Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).
статья на тему
В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики. | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Лопушнян Герда Анатольевна,
к.п.н., учитель физики
МОУ гимназия №7 г. Балтийска Калининградской области
Эссе
В рамках кейс-метода особое значение приобретает учебное задание, не имеющее однозначного решения. Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Очевидно, что кейс-метод, в любой его форме (обучающий, практический, исследовательский) может иметь применение в школе на разных этапах обучения детей. В данной работе попытаемся определить возможность применение кейс-метода в средней школе на уроках физики.
Обратимся к общепринятому определению: «кейс-метод - метод активного проблемного, эвристического обучения», суть которого заключается в том, что решаемая практическая задача (проблема) «не имеет однозначного решения». Но, решение задачи по физике (и другим точным наукам) должно иметь четкий алгоритм и однозначный ответ, таким образом можно утверждать, что данный метод не совсем пригоден для его широкого применения на уроках физики (предметах точного цикла).
Однако ценность кейс-метода на уроках физики представляется в том, что данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения. Несомненным достоинством данного метода является то, что он способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания.
Тем самым кейс – метод позволяет в процессе обучения активизировать каждого школьника и вовлечь его в процесс анализа и принятия решений.
В силу сказанного выше особое значение приобретает правильная постановка учебной задачи, и для ее решения подготовка кейса с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).
При определении учебной задачи учитель должен акцентировать свое внимание на том, что предлагаемая им задача должна вызвать интерес у учащихся и привлечь их к активному ее разрешению (т.е. должна быть им интересна и посильна). Работа учащихся должна быть самостоятельной. Продуктивная самостоятельная работы детей возможна только в том случае, если она интересна, посильна и есть заинтересованность в конечном результате.
Выделим основные существенные черты учебной ситуации, которую можно разрешить на уроке физики посредством кейс-метода:
- учебная ситуация специально готовится (создается, редактируется, конструируется) с учетом целей обучения науки «физика»;
- предлагаемая учебная задача и представленный к ней кейс должны способствовать развитию умений ребенка анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции, связанные с поставленной проблемой;
- используемая учебная ситуация должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения на получение возможных способов ее разрешения;
- предлагаемый кейс к данной учебной задаче должен соответствовать учебному курсу (программе) по физике;
- предлагаемый кейс направлен на формирование определенных личностных качеств и возможно профессиональных навыков в контексте конкретного научного мировоззрения.
Какая ситуация может быть разрешена на уроке физики посредством кейс – метода?
На наш взгляд, это ситуация, связанная с изучением физики и удовлетворяющая следующим условиям:
- изучение последних научных открытий и возможные направления их применения;
- современная актуальная проблема (разрешение которой в основном связано со знанием физических законов) способная дать продолжение ситуации в будущем;
- более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса;
- обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”
методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....
Методическая разработка урока в 10классе с применением кейс-метода "Learning from the past"
Урок можно проводить с любым УМК....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики.
В презентации представлен материал о применении кейс-метода на уроках физики....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).
Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....
Применение кейс-метода на уроках физики
Среди рахзнообразного количества форм и методов работы, свое место занимает кейс-метод. Его описание и возможности применения Вы можете найти в этом материале....
Применение «Кейс-метода» на уроках физики
Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования ...
Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»
Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...