Методические разработки уроков
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Тлустенко Ольга Владимировна

Предлагаю вешему вниманию методические разработки уроков решения задач с помощью ключевых учебных ситуаций в курсе физики 7, 8 и 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционный курс повышения квалификации «Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА».

Слушатель: Тлустенко О.В., учитель физики МОУ «Лицей №8» г.о.Электросталь Московской области.

Контрольная работа №1.

Задание №1. Выделите две ключевые ситуации в курсе физики 7 класса:

  1. Плотность вещества.
  2. Архимедова сила.

Задание №2. Составить на основе каждой из этих ключевых ситуаций задачу в трех уровнях сложности:

Плотность вещества.

Задача №1(базовый уровень). Масса металлического бруска объемом 40 см3 равна 280 грамм. Из какого металла изготовлен этот брусок?

Задача №2 (повышенный уровень). В бидон налили 50л меда. Его масса 67,5 кг. Найти плотность меда.

Задача №3 (высокий уровень). Чтобы получить латунь, сплавили куски меди массой 215кг и цинка массой 85 кг. Какой плотности была получена латунь?

Архимедова сила.

Задача №1 (базовый уровень). Найти Архимедову силу, которая будет действовать на мраморную плиту размером 1м, полностью погруженную в воду.

Задача №2 (повышенный уровень). Вес тела объемом 75см3 в воздухе 6Н. Вычислить вес этого тела в воде.

Задача №3 (высокий уровень). Какой максимальной подъемной силой обладает плот, сделанный из 10 бревен, если длина каждого бревна 2м, а площадь поперечного сечения 200 см2 (бревна оцилиндрованы)? Плотность дерева 700.

Задание №3. Опишите методологию решения этих задач с учениками: приведите фрагмент урока.

Фрагмент урока по теме: «Плотность вещества».

Записи на доске:

Плотность вещества.

                     ρ – плотность вещества

           m – масса вещества

                     V – объем вещества

Единицы измерения с СИ: .

Учитель: ребята, очень часто плотность вещества измеряют в граммах на кубический сантиметр ().

Установим связь между этими единицами измерения:

Выразим 1  в    .

Для этого переведем сначала граммы в килограммы: 1г = 0,001кг.

Далее выразим 1см3 в м3: 1см3= (0,01см)3=0,000001м3.

Следовательно: 1 = 1  , т.е. 1 = 1000 .

Следовательно, если плотность вещества выражена в , ее можно выразить в , умножив приведенное значение на 1000. А как, по вашему, можно перевести значение плотности, приведенное в  , в ?

Ученики: разделив приведенное значение на 1000.

Учитель: верно. А что показывает плотность вещества? Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (1 см3).

В учебнике приведены значения плотностей различных веществ (таблицы 2,3,4 на стр. 50).например, плотность меди 8900. Что это означает? Это означает, что гранит объемом 1м3 имеет массу 8900кг. Плотность мрамора 2,7. Что это значит?

Ученики: масса мрамора объемом 1см3 равна 2,7г.

Учитель: верно. Кроме того, следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.

Теперь мы с вами приступаем к решению задач.

(Задачи решаются у доски учащимися).

Задача №1. Масса металлического бруска объемом 40 см3 равна 280 грамм. Из какого металла изготовлен этот брусок?

Учитель: анализируем условие задачи, записываем данные. Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, какую величину необходимо определить?

Ученики: плотность.

Учитель: а как тогда определить, из какого вещества изготовлен брусок?

Ученики: это можно сделать по таблице плотностей твердых тел.

Учитель: верно, теперь давайте  вместе оформим эту задачу.

Дано:                                          Решение:

V=40см3                             

m=280г                              

Найти:                         Учитель: выразите, пожалуйста, полученное значение в .

 ρ - ?                            Ученик, отвечающий у доски: нужно полученное значение умножить на 1000, следовательно получится 7000 .

По таблице плотностей твердых тел определяем вещество: чугун.

 Ответ: этот брусок изготовлен из чугуна.

Учитель: теперь приступим к решению более сложных задач.

Задача №2. В бидон налили 50л меда. Его масса 67,5 кг. Найти плотность меда.

