Зависимость тормозного пути от погодных условий
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Фомакина Галина Вениаминовна

Исследовательская работа по физике 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Секция « Физика»

ЗАВИСИМОСТЬ ТОРМОЗНОГО ПУТИ ОТ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ

Авторы:  Барнаева Виктория,

Езулданова Надежда,

Мрез Николай,

Томаров Роман

обучающиеся 9 класса

ГБОУ  ООШ с. Аксаково

 муниципального района Шенталинский

 Самарской области

   Научный руководитель: Фомакина Галина Вениаминовна

                                             учитель физики

Сергиевск, 2012 г.

 

Оглавление

                1. Введение

                          1.1. Проблема……….…………………………………………………….….  3

                          1.2. Методологическая основа ……………………………………………… 3

                          1.3. Гипотезы ………………………………………………………………… 3

                          1.4. Актуальность темы……………………………………………………… 3

                          1.5.Методическая и дидактическая цель работы…………………….……. .4

                          1.6. Задачи……………………………………    …………………………….. 4

                          1.7. Объект исследования ………………………..………………………….. 4

                          1.8. Предмет исследования…………………………………………………... 4

                          1.9. Методы исследования…………………………………………………… 4

                          1.10. Теоретическая значимость работы…………..………………………... 5

                          1.11. Практическая значимость работы…………………………………….. 5

                          1.12. Обзор литературы и источников……………………………………… 5

                2. Основная часть

                         2.1.  ПДД с точки зрения физики……………………………………………..5

                         2.2.   Тормозной путь велосипеда ……………………………………………8

                 3. Заключение…………………………………………………………………… …12

                4. Список использованных источников и литературы ……................................. 13

                5. Приложение №1. ……………………………………………….………………. 15

                    Приложение №2 ………………………………………………………………... 16

                    Приложение №3. ……………………………………………………………….. 17

                    Приложение №4.  ……………………………………………….……………... 18.

                    Приложение №5.  …………………………………………………….………... 19

1. Введение.

1.1. Проблема. В осенне-зимнее время происходит больше дорожно-транспортных происшествий. Мы выбрали эту тему потому, что хотели  бы больше узнать о причинах нарушений правил дорожного движения в разное время и рассказать о них ученикам, чтобы было меньше жертв ДТП.

1.2. Методологическая основа:   На уроке физики  учитель объяснил, что благодаря инерции машина сразу не останавливается. Когда мы прочитали печальные статистики по ДТП и сравнили их по месяцам (Приложение №1), заметили, что во время гололеда происходит больше аварий. У нас возник вопрос: как влияет понижение температуры зимой на тормозной путь транспорта.  

1.3. Гипотезы: 1. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь транспорта.

                           2. Чем холоднее на улице, тем больше тормозной путь транспорта.

1.4. Актуальность темы. Часто на дорогах можно видеть перебегающего пешехода впереди идущего транспорта. По- видимому, пешеход не знает, что достаточно 30 секунд постоять на обочине, перекрестке перед красным сигналом светофора и для него загорится зеленый свет. Еще  он не знает элементарных сведений о тормозном пути автомашин и не соблюдает Правила пешехода (Приложение №2).

Мы решили попробовать научно изложить создавшуюся проблему, исследовав зависимость тормозного пути от погодных условий.

Организация Объединенных Наций включает проблему безопасности дорожного движения в число наиболее острых проблем человечества, наряду с раковыми заболеваниями, загрязнением окружающей среды, истощением энергетических ресурсов. Только на дорогах России за год гибнет больше людей, чем потеряла наша армия во всех малых и больших военных конфликтах, в которых она участвовала в последние полвека!

