Урок по физике "Топливо и его последствия"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Урок изучение нового материала по теме "Сгорания топлива". На данном занятии показана зависимость питания человека и энергозатрат человеческого организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике для 8 класса

Тема урока «Топливо и последствия его сгорания»

Учитель: Шелпакова Т.В.

Цели:
Образовательные: учащиеся должны познакомиться с процессом сгорания топлива, усвоить физическое понятие – удельная теплота сгорания топлива, вывести формулу для расчета энергии, выделяющейся при сгорании топлива Q=qm.
Развивающие: учащиеся должны научиться применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Воспитательные: учащиеся должны увидеть зависимость питания человека и энергозатрат человеческого организма, уметь работать в группе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  1. Коллекция топлива
  2. Демонстрация горения свечи (свеча, пустой стакан).
  3. Мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент (цели урока, запись д/з.)
  2. Актуализация знаний
  1. Какие виды энергии вы знаете?
  2. Что называется внутренней энергией?
  3. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
  4. О каком способе изменения внутренней энергии мы говорили на предыдущих уроках? (теплопередача)
  1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока необычная, она связана со многими аспектами нашей жизни.

Что такое топливо? Топливо - это горючие вещества, применяемые с целью получения энергии при их сгорании.
По агрегатному состоянию
(А какие агрегатные состояния вы знаете?) топливо может быть и твердым, и жидким, и газообразным. По происхождению топливо делится на природное (древесина, солома, торф, бурый и каменный уголь, антрацит, горючие сланцы, нефть, природный газ) и искусственное (кокс, торфяные брикеты, моторные топлива и др.), (показать различные виды топлива из коллекции, проверить, что записали).

Состав топлива: углерод (50-97%), водород 10% и выше), сера (до 8%), кислород (42-43%), азот (1,5-2%), влага.

При сгорании топлива выделяется значительная энергия, которую используют в быту, промышленности, сельском хозяйстве, на электростанциях, в автомобильном транспорте.

В данном случае изменение внутренней энергии происходит не посредством теплообмена или совершением работы, а в результате термохимических явлений, происходящих с топливом.

Демонстрация

Горение свечи: Чтобы согреть других, свеча должна сгореть» (Майкл Фарадей).

Возьмите пустой стакан и накройте горящую свечу. Через некоторое время свеча погаснет. Какое условие горения нарушается?
При горении атомы углерода соединяются с двумя атомами кислорода, образуя углекислый газ, т.е. горение связано с разрушением одних молекул и образованием других.
Для разделения молекул на атомы нужно преодолеть силы притяжения, а, следовательно, совершить работу, затратить энергию.
При соединении атомов в молекулы энергия, наоборот, выделяется.
Опытным путем определено количество теплоты, выделяемое при полном сгорании топлива массой 1 кг.
Эта физическая величина называется удельной теплотой сгорания топлива и обозначается буквой - q. Измеряется удельная теплота сгорания топлива в Дж/кг.
Запишем в рабочих тетрадях:
q - удельная теплота сгорания топлива
Единица измерения - Дж/кг
Удельная теплота сгорания топлива - это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг.
В справочниках есть специальные таблицы значений удельной теплоты сгорания топлива. Пример такой таблицы есть у вас в учебнике, откройте страницу 26, и у меня на доске (показать на компьютере таблицу).

Вопросы к таблице:
Какое вещество имеет самую большую удельную теплоту сгорания?
Какое вещество имеет самую маленькую удельную теплоту сгорания?
Как понимать: удельная теплота сгорания, например, торфа 1,4·10
7 Дж/кг?
Это значит, что при полном сгорании 1 кг торфа выделяется 1,4·10
7 Дж энергии.
Давайте отрепетируем опрос. Говорите только название вещества, например, спирт; а ваш сосед должен сказать: удельная теплота сгорания спирта (проверяем, выучил ли он новую физическую величину) 2,7·10
7 Дж/кг (проверяем, выучил ли он новую размерность) - это значит, что при полном сгорании 1 кг спирта выделяется 2,7·107 Дж энергии (проверяем, понял ли он ее физический смысл). Попробуйте в парах, называйте друг другу только вещество и слушайте ответ товарища.

IV. Применение нового материала - решение задач.

Мы только что узнали из таблицы, сколько энергии выделяется при сгорании 1 кг топлива. 

Общее количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива массой m кг, вычисляется по формуле (Какой?):

Q = qm - запишем в рабочих тетрадях.

