физика 7 - 9 классы
рабочая программа по физике на тему
Рабочие программы для 7 - 9 классов, базовый уровень, при 2 часах в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl.docx | 58.21 КБ |
rp_-8_klass.doc | 207 КБ |
rp_-7_klass.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Любачанская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена Введена в действие
на заседании педсовета Приказ № ____ от _____________
Протокол № ___ от ________2013 г. директор школы ___________
Председатель _________________ Т.Н. Алфимова
М.Н. Крюкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу физики
9 класс (базовый уровень)
На основе авторской программы
А.В. Перышкина, Е.М. Гутника
Составитель: Подколзина Светлана Викторовна,
учитель физики, I квалификационная категория
2013 год
Содержание
- Пояснительная записка_______________________________________3
Требования к уровню подготовки_______________________________5
- Основное содержание с распределением учебных часов по разделам
курса ____________________________________________________7
Формы контроля ___________________________________________10
- Учебно-тематический план ___________________________________11
- Календарно-тематическое планирование________________________12
- Учебно-методический комплекс _________________________________ 19
2. Пояснительная записка
Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания физического образования и с учетом содержания учебника А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «Физика 9 класс» (с сеткой 2 часа в неделю, всего 68 часов )
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в данной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :
- формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие мышления и творческих способностей обучающихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- развитие научного мировоззрения обучающихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
- развитие познавательных интересов обучающихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;
- знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
При составлении программы были использованы:
- планирование Е.М. Гутник и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
- региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;
- авторская программа Физика 7 - 9 классы, Пёрышкина А.В., Гутника Е.М.
Планирование авторов учебника хотя и составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 ч в год) что соответствует региональному базисному учебному плану, но некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов учебника. Именно это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов.
Используемая литература
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.
3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г.
4.Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать / понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение
- Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.
- Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний
- Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
- Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
- Решать задачи на применение изученных физических законов
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
3. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам
курса физики 9 класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)
Материальная точка. Система отсчета и относительность движения. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость равномерного и равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
- Основы кинематики (9 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Равномерное прямолинейное движение
- Равноускоренное движение
Лабораторные работы.
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
- Основы динамики (12 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Относительность движения
- Явление инерции
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона
- Свободное падение тел в трубке Ньютона
- Направление скорости при равномерном движении по окружности
Лабораторные работы.
2.Исследование свободного падения тел
3.Законы сохранения в механике (4 часа)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Закон сохранения импульса
- Реактивное движение
Механические колебания и волны. Звук (9 часов)
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Период, частота, амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический маятник. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Тоны и обертоны звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука.
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Механические колебания
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
- Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
- Превращение энергии при механических колебаниях
- Механические волны
- Звуковые колебания
- Условия распространения звука
Лабораторная работа.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны
(18 часов)
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Интерференция света. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Электромагнитная индукция
- Правило Ленца
- Самоиндукция
- Электромагнитные колебания
- Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
- Устройство генератора переменного тока
- Устройство трансформатора
- Передача электрической энергии
- Свойства электромагнитных волн
- Принципы радиосвязи
- Дисперсия белого света
Лабораторная работа
4. Изучение явления электромагнитной индукции
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления
( 16 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Альфа- , бета- и гамма - излучения. Период полураспада. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Источники энергии солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных станций.
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Модель опыта Резерфорда
- Наблюдение линейчатых спектров излучения
- Наблюдение треков в камере Вильсона
- Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
5. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
6. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
- Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»
- Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
- Контрольная работа №3 по теме « Колебания и волны. Звук»
- Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
- Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).
