календарно-тематическое планирование уроков физики 7 класс
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Гильмутдинова Гульнара Магсумовна

поурочное планирование программного материала по физике за курс 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА

 ПО УЧЕБНИКУ А.В.ПЕРЫШКИНА «ФИЗИКА. 7 КЛАСС».

 ( Всего 70 часов. 2 часа в неделю).

Содержание.

Планируемый результат.

№ урока

Изучаемый раздел учебного материала

Кол.

часов

Календ. сроки / фактич. сроки

Знания

Умения

Общие учебные умения и способы  деятельности.

КИМ

Физика и физические методы изучения природы  (4 часа).

1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

Первоначальные сведения о физике как науке.

Различать физические явления и тела, физические величины и их единицы.

Пользоваться справочным материалом учебника, делать умозаключения из наблюдений.

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы

Приводить примеры  физических величин, находить цену деления прибора, различать погрешность и записывать результат измерений с учетом погрешности.

Пользоваться измерительной линейкой, термометром, транспортиром.

3/3

Лабораторная работа №1  «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Алгоритм нахождения цены деления прибора и погрешности измерений.

Т.Б. при выполнении Л/Р.

Пользоваться мензуркой, определять вместимость сосуда и объём жидкости

Устанавливать закономерности, делать выводы по цели работы.

4/4

Физика и техника

1

Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники.

Роль физики  в формировании научной картины мира

Пользоваться современными электронными устройствами: (плеер, пейджер, моб. телефон, видеомагнитофон).

Находить дополнительный материал на заданную тему; выделить главное, существенное.

Тепловые явления (5 час)

5/1

Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2

«Измерение размеров малых тел».

1

Представление о строении вещества, молекулах и их размерах. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Цель и порядок выполнения  лаб. работы.

Определять размер молекул и атомов; различать понятия молекула и атом. Выполнять измерения «способом рядов»

Анализировать, сравнивать,  сопоставлять, делать выводы  по предложенным опытом.  Работать аккуратно  с учетом Т.Б.

 делать выводы, работа в паре.

6/2

Диффузия в газах жидкостях и твёрдых телах.

1

 Как происходит диффузия в газах,  жидкостях и твёрдых телах. Практическая значимость диффузии.

Объяснять явление диффузии на основе атомно-молекулярного строения и скорость её протекания в зависимости от температуры тела.

Анализировать причины, закономерности протекания диффузии

7/3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Доказательства существования притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания

Объяснять  взаимодействие молекул и наличие промежутков.

Демонстрировать и объяснять примеры проявления этого явления в природе и технике, работать в малых группах

8/4

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых  тел, жидкостей, газов.

1

Модели строения газов, жилкостей и твердых тел.Различие в расположение и взаимодействие молекул.

Объяснять различия твёрдых тел, жидкостей и газов на основе расположения и взаимодействия молекул

Использовать ранее полученные знания для объяснения явлений, оценить ответ товарища

9/5

Обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

Основные понятия изученной темы.


Давать правильные ответы, решать проблемные задачи.

Формировать правильные ответы, анализировать, выделять главное, существенное





Механические явления (56 час)

Взаимодействие тел  (21 час).

10/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

Определение механического движения, виды движения, Определение пути, единицы пути. Относительность движения.

Различать понятия траектории и пройденного пути, переводить кратные и дольные единицы в основную единицу пути. Отличительные признаки равномерного и неравномерного движения

Использовать ранее полученные знания для объяснения явлений.

11/2

Скорость, единицы скорости.

1

Формулу для расчёта скорости движения тела. Графики движения, единицы скорости.

Сравнивать графики движения, проводить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости в систему СИ.

Пользоваться таблицей скоростей, сравнивать скорости различных тел.

12/3

Расчёт пути  и времени движения. Решение задач «Механическое движение».

1

Формулы скорости, пути и времени. Единицы скорости, пути и времени

Решать задачи и кратко записывать их, решать графические задачи (построение и чтение).

Пользоваться калькулятором , таблицами в учебнике, владеть приёмами упрощённых вычислений.

13/4

Контрольная работа №1 «Механическое движение»

(20 минут)

Инерция

1

Суть явления инерции

Находить проявление инерции в быту и технике

Отличать явление инерции от других физ. процессов, анализировать явления, формировать правильный ответ, обосновывать.

14/5

Работа над ошибками к/р №1 «Механическое движение»

Взаимодействие тел.

1

Взаимодействие тел – причина изменения их скорости  Явление  отдач

Приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии.

Делать выводы по результату взаимодействия тел.

15/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

Понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы, методы измерения массы.

Пользоваться весами и производить расчеты массы тела.

Пользоваться таблицей в учебнике, работать со справочной литературой

16/7

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Правила взвешивания на рычажных весах. Устройство и принцип действия весов.

