Эссе по физике
статья по физике на тему

Марченко Валентина Алексеевна

Эссе  по теме "Моё видение преподавания физики в свете ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЭССЕ

«Моё видение преподавания физики

в соответствии с ФГОС»

        В школе я работаю уже 30 лет и так случилось, что физику  преподаю только 6 лет.  В современных условиях  на смену традиционной системе преподавания пришли новые формы обучения, направленные на развитие творческих способностей ученика, умению «добывать» знания самостоятельно, применять их на практике. Дети по своей природе любопытны, и в век компьютеризации их очень трудно чем-то удивить и увлечь. Я заметила такую особенность у моих воспитанников: им всё хочется делать своими руками. У меня есть диски с виртуальными лабораторными работами, возможность выхода в сеть ИНТЕРНЕТ, но  ученики смотрят на всё это, как на игрушку, а вот если они выполняют работу самостоятельно, собирают электрические цепи, находят массу и объём тел, взвешивают,… в общем, творят, то для них это всё как открытие, как чудо. А радость творчества при проведении самостоятельно «научных» исследований, может явиться для ученика,  ни с чем не сравнимым стимулом к дальнейшей деятельности, пробудить в нем личность пытливую, любознательную, охваченную жаждой познания, умеющую при этом самостоятельно ставить и разрешать новые сложные задачи, личность, проявляющую инициативу в ситуациях затруднения. Поэтому всё актуальней в современном образовательном процессе является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.                        В условиях сельской малокомплектной школы иметь хороший кабинет физики, обеспеченный на 100% приборами и материалами -  это большая роскошь, вот и приходится использовать в своей работе опыты, которые легко можно проделать без сложных лабораторных приборов. В ход идёт то, что находится под руками: стаканы, банки, расчёски, карандаши, монетки, фольга, воздушные шарики, гвозди, нитки и т.д. Ребят удивляет простота этих опытов и возможность выполнять их дома, самостоятельно. С этого учебного года уроки физики в 7 классе я веду  по учебнику Л.Э. Генденштейна и А.Б. Кайдалова Физика. Учебник и Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат Физика. Задачник. В этом учебнике есть раздел «Домашняя лаборатория», ученики выполняют дома опыты, объясняют их и у нас получаются мини-проекты. А самое главное, что удивляет детей – это простота и доступность этих опытов. Вместе с детьми мы выясняем, что явления, на которые они опираются, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но ведь всё сложное начинается с простого – и в природе, и в технике. Дети выясняют, что даже самая сложная машина состоит из простых деталей. Выполняя опыты, дети узнают что-то новое о явлениях природы, задумываются над тем, что происходит, интересуются причиной физических явлений, объясняют их привлекая полученные знания не только на уроках физики, но и химии, биологии, математики.                                                              

         В своей работе я практикую проведение недели физики, в ходе которой использую не только конкурсы, викторины, путешествия, но и традиционно «работает» лаборатория «Опыты без приборов». На такое мероприятие приходят на только ученики 7-9 классов, но и ребята из начальной школы и как приятно видеть их широко открытые от любопытства глаза, интерес и     . Я думаю, что всё это способствует развитию интереса к предмету, несёт в себе интригу и подталкивает детей к попыткам самостоятельно проделать опыты.                                                      

 Каждый  ученик – уникален, у него свой мир, свои интересы и  задача учителя – раскрыть каждого ученика, показать его сильные стороны, создать на уроке ситуацию успеха.

У меня в 7 классе (да и в 8 и 9) есть такие учащиеся, которым трудно усвоить формулы, выражающие тот или иной закон физики, решать задачи. А вот проделать не сложные опыты в домашних условиях, рассказать о наблюдениях – это им по силам. А если следовать теории личностно-ориентированной педагогики, каждый ученик на уроке должен пережить ситуацию успеха, поверить в собственные силы, услышать в свой адрес похвалу и поддержку. Я считаю, что каждый ученик может сам для себя, с помощью учителя, выбрать свой путь в изучении физики, пусть он не будет таким глубоким и всеобъемлющим, но на уровне представлений о физических явлениях, законах он сформирует своё мировоззрение и представления о научной картине мира. Это придаст ему уверенность в своих силах, поможет и во взрослой жизни не потеряться, проявить свои способности.

Новое время диктует новые условия: учитель должен быть всесторонне развитой, образованной личностью. В нашу жизнь всё активнее входят информационные технологии, но они не заменят живое общение, не смогут выразить своё отношение к изученному материалу, к личности. Только учитель способен уважать ученика, видеть в нём личность, способную к преображению мира.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Учителя физики Жугиной Ольги Сергеевны – участницы конкурса «Учитель года 2011»

ЭССЕ Учителя физики Жугиной Ольги Сергеевны – участницы конкурса «Учитель года 2011» города Черкесска.     Часть своей души отдаю им… Учитель – свеча, которая светит другим, сго...

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).

В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики....

Эссе «Я обучаю физике»

Эссе «Я обучаю физике»...

Эссе: «Развитие самостоятельности на уроках физики».

Эссе: «Развитие самостоятельности на уроках физики»....

Эссе "Я-учитель физики!"

Представленное эссе может послужить образцом при участии в конкурсе "Учитель года"....

Эссе "Я- учитель", автор: Молдурушку Айслу Александровна, учитель физики

Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)...

Эссе учителя физики

Я – учитель! Почему я стала учителем? Многие бы ответили на этот вопрос просто – из-за любви к детям. Но это простая аксиома, как обязательное дополнение к профессии. Мой субъективный крит...