В целях реализации федеральной и областной целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения», активизации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечения безопасности несовершеннолетних  периодично проводятся этапы Всероссийских широкомасштабных мероприятий «Внимание - дети!». В рамках мероприятия на территории Самарской области предусмотрено проведение профилактических мер к началу учебного года с 15 августа по 15 сентября, с 1 по 10 ноября на осенних каникулах. Во время зимних школьных каникул, с 26 декабря 2011 года по 10 января 2012 года, прошёл IV этап Всероссийских широкомасштабных мероприятий - проведение в образовательных учреждениях акций с детьми (бесед, конкурсов, викторин), направленных на пропаганду соблюдения Правил дорожного движения. Наша школа постоянно участвует в конкурсах ЮИД, «Безопасное колесо», конкурсах литературных, мультимедийных работ по ПДД и занимает призовые места (Приложение №4).

1.5. Цель работы (методическая):  Исследовать влияние физических параметров на тормозной путь.

Дидактическая цель: Формирование компетентности самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), обработки и представления в разных формах;

1.6. Задачи:

  1. Организация  экспериментов и наблюдений.
  2.  Найти зависимость длины тормозного пути от скорости, массы транспорта и температуры окружающей среды.
  3. Анализ полученных экспериментальных данных, выявить тенденцию зависимости.
  4. Основываясь на анализируемой информации, сделать выводы.

1.7. Объект исследования: объектом исследования нашей работы являются следы тормозного пути велосипеда в разные дни осени и зимы.  

1.8. Предмет исследования: степень соответствия (степень достоверности) полученных нами данных расчётам по формулам времени торможения  и тормозного пути  написанные по учебнику.

1.9. Методы исследования:

  1. Проведение эксперимента;
  2. Наблюдения;
  3. Обзор литературных и Интернет- ресурсов;
  4. Сравнительный анализ;
  5. Компьютерное моделирование.

1.10. Теоретическая значимость работы: материал данной работы полезен учителям физики, ОБЖ, математики при подготовке уроков, членам кружка ЮИД, а также правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов, что является немаловажным аспектом. Учащимся данной возрастной группы исполнилось по 14 лет, приближается весенне-летний период и многие из них сядут на велосипеды. Поэтому полученные знания и сведения о тормозном пути, времени обгона, дорожных знаках помогут им избежать неприятностей на дорогах и сохранить жизнь и здоровье каждого ребенка.

1.11. Практическая значимость работы: Материалы данной работы могут быть использованы на уроках физики, математики,   а главное всем нами – участниками дорожного движения.

1.12. Обзор литературы и источников: полезная информация на сайте журнала «За рулём», http://tourist.kharkov.uа – форум байкеров, учебник физики 9 класса А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник, Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков.

2. Основная часть

2.1. ПДД с точки зрения физики

Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: автомобилей, поездов, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов.

Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения.

Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жизни.  Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство.

 В п.13.1 ПДД записано, что водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию.

Несоблюдение дистанции - главная причина аварий. Если впереди идущее транспортное средство резко останавливается, то у вас нет времени, чтобы затормозить и остановиться благополучно (при несоблюдении дистанции). Столкновение неизбежно. Вы будете ответственными за аварию.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

От чего зависит тормозной путь?

  1. от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с)
  2. от начальной скорости движения
  3. от максимального замедления, которое может развивать транспорт (а это зависит от состояния шин, качества дороги и т.д.)

Остановочный путь - это длина участка, который пройдет транспорт с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

Что длиннее, тормозной путь или остановочный?

Остановочный путь состоит из расстояния пройденного автомобилем за время реакции водителя и собственно тормозного пути.

Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.

1. осознать опасность;                                                                              

2. принять решение об остановке или замедлении скорости;

3. перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.    

 

0,3-1,7с

На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

Схема остановочного пути:

                                                               Путь за время

                                     Путь за время               срабатывания

                                     реакции водителя             тормоза                  Тормозной путь 

                                                           Остановочный путь

Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.

Не все представляют последствия столкновения автомобиля, движущегося на большой скорости с неподвижным препятствием. Для наглядности сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной высоты. Это можно сделать, используя законы сохранения (mgh = mV2/2,потенциальная энергия в конце падения полностью переходит в кинетическую), и с помощью законов кинематики.