Пользоваться рычажными весами и набором гирь и разновесов

Делать обобщения и выводы, понимать смысл работы, взвешивать любые тела.

17/8

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

1

Правила пользования измерительным цилиндром и мензуркой

Измерять объем тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра и мензурки.

Работать в коллективе и индивидуально, делать умозаключение.

18/9

Плотность вещества

1

Понятие плотности, единицы плотности, формулу плотности.

Пользоваться таблицей плотностей, переводить единицы плотности.

Сравнивать плотности различных материалов, пользоваться таблицами.

19/10

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

Формулу плотности, соотношение между единицами плотности, массы и объема.

Определять плотность тела по измеренной массе и объему.

Сравнивать полученные значения эксперимента с табличными, владеть навыками самоконтроля.

20/11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

Формулу для нахождения массы и объема. Единицы массы тела и объема.

Вычислять массу и объем тела по его плотности; оформлять задачи

Владеть рациональными, вычислительными навыками, анализировать результаты работы.

21/12

Решение задач. «Масса. Плотность вещества»

1

Формулы  пути, времени, скорости. Формулы плотности, объёма, массы. Единицы измерения.

Производить преобразование формул, единиц измерения, выбирать правильный ответ.

Сравнивать полученные ответы, сопоставлять результаты с табличными, пользоваться таблицами.

22/13

Контрольная работа №2 по теме  «Масса тела. Плотность вещества».

1

Основные формулы и понятия темы.

Решать задачи, правильно оформлять.

Производить аккуратные записи, выдерживать алгоритм решения задач.

23/14

Работа над ошибками к/р №2 «Масса тела. Плотность вещества». Сила. Единицы силы. Графическое изображение силы.

1

Сила-причина изменения скорости; порядок построения вектора силы.

Приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию. Уметь строить вектор силы.

Рассуждать, анализировать различные ситуации.

24/15

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука.

1

Всемирное тяготение. Сила тяжести – частный случай всемирного тяготения. Причину возникновения силы упругости. Закон Гука для упругих деформаций.

Приводить:

А) примеры действия сил  тяжести и упругости.

Б) примеры практического применения закона Гука.

Наблюдать, сравнивать, объяснять наблюдаемое.

25/16

Вес тела.

1

Определение веса тела. Различия  между весом тела и силой тяжести. Понятия невесомость и перегрузки.

Уметь применять формулу при решении задач. Различать вес тела и силу тяжести.

Уметь правильно формулировать вопросы, строить ответы.

26/17

Динамометр. Решение задач на расчёт различных видов сил.

1

Устройство и действие динамометра.

Применять формулы для расчёта различных видов сил.

Навыки устного счета. Сравнивать, делать выводы, рассуждать.

27/18

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Устройство и действие динамометра.

Градуировать пружину, измерять силу динамометром.

Делать выводы, формулировать цели, наблюдать.

28/19

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

Сила – векторная величина, точка приложения силы, равнодействующая сила.

Сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и разные стороны.

Работать в малых группах, выполнять четкие, аккуратные рисунки и иллюстрации к задачам.

29/20

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

Виды сил трения. Причины  возникновения силы трения. Зависимость силы трения от веса тела. Роль смазки. Примеры проявления силы трения в природе, быту, и технике. Роль трения в технике, борьба с трением.

Сравнивать силы трения скольжения и силу трения качения. Различать виды трения. Использовать трение (способы увеличения), борьба с трением (способы уменьшения).

Сравнивать, распознавать, различать аргументировать.

30/21

Контрольная работа №3  по теме «Сила. Равнодействующая сил»

1

Основные формулы и понятия темы.

Решать задачи, правильно оформлять.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат. Вычислительные навыки.

Давление твёрдых тел и газов  (22 часа).

31/1

 Работа над ошибками к/р №3 «Сила. Равнодействующая сил». Давление. Единицы давления.   Способы уменьшения и увеличения давления.

1







Суть понятия давление, единицы давления, зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления.

Преобразовывать формулу давления. Выражать силу и площадь из формулы давления.

Наблюдать, делать выводы.

32/2

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел.»

1

Знать формулы для расчёта давления и силы давления.

Решать качественные и количественные задачи.

Приводить примеры, сравнивать, делать выводы.

33/3

Давление газа. Закон Паскаля.  Давление в жидкости и газе.

1

Причины возникновения давления газа. Суть закона Паскаля, механизм давления газа на стенки сосуда.

Объяснить зависимость давления газа от его объема и температуры. Объяснить передачу давления  жидкостью и газом.

Обобщать, делать выводы, видеть различие в строении вещества. Использовать новые знания для объяснения наблюдаемых явлений.

34/4

Решение задач на применение закона Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

1

 


Знать суть закона Паскаля. Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости и разных видов жидкостей.  Суть понятия сообщающиеся сосуды, действие шлюза, фонтана.