- Учебно – тематический план по разделам курса физики 9 класса
№ | Наименование раздела /темы | количество часов | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 25 | 2 | 2 | |
2. | Механические колебания и волны. Звук | 9 | 1 | 1 | |
3. | Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны | 18 | 1 | 1 | |
4. | Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления | 16 | 2 | 1 | |
Итого: | 68 | 6 | 5 |
- Календарно - тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классе
по учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2013 - 2014 учебный год
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | тема урока | Дата по плану | Дата фактич. | Примечания |
Законы взаимодействия тел (25 часов) Основы кинематики ( 9 часов) | ||||
1.1 | Материальная точка. Система отсчета. | Объяснение вести с опорой на имеющиеся у уч-ся знания по теме | ||
2.2 | Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. | групповая работа при решении задач | ||
3.3 | Решение задач «Прямолинейное равномерное движение» | решение расчетных и граф. задач. В конце урока можно провести небольшую проверочную работу | ||
4.4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и проекции скорости. | рассмотреть графические задания из КИМов | ||
5.5 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | Целесообразно рассмотреть задания из КИМ по теме урока | ||
6.6 | Решение задач «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении» | возможно организовать работу уч-ся в группах | ||
7.7 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | групповая работа . можно выбрать любой из вариантов ЛР, приведенных в учебнике | ||
8.8 | Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение» | на уроке осуществляется подготовка к контрольной работе | ||
9.9 | Контрольная работа №1 «Равномерное и равноускоренное движение» | включить расчетные и графические задачи по теме, можно использовать задания с выбором ответов | ||
Основы динамики (12 часов) | ||||
10.1 | Относительность движения. | Вначале - анализ контрольной работы, затем изучение нового материала | ||
11.2 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Учащиеся должны осознать, что все ИСО равнозначны | ||
12.3 | Второй закон Ньютона | Включить решение задач на применение закона | ||
13.4 | Третий закон Ньютона | Включить задачи , требующие применения третьего закона Ньютона | ||
14.5 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | В начале урока можно провести физ. диктант по материалу уроков 10.10 – 13.13, затем начать изучение нового материала | ||
15.6 | Решение задач «Законы Ньютона. Свободное падение» | Обратить внимание на аналогию между формулами для равноускоренного движения по горизонтали и формулами, изучаемыми на уроке | ||
16.7 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел» | В ходе работы уч-ся должны получить значение ускорения свободного падения | ||
17.8 | Закон всемирного тяготения. | Обратить внимание на задачи, решающиеся на основе анализа зависимости между величинами формулы | ||
18.9 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | Можно вывести формулу, устанавливающую зависимость ускорения от параметров планеты (если позволяет уровень подготовки уч-ся) | ||
19.10 | Равномерное движение тела по окружности. Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности. | Часть материала параграфа не изучается при 2 часах в неделю | ||
20.11 | Искусственные спутники Земли. | целесообразно рассмотреть задачи на расчет величины первой космической скорости | ||
21.12 | Решение задач «Равномерное движение тела по окружности» | в конце урока рекомендуется провести самостоятельную работу по материалу уроков | ||
Законы сохранения ( 4 часа) | ||||
22.1 | Импульс тела. Закон сохранения импульса.
| рассмотреть задачи КИМов по теме | ||
23.2 | Решение задач «Импульс тела. Закон сохранения импульса» | целесообразно дать план решения задач на ЗСИ и отработать его применение | ||
24.3 | Реактивное движение | сообщения обучающихся, подготовленные ими презентации | ||
25.4 | Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» | в работу целесообразно включить как расчетные, так и качественные задачи | ||
Механические колебания и волны. Звук (9 часов) | ||||
26.1 | Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник. | целесообразно проанализировать основные ошибки , допущенные в контрольной работе | ||
27.2 | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания | в ходе эвристической беседы создаются «проблемные ситуации», которые помогают осознать необходимость использования изучаемых величин для характеристики и сравнения колебаний | ||
28.3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | проводится по описанию в учебнике | ||
29.4 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | |||
30.5 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | |||
31.6 | Длина волны. Скорость распространения волн. | обширный материал хорошо укладывается в рамки лекции с составлением ОК | ||
32.7 | Звук. Условия его распространения. (п.34 - 37) | |||
33.8 | Звуковые волны и их свойства. (п.38 - 41) Решение задач «Колебания и волны. Звук» | в ходе решения задач идет систематизация и обобщение знаний, подготовка к контрольной работе | ||
34.9 | Контрольная работа №3 «Колебания и волны. Звук» | можно включать тестовые задания | ||
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (18 часов) | ||||
35.1 | Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля (п.42 - 44) | рассмотреть задания, из КИМов | ||
36.2 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. (п. 45) | целесообразно акцентировать внимание на типах заданий, встречающихся в КИМах | ||
37.3 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | рекомендуется записать план решения задач на применение правила Ленца | ||
38.4 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | для сильных учащихся можно подготовить дополнительно инд. задания | ||
