Рабочая программа по физике 11класс
рабочая программа по физике (11 класс) по теме
В программе есть пояснительная записка.
Цели и задачи курса.учебно- тематическое планированирование.Требование к уровню знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_fzika_2012gprogramma.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» « Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО заместитель директора по УВР Директор МКОУ«Журавлихинская
______/КапустинаВ.И/ _________/ВинокуроваТ.Б./ СОШ»
Протокол № ___ от «__»____2012 «____»__________2012 ____________/Гусихина В.В/
Приказ от «___»_______2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « ФИЗИКА »в10-11 классах средней общеобразовательной школы
класс 11 (базовый уровень)
на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы В.С.Данюшенкова, О.В.Коршуновой (Физка: программы общеобразовательных учреждений: 10-11 кл. / В.А.Орлов, П.Г.Саенко, О.Ф.Кабардин, В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан. - М.: Просвещение, 2010).
Составила: учитель I категории
Сивцова Л.А.
Журавлиха 2012
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа курса физики для 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов :
- разработана на основании приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и приказа от 03 июня 2008 г. № 1640 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- разработана на основании Закона Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
- разработана с учётом примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 классы»
-разработана на основе : Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 классы
(базовый и профильный уровни),авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова ;
- разработана с учётом авторской программы Г.Я.Мякишева «Физика» 11 класс, 2004.,учитывает содержательные линии образования Национально-регионального компонента ГОСа;
- разработана с учетом учебного плана МКОУ «Журавлихинская СОШ» на 2012-2013учебный год.
- конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;
-дает распределение учебных часов по разделам курса;
- учитывает возможность коррекции тематического и поурочного планирования, а также структуры РП;
- даёт последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;
- определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися;
-предусматривает гибкий подход в выбору методов и форм контроля обученности в зависимости от степени усвоения знаний, от психологических особенностей учащихся и т.п.;
Курс «Физика- 11 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика –– точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
Магнитное поле .Электромагнитная индукция. Механические и электромагнитные колебания.
Механические и электромагнитные волны. Элементы теории относительности. Оптика.
Квантовая физика. Астрономия.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· проектно-исследовательская деятельность
, уроки – лекции, игровые уроки,
комбинированные уроки
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Введение в курсе физики 11 класса таких базовых понятий, как магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания, световые волны, спектры, фотоэффект, а также понятий: магнитный поток, эдс, индуктивность, фаза колебаний, резонанс, трансформаторы, дифракция света, энергия связи позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе изучения курса физики в 11 классе приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. .
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в X1 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Необходимо отметить, что тематическое и поурочное планирование, а также структура РП и распределение часов может подвергаться коррекции в зависимости от конкретных обстоятельств в процессе обучения; для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем | Всего часов | Лабораторные работы | Контрольные и диагностические мероприятия |
I | Основы электродинамики | 10 | Л.р. №1 « Наблюдение действия магнитного поля на ток». Л. р. №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». | К.р. №1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» |
I I | Колебания и волны | 10 | Л. р. №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | К.р.№2 по теме «Механические и электромагнитные колебания.» |
III | Оптика | 10 | Л.р. № 4 «Измерение показателя преломления стекла». Л.р..№5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Л.р..№6 «Измерение длины световой волны» Л.р № 7 «Наблюдение линейчатых спектров» | К. р. №3 по теме « Оптика» |
I V | Основы специальной теории относительности | 3 | ||
V | Квантовая физика | 13 | Лабораторная работа №8,9 «Изучение треков заряженных частиц» | Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и атомного ядра» |
VI | Строение и эволюция Вселенной | 10 | ||
VI I | Значение физики | 1 | ||
VI I I | Обобщающее повторение | 11 | ||
Итого | 68 | 9 | 4 |
Содержание
1.Электроднамика (продолжение) (10 ч)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Фронтальные лабораторные работы
1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
2. Колебания и волны (10 ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Фронтальная лабораторная работа
3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
3. Оптика (10 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальные лабораторные работы
4. Измерение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Измерение длины световой волны.
7. Наблюдение интерференции и дифракции света.