Задача №1. Известна скорость в момент удара о землю. Нам необходимо определить с какой высоты должно упасть тело, чтобы приобрести такую скорость.

Дано:                                   Решение:

V=36км/ч                           h  = gt2/2;      v = gt => t = v/ g  ;        h =v2 /2g

h - ?                                     h  = 100 м2/c2:2 . 10 м/c2 = 5м

Аналогично посчитаем высоту и для скорости 54км/ч, 90 км/ч и 126 км/ч.

Резкий удар о препятствие на скорости 36 км/ч эквивалентен падению с высоты 5 метров,

на скорости 54 км/ч (15 м/с) - 11 метров

90 км/ч (25 м/с) - 31 метр,

126 км/ч (30 м/с) - 61 метр.

11 метров - это высота 3-4 этажа. То есть резкий удар на скорости 54 км/ч эквивалентен падению с 4 этажа. Неприятно, но есть очень хороший шанс выжить, особенно если принять во внимание подушки безопасности и т.д.

31 метров - это уже больше высоты девятиэтажки.  Не  надо объяснять, что шансы выжить при таком столкновении очень малы... Тут даже подушки безопасности вряд ли помогут (вы бы прыгнули с крыши девятиэтажки, подложив под себя две надувные подушки?). Не говоря уже про падение с 60-метровой высоты (тут, как говорится, без шансов).

Цена вопроса - жизнь...

2.2. Тормозной путь велосипеда

Сколько метров проедет велосипедист при торможении? Это до определенной степени важный вопрос, от которого зависит безопасность велосипедиста на дороге. Мы решили провести серию "псевдо научных" экспериментов, чтобы получить хоть какие-то значения! Пусть не точные, пусть не отражающие всего многообразия ситуаций, но результаты, которые дадут нам приблизительные понятия, насколько же отличаются эти тормозные пути! Сравнивать тормозной путь на велосипеде не очень корректно, так как невозможно создать равные условия. Если на автомобиле вес ездока и посадка не оказывают заметного влияния на тормозной путь, то на велосипеде это не так. Нужно полагаться интуитивно лишь на собственные ощущения. Торможение зависит от целого ряда факторов, начиная от исправности тормозов и состояния колодок, заканчивая протектором, мастерством велосипедиста, состоянием дороги.

Устройство тормозов и качество колодок определяют то, насколько сильно приходится напрягать пальцы, насколько хорошо контролируется торможение, насколько быстро движущиеся детали застопорятся при езде по грязи, насколько меняется коэффициент трения колодки в зависимости от температуры, влаги, грязи.

Если колесо блокируется, то тормозной путь зависит только от трения между покрышкой и дорогой, тормоза не важны. Если колесо еще не блокируется, то чем сильнее давишь на тормоз, тем короче тормозной путь. В этом случае при одинаковой прикладываемой рукой силе тормозной путь зависит от вида тормоза и колодок. Но, опять же, легко нажать до того предела, когда колесо блокируется. И в тот момент, когда колесо вот-вот заблокируется, сила торможения (отрицательное ускорение велосипеда) опять-таки не зависит от тормозов, меняется только требуемая сила нажатия на рычаг. Поэтому тормозной путь может зависеть от тормозов только за счет "модуляции" - чем лучше мы контролируем сжатие колодок, тем ближе мы можем "подобраться" к блокировке колеса, и тем короче будет тормозной путь без потери управляемости.
Но в первую очередь тормозной путь определяется исходной скоростью, трением между покрышкой и дорогой, расположением центра тяжести велосипедиста относительно колес.

Мы просто попытались оценить в цифрах одну ситуацию, дабы иметь для начала хоть какие то цифры.

По ГОСТУ - государственным стандартам тормозной путь велосипедов замеряется при скорости в момент торможения 20 км/ч. На 30 км/ч проверяются тормоза мотоциклов, скутеров (мотороллеров) и мопедов. Автомобили тестируются при скорости 50-60 км/ч.