39.5 | Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца | важно помнить,, что уч-ся только начинают знакомство с явлением, к изучению которого возвращаемся в 11 классе | ||
40.6 | Явление самоиндукции | подробно материал изучается в 11 классе, а здесь даем понятие о колебаниях и системе, в которой они осуществляются | ||
41.7 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор | |||
42.8 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | акцент – на назначение и применение устройств | ||
43.9 | Конденсатор. | можно коснуться проблем, связанных с потерями энергии при ее передаче потребителям | ||
44.10 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | изложение нового материала сопровождается демонстрацией свойств ЭМВ | ||
45.11 | Принципы радиосвязи и телевидения | постараться в доступной форме изложить материал,, т.к он сложен даже для 11-классников | ||
46.12 | Свет – электромагнитная волна. Интерференция света (п. 57 - 58) | проследить развитие взглядов на природу света | ||
47.13 | Дисперсия света (п.60) | дисперсия как разложение белого света в спектр и как зависимость показателя преломления от цвета луча | ||
48.14 | Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров | учащиеся готовят сообщения и презентации | ||
49.15 | Спектральный анализ. | |||
50.16 | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | |||
51.17 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | в ходе урока осуществляется подготовка к контрольной работе | ||
52.18 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | контрольную можно составить из тестовых заданий | ||
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления.(16 часов) | ||||
53.1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда (п. 65 - 66) | анализ контрольной работы, затем изложение нового материала | ||
54.2 | Поглощение и испускание света атомами. Линейчатые спектры. (п. 64) | составление ОК.: учащиеся должны знать, что спектры различных элементов различаются | ||
55.3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Работа с опорой на таблицу Менделеева | ||
56.4 | Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц | понимать принцип действия изучаемых устройств | ||
57.5 | Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. (п. 69, 70, 72) | |||
58.6 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число (п. 71) | уч-ся должны усвоить правила смещения и закон сохранения зарядового и массового чисел | ||
59.7 | Энергия связи. Дефект масс. (п. 73) | учащиеся должны уметь пользоваться необходимым справочным материалом для расчета дефекта масс | ||
60.8 | Решение задач «Энергия связи атомных ядер. Дефект масс» | целесообразно часть урока отвести под самостоятельную работу | ||
61.9 | Лабораторная работа №5 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | проводится с опорой на пояснения, представленные в учебнике | ||
62.10 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №6 «Изучение деление ядра атома урана по фотографии трека» | возможны различные пути протекания ядерных реакции | ||
63.11 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | |||
64.12 | Синтез ядер. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. (п. 79) | Можно предложить уч-ся подготовить сообщения и презентации по изученному материалу | ||
65.13 | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада (п. 78) | отобрать наиболее значимые и интересные сообщения | ||
66.14 | Экологические проблемы работы атомных электростанций | отобрать наиболее значимые и интересные сообщения | ||
67.15 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления» | Подготовка к контрольной работе в ходе урока | ||
68.16 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» | часть заданий можно взять из КИМов |
- Учебно-методический комплекс
Базовый учебник - Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г.
Для учителя
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2009.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 2006 г.
- Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
- Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
- Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
Для обучающихся
1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2009.
3. . Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 2006 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Любачанская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено Введено в действие
на заседании педсовета Приказ № ___ от _____________
Протокол № ___ от __________ директор школы ______________
Председатель _______________ Т.Н. Алфимова
М.Н. Крюкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу физики
8 класс (базовый уровень)
На основе авторской программы
А.В. Перышкина, Е.М. Гутника
Составитель: Подколзина Светлана Викторовна,
учитель физики, I квалификационная категория
2013 год
Содержание
- Пояснительная записка_______________________________________3
Требования к уровню подготовки_______________________________5
- Основное содержание с распределением учебных часов по разделам
курса______________________________________________________7
Формы контроля ___________________________________________10
- Учебно-тематический план ___________________________________11
- Календарно-тематическое планирование________________________12
- Учебно-методический комплекс _________________________________ 17
- Пояснительная записка
В условиях перехода к профильной дифференциации средняя ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений всеми учащимися, независимо от их будущей профессии. Данная рабочая программа для 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 8 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 8 часов на контрольные работы. Остальные 52 часа – на теоретический материал и решение задач. Также в этом курсе проводятся проверочных работы (самостоятельные работы) и тесты для текущего контроля знаний обучающихся.
