Рабочая программа по физике- 7 кл
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Рябова Вера Захаровна

Пояснительная записка

 Цели и задачи

Учебно- тематический план

Содержание рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_20.11.12.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание рабочей программы
  3. Требования к уровню подготовки
  4. Критерии оценок
  5. Перечень учебно-методического обеспечения
  6. Календарно-тематическое планирование

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена   на основе авторской программы А.В. Пёрышкина (Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством А.В.Пёрышкина, Гутника Е.М.  Физика / авт. сост. Е.М.Гутник, Е.В.Рыбаков  М.: Дрофа, 2007г.) в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработана с учётом программно – методических материалов по предмету; декларирует преподавание физики в 7 классе на базовом уровне; конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта; даёт распределение учебных часов по разделам курса; последовательность изучения разделов физики. В рабочей программе определен перечень   лабораторных  работ. Рабочая программа ориентирована на учебник  « Физика-7 кл.» авт. А.В. Перышкин 

Рабочая программа  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона  Российской Федерации «Об образовании»   ст.9, п.2

2. Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования , утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении федерального стандарта основного общего образования»;

3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4.Федерального перечня  учебников, рекомендованных(допущенных) на 2012/2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  27 декабря 2011 г. N 2885   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную

аккредитацию, на 2012/2013 учебный год») .

 5. Базисного учебного плана ОУ  на 2012-2013 учебный год, утвержденный педагогическим советом  от  30.08.12г.

6. Положения о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ, курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательном учреждении,  реализующих программы общего образования, утвержденного педагогическим  советом  от  29.04.11г.

Рабочая программа составлена согласно действующему базисному учебному плану  МБОУ «Котельская СОШ » и предусматривает обучение физике в объёме 2 часов в неделю, 70  часов в год. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Цели изучения курса:

  1. общеобразовательные:
  1.  умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
  2. умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  3. умения использовать компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  4. умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
  1. предметно-ориентированные:
  1. понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
  2. развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
  3. воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
  4. применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

   Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельного             проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

В задачи обучения физике входят:

  1. развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  2. овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  3. усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости                 процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений       и законов;
  4.   формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих   способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образо-    вания и сознательному выбору профессии.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Основной формой обучения  - уроки изучения нового материала, уроки- практикума, комбинированные , уроки закрепления знаний.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении физики

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

               

Учебно- тематический план 7 КЛАСС  (70 часов – 2 часа в неделю)

Сроки

Раздел

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

04.09-11.09

Физика и физические методы изучения пророды

3

1

-

13.09-2.10

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

4.10-18.12

Взаимодействие тел

20

4

2

20.12-12.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

1

2

14.03-07.05

Работа, мощность, энергия

14

2

1

14.05-30.05

Повторение

6

-

1

Итого

70

9

6

2. Содержание:

I.  Физика и физические методы изучения природы

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества.

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Определение размеров малых тел. 

III. Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение периода колебания маятника. Исследование зависимости периода колебания от длины нити.
  2. Измерение массы тела на рычажных весах.
  3. Измерение объема тела.
  4. Определение плотности твердого вещества.
  5. Закон Гука.
  6. Измерение силы при помощи динамометра.
  7. Измерение силы трения скольжения

IV.  Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.

V.  Работа и мощность. Энергия.

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Выяснение условия равновесия рычага.
  2. Определение  КПД наклонной плоскости.

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

I. Физика и физические  методы изучения природы

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение цены деления измерительного прибора.

2 нед

-

II. Строение вещества

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение размеров малых тел.

4 нед

-

III. Взаимодействие тел

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение массы тела на рычажных весах.

9 нед

Сила. Равнодействующая сила

17 нед

Измерение объема тела

10 нед

Определение плотности твердого вещества.

11 нед

Измерение силы при помощи динамометра.

15 нед

Измерение силы трения скольжения

16 нед

 IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.

28 нед

Гидравлическое и атмосферное давление

25 нед

Сила Архимеда. Плавание тел

29 нед

V. Работа. Мощность. Энергия

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Выяснение условий равновесия рычага

32 нед

Работа. Мощность. Энергия

35 нед

Определение КПД наклонной плоскости

34 нед

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

знать/понимать:

  1. смысл понятий:  физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро.
  2. смысл физических величин:   путь,  скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия,  потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный пои ск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  9. для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  10. рационального применения простых механизмов;

4. Критерии оценок

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Годы издания

1.

А.В. Перышкин

Физика-7 кл

2008

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2004

3

Е. М Гутник Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике - 7класс

2005

4

В.А. Волков, С.Е. Полянский

Поурочное планирование по физике 7 класс

2010

5

Г.Е. Калбергенов

Физика в таблицах и схемах для школьников

2004

6

А.А. Фадеева

Тесты. Физика. 7-11 классы

2004

7

Под. Ред. Е.Е. Камзеевой

Физика ГИА 2012

2011

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...