8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
4. Основы специальной теории относительности (3 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
5. Квантовая физика (13 ч)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Фронтальная лабораторная работа
9. Изучение треков заряженных частиц.
6. Строение и эволюция Вселенной (10 ч)
Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
7. Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил (1 ч)
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Обобщающее повторение — 11 ч
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
- Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»
- Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»
- Контрольная работа №3 по теме « Оптика»
- Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты»
- Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС / 2 ч в неделю/
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, теория, вещество, физический закон, самоиндукция, фотоэффект, взаимодействие, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; электромагнитное поле, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, вектор магнитной индукции, магнитный поток, фаза колебаний, ЭДС индукции, длина и скорость волны, скорость и давление света, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, Ампера, Лоренца, электромагнитной индукции, Гюйгенса, Эйнштейна, Столетова, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
уметь
описывать и объяснять физические явления: взаимодействия токов, действия магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитную индукцию, механические колебания и волны, резонанс, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление, дисперсию, интерференцию, дифракцию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, световых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
· оценки безопасности радиационного фона.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверка знаний учащихся
Контроль знаний в виде уровневых самостоятельных работ, тестов, уровневых контрольных работ.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Реализуемая учебная программа | Учебное пособие для ученика, дидактический материал | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов работы | Методическое пособие для учителей |
Общеобразова- тельная | Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г. | Г.Я.Мякишев и др. Физика – 11, М.: Просвещение, 2006 г. | Марон А. Е. Физика 11 класс. Дидактические материалы. _ М. : Дрофа, 2004. – 144с. Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г. | Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г. Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин. |
Список используемой литературы
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Примерные программы по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
- Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах.- СПб.: Литера, 2004.
- Орлов В.А. Физика в таблицах. 7-11 кл.: Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2003.
- Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2003.
- Орлов В.А., Никифоров Г.Г., др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Интеллект-Центр, 2005.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1.- М.: Наука, 1986.
- Усова А.В. Краткий курс истории физики: Учебное пособие.- Челябинск: Факел ЧГПИ, 1995.
- Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.
- Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г.
- Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
- «Физика-11» Г.Я.. Мякишев. и др. М.: Просвещение , 2010.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.
- ЕГЭ 2009. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.
- ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
- Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007
- Обучение физике в средней школе. Байбородова Л.В. Владос, М., 2007
- Марон А. Е. Физика 11 класс. Дидактические материалы. _ М. : Дрофа, 2004. – 144с.
Цифровые образовательные ресурсы:
№п/п | Наименование | Издательство |
Виртуальная физическая лаборатория | ||
1 | Лабораторный практикум по физике 8 кл | Лиен |
2 | Лабораторные работы по физике 11 кл | Дрофа |
Библиотека наглядных пособий | ||
1 | 1 с: школа. Физика, 7- 11 кл | дрофа |
2 | Интерактивный курс физики для 7- 11 кл | физикон |
3 | Живая физика | Институт новых технологий |
4 | Физика 7-11 кл | Кирилл и Мефодий |
5 | Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера 2.0» | Компания «новый диск» |
6 | Открытая физика 1.1 | физикон |
7 | «Астрономия» 9-10 кл | физикон |
8 | Презентации уроков по физике | |
10 | Коллекция тестов |
Механические колебания и волны.
Вариант 1.
I | 1. Скорость распространения волн, качающих лодку, равна 1,5 м/с. Определите период колебания лодки, если длина волны равна 6 м. 2. По графику колебаний (рис. 2) определите амплитуду. период и частоту колебаний. 3. Определите, за какое время нитяной маятник совершит 40 колебаний, если за 60 с он совершает 120 колебаний. Чему равен период колебания? |
II | 4. Сколько колебаний совершает металлический шарик за время 20 с, подвешенный на нити длиной 1.6 м? 5. Определите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м совершает 40 колебании за 32 с. 6. Длина морской волны равна 4 м. Определите, сколько колебаний за 20 с совершит на ней надувная резиновая лодка, если скорость распространения волны равна 4 м/с. |
III | 7. Маятник на Земле имеет период колебания 1 с. Каков будет его период колебания на Луне (где gл=l,6 м/с2)? 8. При определении скорости звука в чугуне у одного конца чугунной трубы ударяли в колокол, у другого конца наблюдатель слышал два звука: сначала - один, пришедший по чугуну, а спустя 2,5 с - другой, пришедший по воздуху. Длина трубы равна 930 м. Определите по этим данным скорость звука в чугуне. Скорость звука в воздухе примите равной 340 м/с. 9. Колеблющийся на нити металлический шарик проходит положение равновесия со скоростью 1 м/с. Определите максимальную высоту, на которую поднимается этот шарик относительно положения равновесия. |
……………………………………………………………………………………………………………
Механические колебания и волны.