Данный курс физики должен обеспечить общекультурный уровень подготовки обучающихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:
- создать условия для ознакомления обучающихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
- создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления обучающихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения входят:
- создание условий для ознакомления обучающихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;
- создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
- создание условий для развития мышления обучающихся, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на известные законы;
- создание условий для развития у обучающихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;
- создание условий для формирования и развития таких свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;
- создание условий для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.
Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца. Затем изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При изучении темы «Световые явления» обучающиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины – фокусное расстояние линзы. При изучении каждой темы обучающиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией знаний обучающихся.
При разработке программы были использованы следующие правовые документы:
- государственный стандарт и примерная программа для общеобразовательных учреждений, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации,
- авторская программа «Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.
- учебник «Физика 8» Перышкин А.В.
- «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
- «Сборник задач по физике» Рымкевич
- «Тесты. Физика 7-9» Кабардин О.Ф., Орлов В.А.
- «Сборник задач по физике» Л.И. Кирик
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
- Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
- Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
- Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
- Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
3. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса
Тепловые явления (25 часов )
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации:
Явление испарения.
Кипение воды.
Явление плавления.
Устройство психрометра.
Электрические и магнитные явления (30 час)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел
Два рода электрического заряда.
Устройство и действие электроскопа
Проводники и изоляторы
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда
Конденсаторы
Источники тока
Составление электрической цепи
Амперметр
Вольтметр
Реостат и магазин сопротивлений
Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».
Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».
Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»
Световые явления (11 часов)
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Демонстрации:
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Линзы
Преломление света.
Модель глаза.
Принцип действия фотоаппарата.
Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы».
Повторение изученного материала (2 часа)
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 8:
Контрольная работа №1 по теме «Виды теплопередачи. Количество теплоты»
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Влажность »
Контрольная работа №3 по теме «Тепловые двигатели КПД »
Контрольная работа №4 по теме «»Электростатика. Закон Ома для участка
цепи»
Контрольная работа №5 по теме « Соединения проводников. Закон Джоуля -
Ленца»
Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №7 по теме « Световые явления»
Контрольная работа №8 « Итоговая контрольная работа»
Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и самостоятельных работ
по следующим темам:
- Тест « Тепловое движение. Внутренняя энергия»
- Тест « Виды теплопередачи»
- Тест « Плавление и кристаллизация»
- Тест « Испарение и кипение»
- Тест « Электризация. Строение атома»
- Тест « Сила тока, Напряжение. Закон Ома для участка цепи»
- Тест « Соединения проводников»
- Самостоятельная работа « Работа и мощность тока»
- Тест « Отражение и преломление света»
- Самостоятельная работа « Изображения, даваемые линзой»
4. Учебно – тематический план по разделам курса физики 8 класса
№ | Наименование раздела /темы | количество часов | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1. | Тепловые явления | 13 | 2 | 1 | |
2. | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 2 | ||
3. | Электрические явления | 22 | 5 | 1 | |
4. | Электромагнитные явления | 9 | 2 | 2 | |
5. | Световые явления | 11 | 1 | 1 | |
6. | Повторение | 2 | 1 | ||
Итого: | 68 | 10 | 8 |
- Календарно - тематическое планирование учебного материала
по физике в 8 классе
по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2013 – 2014 учебный год
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ урока п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактичес. | Примечания |
1. | 1.Тепловые явления (13 часов) Повторение материала, изученного в 7 классе: «Строение вещества. Атомы и молекулы. Строение газов, жидкостей и твердых тел» | знать особенности строения тел | ||
2. | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и способы ее измерения. Связь температуры со средней скоростью движения частиц вещества | §1, вопросы | ||
3. | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела | §2.3, записи в тетради | ||
4. | Теплопроводность. Конвекция. Излучение | §4-6 | ||
5. | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | §4-6,особенности видов знать | ||
6. | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. | §7-9. вопросы к ним, формулы | ||