Конечно, точно держать указанную скорость весьма трудно, поэтому организовывались несколько заездов (4-5). В каждом случае замерялся тормозной путь, и высчитывалось среднее арифметическое. Чтобы получить реальные "научные" значения, надо поставить на колеса одинаковые покрышки, надо быть уверенным, что тормоза создают на колесах одинаковое усилие: мы этими параметрами (равно как и многими другими) пренебрегли. Наша цель получить ориентировочные данные. Мы предполагаем, что точность наших данных может варьироваться в пределах 10-15%.

Замеряли в разных условиях, до полной остановки, рулеткой от белой полосы на асфальте, до места касания с землей переднего колеса. Место - одно и то же: в меру зернистый асфальт на территории школы.

Эксперимент №1. 21.09.11 г. Температура на улице +15 0 С. Асфальт и шины - сухие, погода солнечная.

Эксперимент №2. 01.10.11 г. Температура на улице +8 0 С. Асфальт и шины - мокрые, колодки и обод - сухие, дождь шел с часик назад.

Эксперимент №3. 12.10.11 г. Температура на улице +6 0 С. На асфальте - пленка воды, лужи, ВСЁ вокруг мокрое, ливень.

Эксперимент №4. 05.11.11 г. Температура на улице -1 0 С. Подморозило, местами гололедица.

Ветрено и зябко.

№ п/п

№1

№2

№ 3                                                                                                                                                                                                                                        

№4

1

400 см

470 см

1020 см

1107 см

2

410 см

450 см

1105 см

1095 см

3

410 см

400 см

940 см

1110 см

4

405 см

390 см

1125 см

1113 см

5

415 см

430 см

1090 см

1125 см

Среднее

408 см

428 см

1056 см

1110 см

Состояние велосипеда

Колеса при торможении не блокируются

Сначала заднее колесо блокировалось, подкрутил винтик, при полном нажатии тормоза колесо не блокируется

Тормозов НЕТ.

Колеса и не  думают блокироваться.

Сцепные свойства  шин продолжают ухудшаться, тормоза сдаются и отказывают работать.

Исследования показали, что:

  1. при движении велосипеда и по сухой осенней, и по скользкой подмороженной дороге тормозной путь и время торможения зависят от начальной скорости, причём тормозной путь прямо пропорционален квадрату начальной скорости s ~ 02 ,а время торможения – её первой степени (t ~ 0);
  2. с понижением температуры, и если выпали осадки - тормозной путь увеличивается;
  3. поскольку при минусовой температуре коэффициент трения резины по асфальту уменьшается, тормозной путь и время торможения увеличиваются;
  4. тормозной путь и время торможения велосипеда с большей массой больше, особенно зимой (s ~ m; t ~ m).

Мы сравнили наши результаты с профессиональным тестом, проведённым компанией Спорт Меридиан, реализующей велосипеды (Приложение №5). По результатам тестов веломагазина напрашиваются те же выводы: тормозной путь возрастает при увеличении скорости, в дождливую погоду с ~3 м до 11 м.

Итак, даже такой маленький и нестрашный велосипед по инерции после торможения проезжает от 4 до 11 метров, что же ожидать, если это машина?

Справка:

тормозной путь грузовика в сухую погоду при скорости 60 км/час составляет 29 метров;

в сырую погоду - 37 метров;

в снег и лед - 105,4 метра.

Тормозной путь легкового автомобиля при скорости 30 км/час в сухую погоду - 7,2 метра;

в сырую погоду -10,5 метра;

 в снег - 37,5 метров;