Учитель: обратите внимание, все ли физические величины заданы в одной системе единиц?

Ученики: нет, объем меда задан в литрах, а не в кубических метрах.

Учитель: правильно, поэтому не забываем осуществлять перевод единиц измерения. Давайте сначала вспомним, с какой единицей измерения объема связан 1л?

Ученики: с дм3, один литр равен одному кубическому дециметру.

Учитель: верно, приступим к решению задачи.

Дано:                     СИ                          Решение:

V=50л=50дм3       0,05м3               

m=67,5кг                                         

Найти:                                           Ответ: 1350 .

 ρ - ?                            

Учитель: решим еще одну задачу.

Задача №3.Чтобы получить латунь, сплавили куски меди массой 215кг и цинка массой 85 кг. Какой плотности была получена латунь?

Учитель: еще раз внимательно читаем условие задачи. В задаче идет речь о сплаве двух металлов. Как вы думаете, чему равен объем и масса сплава (латуни)?

Ученики: (после нескольких выдвинутых версий звучит правильный ответ) наверное масса сплава (латуни) равна сумме масс веществ (меди и цинка), а объем сплава (латуни) – сумме их объемов.

Учитель: совершенно верно, молодцы. Давайте теперь решим задачу. Так как в условии идет речь о двух веществах, вводим в обозначении величин индексы. Помним, что все задачи мы решаем в общем виде.

Дано:                                          Решение:

m1=215кг                             =

m2=85 кг                            ρ =

ρ1= 8900                         ρ =

 ρ2= 7100                     Ответ: 8304

Найти:                        

ρ - ?                            

После решения задач – подведение итогов урока, рефлексия, задается домашнее задание.

Фрагмент урока по теме: «Архимедова сила».

В начале урока – письменный опрос на знание закона Архимеда, условий плавания тел, определения подъемной силы.

Учитель: сегодня мы с вами будем решать задачи, в которых необходимо вычислить Архимедову силу, вес тела в жидкости, подъемную силу.

Начнем, как всегда, с задачи попроще. (Задачи решаются у доски учащимися).

Задача №1. Найти Архимедову силу, которая будет действовать на мраморную плиту размером 1м, полностью погруженную в воду.

Учитель: ребята, давайте вычислим устно объем плиты, и сразу запишем в дано значение объма. Как вы думаете, значение какой физической величины нам еще понадобится при решении задачи?

Ученики: еще нам понадобится значение плотности воды, так как Архимедова сила вычисляется как произведение плотности жидкости, g и объема той части тела, которая погружена в жидкость.

Учитель: верно, молодцы. А скажите, пожалуйста, какую часть значения объема плиты мы будем использовать при расчетах?

Ученики: объем всей плиты, так как по условию задачи, она вся погружена в воду.

Учитель: хорошо, молодцы. Давайте теперь вместе решим задачу.

Дано:                                          Решение:

V=0,05м3                             

ρв=1000                              

Найти:                       Ответ: 500Н.

 FА - ?                            

Учитель: теперь решим более сложные задачи.

Задача №2. Вес тела объемом 75см3 в воздухе 6Н. Вычислить вес этого тела в воде.

Учитель: прежде, чем приступим к решению этой задачи, давайте вспомним как вычислить вес тела в воздухе (дома я просила вас повторить данную тему).

Ученики: вес тела в воздухе вычисляется как произведение массы тела и g.

Учитель: правильно. А теперь порассуждаем о том, как изменяется вес тела в жидкости. Вес тела в жидкости уменьшается на величину, равную Архимедовой силе.

Еще обратите внимание на то, все ли физические величины заданы в системе СИ?

Ученики: нет, объем тела задан в кубических сантиметрах.

Учитель: значит, необходимо перевести значение объема из см3 в м3.

Решим задачу:

Дано:                         СИ                            Решение:

V=75 см3                 0,000075м3          Р=Рвозд -                

Рвозд=6Н

ρв=1000                                             Рвозд -

Найти:                                                 Р=5,25Н

 Р - ?                                                    Ответ: 5,25Н.