7. | Решение задач «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении» | §1025,1026_Л | ||
8. | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | повторить формулы | ||
9. | Решение задач «Удельная теплоёмкость. Количество теплоты» | усл. в тетради | ||
10. | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | Повт. П. 1 – 9 | ||
11. | Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | §10.11,упр.5 №3.Упр.6 | ||
12. | Решение задач «Количество теплоты» | подгот.к к/р | ||
13. | Контрольная работа №1 по теме «Виды теплопередачи. Количество теплоты» | |||
14. | 2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч.) Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | §12-15,вопросы упр7,8 (№3) | ||
15. | Решение задач "Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация" | §12-15 повт | ||
16. | Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкостей и выделение ее при конденсации пара | §16,17 вопросы | ||
17. | Кипение. Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации. | §18,20,упр.10,№4 | ||
18. | Влажность воздуха. Насыщенный пар. Способы определения влажности воздуха. Лабораторный опыт «Измерение влажности воздуха» | §16,19 вопросы, ОК в тетради | ||
19. | Решение задач Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Влажность» | |||
20. | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | §21,22, сообщения | ||
21. | Паровая турбина. Реактивный двигатель. Направления и достижения НТП в совершенствовании и создании новых видов тепловых двигателей. | §23,презентации | ||
22. | КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД. Преобразование энергии в тепловых машинах. | §24,вопр,задание 5 | ||
23. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Тепловые явления» | подг. к к/р | ||
24. | Контрольная работа 3 по теме «Тепловые двигатели КПД » | |||
25. |
Электризация тел. Электрический заряд. Два рода зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. | §25,26,вопросы | ||
26. | Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды Классификация веществ по проводимости. | §27,28. вопросы | ||
27. | Делимость электрического заряда. Электрон. | §29,вопросы | ||
28. | Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электрических явлений. | §30,31,вопросы упр.11,12 | ||
29. | Конденсатор. Энергия конденсатора. Применение конденсаторов. Решение качественных задач по теме «Электризация тел» | записи в тетради | ||
30. | Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. | §32,35.вопросы | ||
31. | Электрическая цепь и ее составные части. Направление тока. | §33,36,обозначен. знать | ||
32. | Сила тока. Амперметр | §37,38,упр.14,15 | ||
33. | Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках» | |||
34. | Напряжение. Вольтметр. | §39-41,упр.16 | ||
35. | Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках цепи» | |||
36. | Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. | §42-44,упр19(4,6) | ||
37. | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Магазин сопротивлений | §45-47,упр.20(2,4) | ||
38. | Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом. Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | повт. § 45-47 | ||
39. | Решение задач «Закон Ома» | упр.20(3) | ||
40. | Контрольная работа 4 по теме «Электростатика. Закон Ома для участка цепи» | |||
41. | Последовательное и параллельное соединения проводников. | §48,49, упр.23(5) упр.22(3) | ||
42. | Решение задач «Последовательное и параллельное соединения проводников» | усл. в тетради | ||
43. | Работа и мощность электрического тока. | §50-52,упр26(2) | ||
44. | Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | |||
45. | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца | §53,упр.27 | ||
46. | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | §54.55.вопросы | ||
47. | 4. Электромагнитные явления (9 ч.) Носители электрического тока в полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы | записи в тетради выучить | ||
48. | Решение задач «Соединения проводников. Закон Джоуля-Ленца» | Повторить .формулы | ||
49. | Контрольная работа №5 по теме «Соединения проводников. Закон Джоуля - Ленца» | |||
50. | Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | §56.57,вопросы | ||
51. | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | §58.вопросы упр.28 | ||
52. | Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | §59,60.вопросы | ||
53. | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Электромагнитное реле. | §61вопросы | ||
54. | Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | повторить материал §56-61 | ||
55. | Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления» Кратковременная контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления | |||
56. | 5. Световые явления (11 ч.) Свет. Прямолинейное распространение света. Тень и полутень. | §62,вопросы | ||
57. | Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало | §6364,вопросы Упр.30 | ||
58. | Преломление света. | §65,упр.32(3-5) | ||
59. | Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. | §66,упр.33 | ||
60. | Изображения, даваемые линзой. | §67,вопросы | ||
61. | Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы» | |||
62. | Формула тонкой линзы | ОК, формулы | ||
63. | Решение задач «Построение изображений, даваемых линзой» | усл.в тетради | ||
64. | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | сообщения | ||
65. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые явления» | подготовиться к контрольной | ||
66. | Контрольная работа №7 по теме «Световые явления» | |||
67. | Итоговое повторение | |||
68. | Итоговая контрольная работа №8 |
6. Учебно-методический комплекс
Базовый учебник - Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2010.