Скорость перед началом торможения

км/ч

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя за 1 с, м

Тормозной путь в зависимости от состояния дороги и замедления, м

Остановочный путь автомобиля при различном состоянии дороги, м

сухая

мокрая

обледеневшая

сухая

мокрая

обледеневшая

ускорение

6 м/с2

4 м/с2

2 м/с2

30

8,0

7,2

10,5

17,0

15,2

18,5

25,0

40

11,0

11,0

15,0

31,0

22,0

26,0

42,0

50

14,0

16,0

24,0

48,0

30,0

38,0

62,0

60

17,0

23,0

35,0

69,0

40,0

52,0

86,0

70

19,0

31,0

47,0

94,0

50,0

66,0

113

80

22,0

41,0

62,0

123
0

63,0

84,0

145,0

90

25,0

52,0

78,0

156,0

77,0

103,0

181,0

100

28,0

64,0

96,0

192,0

92,0

124,0

220,0

Мнения насчет того, каким должно быть расстояние между движущимися автомобилями, разделились. Одни специалисты утверждают, что дистанция должна быть равна половине численного значения скорости, с которой они двигаются (скажем, при скорости 60 км/ч дистанция безопасности должна составлять 30 м), другие же считают, что дистанция должна быть равна скорости транспортного средства. Например, при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м, при скорости 70 км/ч – 70 м и т. Д.

3. Заключение.

Выводы: при понижении температуры тормозной путь увеличивается, гипотеза верна;

1. Если увеличить скорость транспорта вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до его остановки, т.е. тормозной путь увеличится в 4 раза, а время торможения – в 2 раза.

2. Чем больше масса транспортного средства, тем время торможения и тормозной путь больше, т.е. тем труднее изменить скорость автомобиля и, следовательно, тело более инертно.

3. Длина тормозного пути зависит от погодных условий: на мокрой, скользкой дороге сила сцепления колёс с дорогой уменьшается, а тормозной путь увеличивается.

4. Зависимость тормозного пути от тормозной системы, изношенности шин колёс, освещённости дороги и других факторов.

5. Для остановки транспорта требуется время и пространство: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Об этом следует помнить во избежание ДТП, как пешеходам, так и автомобилистам, велосипедистам и другим участникам движения.

Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход перед близко идущим транспортом;

2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

3) Переход дороги вне пешеходного перехода;

4) Нарушение правил езды на велосипеде;

5) Игра на дороге.

Скоро растает снег и многие из нас начнут кататься на велосипедах. Весна радует нас своим приходом. Голубое небо, яркое солнце, таяние снега - всё это поднимает настроение после долгой, суровой зимы. В связи с потеплением  на дорогах появится и больше транспорта, что влияет на безопасность дорожного движения. Но, соблюдая установленные правила, мы тем самым оберегаем себя и окружающих от возможных неприятных последствий. Поэтому давайте вспомним основные правила дорожного движения, которые должен знать каждый велосипедист (Приложение №3).

Законы физики неумолимы. Их действие нельзя отменить по нашему желанию. Они действуют всегда и везде. Мы должны их знать и правильно использовать. Физика - это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать нашу жизнь безопасной.

В жизни много опасностей и одна из них - дорога, чтобы уберечь свою жизнь мы должны знать правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь - самое ценное, что есть у человека.

Ведь соблюдение пешеходами ПДД, в первую очередь, влияет на их жизни здоровье. Грамотный пешеход - главный залог безопасности в наш автомобильный век.

Особого внимания требуют самые маленькие участники дорожного движения, так как они, в силу своего возраста, не осознают опасность, которую таит в себе дорога. Поэтому водители в местах частого и возможного их появления должны быть более бдительными, беря в расчёт непредсказуемость и подвижность детей.

Бывает, водитель нарушил ПДД, но не понес наказание, в следующий раз, рассчитывая на безнаказанность, также нарушает, но по воле случая очередной раз может неожиданно может привести к неожиданной трагедии. А что потом? Заглубление жизни или непоправимое здоровье, страдание родственников, и камень на душе о причинение кому-то горе.

Весна приносит с собой радость. Так не будем ее омрачать и искать оправдания своим проступкам. Жизнь – это наше сокровище. Пешеходы и водители, уважайте друг друга, и тогда дорога станет для вас безопасной!