Вариант 2.
I | 1. Эхо звука, посланного эхолотом в водоем, человек услышал через 4 с. Какова глубина водоема? Скорость звука в воде следует принять равной 1450 м/с. 2. По графику колебаний (рис. 3) определите амплитуду, период и частоту колебаний. 3. Маятник совершил 50 колебаний за 1 мин 40 с. Найдите период и частоту колебаний. |
II | 4. Сколько времени будут длиться 10 колебаний груза на пружине, если масса груза 100 г, а жесткость пружины 10 Н/м? 5. Рыболов заметил, что за 20 с поплавок совершил на волнах 40 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн равно 2 м. Какова скорость распространения волн? 6. Определите длину нитяного маятника, если за время 10 с он совершает 5 колебаний. |
III | 7. Как изменится период колебания нитяного маятника длиной 1 м, если нить удлинить на 3 м? 8. На озере в безветренную погоду с лодки бросили тяжёлый якорь. От места бросания якоря пошли Волны. Человек, стоящий на берегу, заметил, что волна дошла до него через 40 с, расстояние между соседними гребнями волн равно 1 м, а за время 10 с было 40 всплесков о берег. На каком расстоянии от берега находилась лодка? 9. Нитяной маятник, совершая свободные колебания поднимается на высоту 10 см от положения равновесия. Определите скорость маятника при прохождении положения равновесия. |
Вариант 1.
- В некоторую точку пространства приходят световые пучки когерентного излучения с оптической разностью хода 6 мкм. Что произойдет – усиление или ослабление света – в этой точке, если длина волны равна 500 нм? 480 нм?
- Какие волны называются когерентными ?
- Через дифракционную решетку , имеющую 200 штрихов на миллиметр, пропущено монохроматическое излучение с длиной волны 750 нм. Определить угол , под которым виден максимум первого порядка этой волны .
- Какое тело называют черным ?
- Каким будет казаться цвет зеленых листьев, если смотреть на них через красный светофильтр ? зеленый светофильтр?
Вариант 2.
1.АС и ВС – когерентные лучи, длина которых 540 нм. (см. рис.)
Какая будет наблюдаться интерференционная картина на экране
в точке С , удаленной от источника света на расстояние
АС = 4м? ВС =4,27 м?
2.Каким способом можно получить когерентные волны от обычного источника спонтанного излучения света ?
3. Световая волна длиной 530 нм падает перпендикулярно на прозрачную дифракционную решетку, постоянная которой равна 1,8 мкм. Определить максимум наибольшего порядка.
4. Какое тело называют белым ?
5. На белом фоне написан текст красными буквами. Через стекло какого цвета буквы будут казаться черными ? нельзя увидеть текс?
Вариант 3.
- Два когерентных луча с длинами волн 404 нм пересекаются в одной точке на экране. Что будет наблюдаться в этой точке – усиление или ослабление света, если оптическая разность хода лучей равна 17,17 мкм?
- Какое свойство света подтверждает явление интерференции ?
- Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под какими углами видны максимумы первого и второго порядков монохроматического излучения с длиной волны 400 нм?
- Какое тело называют серым ?
- Почему вокруг Земли существует голубой небосвод, а вокруг Луны – черный ?
Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.
Вариант 1.
- Ядро атома состоит из …
А. … протонов; Б. … электронов и нейтронов; В. … нейтронов и протонов; Г. … - квантов.
2. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, ядро которого состоит из 2-х протонов и 3-х нейтронов
А. 2. Б. 5. В. 3.
3. Период полураспада радиоактивных ядер – это …
А. … время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 10 раз;
Б. … время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 2 раза;
В. … время, по истечении которого в радиоактивном образце останется √2 радиоактивных ядер;
Г. … время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 50 раз.
4. Найдите число протонов и нейтронов, входящих в состав изотопов магния 24 Mg; 25 Mg; 26 Mg.
5. Каково соотношение между массой атомного ядра и суммой масс свободных протонов и свободных нейтронов, входящих в состав ядра? А. mя > Zmр + Nmn Б. mя = Zmр + Nmn В. mя < Zmр + Nmn
6. Какие силы удерживают нуклоны в ядре?
А. Кулоновские. Б. Гравитационные. В. Ядерные.
7. Альфа-распад – спонтанное превращение радиоактивного ядра в новое ядро с испусканием ….
А. ядер атомов гелия. Б. электрона. В. гамма-кванта.
8. Элемент А ZХ испытал альфа-распад. Какой заряд и массовое число будут у нового элемента Y ?
А). А ZY. Б). А-4 Z-2Y. В). А-2 Z-4Y. Г). А-2 Z-2Y.
9. Какой изотоп образуется из 8 3Li после одного бета-распада и одного альфа-распада.
10. Допишите ядерную реакцию: 1) 4 2Не + 9 4Ве = 12 6С + ? 2) 27 13Al + 1 0n = ? + альфа-частица.
11.Под фотоэффектом понимают явление взаимодействий света с веществом, при котором происходи А)вырывание электронов, В) поглощение электронов,
Б) вырывание атомов, Г)поглощение атомов
12.Определить энергию фотона видимого света, длина волны которого .
13.Фотон с длиной волны 0,2 мкм вырывает с поверхности фотокатода электрон, кинетическая энергия которого 2эВ. Определить работу выхода и красную границу фотоэффекта.
14..Вычислите энергию связи ядра атома 4 2Не. (m (1 1 Н ) = 1, 00783 а.е.м. ; m ( 1 0n ) = 1? 00867 а.е.м. ;
m (4 2Не) =4,00260 а.е.м. )
15. Выделяется или поглощается энергия при следующей ядерной реакции: 6 3Li + 1 1H → 4 2He + 3 2Не ?
………………………………………………………………………………………………………………..
Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.
Вариант 2.
1.Квантовую теорию предложил: а) Планк; б) Герц; в) Эйнштейн; г) Столетов
2.Что представляет собой α – излучение?
А. Электромагнитные волны; Б. Поток нейтронов; В. Поток протонов;
Г. Поток ядер атомов гелия.
3. Замедлителями нейтронов в ядерном реакторе могут быть …
А. … тяжелая вода или графит; Б. … бор или кадмий;
В. … железо или никель; Г. … бетон или песок.
4. Найдите число протонов и нейтронов, входящих в состав изотопов углерода 11С; 12С; 13С.
5. .Сколько протонов содержит изотоп натрия 23 11Na?
А. 23. Б. 11. В. 34.
6. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, ядро которого состоит из 4-х протонов и 3-х нейтронов?
А. 4. Б. 7. В. 3.
7. Каково соотношение между массой атомного ядра и суммой масс свободных протонов и свободных нейтронов, входящих в состав ядра?
А. mя = Zmр + Nmn Б. mя > Zmр + Nmn В. mя < Zmр + Nmn
8. Какие силы удерживают нуклоны в ядре?
А. Кулоновские. Б. Ядерные. В. Гравитационные.
9. Бетта-распад – спонтанное превращение радиоактивного ядра в новое ядро с испусканием ….
А. ядер атомов гелия. Б. электрона. В. гамма-кванта.
10. Элемент А ZХ испытал бетта-распад. Какой заряд и массовое число будут у нового элемента Y ?
А).А Z+1Y. Б).А-4 Z-2Y. В).А-2 Z-4Y. Г).А-2 Z-2Y.
11. Сколько альфа – и бета-распадов испытывает 235 92U в процессе последовательно превращения в 207 82Pb ?