Задача №3. Какой максимальной подъемной силой обладает плот, сделанный из 10 бревен, если длина каждого бревна 2м, а площадь поперечного сечения 200 см2 (бревна оцилиндрованы)? Плотность дерева 700.

Учитель: еще раз внимательно прочитайте задачу. Что значит бревно оцилиндровано?

Ученики: значит, представляет собой цилиндр.

Учитель: правильно, а как вычислить объем цилиндра?

Ученики: нужно его высоту (длину бревна) умножить на площадь основания (площадь поперечного сечения).

Учитель: верно, а как вычислить объем всего плота?

Ученики: нужно умножить объем одного бревна на количество бревен.

Учитель: правильно. Скажите, пожалуйста как вычислить подъемную силу плота?

Ученики: она равна разности Архимедовой силы, действующей на плот в воде и веса плота в воздухе.

Учитель: правильно. Приступим к решению задачи, учтем, что подъемная сила максимальна, когда плот полностью погружен в воду (его поверхность находится на уровне поверхности воды).

Дано:                         СИ                 Решение:

L=2м                                                

S=400см2                0,04м2             

N=10                                              

ρв=1000                                         

ρд=700                                         

 Найти:                                            2400Н=2,4кН.                

  Fп - ?                                             Ответ: 2,4кН.

После решения задач – рефлексия, задается домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Дистанционный курс повышения квалификации

«Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА».

Слушатель: Тлустенко О.В., учитель физики МОУ «Лицей №8» г.о.Электросталь Московской области.

Контрольная работа №2.

Задание №1. Выделите две ключевые ситуации в курсе физики 8 класса:

  1. Энергия топлива. Теплота сгорания топлива.
  2. Нахождение сопротивления цепи и расчет простых цепей.

Задание №2. Составить на основе каждой из этих ключевых ситуаций задачу в трех уровнях сложности:

Энергия топлива. Теплота сгорания топлива.

Задача №1(базовый уровень). Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 400 г спирта?

Задача №2 (повышенный уровень). Сколько березовых дров нужно сжечь, что бы в походе вскипятить 10 литров воды, если вся теплота, выделившаяся при сгорании дров, пойдет на нагревание воды. Начальная температура воды 200С.

Задача №3 (высокий уровень).  Какое количество древесного угля надо сжечь в самоваре, емкость которого равна 5 л, а КПД составляет 25%, чтобы нагреть в нем воду от температуры 20°С до температуры 100°С?

Нахождение сопротивления цепи и расчет простых цепей.

Задача №1(базовый уровень). Какие сопротивления можно получить, используя три резистора сопротивлением 3Ом каждый? Построить схемы предложенных соединений резисторов.

Задача №2 (повышенный уровень). Определите общее сопротивление электрической цепи (рис 1), если R1=1 Ом, R2=2 Ом, R3=4 Ом, R4=1 Ом, R5=2 Ом, R6=1 Ом.

Задача №3 (высокий уровень).  Рассчитать общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке 2. Сопротивление каждого резистора на схеме равно 1 Ом.


Задание №3. Опишите методологию решения этих задач с учениками: приведите фрагмент урока.

Фрагмент урока по теме: «Энергия топлива. Теплота сгорания топлива».

В начале урока – фронтальный опрос по темам: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива.

Тип урока: урок решения задач.

Учитель: ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи на тему: «Энергия топлива. Теплота сгорания топлива».

(Задачи решаются у доски учащимися).

Задача №1(базовый уровень). Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 400 г спирта?

Учитель: анализируем условие задачи, записываем данные. Значение какой табличной величины необходимо записать в дано?

Ученики: удельную теплоту сгорания спирта.

Учитель: правильно, приступим к решению задачи.

Дано:                  СИ:                                     Решение:

m=400г                0,4кг                 Q=qm

q=27                                   Q=

Найти:                                            

Q - ?                                                Ответ: .

Задача №2 (повышенный уровень). Сколько березовых дров нужно сжечь, что бы в походе вскипятить 10 литров воды, если вся теплота, выделившаяся при сгорании дров, пойдет на нагревание воды. Начальная температура воды 200С.

Учитель: анализируем условие задачи, записываем данные. Значение каких табличных величин необходимо записать в дано?

