Урок по физике "Топливо и его последствия"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме
Урок изучение нового материала по теме "Сгорания топлива". На данном занятии показана зависимость питания человека и энергозатрат человеческого организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 27.39 КБ |
презентация к уроку | 971.62 КБ |
приложение к уроку | 12.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике для 8 класса
Тема урока «Топливо и последствия его сгорания»
Учитель: Шелпакова Т.В.
Цели:
Образовательные: учащиеся должны познакомиться с процессом сгорания топлива, усвоить физическое понятие – удельная теплота сгорания топлива, вывести формулу для расчета энергии, выделяющейся при сгорании топлива Q=qm.
Развивающие: учащиеся должны научиться применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Воспитательные: учащиеся должны увидеть зависимость питания человека и энергозатрат человеческого организма, уметь работать в группе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
- Коллекция топлива
- Демонстрация горения свечи (свеча, пустой стакан).
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
- Организационный момент (цели урока, запись д/з.)
- Актуализация знаний
- Какие виды энергии вы знаете?
- Что называется внутренней энергией?
- Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
- О каком способе изменения внутренней энергии мы говорили на предыдущих уроках? (теплопередача)
- Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока необычная, она связана со многими аспектами нашей жизни.
Что такое топливо? Топливо - это горючие вещества, применяемые с целью получения энергии при их сгорании.
По агрегатному состоянию (А какие агрегатные состояния вы знаете?) топливо может быть и твердым, и жидким, и газообразным. По происхождению топливо делится на природное (древесина, солома, торф, бурый и каменный уголь, антрацит, горючие сланцы, нефть, природный газ) и искусственное (кокс, торфяные брикеты, моторные топлива и др.), (показать различные виды топлива из коллекции, проверить, что записали).
Состав топлива: углерод (50-97%), водород 10% и выше), сера (до 8%), кислород (42-43%), азот (1,5-2%), влага.
При сгорании топлива выделяется значительная энергия, которую используют в быту, промышленности, сельском хозяйстве, на электростанциях, в автомобильном транспорте.
В данном случае изменение внутренней энергии происходит не посредством теплообмена или совершением работы, а в результате термохимических явлений, происходящих с топливом.
Демонстрация
Горение свечи: Чтобы согреть других, свеча должна сгореть» (Майкл Фарадей).
Возьмите пустой стакан и накройте горящую свечу. Через некоторое время свеча погаснет. Какое условие горения нарушается?
При горении атомы углерода соединяются с двумя атомами кислорода, образуя углекислый газ, т.е. горение связано с разрушением одних молекул и образованием других.
Для разделения молекул на атомы нужно преодолеть силы притяжения, а, следовательно, совершить работу, затратить энергию.
При соединении атомов в молекулы энергия, наоборот, выделяется.
Опытным путем определено количество теплоты, выделяемое при полном сгорании топлива массой 1 кг.
Эта физическая величина называется удельной теплотой сгорания топлива и обозначается буквой - q. Измеряется удельная теплота сгорания топлива в Дж/кг.
Запишем в рабочих тетрадях:
q - удельная теплота сгорания топлива
Единица измерения - Дж/кг
Удельная теплота сгорания топлива - это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг.
В справочниках есть специальные таблицы значений удельной теплоты сгорания топлива. Пример такой таблицы есть у вас в учебнике, откройте страницу 26, и у меня на доске (показать на компьютере таблицу).
Вопросы к таблице:
Какое вещество имеет самую большую удельную теплоту сгорания?
Какое вещество имеет самую маленькую удельную теплоту сгорания?
Как понимать: удельная теплота сгорания, например, торфа 1,4·107 Дж/кг?
Это значит, что при полном сгорании 1 кг торфа выделяется 1,4·107 Дж энергии.
Давайте отрепетируем опрос. Говорите только название вещества, например, спирт; а ваш сосед должен сказать: удельная теплота сгорания спирта (проверяем, выучил ли он новую физическую величину) 2,7·107 Дж/кг (проверяем, выучил ли он новую размерность) - это значит, что при полном сгорании 1 кг спирта выделяется 2,7·107 Дж энергии (проверяем, понял ли он ее физический смысл). Попробуйте в парах, называйте друг другу только вещество и слушайте ответ товарища.
IV. Применение нового материала - решение задач.
Мы только что узнали из таблицы, сколько энергии выделяется при сгорании 1 кг топлива.