  1. Список использованных источников и литературы

1. Булгаков И.З. -составитель Пособия по обучению детей дорожной грамоте. Безопасная дорога детства. – 2007.-48 с.

2. Детская энциклопедия. Азбука дороги. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. –

 № 11 – 2007.

3. Детская энциклопедия. За безопасность на дорогах. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – № 8 – 2006.

4. Пёрышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика 9 класс. М. :«Дрофа», 2008. – 270 с.  

5. Шумилова В.В.,. Таркова Е.Ф / авт.-сост. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

6. Правила дорожного движения Российской Федерации. – СПС «Консультант Плюс».
7.  http://tourist.kharkov.uа

8. Интернет – сайты ГАИ Самарской области, Журнала «За рулём», компании Спорт Меридиан

Приложение №1.

Информационное письмо о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма

20.01.2012

Областная Госавтоинспекция информирует, что в 2011 году на территории Самарской области зарегистрировано 497 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 20 детей погибли и 520 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого наблюдается рост по всем показателям детской аварийности на 4,6%, 81,8% и 0,4% соответственно. По своей вине дети пострадали в 91 случае (18,3%).

Рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних зарегистрирован в городах Тольятти на 17,5%,  Отрадный 66,7% и Чапаевск на 16,7%, в муниципальных районах Сызранский на 66,7%, Шигонский на 200%, Исаклинский на 700%, Нефтегорский  и Приволжский на 50%, Волжский и Похвистневский на 20%, Сергиевский на 71,4%, Ставропольский на 3,8%, Богатовский, Клявлинский, Алексеевский, Пестравский и Безенчукский на 100%.

Рост ДТП, совершенных по вине детей зарегистрирован на территории города Тольятти на 40%, в городе Сызрань и Похвистневском районе на 50%, в муниципальных районах Клявлинский и Безенчукский на 100%, Сергиевском – на 200%.

Основным видом ДТП с участием детей являются наезды на пешеходов (12%, аналогичный период прошлого года 16,8 % от всех ДТП с участием детей). Самой распространённой причиной таких ДТП является переход проезжей части в неустановленном месте (38,3% от всех наездов на пешеходов-детей) или вне пешеходного перехода (33,3%).

За указанный период в дорожно-транспортных происшествиях погибли 20 детей: из них 5 - в качестве пешеходов (2 - г.Самара, 1 - г.Сызрань, 1- Кинельский район и 1- Красноярский), 11 – будучи пассажирами (1 – Волжский район, 1 – К.Черкасский, 4 – Сызранский, 1 - г.Тольятти и 1- Сергиевский район, 1 - Богатовский район, 2 - Исаклинский район) и 4 ребенка были водителями мото-велотранспорта (1 - Богатовский район, 1 - Волжский, 2 –Ставропольский). По своей вине погибли 2 ребенка: 1 пешеход – г.Сызрань (переход проезжей части вне пешеходного перехода) и 1 велосипедист – Волжский район (выезд на проезжую часть).

240 несовершеннолетних пострадали в качестве пассажиров (44,4% от всех пострадавших детей). Пострадавшие в ДТП дети-пассажиры находились в большинстве случаев на заднем сиденье и без удерживающего устройства.

Чаще всего участниками ДТП становились  подростки в возрасте от 11 до 16 лет -  205 детей.
Максимальное число происшествий  происходило в период времени с 16 до 20 часов. Самыми аварийными днями недели остаются вторник, среда и суббота.
Как правило, у детей существует двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся машин, с другой – они лишены страха и перебегают проезжую часть, перед близко идущим транспортным средством, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону не сможет.

Жизнь и здоровье наших детей, целиком и полностью зависит от нас, взрослых! Не мы ли нарушаем скоростной режим, когда в салоне находятся дети, зачастую, садимся нетрезвыми за руль, тянем за руку детей на запрещающий сигнал светофора или переходим дорогу вне зоны действия пешеходного перехода, пренебрегаем ремнями безопасности и детскими удерживающими устройствами?!

