Программа элективного курса "Дополнительные главы русского языка" 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Программа данного курса учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klass_dopolnitelnyae_glavy_russkogo_yazyka.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Дополнительные главы русского языка»
Класс 9
Срок освоения 1 год
Рязанцева И.В.
учитель высшей
квалификационной
категории
п.Тулинский 2024 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы русского языка» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения.
Актуальность данного курса. Данный курс учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ОГЭ, узнать, какие трудности подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Элективный курс разработан на основе Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлен на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2024 года по русскому языку, Методических рекомендаций на 2024-2025 учебный год, Демонстрационного варианта КИМ ОГЭ по русскому языку 2025 года, Кодификатора элементов содержания и Спецификации КИМ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Элективный курс «Дополнительные главы русского языка» направлен на достижение следующей цели: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
- Обеспечить нормативно-правовую подготовку обучающихся по процедуре проведения государственной итоговой аттестации.
- Сформировать теоретические и практические знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для сдачи ОГЭ.
- Предоставить возможность обучающимся использовать для подготовки к экзаменам Интернет-ресурсы и материалы образовательных сайтов.
- Организовать диагностические процедуры и мониторинговые исследования с целью определения степени готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации.
- Определить степень тревожности обучающихся и провести занятия по снятию психологической напряженности, формированию навыков саморегуляции и самоконтроля учащихся и их родителей (законных представителей).
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
- работать с тестовыми заданиями;
- определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
- уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Место элективного курса в обучении
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа; 2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка; 3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях; 4) способность к продуцированию текстов разных жанров; 5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
говорение и письмо:
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении. |
Предметные | 1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества; 2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны); 3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма; 4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил; 5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств; 6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста); 7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста. |
Содержание элективного курса
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
1. Подготовка к написанию изложения (6 ч).
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
2. Подготовка к выполнению тестового задания ОГЭ. (17 ч).
Синтаксический анализ предложения. Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП. Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы союзные слова). Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи. Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Анализ содержания текста. Соответствие высказывания содержанию текста.
Анализ средств выразительности. Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.
3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
4. Контроль знаний (4 ч).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка учащихся | Из них: | ||
Теоретическое обучение | Практикумы | Уроки контроля | |||
1 | Подготовка к написанию изложения | 6 | 2 | 2 | 2 |
2 | Подготовка к выполнению тестовой части ОГЭ | 17 | - | 15 | 2 |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 7 | 2 | 3 | 2 |
4 | Контроль знаний | 4 | - | - | 4 |
Всего: | 34 | 4 | 20 | 10 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Дополнительные главы русского языка»
на 2022-2023 учебный год
№п/п | Дата | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт. | |||
Подготовка к написанию изложения (6 ч). | ||||
1-2 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 2 | ||
3 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Практика. | 1 | ||
4 | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. Практика. | 1 | ||
5 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Сжатое изложение. | 1 | ||
6 | Сжатое изложение. | 1 | ||
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч). | ||||
7 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 | ||
8 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 | ||
9 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 | ||
10 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 13.1) | 1 | ||
11 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.2) | 1 | ||
12 | Композиция сочинения-рассуждения по заданию 13.3. | 1 | ||
13 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 | ||
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч). | ||||
14-15 |
Синтаксический анализ предложений (характеристика предложений) | 2 | ||
16-17 | Пунктуационный анализ предложений (установление соответствий) Пунктуационный анализ (предложение) | 2 | ||
18-19 | Орфографический анализ слов Орфографический анализ слов (орфограммы в тексте) | 2 | ||
20-21 | Грамматические (морфологические) нормы | 2 | ||
22 |
Грамматическая синонимия словосочетаний | 1 | ||
23 | Анализ содержания текста | 1 | ||
24-25 | Анализ средств выразительности | 2 | ||
26 | Лексический анализ | 2 | ||
27-29 | Практика. Решаем ОГЭ. Тестовая часть. | 3 | ||
Контроль знаний (4 ч). | ||||
30-33 | Диагностическая работа в форме ОГЭ | 3 | ||
34 | Анализ ошибок. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Сборник №1. И. П. Цыбулько «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов»
- Сборник №2. С. В. Драбкина, Д. И. Субботин «ОГЭ. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации»
- Сборник №3. Г. Т. Егораева «ОГЭ. Русский язык. Экзаменационные сочинения ОГЭ на «отлично»»
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»
Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогае...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...