Литература для учителя:
- Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.
- Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г. - Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
- Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
- Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.
- Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2010.
- Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
- Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..
Литература для обучающихся:
- Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2010.
- Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2009.
- Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
Приложения
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения | Оценка |
Правильное решение задачи: | 5 |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | 3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
- Неумение выделить в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Любачанская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено Введено в действие
на заседании педсовета Приказ № __ от _____________
Протокол №__ от ___________ директор школы ___________
Председатель _________________ Т.Н. Алфимова
М.Н. Крюкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу физики
7 класс (базовый уровень)
На основе авторской программы
А.В. Перышкина, Е.М. Гутника
Составитель: Подколзина Светлана Викторовна,
учитель физики, I квалификационная категория
2013 год
Содержание
2. Пояснительная записка________________________________________3
Требования к уровню подготовки_______________________________5
3. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам
курса ______________________________________________________6
Формы контроля ____________________________________________8
- Учебно-тематический план ____________________________________9
- Календарно-тематическое планирование________________________10
- Учебно-методический комплекс __________________________________ 15
2. Пояснительная записка
До последнего времени первая ступень курса физики играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики. Теперь старшие классы будут работать в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение физики в различных школах будет происходить по разным программам. Это могут быть курсы повышенного уровня, профилированного характера, курсы для гуманитарных классов.
В этих условиях первая ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 10 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 6 часов на контрольные работы. Остальные 52 часа – на теоретический материал и решение задач. Также проводятся проверочные работы и тесты для текущего контроля знаний обучающихся.
Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки обучающихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:
- создание условий для ознакомления обучающихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
- создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления обучающихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физики входит создание условий для:
- ознакомления обучающихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;
- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
- развития мышления обучающихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;
- развития у обучающихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
- формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,
- развития способностей и интереса к физике, для развития мотивов учения.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нём дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие вокруг), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теория). Затем изучается тема «Первоначальные сведения о строении вещества». В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества в теме «Взаимодействие тел». В нем обучающиеся знакомятся с механическим движением и взаимодействием самых разных тел. Основное внимание уделяется поступательному движению и различным силам. Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» знакомит обучающихся с физической величиной, называемой давление, с давлением жидкости и газа, законом Паскаля, силой Архимеда, с плавлением тел. Затем в теме «Работа и мощность» обучающиеся изучают механическую работу, мощность, простые механизмы, КПД механизмов, потенциальную и кинетическую энергии. В конце курса несколько уроков посвящается обобщению и систематизации знаний обучающихся.
При разработке программы были использованы следующие правовые документы:
- государственный стандарт и примерная программа для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации,
- авторская программа «Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.
- учебник «Физика 7» Перышкин А.В., Гутник Е.М.
- «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
- «Сборник задач по физике» Кирик Л.И.
- «Тесты. Физика 7-9» Кабардин О.Ф., Орлов В.А.
Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки обучающихся в условиях научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки
В результате изучении курса физики 7 класса ученик должен:
Знать / понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
- Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД.
- Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию.
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.
- Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
- Приводить примеры практического использования знаний о механических явлениях
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса
Физика и физические методы изучения природы (4 ч.)
Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов. Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль матемафизики в формировании научной картины мира. Физика и техника.
Демонстрации:
Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений
Физические приборы
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости»
Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества (8 ч.)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов и объяснение их свойств на основе этих моделей.
Демонстрации:
Сжимаемость газов
Диффузия в газах и жидкостях
Модель броуновского движения
Сцепление свинцовых цилиндров
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»
Механические явления (56 ч.)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.