Задумайтесь об этом! Дети не должны быть заложниками безрассудства взрослых! Берегите наше будущее!

Приложение №2.

Правила для пешеходов:

- Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

- При движении по краю проезжей части или обочине пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

- Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

- Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.

- При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

- На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Приложение №3.

Правила для велосипедистов:

- Ездить на велосипеде разрешается с 14 лет.

- Запрещается ездить на велосипеде с неисправными рулём и тормозами.

- Не разрешается ездить, не держась за руль.

- Запрещается перевозить пассажиров старше 7 лет.

- Не разрешается ездить по дороге без световых приборов.

- Запрещается ездить без звукового сигнала.

Приложение №4.

Письмо водителю - нарушителю ПДД.

06.02.2012

Дорогие взрослые!

Мы – ваши дети обращаемся к вам, самым умным, добрым и мудрым.
На сегодняшний день в Самарской области 93% дорожно - транспортных происшествий с участием детей происходит по вине взрослых, т.е. по вашей вине. В 2011 году в результате автоаварий погибли 20 наших сверстников!

Нам страшно! Мы боимся переходить дорогу, потому что знаем, что Правила дорожного движения не является Законом для многих из вас. Например, водители, находясь за рулем, отвлекаются на телефонные звонки, превышают скорость, пересекают перекрестки на желтый или даже красный сигнал светофора, редко пропускают пешеходов на переходах, могут употребить алкогольные напитки. Даже во дворах, на игровых площадках мы не чувствуем себя в безопасности – здесь автомашины ездят также как по проезжей части, не обращая внимания на нас. Еще, часто можно видеть, как мама тянет ребенка через дорогу, в том месте, где нет пешеходного перехода. Некоторые родители, при перевозке детей не считают нужным использовать   специальное детское удерживающее устройство, чем подвергают его опасности.

Взрослые, вы выросли, получили образования, создали свои семьи. Почему же вы не оставляете за нами права спокойно и безопасно расти?! Мы еще даже не окончили школу, и нам так хочется жить!

Дорогие взрослые, только вы можете придумать, как нас уберечь от беды. Подскажите, как можно заставить вас соблюдать Правила дорожного движения?
Мы живем в великой стране – России. Мы любим и гордимся своей страной и не хотим, чтобы будущее поколение ее граждан стало поколением инвалидов.
Не позволяйте себе отнять у нас будущее!

Ваши дети.

Приложение №5.

Информация  компании СпортМеридиан (веломагазин "МеридианБайк").

Тест драйв «Покрышки и тормоза»

Подобные тесты проводятся для автомобильных шин, только с гораздо большим количеством параметров, в которые входят и температура воздуха и покрытия, и состав шинной смеси, и величина износа.

Тест на оценку количественно тормозные пути у шин со злобным протектором и сликов (рисунки протектора) на разных поверхностях проводился веломагазином "Меридиан Байк", дилер Schwalbe в Санкт-Петербурге, который любезно согласился предоставить велорезину на тест.

Для теста были отобраны две пары покрышек: Schwalbe Silento II 26x1.75" и Schwalbe Albert 26x2.25"

Albert

Грунтозацепы:
По краям - 6,2 мм
Посередине - 4,3 мм
Реальная ширина - 52,6 мм
Реальная высота - 55 мм

Silento II

Глубина протектора
посередине - 0,9-1,7 мм
Боковые грунтозацепы - 3,5 мм
Реальная ширина - 40,0 мм (всё на ободах внутренней шириной 19 мм)
Реальная высота - 36 мм

Как проводился тест?

Наш тестер, Владимир Горбунов, известный также на ВелоПитере как Voron , проводил испытания по следующей схеме. Одинаковые покрышки ставились на переднее и на заднее колесо. Накачивались до одинакового давления. Далее Владимир разгонялся до скоростей 20, 25, 30 км/час, и тормозил, только передним тормозом, или только задним. Задним с юзом, передним – максимально возможно сильно.