Решать качественные и количественные задачи. Обосновывать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне.

Приводить примеры, сравнивать, делать выводы. Сравнивать, анализировать, рассуждать, доказывать.

35/5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Формулу для расчета давления жидкости на дно  и стенки сосуда, единицы измерения давления.

Решать качественные и количественные задачи по теме. Работать в системе Си. Производить преобразование формул, единиц измерения.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат. Сравнивать полученный ответ, рассуждать, доказывать.

36/6

Контрольная работа №4 по теме «Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов».

1

Формулы для расчёта гидростатического давления и силы давления.

Производить преобразование формул, единиц измерения.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат.

37/7

Работа над ошибками к/р №4 «Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов».

Вес воздуха.  Атмосферное давление.

1

Формулы для расчета давления, законы и понятия темы.

Причины возникновения атмосферного давления. Понятие вес воздуха

Решать качественные и количественные задачи в СИ. Обосновывать существование атмосферного давления.

Пользоваться таблицами плотностей, выдерживать алгоритм решения задач. Рассуждать, доказывать, приводить примеры.

38/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Суть опыта Торричелли.

Пользоваться формулами для вычисления атмосферного давления. Объяснять физическую суть опыта Торричелли.

Добывать знания самостоятельно, работать индивидуально.

39/9

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных  высотах.

1

Назначение, устройств и принципы действия барометра – анероида

Пользоваться барометром для определения давления.

Рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

40/10

Манометры

Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров

Объяснять принцип действия манометров на основе полученных знаний.

Приводить примеры, сравнивать, делать выводы. Сравнивать, анализировать, рассуждать, доказывать

41/11

Решение задач по теме «Атмосферное давление, измерение давления».

1

Формулы  для расчёта атмосферного давления.

Использовать ранее полученные знания в новых ситуациях.

Формулировать правильные ответы, анализировать, выделять главное.

42/12

Контрольная работа №5 по теме «Атмосферное давление».

1

Формулы  для расчёта атмосферного давления.

Использовать ранее полученные знания в новых ситуациях.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат.

43/13

Работа над ошибками к/р № 5. «Атмосферное давление».

Поршневой жидкостный насос

1

Формулы  для расчёта атмосферного давления. Устройство и принцип действия насоса

 Использовать ранее полученные знания в новых ситуациях. Объяснять принцип работы насоса.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат.

44/14

Гидравлический пресс

1

Принципиальное устройство пресса. Формулы для расчета выигрыша в силе.

Объяснять принцип действия гидравлической машины.

Приводить примеры  области применения гидравлической машины.

45/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы. Формулу для определения архимедовой силы.

Объяснить причины возникновения выталкивающей силы. Использовать формулу для расчета архимедовой силы.

Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре. Оценивать ответ товарища.

46/16

Лабораторная работа №7 “Определение выталкивающей силы”.

1

Цель и ход выполнения работы.

Применять формулы для определения выталкивающей силы.

Работать в коллективе, делать выводы.

47/17

Плавание тел. Решение задач на расчет архимедовой силы.

1

Условия плавания тел.

Обосновывать условия плавания тел. Уметь применять формулы условия плавания тел в различных ситуациях.

Рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы.

48/18

Лабораторная работа №8 “Выяснение условия плавания тел”

1

Цель и ход работы. Требования к выполнению работы.

Производить правильные расчёты, пользоваться оборудованием.

Выполнять требования к лабораторной работе. Пользоваться калькулятором.

49/19

Плавание судов. Воздухоплавание.

1



Условия плавания тел. Суть понятия подъемной силы.

Применять условия плавания тел на воде и в воздухе.

Приводить примеры использования условия плавания тел.

50/20

Решение задач на расчет архимедовой силы, подъёмной силы.

1

Основные формулы и понятия темы.


Уметь применять формулы условия плавания тел в различных ситуациях.

Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре. Оценивать ответ товарища.

51/21

Контрольная работа №6  по теме “Архимедова сила.  Плавание судов. Воздухоплавание”.

1

Основные формулы и понятия темы.

Уметь применять формулы условия плавания тел в различных ситуациях.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат.

52/22

Работа над ошибками к/р №6  “Архимедова сила.  Плавание судов. Воздухоплавание”.

1

Основные формулы и понятия темы.

Уметь применять формулы условия плавания тел в различных ситуациях.

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат.

Работа.  Мощность.  Энергия. (13  часов).

53/1

Механическая работа. Единицы работы.

1

Суть понятия механическая работа. Единицы работы в Си.  Формулу работы.

Преобразовывать единицы измерения в Си. Пользоваться формулой работы.

Рассуждать, обобщать,  делать выводы.


54/2

Мощность. Единицы мощности.

1

Суть понятия мощность. Единицы измерения в Си. Формулу мощности.