Ученики: плотность воды, температуру кипения воды, удельную теплоемкость воды,  удельную теплоту сгорания березовых дров.

Учитель: правильно, приступим к решению задачи.

Дано:                     СИ:                                     Решение:

V=10л                    0,01м3                 Количество теплоты, необходимое для нагревания 10л воды от

t1=200C                                               200С до 1000С:

t2=1000C                                              Qв, где m=ρ 

q=13                                Количество теплоты, которое выделится при сгорании mд кг дров:

                                Qд=q mд

с=4200                                  По условию задачи,  вся теплота, выделившаяся при сгорании Найти:                                     дров, пойдет на нагревание воды, следовательно:

mд - ?                                       Qв= Qд

                                                     

                                                 ==

                                               

Ответ: 258г.

Задача №3 (высокий уровень).  Какое количество древесного угля надо сжечь в самоваре, емкость которого равна 5 л, а КПД составляет 25%, чтобы нагреть в нем воду от температуры 20°С до температуры 100°С?

Учитель: что означает фраза в задаче – КПД самовара 25%?

Ученики: Это значит, что на нагревание воды расходуется только 0,25 тепла, выделившегося при сгорании древесного угля.

Учитель: правильно, записываем данные. Значение каких табличных величин необходимо записать в дано?

Дано:                     СИ:                                     Решение:

V=5л                    0,005м3          Количество теплоты, необходимое для нагревания 5л воды от

t1=200C                                        200С до 1000С:

t2=1000C                                      Qв, где m=ρ 

q=34                                Количество теплоты, которое выделится при сгорании mу  кг угля:

                                Qу=q mу

с=4200                                  По условию задачи,  только 0,25 от теплоты, выделившаяся при

η=0,25                                      сгорании угля, пойдет на нагревание воды, следовательно:

Найти:                                      Qв= ηQу                             

mу - ?                                        

                                                 ==

                                               

Ответ: 198г.

После решения задач – рефлексия, задается домашнее задание.

Фрагмент урока по теме: «Нахождение сопротивления цепи и расчет простых цепей».

В начале урока – фронтальный опрос по темам: закон Ома для однородного участка цепи, удельное сопротивление проводников, последовательное и параллельное соединение проводников.

Тип урока: урок решения задач.

Учитель: ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи на тему: «Нахождение сопротивления цепи и расчет простых цепей».

(Задачи решаются у доски учащимися).

Задача №1(базовый уровень). Какие сопротивления можно получить, используя три резистора сопротивлением 3Ом каждый? Построить схемы предложенных соединений резисторов.

Учитель: анализируем условие задачи, записываем данные.

Дано:                                Решение:

R=3 Ом              Рассмотрим возможные варианты соединения резисторов:

Найти:               I).                                                                                                                                      

R0 - ?                 II).

                          III).    

                           IV).

Теперь рассчитаем общее сопротивление участков цепей во всех случаях:

                            I). Все три резистора соединены последовательно, значит R0=3R=9 Ом.

II). Два резистора соединены параллельно, их общее сопротивление равно , а                                                                          третий резистор соединен с этой парой резисторов последовательно, значит: R0=R+=.

III). Все три резистора соединены параллельно, значит R0= = 1 Ом.

IV). Два резистора соединены последовательно, их общее сопротивление равно 2R, а третий резистор соединен с этой парой резисторов параллельно, значит: R0=.

Ответ: 9 Ом; 4,5 Ом; 1 Ом; 2 Ом.

Задача №2 (повышенный уровень). Определите общее сопротивление электрической цепи (рис 1), если R1=1 Ом, R2=2 Ом, R3=4 Ом, R4=1 Ом, R5=2 Ом, R6=1 Ом. 

Учитель: анализируем условие задачи. Соединение каких резисторов очевидно?

Ученики: R4, R5, R6 – соединены последовательно и их общее сопротивление равно сумме сопротивлений R4, R5, R6.

Учитель: верно, молодцы. А как подсоединен резистор R3 к указанной тройке сопротивлений?

Ученики: параллельно.

Учитель: правильно. Ну и осталось выяснить как соединены R1 и R2 между собой и с указанной выше системой проводников?