Момент силы. Условие равновесия рычага.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы, мощности, энергии.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение
Относительность движения
Явление инерции
Взаимодействие тел
Зависимость силы упругости от деформации пружины
Сила трения
Превращение механической энергии из одной формы в другую
Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс
Простые механизмы
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №4 «Определение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа №7 «Измерение архимедовой силы»
Лабораторная работа №8 «Изучение условия плавания тел»
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»
Рычаги в технике, природе и быту.
Лабораторная работа №10 «Вычисление КПД наклонной плоскости»
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 7 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем, в 2012 / 2013 учебном году» равно 6.
Список контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества»
Контрольная работа №2 по теме « Масса тела. Плотность вещества»
Контрольная работа №3 по теме «Взаимодействие тел. Силы»
Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Контрольная работа №5 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Контрольная работа №6 по теме «Работа. Мощность. Энергия»
Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.
4. Учебно – тематический план по разделам курса физики 7 класса
№ | Наименование раздела /темы | количество часов | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1. | Физика и физические методы изучения природы | 4 | 1 | ||
2. | Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества | 8 | 1 | 1 | |
3. | Механические явления
| 56 3 9 12 21 2 12 7 11 | 8 | 5 | |
Итого: | 68 | 10 | 6 |
5. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ | Тема урока | Дата | Примечания | |
По плану | Фактически | |||
1.1 |
Введение. Инструкция по ТБ. Физика – наука о природе. | § 1 – 2, вопросы, (Л) № 4,5. | ||
2.2 | Наблюдение и описание физических явлений. | § 3 | ||
3.3 | Физические величины и их измерение. Физические приборы. | § 4 – 6, вопросы, (Л) № 14 – 16. | ||
4.4 | Погрешности измерений. Международная система единиц. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости» | § 4 – 6, вопросы, (Л) № 37 – 39. | ||
5.1 | II. Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества. (8 ч.) Строение вещества. Молекулы. | § 7-8, вопросы, (Л) № 48 – 53. | ||
6.2 | Броуновское движение. Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» | § 1 (доп.чтение) | ||
7.3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | § 9, вопросы, (Л) № 63 – 65. | ||
8.4 | Взаимодействие частиц вещества | § 10, вопросы, упр. № 2(1,2). | ||
9.5 | Три состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | § 11,12 вопросы, (Л) № 84 – 86. | ||
10.6 | Решение качественных задач по теме «Три состояния вещества» | (Л) №92 – 94 | ||
11.7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества» | Повторить § 7 – 12. | ||
12.8 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества» | Повторить § 7 – 12. | ||
13.1 | III.Механические явления Механическое движение (3 часа) Механическое движение. Траектория. Путь. Относительность движения. Система отсчета. | § 13, вопросы, (Л) № 99 – 102. | ||
14.2 | Прямолинейное равномерное движение. Скорость. | § 14,15, вопросы. | ||
15.3 | Расчет пути и времени движения при равномерном прямолинейном движении | § 16, задачи (Л) № 117 – 119, 132, 133 | ||
16.1 | Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества (9 часов) Явление инерции | § 17, вопросы | ||
17.2 | Масса тела. Единицы массы. | § 18 - 20 (Л) № 198 – 202. | ||
18.3 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | повторить § 19, 20 | ||
19.4 | Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. | § 21,22 (Л) № 245, 252, 256. | ||
20.5 | Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела. | § 22 (Л) № 265, 266 | ||
21.6 | Лабораторная работа №4 «Определение объема тела» | (Л) № 258–261. | ||
22.7 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» | (Л) № 263,264 | ||
23.8 | Повторительно - обобщающий урок по теме « Масса тела. Плотность вещества» | Повторить § 13 – 22. | ||
24.9 | Контрольная работа №2 по теме « Масса тела. Плотность вещества» | Повторить § 13 – 22. | ||
25.1 | Взаимодействие тел. Виды сил (12 часов) Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | § 23,24,вопросы. | ||
26.2 | Сила упругости. Закон Гука. | § 25, (Л) № 324 - 326 | ||
27.3 | Связь между силой тяжести и массой тела. | § 27, (Л) № 327,330 | ||