Общее количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива массой m кг, вычисляется по формуле (Какой?):
Q = qm - запишем в рабочих тетрадях.
Рассмотрим следующую ситуацию (решим задачи):
Задача 1: Какое количество теплоты выделится при полном сгорании пороха массой 25 г? (Лукашик № 1037а)
Дано: Решение:
m = 0,025 кг Q = qm
q = 0,38 ·107 Дж/кг Q = 0,38 ·107 Дж/кг · 0,025 кг= 95·103 Дж
Q - ?
Ответ: Q = 95кДж.
Сфера использования:
Обогрев помещений, приготовление пищи, работа ТД, выработка электроэнергии и т. д.
V. Мотивация.
Энергия, за счет которой поддерживаются обменные функции нашего организма, выделяется в ходе химических реакций окисления содержащихся в пище углеводов, жиров и белков.
В человеческом организме роль горючего, содержащего энергию в аккумулированной и готовой к употреблению форме, играет пища.
Разные виды пищи, как и разные виды топлива, содержат различный запас энергии. (Показать таблицу на компьютере "Удельная теплота сгорания пищевых продуктов".)
Что и сколько нужно съесть, чтобы компенсировать энергозатраты организма, или, наоборот, сколько нужно потратить энергии после вкусной и плотной трапезы, чтобы не "потолстеть" (не отложить жиры) - вы сегодня и узнаете.
Вопросы к таблице:
Какой продукт из представленных имеет самую большую удельную теплоту сгорания?
Какой продукт из представленных имеет самую маленькую удельную теплоту сгорания?
Как понимать: удельная теплота сгорания, например, шоколада 22218·103 Дж/кг?
Это значит, что при полном сгорании 1 кг шоколада выделяется 22218·103 Дж энергии.
Зная "энергоемкость" пищевых продуктов можно составить разнообразные способы питания для компенсации энергозатрат организма.
Задача 2: Восстановит ли спортсмен запас энергии после занятий плаванием в течение 15 мин, если съест 50 г белого хлеба и 100 г жареной колбасы?
Давайте посмотрим на следующую таблицу. В ней приведены ориентировочные значения энергозатрат человека массой 70 кг за 1 час при различных видах деятельности (показать на компьютере таблицу).
Вопросы к таблице:
Каковы энергозатраты при… . А три часа… . А полчаса (0,5 часа)… . Самые большие энергозатраты при… . Самые маленькие… .
Вернемся к задаче:
Дано: Решение:
m1 = 0,05 кг Q = qm
m2 = 0,1 кг Q1 = 9912·103 Дж/кг · 0,05 кг = 495,6·103 Дж
Qс = 220,5 кДж Q2 = 1113·103 Дж/кг · 0,1 кг = 111,3·103 Дж
q1 = 9912·103 Дж/кг Q = Q1 + Q2
q2 = 1113·103 Дж/кг Q = 495,6·103 Дж + 111,3·103 Дж = 606,9 ·103 Дж
Q = ? Q = 606,9 кДж
Ответ: восстановит.
VI. Заключение.
А теперь поговорим, к каким экологическим последствиям может привести использование топлива? Выпишите эти последствия по ходу рассказа в тетрадь под пунктами 1,2 и т. д.
Интенсивное использование природного и искусственного топлива ведет к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды.
Наибольший вред наносят тепловые электростанции (показать на компьютере из слайдов) и котельные, загрязняющие окружающую среду газообразными продуктами сгорания, аэрозолями, золой, шлаками, выделением тепла. В состав дымовой смеси обычно входят оксиды азота (NOx; ? 18 %), оксиды углерода (СОх; ? 12 %), диоксид серы (SО2; ? 0,2 %), вода (? 1 %), взвешенные частицы и десятки соединений с малой концентрацией. Газообразные NО2 и SО2, соединяясь с водяными парами атмосферы, образуют кислотные дожди. Избыток углекислого газа вызывает парниковый эффект. Большие сложности возникают с отходами топочной золы и шлаками, занимающими при хранении значительные территории, загрязняющие почву и воду.
Кроме газов, аэрозолей и золы, в окружающую среду выделяется огромное количество тепла, вызывая тепловое загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. В частности, из-за повышения температуры водоемов развиваются водоросли, снижающие содержание кислорода в воде. А это, в свою очередь, приводит к снижению окислительных процессов и способности водной среды к самоочищению. Многие водоемы (реки, водохранилища), на которых расположены тепловые электростанции, не замерзают из-за большого сброса тепла.
