторная работа № 10. | Урок – усвоение новых знаний | «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Групповая | Уметь определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | Задание 19 | |||
61. | Энергия. Контрольная работа № 4 (на 25 мин.) | Урок – контроля знаний | Индивидуальная | Знать/понимать физический смысл «энергия». | §62 | ||||
62. | Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. | Урок – усвоение новых знаний | Фронтальная | Знать/понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления. | § 63, 64; | Демонстрации. Опыты по рис. 171 и 172 учебника. Опыты по рис. 13 и 14, с.57), подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. | |||
63. | Повторение темы «Работа и мощность». | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповая | Знать формулы для вычисления механической работы и мощности. | Упр. 32,33 | ||||
64. | Итоговая тестовая работа | Урок – контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Индивидуальная | Уметь вычислять механическую работу и мощность, кинетическую и потенциальную энергию | |||||
65. | Обобщающее занятие | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальная | Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии. | |||||
66-70. | Резерв времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к учебнику "Enjoy English" 3 класс
В помощь учителям,работающим по данному курсу.Позволяет экономить время на составление данного документа.Возможна корректиция материала....
Календарно-тематическое планирование к учебнику английский язык 6 класс новый курс английского для российских школ
Дата Номер урока Тема урока Домашнее задание 1 Тема 1. Знакомьтесь:Джон Баркер. Повторение лексического материала 5 класса С.5 Упр.5,6 2 Формирование грамматических навыков С.6 Упр.8,10,11 3...
Календарно - тематическое планирование по учебнику "Английский язык" 5 класс Ю.А. Комаровой, И. В. Ларионовой
Календарно-тематическое планирование разработано для обучающихся 5 классов, расчитано на три часа в неделю (102 урока). Планирование и рабочая программа составлены по учебнику "Английский ...
Календарно тематическое планирование к учебнику «Rainbow English» 5 класс О.В. Афанасьева, И. В. Михеева и д.р.
Календарно тематическое планирование к «Rainbow English» 5 класс О.В. Афанасьева, И. В. Михеева и д.р....
календарно-тематическое планирование к учебнику французского языка 8 класса "Синяя птица"
календарно-тематическое планирование к учебнику французского языка "Синяя птица" 8 класс...
Календарно тематическое планирование к учебнику Enjoy English. 3 класс. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. 2013г.
Календарно тематическое планирование к учебнику Enjoy English. 3 класс. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. 2013г....
Календарно - тематическое планирование по учебнику Мордковича в 5 классе
С планируемыми результатами....