Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

 Елена Геннадьевна Павлова

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_10._proekt_po_nigilizmu.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10-м классе по теме

"Нигилизм и его последствия"

( урок – проект)

Цель урока: презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова;  подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества;

Развивающие: развивать познавательный интерес школьников через метод исследовательских проектов , формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично;

Воспитательные: обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.  

Основной метод: презентация итогового продукта учебного проекта.

Оборудование: компьютер, проектор, портрет И.С.Тургенева, классная доска. Анкеты по рефлексии.

Словарная работа: панацея – мнимое всеисцеляющее лекарство (от лат.panacea по имени                                  древнегреческой богини Панакии- «всеисцеляющей»- средство, которое может помочь во всех случаях жизни. Первоначальное значение – универсальное лекарство от всех болезней, которое пытались изобрести алхимики.

                                                     

                                           

1. Вступительное слово учителя.

    Тема нашего сегодняшнего урока - «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся обобщить полученные знания о нигилизме, поговорим об убеждениях  нигилиста Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», попробуем ответить на вопрос: «Каковы же последствия нигилизма?»

    Но сегодняшний наш урок не совсем обычный. Это итог огромной работы, которую мы проводили в течение 2 учебных недель –   это реализация краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» - «Нигилизм и его последствия».

    В процессе работы вы принимали активнейшее участие, и я думаю, вам очень хочется поделиться с результатами своей работы. Итак, дорогие мои исследователи, слово предоставляется вам.

2. Презентация учебного проекта «Нигилизм и его последствия» ( выступление проектной группы).

Паспорт проекта.

1. Название проекта - «Нигилизм и его последствия».

2. Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы Павлова Е.Г.

3. Консультанты проекта- Николаева И.В.. учитель обществознания, Акулова Л.Е., учитель истории, Авдеева Л.Н., зав. школьной библиотекой.

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – русская литература.

5. Учебные дисциплины, близки к теме проекта – история, обществознание.

6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект -15-17 лет.

7. Состав проектной группы –учащиеся 10 класса, 12 человек.

8. Тип проекта – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный.

9. Заказчик проекта - учитель русского языка и литературы Павлова Е.Г.

10. Цель проекта - дать представление о нигилизме , проанализировать соответствие его значения взглядам главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», предположить возможные последствия нигилизма.

11. Задачи проекта:

  1. Познакомиться с содержанием романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и главным героем романа – нигилистом Е.Базаровым.  
  2. Организовать поиск материала о нигилизме в справочной литературе, словарях, СМИ, Интернете.
  3. Создать рабочие группы по сбору и анализу материала.
  4. Разработать план итогового продукта учебного проекта.
  5. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

12. Вопросы проекта:

  1. Что такое нигилизм?
  2. Что знают окружающие о нигилизме?
  3. Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим?
  4. Каковы последствия нигилизма?

13. Необходимое оборудование- текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дополнительная справочная литература, выход в Интернет, компьютерный класс, принтер, бумага для оформления портфолио проекта.

14. Аннотация.

    Данный проект был разработан нами в рамках уроков по изучению творчества И.С.Тургенева. Нас заинтересовала теория нигилизма, преподнесенная Иваном Сергеевичем через образ главного героя романа – Евгения Базарова.

   Первопричинами выбора именно данной темы стали ее актуальность и значимость. Сегодня мы довольно часто становимся свидетелями отрицания молодым поколением классической музыки, литературы, норм поведения в обществе, видим негативное отношение к образованию, к окружающей природе и даже к любви.

   В ходе работы над проектом мы узнали много нового о нигилизме, проводили сравнение сегодняшней молодежи с молодым поколением 19 века, представителями которого являются Е.Базаров и А.Кирсанов.

  Мы использовали следующие виды работы: анализ текста, социологический опрос, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет, сочинение-рассуждение в форме письма-обращения к Е.Базарову, создание презентации, как готового продукта проекта, сбор материалов в портфолио проекта.

  Полезным оказалось и то, что мы много времени проводили у компьютера, закрепляя при этом навыки, полученные на уроках информатики.

15. Предполагаемые продукты проекта – компьютерная   презентация и портфолио проекта.

16.Этапы работы над учебным проектом:

  1. Подготовительный этап: 18.10.2010 г.
  1. Выбор темы , цели и задач проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование)
  2. Определение количества участников, состава рабочих групп
  1. Плановые работы: 19.10.2010 г.
  1. Определение источников информации;
  2. Планирование способов сбора и анализа информации;
  3. Планирование итогового продукта (формы представления результата);
  4. Распределение обязанностей среди членов команды.
  1. Исследовательская деятельность: 20.10 -25.10.2010 г.
  1. Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: работа с текстом, интервью, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет, сочинение-рассуждение …

  1. Результаты и выводы: 26.10.- 27.10.2010 г.
  1. Анализ информации;
  2. Формулировка выводов;
  3. Оформление результата.
  1. Представление готового продукта и оценка процесса работы : 29.10.2010 г.
  1. Представление итогов учебного проекта.

