КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 9 класс(физика) 2 часа в неделю
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 9 класс(физика) 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 9 класс(физика) 2 часа в неделю | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•^ освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
•^ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
•^ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
•^ воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
•^ использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 4лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах
характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине
мира; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
• сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые
измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
• смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы учебного предмета.
1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Фронтальные лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Фронтальные лабораторные работы
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.
3. Электромагнитное поле (17ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Фронтальные лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Фронтальные лабораторные работы
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.
Учебный комплект для учащихся.
- Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб, заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 классы. - Москва: Просвещение, 2007г.
Методические разработки для учителя, дополнительная литература.
- Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в
образовании. - 2004. № 24-25. - Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях.
-М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
3) Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил. 4) Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7-9 классы. Москва: Просвещение, 2007 г.
Современные педагогические технологии, применяемые в работе:
- Технология объяснительно-иллюстративного обучения (Технология
поддерживающего обучения);
- Лекционно-семинарско-зачетная технология;
- Технология блочного обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Технология игрового обучения;
- Технология внутриклассной дифференциации;
- Технология уровневой дифференциации;
- Технология проектного обучения;
- Информационная технология обучения.
Количество лабораторных работ-4.
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
- Исследование свободного падения тел.
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Распределение письменных работ по курсу
Раздел программы | Количество проверочных работ | Количество самостоятельных работ | Количество тестов | Количество контрольных работ |
Законы движения и взаимодействия тел | 1 | 3 | 1 | 3 |
Механические колебания и волны. Звук. | 1 | 0 | 1 | 1 |
Электромагнитное поле | 2 | 1 | 1 | 1 |
Строение атома и атомного ядра | 1 | 1 | 0 | 1 |
Итоговое повторение | 0 | 1 | 1 | 1 |
Распределение учебного времени:
Учебных | Тема | Кол-во часов | Уроки |
недель | №-№ | ||
9 | ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И | ||
ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (31ч) | |||
1 .Кинематика | 13 | 1-13 | |
2.Динамика | 5 | 14-18 | |
7 | 2.Динамика | 13 | 19-31 |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И | |||
ВОЛНЫ. ЗВУК (1 1 ч) | 5 | 32-36 | |
10 | МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. | ||
ЗВУК (продолжение) | 6 | 37-42 | |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (12ч) | 12 | 43-54 | |
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ | |||
ЯДЕР (14ч) | 2 | 55-56 | |
8 | СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. | 12 | 57-68 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ | |||
ЯДЕР (продолжение) | |||
34 | 68 |
Тематический план.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примерная дата проведения |
тема 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (31 часов) | |||
1 | Материальная точка. Система отсчета. | 1 | |
2 | Перемещение. | 1 | |
3 | Определение координаты движущегося тела. | 1 | |
4 | Перемещение при равномерном прямолинейном движение. | 1 | |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | |
6 | Решение задач | 1 | |
7 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | |
8 | Решение задач | 1 | |
9 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | |
10 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | |
11 | Лабораторная работа № 1 "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости". | 1 | |
12 | Решение задач. | 1 | |
13 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
14 | Относительность движения. | 1 | |
15 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | |
16 | Второй закон Ньютона. | 1 | |
17 | Решение задач | 1 | |
18 | Третий закон Ньютона. | 1 | |
19 | Свободное падение тел. | 1 | |
20 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | |
21 | Лабораторная работа № 2 "Исследование свободного падения тел". | 1 | |
22 | Закон всемирного тяготения. | 1 | |
23 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | |
24 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | |
25 | Решение задач. | 1 | |
26 | Искусственные спутники Земли. | 1 | |
27 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | |
28 | Решение задач | 1 | |
29 | Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. | 1 | |
30 | Решение задач. | 1 | |
31 | Контрольная работа № 2. | 1 |
тема 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (11 часов) | |||
32 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. | 1 | |
33 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | |
34 | Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины | 1 | |
35 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | |
36 | Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны. | 1 | |
37 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | |
38 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | |
39 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | |
40 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | 1 | |
41 | Отражение звука. Эхо. Решение задач. | 1 | |
42 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
тема 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 часов) | |||
43 | Магнитное Поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | |
44 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | |
45 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | |
46 | Индукция магнитного поля. | 1 | |
47 | Магнитный поток. | 1 | |
48 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | |
49 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | |
50 | Получение переменного электрического тока. | 1 | |
51 | Электромагнитное поле. | 1 | |
52 | Электромагнитные волны. | 1 | |
53 | Электромагнитная природа света. | 1 | |
54 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
Тема 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (14 часов) | |||
55 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | 1 | |
56 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | 1 | |
57 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | |
58 | Экспериментальные методы исследования частиц. | ||
59 | Открытие протона. Открытие нейтрона. | 1 | |
60 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. | 1 | |
61 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | |
62 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | |
63 | Ядерный реактор. | 1 | |
64 | Атомная энергетика. | 1 |
65 | Биологическое действие радиации. | 1 | |
66 | Термоядерная реакция | 1 | |
67 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
68 | Обобщение материала темы. | 1 | |
ИТОГО | 68 часов |
Критерии и нормы выставления оценок.
Оценка устного ответа учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаружил верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, дал точное определение и истолкование основных понятий, законов, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применять знания в новой ситуации.
Оценка «4» - ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но без использования собственного плана ответа, примеров, без применения знаний в новой ситуации.
Оценка «3» - большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению материала.
Оценка «2» - учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка лабораторных (практических) работ.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, вычисления.
Оценка «4» - выполнены требования к оценке «5», но допущены недочеты или негрубые ошибки;
Оценка «3» - результат таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки;
Оценка «2» - результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не боле одной негрубой ошибки и одного недочета;
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок;
б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
в) или не более двух-трех негрубых ошибок;
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочет превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10% всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 10 класс физика 3 часа в неделю
Календарно-тематическое планирование 10 класс физика 3 часа в неделю всего 108 часов. Учебник Мякишев. Буховцев...
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс (физика) 2 часа в неделю
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс (физика) 2 часа в неделю...
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 8 класс (физика) 2 часа в неделю
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 8 класс (физика) 2 часа в неделю...
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 2 часа в неделю
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 2 часа в неделю...
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 5 часов в неделю
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 10 часов в неделю...
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 2 часа в неделю
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 2 часа в неделю...
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 5 часов в неделю
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 5 часов в неделю...