12. Допишите ядерную реакцию: 1) 7 3Li + 1 1H = альфа-частица +…. 2) 55 26Mn + ? = 56 26Fe + 1 0n
13. Определить длину волны лучей, кванты которых имеют энергию .
14. Определить скорость фотоэлектронов выбиваемых из цинка ультрафиолетовым излучением длиной волны . Работа выхода для цинка .
15. Выделяется или поглощается энергия при следующей ядерной реакции: 7 3Li + 4 2He → 105 В+ 1 0n ?
Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.
Вариант 3.
1. Гамма- лучи не отклоняются магнитным полем. Какова природа - излучения?
А. Поток электронов;
Б. Поток протонов;
В. Поток ядер атома гелия;
Г. Поток квантов электромагнитного поля.
2. Какой формулой определяется закон радиоактивного распада?
А. N = N0 ∙2 t ; Б. N = N0 ∙2 t ;
В. N = N 0∙2 T; Г. N = N 0∙2 T;
3.В атомном ядре число нейтронов превышает число протонов на величину равную 42. Определите атомный номер элемента, если массовое число ядра 210.
4. Определите, какой элемент образуется после α- распада ядра 238U.
5. Напишите недостающие обозначения в следующих реакциях:
… + 1Н → 22Na + 4He ;
239Pu → 4He + … + ;
9Be + 2H → 10B + … .
6. Найдите энергию связи приходящуюся на один нуклон в ядре изотопа азота 14N .
7. Найдите энергетический выход ядерных реакций:
7Li + 4He → 10B + n ;
2H + 3H → 4He + n .
8. Имелось некоторое количество радиоактивного изотопа серебра. Во сколько раз уменьшится масса радиоактивного серебра за промежуток времени 810 суток, если период полураспада 270 суток?
9. Какова электрическая мощность атомной электростанции, расходующей в сутки 220 г изотопа урана 235U
…………………………………………………………………………………………………………….……………
Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.
Вариант 4.
- Ζ – атомный номер, А – массовое число, N = А –Ζ определяет, сколько в ядре находится …
А. … гамма – квантов;
Б. … электронов ;
В. … нейтронов;
Г. …протонов.
- Критическая масса вещества – это …
А…. наименьшая масса делящегося вещества, при которой уже может протекать цепная ядерная реакция деления;
Б. …масса делящегося вещества, равная молярной массе этого вещества;
В. … масса делящегося вещества, полностью заполняющая активную зону реактора;
Г. … масса делящегося вещества, равная 235 кг.
3. Найдите отношение числа нейтронов, содержащихся в ядре атома азота с массовым числом 14 и атомным номером 7, и числа нейтронов, содержащихся в ядре изотопа нептуния с массовым числом 240 и атомным номером 93.
4. Определите, какой элемент образуется после -- распада ядра 212Pb.
5. Напишите недостающие обозначения в следующих реакциях:
14 N + … → 14C + p ;
9Be + 2H → … + n ;
27Al + → 26Mg + … .
6. Найдите удельную энергию связи ядра атома урана 235U .
7. Найдите энергетический выход ядерных реакций:
7Li + 2H → 8Be + n ;
14N + 4He → 17O + 1H .
8. Определите число атомов радиоактивного препарата иода I массой 0,5 мкг, распавшихся за промежуток времени 1 мин. Период полураспада иода 8 суток.
9. Тепловая мощность ядерного реактора 104 кВт. Какое количество урана 235U потребляет реактор в сутки?
Лист коррекции
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу | Виды коррекции(совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков которые подверглись коррекции |
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих
Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике 7-9,10-11классы
Рабочие программа по физике для 7-9 классы составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабар...
Рабочая программа по физике в 11классе
Программа составлена к учебнику Г.Я.Мякишева на 3часа. Структура программы:1.Пояснительная записка2.Общая характеристика учебного предмета3.Место предмета в учебном плане4.Содержание программы5.Темати...
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
рабочая программа по физике 11класс
Автор учебника Г.Я.мякишев, Б.Б.Буховцев, 2 часа в неделю...