Результаты нашей работы.

   Первый вопрос нашего учебного проекта звучит так: « Что же такое нигилизм?»

Мы исследовали следующие виды словарей: Большой энциклопедический словарь, словарь В.Даля, Толковый словарь С.И.Ожегова , Толковый словарь русского языка Ушакова, Словарь исторических терминов, Философский словарь,  Краткий религиозно-философский словарь, Словарь по этике, Словарь иностранных слов , Британскую энциклопедию , ресурсы Интернет, критическую литературу и пришли к следующим открытиям:

Слайд №.

- НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Большой энциклопедический словарь

Слайд №

- НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

В.Даль

Слайд №

- НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

Толковый словарь русского языка

Слайд №

- НИГИЛИЗМ – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем.

Британника

    Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения. Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»

   Мы узнали, слово «нигилист» в России имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.

Второй вопрос исследования звучал так: «Что знают о нигилизме окружающие нас люди?»

   

    Социологический опрос был проведен среди педагогов  и работников школы, учащихся 9, 11 классов, родителей.

Всего в опросе участвовало : 35 человек

Знакомы с понятием «нигилизм»: 23     человека, что составляет 66% опрошенных

Не смогли ответить на вопрос: 12   человек, что составляет 34%

3/ Беседа с классом:

Учитель: Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

Мы пришли к выводу, что нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

Учитель: Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим? Это третий вопрос нашего исследования. Ответ на него вы нашли в тексте романа. Приведите примеры, отражающие  взгляды Базарова.

4.Выступления групп:

1)Научные и философские взгляды:

«Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе... Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».

«Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

«Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся».

«Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже…Что за безобразие! Что за пустяки!»

 

    «…я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».

 

2)Политические взгляды:

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»

«А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»

«Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр».

«А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?»

«А я тогда буду готов согласиться с вами.., когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

3)Эстетические взгляды:

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».

«И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

«Рафаэль гроша медного не стоит…»

«Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть…»

 

«Я нахожу, что говорить красиво – неприлично»

«…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…»

« Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»

5.Беседа с классом:

Учитель: Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

- Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

Учитель: А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?

Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт».

Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает». 

Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Учитель:

  1. Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?
  2. А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)
  3. Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?

- Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

- Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

Учитель: Как называются люди, ломающие старый строй?

- Революционерами.

Учитель:  Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

Чтобы построить новое – лучше старого.

Учитель: И что же собирается строить Базаров?

Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.

Учитель: Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?

Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.

 Учитель: Так какими же могут последствия нигилизма?

  1. Выступление группы:

 Этот вопрос мы задавали всем респондентам и получили следующие ответы:

-------------------------------------------- ,что подтверждает негативное влияние нигилизма на общество.

В качестве примера учитель истории Акулова Лариса Евгеньевна привела следующий факт: после Великой Октябрьской социалистической революции некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру.

-А я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

«Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности».

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского.

Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом.

Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.

Учитель: О футуристах мы будем с вами подробно говорить в 11 классе. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.

7.Беседа с классом:

Учитель: Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию.

   С каким же письмом вам захотелось обратиться к Базарову?

8.Чтение письма

9.Учитель: Итак, нигилизм – панацея от социальных болезней или болезнь века?

Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Мы должны понять, что человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой…

В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят его родители.

Пусть наш исследовательский проект завершат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!

10. Чтение отрывка наизусть:

«Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

11.Анкета по рефлексии.

  1. Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________и мне захотелось_____________________________________________________________
  2. Мне удалось (понять, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения____________________________________________________,теперь я_________________________________________________________________________
  3. Самым интересным (познавательным, удивительным, необыкновенным, исключительным, редчайшим) сегодня было (стало)___________________________________________
  4. Труднее всего мне сегодня показалось, когда_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________и все-таки( все же, тем не менее, однако, поэтому, оттого,  отчего, благодаря этому, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как)_______________________________________________________________________

12.Задание на дом

13.Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

"Письмо к герою"(по роману И.Тургенева"Отцы и дети").

Сочинение в стихах "Письмо к герою"(по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")....

Презентация по роману И. Тургенева "Отцы и дети"

16 слайдов рассказывают о нигилизме и страстной любви Евгения Базарова....

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века.

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века»,  «История создания и смысл названия...

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...