Разработка урока "Наводнения, их классификация и последствия"
методическая разработка по обж (7 класс) на тему

Урок с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_navodneniya_tablitsa.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

конспект урока и его обоснование

Приложение № 2

Форма таблицы «Технологическая карта урока»

Данные об учителе: Ф.И.О., имеющаяся и запрашиваемая категория, название ОУ, район (город) УР

Предмет:                               Класс:                   Учебник (УМК):

Тема урока:                                                                      Тип урока:

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Ориентировоч-ный этап

Поисково-исследователь-ский этап

Практический этап

Рефлексивно-оценочный этап

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя:

Степанова Евгения Александровна, преподаватель-организатор по ОБЖ, I квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Болоховская основная общеобразовательная школа №2», Киреевского района

Предмет:  основы безопасности жизнедеятельности      

Класс: 7      

Учебник :  Авторы: Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др.   Основы безопасности жизнедеятельности          Москва  «Дрофа»

Тема урока:  «Наводнения, их классификация и последствия»                                                                    

Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ

Оборудование: мультимедийное оборудование, дидактический материал и наглядные пособия (тесты, плакаты, таблицы).

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Сформировать систему знаний о наводнениях и их видах.

Знать  определение наводнения, различать наводнения по степени масштабности и причинам возникновения.

Регулятивные

Развивать память,  умение оценивать степень риска при наводнении для обеспечения личной безопасности.

Уметь оценивать степень риска при наводнении для обеспечения личной безопасности.

Познавательные

Развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.

Уметь распознавать наводнение как опасное природное явления, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.

Коммуникативные

Сформировать навыки работы в группах.

Знать правила поведения при ЧС и возможные алгоритмы действий в группах.

Личностные

Стимулировать умение  правильно отвечать на поставленный вопрос, чётко действовать при ЧС.

Уметь  правильно отвечать на поставленный вопрос, чётко действовать при ЧС.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

 

Организации-онный этап

2 мин.

Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Метод организации деятельности и формирования позитивного социального опыта

Индивидуально-опосредованная

Приветствие учащихся.

Проверка присутствующих на уроке.

Проверка подготовки учащихся к уроку (наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и т.д.).

Приветствие учителя.

Дежурный учащийся объявляет фамилии отсутствующих.

Организация деятельности учащихся на уроке.

Мотивацион-но- целевой этап

4 мин.

Развивать и корректировать познавательные процессы.

Метод мотивации деятельности при помощи репродуктивной беседы

Индивидуально-опосредованная

Задаю вопросы по изученному ранее материалу: причины возникновения ураганов, бурь, смерчей; классификация бурь по составу.

Слушают.

Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают и называют причины возникновения ураганов, бурь, смерчей; классификацию бурь.

Закрепляют изученный ранее материал.

Ориентировочный этап

4 мин.

Создание условий для:

обеспечения мотивационной готовности, положительного эмоционального настроя  учащихся к работе;

принятия учащимися целевых ориентиров урока как личностно значимых для себя.

Информационно-рецептивный метод стимулирования деятельности  при помощи наблюдения и эвристической беседы.

Коллективная

Сообщаю тему, основные задачи, формы и методы урока.

Презентация, слайды 1,2,3.

Слушают. Просматривают слайды из презентации, участвуют в эвристической беседе, записывают тему урока в рабочей тетради.

Создаются условия для эмоционального настроя учащихся к работе.

Поисково-исследовательский этап

26 мин.

Учить детей способам и приёмам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера. Обеспечить осознанное и прочное усвоение базовых терминов, определений, классификаций.

Репродуктивный, исследовательский метод формирования сознания при помощи репродуктивной беседы, работы с видеоматериалами, литературой

Коллективная

1.Рассказываю , что одним из первых наводнений, которое было официально зарегистрировано, произошло на реке Темза в 48 году. Вызванный ливнями разлив реки привёл к гибели 10 тысяч человек. В наши дни наводнения являются наиболее распространённым видом ЧС природного характера. Если мы посмотрим на схему в  учебнике (с.  ) , то увидим, что наводнения занимают самую верхнюю ступеньку – 35%. А как вы думаете, почему? Правильно, потому, что на нашей планете большую часть составляет вода. Многие города стоят на берегах рек. В том числе и Москва, и Санкт-Петербург. Эти города тоже периодически подвергаются наводнениям (слайды 4-6) .

