Звук.
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему
Конспект урока по физике в 9 классах по теме " Звук".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока физики. 9 класс Тема " Звук" | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тайны звука.
Цели урока: познакомиться с природой звука, его основными характеристиками и видами, продолжить формирование причинно-следственных связей.
Оборудование: звуковой генератор, камертон, громкоговоритель.
Ход урока.
1. Вступление (учитель). На прошлых занятиях мы начали изучать мех. Волны, чтобы в дальнейшем познакомиться с Эл-маг. Волнами. Хотя они имеют разные названия, различную физическую природу, но описываются одними и теми же параметрами и уравнениями. Сегодня мы познакомимся с еще одним видом механических волн. Их название мы запишем после того, как вы ответите на следующий вопрос. У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Черт справился с этими задачами. А третий свистнул и сказал: «Пришей к этому пуговицу!» - и черт был посрамлен». Что такое свист?
Ученики: звук.( Записывается тема урока и формируется первый обсуждаемый вопрос - природа звука)
2. Природа звука (учитель). Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.
Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода,
И так мычат бессильно провода...
Что же является причиной звука? Посмотрим опыты.
Опыт 1: Демонстрируется звук, издаваемый камертоном.
Опыт 2: Демонстрируется звук натянутой струны.
Причиной всех звуков являются колебания тел, хотя обычно такие колебания незаметны. А что является источником звука в наших опытах?
Да, колебания вилки камертона в первом случае и струны - во втором. Источники звука бывают разные. Например, музыка звучит из радиоприемника благодаря колебаниям громкоговорителя, речь и пение обусловлены колебаниями голосовых связок. Итак, звук – это упругие волны, распространяющиеся в жидкостях, газах и твердых телах и воспринимаемые приемниками звука – ухом животного или человека или микрофоном. Раздел физики , в котором рассматриваются свойства звуковых волн закономерности их возбуждения, распространения и действия на препятствия, называется акустикой. Звуковые волны в основном продольные, скорость распространения звуковой волны зависит от свойств среды. Например, в воздухе скорость звука 330-340м/с. В твердых телах скорость намного больше.
3. Виды звука. Выясним, в каком диапазоне частот наше ухо воспринимает звук. Опыт 3: С помощью звукового генератора демонстрируется полоса звуковых частот.
Звуковые волны частотой 16-20 000 Гц воздействуют на органы слуха человека, вызывая слуховые ощущения. Они называются слышимым звуком. Звуковые волны частотой менее 16 Гц называются инфразвуком, а частотой более 20 000Гц – ультразвуком.
Звуки дают нам много информации об окружающем мире, особенно это важно для людей лишенных зрения. Пусть я вовсе не имею зренья,
Но имею больше – чувств живых простор:
Слухом и послушным вдохновеньем
Я соткала жизненный узор...
Звук можно не только услышать, но и увидеть в виде волны на осциллографе – это уже знакомая нам синусоида.
4. Какие же характеристики имеет звук?
- субъективные (громкость, высота или тон, тембр)
- объективные - физические характеристики (интенсивность, давление, состав)
Громкость звука – это амплитудная характеристика волны, за единицу громкости принят бел, в честь Александра Грэхема Бела, изобретателя телефона. На практике громкость измеряют в децибелах. 1 дБ = 0,1 Б
10 дБ – шепот
40 дБ – тихий разговор
100 дБ – шум мотора трактора на расстоянии 1 м
120 дБ – порог болевого ощущения
более 180 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки уха
Частотной характеристикой звука является тон. Частота колебаний характеризует высоту тона. Например, летящий комар издает звук высокого тона, а шмель низкого, так как частота колебаний крыльев комара намного выше, чем у шмеля Высоту тона человеческого голоса делят на несколько диапазонов: Баритон(110-149Гц), тенор(130-520Гц), дискант(260-1000Гц), сопрано, колоратурное сопрано.
Еще одна важная характеристика звука – тембр. Это качество звука, которое придает индивидуальную окраску звучанию источника. Он зависит от состава звука. Нон, соответствующей наименьшей частоте в наборе частот данного звука, называется основным. Тоны более высоких кратных частот называют обертонами
По действию на наш слух все звуки делятся на музыкальные и шумы. Звуки, издаваемые камертоном или другими гармоническими колеблющимися телами , называются музыкальными, напротив, тарахтение, удары, визг нас утомляют и раздражают. Еще древние заметили, что музыкальные звуки благотворно влияют на психику и здоровье человека, это действие используется в современной медицине.
5. Подведение итогов. Сегодня мы с вами познакомились с физической природой звука, его основными характеристиками . На следующих занятиях поговорим об определении скорости звука в разных средах, инфразвуке и их применении.
Запишите домашнее задание: устно ответить на вопросы упр. , при необходимости обратится к материалу параграфа , выучить определения , записанные в тетрадь.
В заключение хочу сказать, что физика – это наука о природе, о закономерностях наиболее общих форм движения материи.
Блажен тот, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.
И.-В.Гете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]
Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....
Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...
Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....