Ученики: последовательно.

Учитель: правильно, записываем данные, оформляем задачу.

Дано:                                Решение:

R1=1 Ом                   R4,5,6= R4+ R5+ R6=4 Ом

R2=2 Ом                   R3,4,5,6= = 0,5 Ом

R3=4 Ом                   Ro= R1+ R3,4,5,6+ R2 = 3,5 Ом.

R4=1 Ом

R5=2 Ом

R6=1 Ом

Найти:

R0 - ?                        Ответ: 3,5 Ом.

Задача №3 (высокий уровень).  Рассчитать общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке 2. Сопротивление каждого резистора на схеме равно 1 Ом.

Учитель: при решении этой задачи следует помнить, что через резистор, подсоединенный к точкам А и В ток не течет (схема является симметричной), то есть этот резистор из схемы можно исключить.

Далее заметим, что «звезда» состоит из двух одинаковых параллельно соединенных веток. Кроме того, некоторые элементы в каждой ветке схемы повторяются. Для удобства пронумеруем резисторы левой ветки «звезды».

Ученики: резисторы 2,3,4 и 5,6,7 образуют одинаковые элементы на схеме, а значит их сопротивления одинаковы.

Учитель: как соединены резисторы 2 и 3?

Ученики: последовательно.

Учитель: а как к ним подсоединен резистор 4?

Ученики: параллельно.

Учитель: как между собой соединены следующие части левой ветки «звезды»: резистор 1, система резисторов 2,3,4 и система резисторов 5,6,7?

Ученики: они все соединены последовательно.

Учитель: совершенно верно, оформим задачу у доски.

Дано:                                                  Решение:

R=1 Ом                R2,3=R+R=2 Ом

Найти:                 R2,3,4=

R0 - ?                    R1-7=R+

                               тогда R0=

                             Ответ: 1,17 Ом.

После решения задач – рефлексия, задается домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Дистанционный курс повышения квалификации

«Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА».

Слушатель: Тлустенко О.В., учитель физики МОУ «Лицей №8» г.о.Электросталь Московской области.

Итоговая контрольная работа.

Задание №1. Выделите и проанализируйте две ключевые ситуации в одном из разделов школьного курса 9-го класса:

1. Закон всемирного тяготения.

При изучении данной ключевой ситуации следует обратить внимание, что все тела во Вселенной взаимно притягивают друг друга. Взаимное притяжение между всеми телами называют всемирным тяготением.

Вычислить силы, с которыми тела притягиваются друг к другу, можно благодаря закону всемирного тяготения, открытому Ньютоном:

Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:

.

Особое внимание следует уделить коэффициенту пропорциональности, входящему в состав формулы, являющейся математической записью закона всемирного тяготения. G – гравитационная постоянная. Определить физический смысл гравитационной постоянной легко; для этого необходимо всем физическим величинам, расположенным по одну сторону от знака равно с гравитационной постоянной в законе всемирного тяготения, присвоить значение 1:

 .

Тогда становится очевидным, что гравитационная постоянная – это сила, с которой притягиваются тела массами по 1кг, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга.

Кроме того, следует отметить, что закон всемирного тяготения, сформулированный для пары тел в указанной форме, справедлив в случаях:

1. Размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстояниями между телами;

2. Оба тела имеют сферическую форму;

3. Одно из тел имеет сферическую форму, а второе тело имеет размеры и массу, много меньшие по сравнению с размерами и массой первого тела, и расположено вблизи поверхности первого тела.

При изучении физики в 9 классе на расширенном уровне, можно ввести понятие центра масс тела и тогда удобно закон всемирного тяготения представить в следующей формулировке: два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между центрами масс этих тел. В этом случае нет необходимости оговаривать границы применимости данной формулировки.

2. Движение тела по окружности.

При изучении  курса физики на базовом уровне, рассматривают только движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. При изучении  курса физики на расширенном уровне, рассматривают еще и неравномерное движение тела по окружности.