2.Как вы думаете, а что такое наводнение? Давайте вместе сформулируем определение наводнения(слайд 7).

3. Как вы думаете, а почему возникают наводнения? Давайте вместе выясним причины возникновения наводнений (слайд 8).

4.В зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба наводнения делятся на низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические (на магнитной доске схема и картинки к каждому виду наводнений), (слайды 9-14).

5.В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на паводки, половодья, заторные, зажорные, вызванные прорывом плотин, вызванные подводными землетрясениями, извержениями вулканов (на магнитной доске схема и картинки к каждому виду наводнений), (слайды 15-35).

6.Подумайте, а что происходит после наводнения? Давайте вместе определим последствия наводнений (слайды 36-54). Как и при изучении предыдущих ЧС, последствия наводнений мы разделим на две основные группы: первичные и вторичные (таблица на магнитной доске), (слайд 55)

1.Слушают, просматривают слайды, участвуют в репродуктивной беседе, работают с учебником.

2.Участвуют в репродуктивной беседе, дополняют друг друга, просматривают слайд с готовым определением, записывают определение в рабочую тетрадь.

3. Участвуют в репродуктивной беседе, дополняют друг друга, просматривают слайд с готовым перечнем причин, записывают информацию в рабочую тетрадь.

4.Слушают, просматривают схемы, картинки, слайды, зарисовывают схему в рабочую тетрадь.

5.Слушают, просматривают схемы, картинки, слайды, зарисовывают схему в рабочую тетрадь.

6.Слушают, просматривают таблицу, картинки, слайды, записывают таблицу в рабочую тетрадь.

1. Формирует знания   о наводнениях и их последствиях, умение различать наводнения по степени масштабности и причинам возникновения,

Практический этап

3 мин.

Создать возможность для овладевания алгоритмами действий при ЧС

Проблемный метод, метод организации деятельности и формирования опыта  путём создания воспитывающих ситуаций, инструктажа.

Групповой

Предлагаю детям представить, что в кабинет быстро прибывает вода, выйти через дверь или эвакуироваться через окно нет никакой возможности. Они должны быстро отреагировать и смоделировать алгоритм своих действий.

Чаще всего дети с удовольствием поднимаются на стулья и столы (возвышенное место)

Умение  правильно отвечать на поставленный вопрос, чётко действовать при ЧС.

Рефлексивно-оценочный этап

6 мин.

Оценить индивидуальную работу учащихся, а также работу групп и  класса в целом

Метод контроля эффективности социально-педагогического процесса путём анализа результата деятельности

Индивидуально-опосредованная

Сегодня мы познакомились с различными видами наводнений и их последствиями.

  1. Дайте определение наводнения.
  2. Расскажите о классификации наводнений по масштабу распространения.
  3. Что такое затор и зажор льда?
  4. Назовите первичные последствия наводнений.
  5. Перечислите вторичные последствия наводнений.

(слайд 57)

  1. Найдите ошибку в ответах на вопрос (слайд 58)

Благодарю за работу на уроке весь класс, а самым активным учащимся ставлю оценку за работу на уроке.

Озвучиваю задание на дом, чтобы дети записали его в дневник (слайд 59).

Индивидуально отвечают на поставленные вопросы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Разработка урока по БЖ для 7 класса по теме:Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения».

Мозговой штурм "Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения»....

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

Разработка поурочного плана "Классификация операционных систем, функции операционных систем" для учащихся 7 класса

Данная разработка поурочного плана предназначена для учащихся 7-ых классов, позволит разобраться с историей создания операционных систем, классификацией ОС их функциями....

Методическая разработка "Безработица, её причины и последствия"

Методическая разработка по обществознанию для 10 класса....