Возможные варианты выписанного:
1) Истощение природных ресурсов.
2) Загрязнение окружающей среды.
Продолжение (виды загрязнения окружающей среды):
Кислотные дожди
Парниковый эффект
Загрязнение почвы и воды
Выделение тепла
Тепловое загрязнение атмосферы
Тепловое загрязнение гидросферы
Тепловое загрязнение литосферы
водоемы не замерзают
снижению окислительных процессов и способности водной среды к самоочищению.
VII. Домашнее задание:
1) § 10, 11; упр.5 (2,3);
2) запишите виды деятельности, которые вы выполняете в течение дня; вычислите, сколько вам нужно на это энергии; составьте дневной рацион питания, чтобы энергии хватило на всю вашу деятельность; расчеты по питанию выполните как задачу (все подробно пояснить на примерах и раздать таблицы).
VIII. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке Вы познакомились с новой физической величиной (Какой?); узнали, какие бывают виды топлива, и что пища - это тоже своеобразное "топливо" для человека.
Если осталось время
1. Каков физический смысл поговорки?
Горели дрова жарко - было в бане парко,
Дров не стало – и все пропало.
Ответ: Пока горят дрова – выделяется энергия и температура повышается, как только перестанет выделяться энергия, температура в бане будет понижаться.
2. Отгадайте загадку:
Дерево даешь – съедает,
От воды – умирает. (Огонь)
3. Отгадайте загадку:
Что за чудо: синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус)
Японская автономная фирма “Мазда” в первой половине 1990 г. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он может преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/час. Он снабжен роторным двигателем мощностью в 300 л.с. В 1996 году немецкий автомобильный концерн “Даймлер – Бенц” выпустил автомобиль на водородных топливных элементах. В чем преимущество водорода как топлива? (q больше, чем у других видов топлива; при сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества)
Это полезно знать!
Необычное растение – неопалимая купина. Если поднести к ней горячую спичку, то она вспыхнет ярким пламенем и тут же погаснет. Зеленые листья при этом остаются не тронутыми огнем. Листья этого растения выделяют летучие вещества, которые вспыхивают, словно порох и горят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Удельная теплота сгорания пищевых продуктов
Продукты | Удельная теплота сгорания продукта, кДж/кг | Продукты | Удельная теплота сгорания продукта, кДж/кг |
Суп из говядины Борщ Овощной суп | 7854 2646 1554 | Молоко цельное Какао Чай | 2730 13104 42 |
Курица отварная Макароны Картофель Рис отварной Мясо тушеное Колбаса жареная | 10122 13944 3483 5166 9618 1113 | Хлеб белый Пирожное с кремом Булочка Печенье Шоколад Мед | 9912 18480 22134 19782 22218 12096 |
Салат из помидоров Салат из огурцов Салат из моркови | 789 630 840 | Яблоки Бананы апельсины | 1554 3318 1470 |
Энергозатраты человека при различных видах деятельности
Вид физической активности | Расход энергии, кДж/час |
Одевание | 126 |
Еда | 126 |
Уборка постели | 546 |
Сидячая работа | 315 |
Хождение по магазинам | 336 |
Баскетбол | 1596 |
Волейбол | 1071 |
Езда на велосипеде (15 км/ч) | 1344 |
Гимнастические упражнения | 630 |
Современные танцы | 1008 |
Футбол | 1890 |
Спокойная прогулка | 630 |
Бег (11 км/ч) | 2037 |
Бег вверх по ступенькам | 3780 |
Плавание | 882 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
7 класс. Тема 2:ЧС геологического происхождения. Урок 5 "Защита населения от последствий землетрясений"
Данная публикация иллюстрирует пятый урок ОБЖ в 7 классе «Защита населения от последствий землетрясений» (презентации) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11...
7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 12 «Защита населения от последствий бурь, ураганов, смерчей».
Данная презентация иллюстрирует двенадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС метеорологического происхождения» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовате...
Тема урока: Инфляция - формы, типы и последствия
Данный урок является ознакомительным по курсу «Макроэкономика» раздела «Безработица и инфляция» 11 класса. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала осно...
Модульный урок 9 класс "Итоги и последствия Великой Отечественной войны"
Это урок обобщения и углубления знаний учащихся о Великой Отечественной войне, где идет формирование представлений о закономерностях победы СССР над фашистской Германией. А также прои...
Разработка урока "Наводнения, их классификация и последствия"
Урок с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС для 7 класса...