При изучении движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, следует отметить, что такой вид движения относится к криволинейному, следовательно скорость тела в любой момент времени направлена по касательной к траектории. То есть движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, является ускоренным, несмотря на то, что модуль скорости остается неизменным. И действительно, из определения ускорения: , следует, что при изменении направления вектора скорости разность векторов , следовательно тело движется с ускорением. При выводе расчетной формулы для центростремительного ускорения, приходят к выводу, что оно направлено к центру окружности, следовательно называется центростремительным. Оно всегда направлено по радиусу  к центру окружности и характеризует быстроту изменения направления вектора скорости.

При изучении неравномерного движения тела по окружности, вводят понятие касательного ускорения, которое направлено по касательной к окружности в любой момент времени и сонаправлено с вектором скорости в случае ускоренного движения тела (когда модуль скорости тела увеличивается с течением времени), либо направлено в сторону, противоположную вектору скорости в случае замедленного движения тела (модуль скорости тела уменьшается с течением времени). При этом касательное ускорение характеризует быстроту изменения модуля скорости. Полное ускорение тела при его неравномерном движении равно векторной сумме центростремительного и касательного ускорений:

Кроме того, очень важно обратить внимание учащихся на тот факт, что касательное ускорение направлено по касательной к окружности, а центростремительное – по радиусу к центру окружности, следовательно, угол между этими векторами 900, значит, для вычисления модуля полного ускорения можно воспользоваться теоремой Пифагора.

В заключение, следует отметить, что изучение понятий центростремительного и касательного ускорений необходимо для дальнейшего изучения баллистического движения в 10 классе (или на элективном курсе в 9 классе).

Задание №2. Составьте по всему курсу физики основной школы тестовое задание с выбором ответа, одно задание с кратким ответом, одну задачу с полным решением (всего 3).

Задания с выбором ответа.

1. Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 0,5ч проехал 45км. Чему равна скорость поезда?

1) 22,5м/с                2) 25м/с                3) 90м/с                 4) 100м/с

2. Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила тяготения между ними

1) увеличилась в 4 раза                                          3) увеличилась в 2 раза

2) уменьшилась в 4 раза                                        4) уменьшилась в 2 раза

3. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела

1) максимальна в момент достижения наивысшей точки

2) максимальна в момент начала движения

3) одинакова в любые моменты движения тела

4) максимальна в момент падения на землю

4. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вектор ускорения в точке А сонаправлен вектору

1) 1                         2) 2                           3) 3                           4) 4

5. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изменению давления жидкости по мере увеличения столба жидкости? Атмосферное давление не учитывается.

6. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества?

А. Конвекция

Б. Теплопроводность

1) и А, и Б                                               3) только А

2) ни А, ни Б                                           4) только Б

7. На рисунке приведен график зависимости температуры воды от времени. Начальная температура воды 500С. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1?

1) только в газообразном                              

2) только в жидком

3) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в газообразном

4) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в кристаллическом

8. К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями показано начальное положение).

Это означает, что

1) оба шарика заряжены положительно

2) оба шарика заряжены отрицательно

3) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно

4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно

9. Правильное положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита изображено на рисунке

10. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1' и 2'. За ширмой находится

1) собирающая линза

2) рассеивающая линза

3) плоское зеркало

4) сферическое зеркало

11. В соответствии с моделью атома Резерфорда

1) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры

2) ядро атома имеет отрицательный заряд

3) ядро атома имеет размеры, сравнимые с размерами атома

4) ядро атома притягивает α-частицы

12. Под действием какой частицы протекает ядерная реакция:

1) нейтрона

2) протона

3) α-частицы

4) электрона

Задание с кратким ответом.

Два проводника имеют одинаковые сопротивления , соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2 – силы тока, U1 и U2 – напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                                              ФОРМУЛЫ

А) напряжение на участке цепи                                                           1)

Б) сила тока в общей цепи                                                                    2)

В) общее сопротивление участка цепи                                               3) U= U1+U2

                                                                                                                 4)

                                                                                                                 5) R=2r

 Ответ:

А

Б

В

Задача с развернутым решением.

Тележка с песком общей массы 10кг движется без трения по горизонтальной поверхности со скоростью 2м/с. Вслед за тележкой летит шар массой 2кг с горизонтальной скоростью 8м/с. После попадания в песок шар застревает в нем. Какую скорость при этом приобретает тележка?