28.4 | Методы измерения сил. Динамометры | § 28, упр. №10 (2,3). | ||
29.5 | Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | (Л) № 340 - 344 | ||
30.6 | Правило сложения сил. Равнодействующая сил. | § 29 ( Л) № 340 - 344 | ||
31.7 | Решение задач на расчет силы тяжести, силы упругости. | (Л) № 350, 355 | ||
32.8 | Вес тела. | § 26, вопросы | ||
33.9 | Решение задач по теме «Сила тяжести. Вес тела» | § 26 № 380, 387 | ||
34.10 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | § 30, 31,32 (Л) № 422 – 425 . | ||
35.11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел. Силы» | (Л) № 413 – 416. | ||
36.12 | Контрольная работа №3 по теме «Взаимодействие тел. Силы» | § 23 - 32 (формулы повт.) | ||
37.1 | Давление твердых тел, жидкостей и газов Давление твердых тел (2 часа) Давление. Единицы давления. Способы уменьшения, увеличения давления. | § 33, 34 (Л)№ 440 – 445. | ||
38.2 | Решение задач на расчет давления, силы давления и площади поверхности. | (Л) № 453 – 455. | ||
39.1 | Давление в жидкости и газе (12 часов) Давление жидкости и газа. | § 35,(Л) № 462 – 464,469. | ||
40.2 | Закон Паскаля. | § 36, (Л) № 490 – 492. | ||
41.3 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | § 37,38, (Л) № 518 – 520. | ||
42.4 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе» | (Л) № 524,526 | ||
43.5 | Сообщающиеся сосуды. | § 39, (Л) № 536 – 539 | ||
44.6 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | § 40 – 41, (Л) № 569 – 571. | ||
45.7 | Опыт Торричелли. | §42, Л) № 572 – 574 | ||
46.8 | Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах. | § 43, 44, (Л) № 598 – 601. | ||
47.9 | Манометры. Решение задач по теме «Атмосферное давление. Манометры» | § 45, вопросы | ||
48.10 | Гидравлические машины. | § 46, 47, (Л)№ 598 – 500, | ||
49.11 | Решение задач по теме « Гидравлические машины» | № 584 – 586. | ||
50.12 | Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | повторить формулы из § 35-47 | ||
51.1 | Сила Архимеда. Плавание тел (7 часов) Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. | § 48, 49 Л) № 605 – 607, 625. | ||
52.2 | Лабораторная работа №7 «Измерение архимедовой силы» | (Л) № 634 – 636. | ||
53.3. | Плавание тел. | § 50, вопросы | ||
54.4. | Лабораторная работа №8 «Изучение условия плавания тел» | (Л) № 638 – 639. | ||
55.5. | Плавание судов. Воздухоплавание. | § 51 – 52, (Л)№ 640 – 642. | ||
56.6. | Повторение и обобщение материала, решение задач по теме « Сила Архимеда. Плавание тел» | (Л) № 636 – 637 | ||
57.7. | Контрольная работа №5 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» | (Л) № 643 – 646. | ||
58.1. | Работа. Мощность. Энергия (11 часов) Механическая работа. | § 53, (Л) № 662, 670 | ||
59.2. | Мощность | § 54, (Л) № 710 – 712. | ||
60.3. | Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге. | § 55, 56, 57 (Л) № 734 – 737. | ||
61.4. | Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» Рычаги в технике, природе и быту. | (Л) ,№ 750, 752, 755. § 58 | ||
62.5. | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики» | § 59,60, (Л) № 783 – 784. | ||
63.6. | КПД механизмов. | § 61, (Л)№ 788 – 790. | ||
64.7. | Лабораторная работа №10 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | § 61 | ||
65.8. | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | § 62, 63, вопросы | ||
66.9. | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | § 64, (Л) № 822, 826. | ||
67.10. | Повторительно - обобщающий урок по теме «Работа. Мощность. Энергия» | повторить формулы | ||
68.11. | Контрольная работа №6 по теме «Работа. Мощность. Энергия» |
6. Учебно-методический комплекс
Базовый учебник - Перышкин А.В. Физика 7 . - М.: Дрофа, 2011.
Литература для учителя:
- Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.
- Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г. - Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
- Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
- Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.
- Перышкин А.В. Физика 7 - М.: Дрофа, 2005.
- Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
- Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
- Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..
Литература для обучающихся:
- Перышкин А.В. Физика 7 . - М.: Дрофа, 2010.
2. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2009.
- Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
урок-практикум...
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.
Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...
- Мне нравится (1)