Рассмотрим следующую ситуацию (решим задачи):

Задача 1: Какое количество теплоты выделится при полном сгорании пороха массой 25 г? (Лукашик № 1037а)

Дано:                                                Решение:
m = 0,025 кг                                    Q = qm
q = 0,38 ·10
7 Дж/кг                Q = 0,38 ·107 Дж/кг · 0,025 кг= 95·103 Дж

       Q - ?

                     Ответ: Q = 95кДж.  

Сфера использования:

Обогрев помещений, приготовление пищи, работа ТД, выработка электроэнергии и т. д.

V. Мотивация.
Энергия, за счет которой поддерживаются обменные функции нашего организма, выделяется в ходе химических реакций окисления содержащихся в пище углеводов, жиров и белков.

В человеческом организме роль горючего, содержащего энергию в аккумулированной и готовой к употреблению форме, играет пища.
Разные виды пищи, как и разные виды топлива, содержат различный запас энергии. (Показать таблицу на компьютере "Удельная теплота сгорания пищевых продуктов".)

Что и сколько нужно съесть, чтобы компенсировать энергозатраты организма, или, наоборот, сколько нужно потратить энергии после вкусной и плотной трапезы, чтобы не "потолстеть" (не отложить жиры) - вы сегодня и узнаете.

Вопросы к таблице:
Какой продукт из представленных имеет самую большую удельную теплоту сгорания?
Какой продукт из представленных имеет самую маленькую удельную теплоту сгорания?
Как понимать: удельная теплота сгорания, например, шоколада 22218·10
3 Дж/кг?

Это значит, что при полном сгорании 1 кг шоколада выделяется 22218·10
3 Дж энергии.

Зная "энергоемкость" пищевых продуктов можно составить разнообразные способы питания для компенсации энергозатрат организма.

Задача 2: Восстановит ли спортсмен запас энергии после занятий плаванием в течение 15 мин, если съест 50 г белого хлеба и 100 г жареной колбасы?

Давайте посмотрим на следующую таблицу. В ней приведены ориентировочные значения энергозатрат человека массой 70 кг за 1 час при различных видах деятельности (показать на компьютере таблицу).

Вопросы к таблице:
Каковы энергозатраты при… . А три часа… . А полчаса (0,5 часа)… . Самые большие энергозатраты при… . Самые маленькие… .

Вернемся к задаче:

Дано:                                                Решение:
m
1 = 0,05 кг                                        Q = qm
m
2 = 0,1 кг                        Q1 = 9912·103 Дж/кг · 0,05 кг = 495,6·103 Дж
Q
с = 220,5 кДж                    Q2 = 1113·103 Дж/кг · 0,1 кг = 111,3·103 Дж
q
1 = 9912·103 Дж/кг                                Q = Q1 + Q2
q
2 = 1113·103 Дж/кг        Q = 495,6·103 Дж + 111,3·103 Дж = 606,9 ·103 Дж 
Q = ?                                                    Q = 606,9 кДж
Ответ: восстановит.

VI. Заключение.
А теперь поговорим, к каким экологическим последствиям может привести использование топлива? Выпишите эти последствия по ходу рассказа в тетрадь под пунктами 1,2 и т. д.
Интенсивное использование природного и искусственного топлива ведет к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды.
Наибольший вред наносят тепловые электростанции (показать на компьютере из слайдов) и котельные, загрязняющие окружающую среду газообразными продуктами сгорания, аэрозолями, золой, шлаками, выделением тепла. В состав дымовой смеси обычно входят оксиды азота (NOx; ? 18 %), оксиды углерода (СОх; ? 12 %), диоксид серы (SО2; ? 0,2 %), вода (? 1 %), взвешенные частицы и десятки соединений с малой концентрацией. Газообразные NО2 и SО2, соединяясь с водяными парами атмосферы, образуют кислотные дожди. Избыток углекислого газа вызывает парниковый эффект. Большие сложности возникают с отходами топочной золы и шлаками, занимающими при хранении значительные территории, загрязняющие почву и воду.
Кроме газов, аэрозолей и золы, в окружающую среду выделяется огромное количество тепла, вызывая тепловое загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. В частности, из-за повышения температуры водоемов развиваются водоросли, снижающие содержание кислорода в воде. А это, в свою очередь, приводит к снижению окислительных процессов и способности водной среды к самоочищению. Многие водоемы (реки, водохранилища), на которых расположены тепловые электростанции, не замерзают из-за большого сброса тепла.
Возможные варианты выписанного:
1) Истощение природных ресурсов. 
2) Загрязнение окружающей среды.
Продолжение (виды загрязнения окружающей среды):
Кислотные дожди

Парниковый эффект    

Загрязнение почвы и воды    

Выделение тепла
Тепловое загрязнение атмосферы   

Тепловое загрязнение гидросферы   

Тепловое загрязнение литосферы
водоемы не замерзают   

снижению окислительных процессов и способности водной среды к самоочищению.    