Задание №3. Опишите методологию выполнения этих заданий с учениками (представьте разработку одного урока).

Цель урока: повторение курса физики основной школы, формирование навыков решения задач (самостоятельно анализировать условие задачи, оценивать полученный результат, искать дополнительные данные), контроль знаний,  подготовка к ГИА.

Учащимся предлагается тест по всему курсу физики за 7 – 9 класс.

25 мин самостоятельная работа с тестом (1 – 12),

10 мин разбор тестовых заданий (1 – 12) вместе с учениками - самопроверка.

10 мин разбор задачи с кратким ответом и задачи с полным решением.

Тест предлагается учащимся выполнить на семинарском занятии (по подгруппам), при этом ребята рассаживаются по одному человеку за партой.

Учитель: здравствуйте, ребята. Сегодня вы напишете небольшой тест, после чего мы его проверим. В конце урока у доски разберем еще две задачи. Приступайте к выполнению заданий теста, помните, что верным является только один вариант ответа, его и нужно обвести в кружочек. На работу отводится 25 минут.

После того, как отведенное на выполнение задания время истекло:

Учитель: приступаем к самопроверке. Я зачитываю вопрос, далее мы с вами обсуждаем как на него ответить и какой вариант ответа является верным. После этого вы в своей работе напротив соответствующего задания ставите либо «+», либо «-».

Вопрос 1. Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 0,5ч проехал 45км. Чему равна скорость поезда?

Как рассчитать скорость тела при равномерном движении?

Ученики: нужно путь, пройденный телом разделить на время движения. Значит, скорость поезда 90км/ч.

Учитель: верно, но в ответах приведены значения скорости в м/с.

Ученики: надо 90км/ч разделить на 3,6 и получим 25м/с, значит верным является второй вариант ответа.

Учитель: правильно, кто ответил так же, ставьте себе «+», кто нет – «-». Продолжаем.

Вопрос 2. Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила тяготения между ними

1) увеличилась в 4 раза                                          3) увеличилась в 2 раза

2) уменьшилась в 4 раза                                        4) уменьшилась в 2 раза

Вспоминаем формулу, позволяющую рассчитать силу, с которой притягиваются два однородных шара друг к другу.

Ученики: .

Учитель: да, правильно, а что изменится, если уменьшить расстояние между центрами этих шаров в два раза?

Ученики: в знаменателе формулы появится «4»: . И сила тяготения между шарами тогда уменьшится в 4 раза. Верный ответ 2.

Учитель: молодцы, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 3. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела

1) максимальна в момент достижения наивысшей точки

2) максимальна в момент начала движения

3) одинакова в любые моменты движения тела

4) максимальна в момент падения на землю

Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить один из самых важных законов механики – закон сохранения механической энергии. Кто нам его напомнит?

Ученики: в замкнутой системе, в которой действуют только консервативные силы,  сумма кинетической и потенциальной энергии всех тел системы остается величиной постоянной.

Значит, правильный ответ три.

Учитель: верно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 4. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вектор ускорения в точке А сонаправлен вектору

1) 1                         2) 2                           3) 3                           4) 4

Учитель: каким ускорением обладает тело при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью?

Ученики: центростремительным, которое в любой момент времени направлено по радиусу к центру окружности, значит вектор ускорения сонаправлен вектору 4.

Учитель: правильно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 5. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изменению давления жидкости по мере увеличения столба жидкости? Атмосферное давление не учитывается.

По какой формуле рассчитывается давление столба жидкости?

Ученики:  

Учитель: какой вид зависимости имеет зависимость р=р(h)?

Ученики: прямую пропорциональность, значит правильным является график номер 3.

Учитель: отлично, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 6. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить все виды теплопередачи и их особенности.

Ученики: правильный ответ 4, так как при конвекции энергия переносится самими струями жидкости или газа.

Учитель: да, верно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 7. На рисунке приведен график зависимости температуры воды от времени. Начальная температура воды 500С. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1?

1) только в газообразном                              

2) только в жидком

3) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в газообразном

4) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в кристаллическом

Давайте посмотрим внимательно на график, и решим, сколько различных процессов происходит в системе. И какие это процессы?