Преобразовывать единицы мощности в Си, пользоваться формулой мощности, производить преобразование формулы.

Приводить примеры, использования техники различной мощности, сравнивать, делать выводы.

55/3

Решение задач “Работа. Мощность”

1

Основные формулы и понятия темы.

Уметь применять формулы условия плавания тел в различных ситуациях.

Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре.

56/4

Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.

1

Суть понятия простые механизмы, рычаг, плечо силы. Условия равновесия рычага.

Определять плечо силы, находить выигрыш в силе.

Сравнивать, анализировать, делать выводы.

57/5

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1

Суть понятия момент силы. Правило моментов. Единицы момента  силы. Закон равновесия рычага.

Находить момент силы. Пользоваться правилом моментов.

Наблюдать, объяснять наблюдаемое.

58/6

Лабораторная работа №9 “Выполнение условия равновесия рычага”

1

Цель и ход работы. Требования к выполнению лабораторной работы..

Выполнять требования к лабораторной работе, производить преобразование формул.

Делать выводы. Производить аккуратные записи. Проводить физический эксперимент.

59/7

Применение закона равновесия рычага к блоку. “Золотое правило” механики.

1




Суть понятия  подвижный, неподвижный блок. ”Золотое правило” механики.

Производить расчёты работы при использовании простых механизмов.

Наблюдать, сравнивать, анализировать.

60/8

КПД механизмов

1

Суть понятия КПД, полезная и полная работа.

Определять полезную и затраченную работу.

Сравнивать, анализировать, делать выводы.

61/9

Решение задач на “Золотое правило” механики. КПД механизмов.

1

Формулу работы, основные понятия и определения темы.

Решать задачи на “Золотое правило” механики.

Объяснять действие механизмов на основе полученных знаний. Работа в парах в диалоге.

62/10

Лабораторная работа №10 «Определение К.П.Д. наклонной плоскости».

1

Требования к выполнению лабораторной работы.

Выполнять требования к лабораторной работе, производить преобразование формул.

Делать выводы. Производить аккуратные записи. Проводить физический эксперимент.

63/11

 Контрольная работа № 7 по теме “Работа и мощность.  Простые механизмы”.

1

Требования к выполнению контрольной работы.

Уметь применить формулы работы и мощности при решении заданий контрольной работы.

Рассуждать, анализировать, делать выводы, формировать правильные ответы.

64/12

Работа над ошибками к/р №7 “Работа и мощность.  Простые механизмы”. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Суть понятия энергия, потенциальная и кинетическая энергия

Различать потенциальную и кинетическую энергию.

Рассуждать, анализировать, делать выводы, формировать правильные ответы.

65/13

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической  энергии.

1

Суть понятия полная механическая энергия,

закон ее сохранения.

Использовать закон сохранения энергии при решении задач.

Наблюдать, делать умозаключения

Повторение (5  часов).

66/1

Повторение по теме «Механическое движение. Плотность»

1

Базовый материал курса физики 7 класса по теме «Механическое движение. Плотность». Повторение.

Применять знания курса в нестандартных ситуациях.

Систематизировать, обобщать.

67/2

Повторение “Давление. Сила”

1

Базовый материал курса физики 7 класса по теме “Давление. Сила”. Повторение.

Применять знания курса в нестандартных ситуациях.

Систематизировать, обобщать.

68/3

Итоговая  контрольная работа “Механическое движение. Давление Работа. Энергия”

1

Базовый материал курса физики 7 класса.

Базовый материал курса физики 7 класса.

Систематизировать, обобщать.

69/4

Работа над ошибками итоговой контрольной работы “Механическое движение. Давление Работа. Энергия”

Повторение “ Работа и мощность ”

1

Основные понятия и формулы по теме “Давление. Сила. Плотность”

Применять знания курса в нестандартных ситуациях.

Систематизировать, обобщать.

70/5

Повторение

 “ Энергия”

1

Основные понятия и формулы по теме

“ Энергия”

Применять знания курса в нестандартных ситуациях.

Систематизировать, обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование уроков физики в 9 классе.

Планирование уроков физики  составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. Авторы составители: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин .- М «Дрофа» 2010 г. и с учётом методических писем. ...

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

Календарно-тематическое  планирование составлено   на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.  Астрономия». 7-11кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-3-е изд....

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 8 классе

Календарно-тематическое  планирование составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.  Астрономия». 7-11кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-3-е изд., стере...

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 9 классе

Календарно-тематическое  планирование составлено   на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.  Астрономия». 7-11кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-3-е изд....

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 11 классе по учебнику Тихомировой.

Тематическое планирование уроков физики в 11 классе. 2 ч в неделю. Базовый уровень. Автор - Тихомирова С.А....

Календарно-тематическое планирование уроков физики 8 класс

Календарно-тематическое планирование...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...