Опытов по торможению на каждой скорости и на каждом покрытии проводилось от 3 до 5. Вот их результаты:

 Что мы видим?

В результатах на асфальте тормозные пути обоих покрышек различаются заметно. При 20 км в час, Silento II на 23 % тормозит «медленнее». С другой стороны, это в абсолютных цифрах – 65 сантиметров, в то время как повышение скорости на 5 км в час приводит к увеличению тормозного пути на 2.25 метра.

Неожиданные результаты принес опыт на мокром асфальте. Эффективность торможения покрышек снизилась, но очень незначительно – чуть более 2% при скорости в 30 км в час.

На грунте результаты оказались более различными. Например, на скорости в 25 км в час тормозной путь составил 5,38 и 6,80 – 26%, такая же большая разница и в тесте на песке.

В таблицах также приведены данные по торможению задним тормозом, и каждый может и их проанализировать.


№ п/п

Schwalbe Albert 26x2.25" (передние)

Асфальт

Мокрый асфальт

Грунт

Крупный песок

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

1

2,85

4,5

7,3

2,6

5,1

7,4

3,4

5,4

2,9

5,8

2

2,6

5,4

7,4

3

4,9

7,3

4,1

5,1

2,5

5,8

3

2,9

5,2

6,8

3,2

5,4

7,6

4,1

5

2,5

6

4

-

-

7,9

3,2

5,3

7,8

4,1

6

2,4

5,8

5

-

-

-

-

-

-

4,2

-

-

-

среднее

2,78

5,03

7,35

3,00

5,18

7,53

3,98

5,38

2,58

5,85


№ п/п

Schwalbe Albert 26x2.25" (задние)

Асфальт

Мокрый асфальт

Грунт

Крупный песок

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

1

6,1

7,6

-

7,1

8,4

-

8,8

9,6

6,25

9,6

2

6,1

7,9

-

7,2

8,9

-

9

9,5

5

10,2

3

6,3

8,3

-

6,7

8,9

-

8,3

9,8

5,8

8,9

4

-

-

-

7,3

9,2

-

7,9

-

6,5

10,3

среднее

6,17

7,93

-

7,08

8,85

-

8,50

9,63

5,89

9,75

№ п/п

Schwalbe Silento II 26x1.75" (передние)

Асфальт

Мокрый асфальт

Грунт

Крупный песок

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

1

3,3

5,4

7

3,5

6,2

7,5

4,2

6,8

3,2

4,2

2

4

6,1

8,1

3,9

6,4

7,3

4,5

7,8

3,8

4,5

3

3,65

6,1

7,5

3,6

6,2

7,9

4,2

6,2

2,9

4,7

4

3

5,9

7,7

3,8

5,9

8,3

6,4

3,2

5

3,2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Среднее

3,43

5,88

7,58

3,70

6,18

7,75

4,30

6,80

3,28

4,47

№ п/п

Schwalbe Silento II 26x1.75" (задние)

Асфальт

Мокрый асфальт

Грунт

Крупный песок

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

30 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

20 км/ч

25 км/ч

1

6,3

9,6

-

6,5

10,3

-

5,9

8,1

4,4

6,7

2

5,7

9,55

-

7,1

10,2

-

6

7,8

4,6

6,9

3

6,5

8,8

-

7,3

10,6

-

6,2

8,5

4,2

7,4

4

-

8,6

-

7

10,3

-

-

8,2

-

7,3

Среднее

6,17

9,14

-

6,98

10,35

-

6,03

8,15

4,40

7,08

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Тормозной путь"

Содержание работы : доклад,  презентация, тезисы учащегося и рецензия учителя....

Скорость движения и тормозной путь автомобиля.

Презентация для классного часа в 7 классе "Скорость движения и тормозной путь автомобиля"....

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....

Конспект урока по теме "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании "Притормози". Цель урока: "Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги"...

Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос...

Интегрированный урок по физике и математике на тему "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Цели:Образовательная цель:сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;Развивающая цель:развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, ...