Ученики: три процесса – сначала вода нагревается до температуры кипения, потом кипит (горизонтальный участок), дальше – нагревается пар. τ1 соответствует горизонтальному участку, значит, происходит кипение воды и правильный ответ 3.

Учитель: отлично, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 8. К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями показано начальное положение).

Это означает, что

1) оба шарика заряжены положительно

2) оба шарика заряжены отрицательно

3) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно

4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно

Как взаимодействуют между собой одноименно и разноименно заряженные тела?

Ученики: одноименные – отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

Учитель: на рисунке мы видим, что угол отклонения нитей от вертикали уменьшился. Что это значит? Как взаимодействуют шарики с палочкой?

Ученики: притягиваются, значит они заряжены отрицательно и правильный ответ 2.

Учитель: верно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 9. Правильное положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита изображено на рисунке

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, как взаимодействуют друг с другом постоянные магниты.

Ученики: у постоянных магнитов одноименные полюса отталкиваются , а разноименные – притягиваются.

Учитель: теперь давайте вспомним, какое направление имеют линии магнитной индукции за пределами полосного магнита?

Ученики: выходят из северного полюса, входят в южный. На рисунке магнит и стрелка должны быть повернуты разноименными полюсами, значит это рисунок 3.

Учитель: да, я согласна, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 10. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1' и 2'. За ширмой находится

1) собирающая линза

2) рассеивающая линза

3) плоское зеркало

4) сферическое зеркало

Ученики: это плоское зеркало, расположенное под углом 450 к лучам:

Учитель: да, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 11. В соответствии с моделью атома Резерфорда

1) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры

2) ядро атома имеет отрицательный заряд

3) ядро атома имеет размеры, сравнимые с размерами атома

4) ядро атома притягивает α-частицы

Ученики: ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры, ответ номер 1.

Учитель: хорошо, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 12. Под действием какой частицы протекает ядерная реакция:

1) нейтрона

2) протона

3) α-частицы

4) электрона

Согласно законам сохранения заряда и массы в замкнутой системе, на месте ? должна быть частица…

Ученики: нейтрон , ответ номер 1.

Учитель: молодцы, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Теперь подсчитайте количество плюсов:

11-12 – оценка 5

9-10 – оценка 4

6-8 – оценка 3

Все что меньше 6 – двойка.

Выставляем себе оценку, в конце урока тетради сдаем.

Теперь обсудим еще две задачи.

Задание с кратким ответом.

Два проводника имеют одинаковые сопротивления , соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2 – силы тока, U1 и U2 – напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                                              ФОРМУЛЫ

А) напряжение на участке цепи                                                           1)

Б) сила тока в общей цепи                                                                    2)

В) общее сопротивление участка цепи                                               3) U= U1+U2

                                                                                                                 4)

                                                                                                                 5) R=2r

Какая физическая величина одинакова у проводников при их параллельном соединении?

Ученики: напряжение. Значит, пункту А в таблице соответствует цифра 1.

Учитель: верно. А как связаны силы токов в проводниках (вспомните закон сохранения электрического заряда для узла).

Ученики: сумма сил токов параллельно соединенных проводников равна силу тока в неразветвленной цепи. Пункту Б в таблице соответствует цифра 2.

Учитель: хорошо, осталось вспомнить как рассчитать общее сопротивление двух одинаковых параллельно соединенных резисторов.

Ученики: . Пункту В в таблице соответствует цифра 4.

Учитель: заполняем таблицу.

А

Б

В

1

2

4

И последняя задача.

Задача с развернутым решением.

Тележка с песком общей массы 10кг движется без трения по горизонтальной поверхности со скоростью 2м/с. Вслед за тележкой летит шар массой 2кг с горизонтальной скоростью 8м/с. После попадания в песок шар застревает в нем. Какую скорость при этом приобретает тележка?

Дано:                                                    Решение:

М=10кг                  

V1=2м/с

m=2кг

V2=8м/с               ЗСИ: х:

Найти:                   = .

U- ?                        = .

Ответ:      .

В конце урока – рефлексия и задается домашнее задание.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...