VII. Домашнее задание: 

1) § 10, 11; упр.5 (2,3);

2) запишите виды деятельности, которые вы выполняете в течение дня; вычислите, сколько вам нужно на это энергии; составьте дневной рацион питания, чтобы энергии хватило на всю вашу деятельность; расчеты по питанию выполните как задачу (все подробно пояснить на примерах и раздать таблицы).

VIII. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке Вы познакомились с новой физической величиной (Какой?); узнали, какие бывают виды топлива, и что пища - это тоже своеобразное "топливо" для человека.

Если осталось время

1. Каков физический смысл поговорки?

Горели дрова жарко - было в бане парко,

Дров не стало – и все пропало.

Ответ: Пока горят дрова – выделяется энергия и температура повышается, как только перестанет выделяться энергия, температура в бане будет понижаться.

2. Отгадайте загадку:

Дерево даешь – съедает,
От воды – умирает. 
(Огонь)

3. Отгадайте загадку:

Что за чудо: синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином. 
(Автобус)

Японская автономная фирма “Мазда” в первой половине 1990 г. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он может преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/час. Он снабжен роторным двигателем мощностью в 300 л.с. В 1996 году немецкий автомобильный концерн “Даймлер – Бенц” выпустил автомобиль на водородных топливных элементах. В чем преимущество водорода как топлива? (q больше, чем у других видов топлива; при сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества)

Это полезно знать!

Необычное растение – неопалимая купина. Если поднести к ней горячую спичку, то она вспыхнет ярким пламенем и тут же погаснет. Зеленые листья при этом остаются не тронутыми огнем. Листья этого растения выделяют летучие вещества, которые вспыхивают, словно порох и горят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Удельная теплота сгорания пищевых продуктов

Продукты

Удельная теплота сгорания продукта, кДж/кг

Продукты

Удельная теплота сгорания продукта, кДж/кг

Суп из говядины

Борщ

Овощной суп

7854

2646

1554

Молоко цельное

Какао

Чай

2730

13104

42

Курица отварная

Макароны

Картофель

Рис отварной

Мясо тушеное

Колбаса жареная

10122

13944

3483

5166

9618

1113

Хлеб белый

Пирожное с кремом

Булочка

Печенье

Шоколад

Мед

9912

18480

22134

19782

22218

12096

Салат из помидоров

Салат из огурцов

Салат из моркови

789

630

840

Яблоки

Бананы

апельсины

1554

3318

1470

Энергозатраты человека при различных видах деятельности

Вид физической активности

Расход энергии, кДж/час

Одевание

126

Еда

126

Уборка постели

546

Сидячая работа

315

Хождение по магазинам

336

Баскетбол

1596

Волейбол

1071

Езда на велосипеде (15 км/ч)

1344

Гимнастические упражнения

630

Современные танцы

1008

Футбол

1890

Спокойная прогулка

630

Бег (11 км/ч)

2037

Бег вверх по ступенькам

3780

Плавание

882


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"

Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...

7 класс. Тема 2:ЧС геологического происхождения. Урок 5 "Защита населения от последствий землетрясений"

Данная публикация иллюстрирует пятый  урок ОБЖ в 7 классе  «Защита населения от последствий землетрясений» (презентации) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11...

7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 12 «Защита населения от последствий бурь, ураганов, смерчей».

Данная презентация иллюстрирует двенадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС метеорологического происхождения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовате...

Тема урока: Инфляция - формы, типы и последствия

Данный урок является ознакомительным по курсу «Макроэкономика» раздела «Безработица и инфляция» 11 класса. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала осно...

Модульный урок 9 класс "Итоги и последствия Великой Отечественной войны"

Это урок  обобщения и углубления знаний учащихся о Великой Отечественной войне, где идет формирование представлений о закономерностях победы СССР над фашистской Германией. А также  прои...

Разработка урока "Наводнения, их классификация и последствия"

Урок с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС для 7 класса...