Рабочая программа по физике 11класс
рабочая программа по физике (11 класс) по теме

Сивцова Лариса Анатольевна

В программе есть пояснительная записка.

Цели и задачи курса.учебно- тематическое планированирование.Требование к уровню знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_fzika_2012gprogramma.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»

«Принято»                                               « Согласовано»                                               «Утверждаю»   

Руководитель МО                                      заместитель директора по УВР                      Директор  МКОУ«Журавлихинская                          

______/КапустинаВ.И/                                _________/ВинокуроваТ.Б./                                                                СОШ»

 Протокол № ___  от «__»____2012       «____»__________2012                                   ____________/Гусихина В.В/

                                                                                                                                           Приказ от «___»_______2012

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  « ФИЗИКА »в10-11 классах средней общеобразовательной школы

                                               класс 11 (базовый уровень)                        

на 2012 – 2013  учебный год

        

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы В.С.Данюшенкова, О.В.Коршуновой (Физка: программы общеобразовательных учреждений: 10-11 кл. / В.А.Орлов, П.Г.Саенко, О.Ф.Кабардин, В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан. - М.: Просвещение, 2010).  

                                                                           Составила: учитель I категории

                                                                                              Сивцова Л.А.

Журавлиха 2012

Пояснительная записка.

 

Настоящая  рабочая программа курса физики для 11 класса составлена на основе  следующих нормативно-правовых документов :

        -  разработана на основании приказа Минобразования России  от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и приказа от  03 июня 2008 г. № 1640 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

- разработана на основании Закона Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

- разработана с учётом примерной программы (полного) общего образования по физике  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 классы»                                                                                    

  -разработана на основе :  Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 классы

(базовый и профильный уровни),авторы программы  В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова   ;                                                                                                                                                      

- разработана с учётом  авторской программы  Г.Я.Мякишева «Физика» 11 класс,   2004.,учитывает содержательные линии образования Национально-регионального компонента ГОСа;

-  разработана с   учетом учебного плана МКОУ «Журавлихинская  СОШ» на 2012-2013учебный год.

- конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;

-дает распределение учебных часов по разделам курса;

- учитывает возможность коррекции тематического и поурочного планирования, а также структуры РП;

- даёт последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;

- определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися;

-предусматривает гибкий подход в выбору методов и форм контроля обученности в зависимости от степени усвоения знаний, от психологических особенностей  учащихся и т.п.;

       Курс «Физика- 11 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике.  Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика -  быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика –– точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.              

     В курс физики 11 класса входят следующие разделы:

Магнитное поле .Электромагнитная индукция. Механические и  электромагнитные колебания.

Механические и электромагнитные волны. Элементы теории относительности. Оптика.

Квантовая физика. Астрономия.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·     проектно-исследовательская деятельность

,   уроки – лекции, игровые уроки,      

    комбинированные уроки

·     Лабораторные и практические занятия.

·     Применение мультимедийного материала.

  ·   Решение экспериментальных задач.

Введение в курсе физики 11 класса таких базовых понятий, как магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания, световые волны, спектры, фотоэффект, а также понятий: магнитный поток, эдс, индуктивность, фаза колебаний, резонанс, трансформаторы, дифракция света, энергия связи позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4.  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе изучения курса физики в 11 классе приоритетами являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. .

Место предмета в учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в X1 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

    Необходимо отметить, что тематическое и поурочное планирование, а также структура РП и распределение часов может подвергаться коррекции в зависимости от конкретных обстоятельств в процессе обучения; для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.    

            

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование

 тем

Всего часов

Лабораторные работы

Контрольные и диагностические мероприятия

I

Основы электродинамики

10

 Л.р. №1 « Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Л. р. №2  «Изучение явления электромагнитной индукции».

К.р.  №1 по теме «Магнитное поле.  Электромагнитная индукция»

I I

Колебания и волны

10

Л. р. №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

К.р.№2 по теме «Механические и электромагнитные колебания.»

III

Оптика

10

Л.р. № 4 «Измерение показателя преломления стекла».

Л.р..№5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Л.р..№6 «Измерение длины световой волны»

Л.р   №  7 «Наблюдение линейчатых спектров»

К. р. №3 по теме

« Оптика»

I V

Основы специальной теории относительности

3

V

Квантовая физика

13

Лабораторная работа №8,9  «Изучение треков заряженных частиц»

Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и атомного ядра»

VI

Строение и эволюция Вселенной

10

VI I

Значение физики

1

VI I I

Обобщающее повторение

 11

Итого

68

9

4

 

Содержание

1.Электроднамика (продолжение) (10 ч)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Фронтальные лабораторные работы
1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
2. Изучение явления электромагнитной индукции.

2. Колебания и волны (10 ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Фронтальная лабораторная работа
3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

3. Оптика (10 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальные лабораторные работы
4. Измерение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Измерение длины световой волны.
7. Наблюдение интерференции и дифракции света.
8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

4. Основы специальной теории относительности (3 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

5. Квантовая физика (13 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Фронтальная лабораторная работа
9. Изучение треков заряженных частиц.

6. Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

7. Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил (1 ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

Обобщающее повторение — 11 ч

Формы и средства контроля

      В ходе изучения курса физики 11  класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

     Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 5:

  1. Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»
  2. Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»
  3. Контрольная работа №3 по теме « Оптика»
  4. Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты»
  5. Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»

     Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие  небольшую часть урока  ( от 10 до  20 минут).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС / 2 ч в неделю/


урока


урока в теме

Тема уроков

Элементы содержания урока

Средства обучения в том числе ИКТ

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) (10 ч)

Магнитное поле (6 ч)

1

1

Стационарное магнитное поле

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей: Магнитная индукция, линии магнитной индукции. Определять направление линий магнитной индукции проводника с током, катушки

Магнитное поле
опыты: магнитное поле постоянного тока, магнитное поле постоянных магнитов, наблюдение картины магнитных полей, Взаимодействие параллельных токов.

 


2

2

Сила Ампера

Закон Ампера

Правило левой руки

Физический смысл 1 Тл

уметь определять направление силы Ампера, силы тока в проводнике, магнитной индукц

Действие прибора магнитоэлектрической системы.

3

3

Наблюдение действия магнитного поля на ток (лабораторная работа 9/1)

Проверить на опыте правильность предположений о характере направлении движении мотка Знать  и уметь применять правило «левой руки».  Уметь проводить лабораторный опыт, оформлять результаты наблюдений, формулировать вывод.

Оборудование: проволочный моток ,штатив ,источник постоянного тока, реостат ,ключ ,соединительные провода, дугообразный магнит

4

4

Сила Лоренца

Сила Лоренца

Правило левой руки

Уметь определять направление силы Лоренца, заряда частицы, направления ее движения

Решать задачи на применение формулы силы

Презентация «Сила Лоренца». Презентация «Сила Лоренца. Решение задач»

5

5

Магнитные свойства вещества

Сформировать у учащихся понятия

О магнитных свойствах вещества

Какие тела называются  

Ферромагнетиками. для каких целей применяют.

 

Применение

Ферромагнетиков

Презентация

Опыты:

Магнитная запись информации, зависимость ферримагнитных свойств от температуры

6

6

Зачет по теме «Стационарное магнитное поле»

 Проверка знаний по теме «Стационарное магнитное поле»

Письменная контрольная работа

Электромагнитная индукция (4 ч)

7

1

Явление электромагнитной индукции


Открытие электромагнитной индукции Фарадеем.  Понятие магнитного потока. Понимать смысл явления электромагнитной индукции.   Знать смысл магнитного потока как физической величины.

Опыты Фарадея.

Получение индукционного тока

при движении постоянного магнита

относительно контура,

Получение индукционного тока

при изменении магнитной индукции поля.

8

2

Направление индукционного тока. Правило Ленца

Индукционный ток. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Коэффициент самоиндукции. Единица индуктивности. Аналогия между самоиндукцией и инерцией.  Устройство громкоговорителя, электроизмерительных приборов.

Опыты с кольцами Ленца.  Презентация «Электромагнетизм»

Слайды «Устройство громкоговорителя». Презентация «Устройство электроизмерительных приборов

9

3

Изучение явления электромагнитной индукции (лабораторная работа 10/2)

Изучение явления электромагнитной индукции. Уметь проводить лабораторный опыт, оформлять результаты наблюдений, формулировать вывод.

 

Оборудование к лабораторно й№2

10

4

Зачет по теме «Электромагнитная индукция»

 Проверка знаний по теме «Электромагнитная индукция»

Письменная контрольная работа

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10 ч)

Механические колебания (1 ч)

11

1

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника (лабораторная работа 11/3)

• 0беспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактовМеханические колебания. Свободные колебания. Вынужденные колебания.  Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник.  Динамика колебательного движения.  Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда и фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Сдвиг фаз.  Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним.Уметь проводить лабораторный опыт, оформлять результаты наблюдений, •

Пружинный и математический маятники. Колебания пружинного маятника в воде.

Оборудование к лабораторной№3

Электромагнитные колебания (3ч)

12

1

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

Основные положения теории электромагнитных колебаний. Иметь представление о  превращении энергии при электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.  Иметь представление о видах колебательного контура.  Знать уравнение для описания процессов в колебательном контуре.

Заполнение обобщающей таблицы

13

2

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний

Решения задач на уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона.

Дифференцированные задания

14

3

Переменный электрический ток

 Переменный электрический ток.  Сила тока в цепи с резистором. Мощность в цепи с резистором. Действующие значения силы переменного тока и напряжения.   Иметь представление о, что такое переменный электрический ток.  Знать, какое сопротивление называют активным


Осциллограф. Переменный ток. Презентация «Цепи переменного тока».

Опыты: устройство и принцип работы индукционного генератора ,демонстрация активного сопротивления

Демонстрация индуктивного сопротивления.

Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч)

15

1

Трансформаторы

 Устройство генератора переменного электрического тока. Иметь представление о устройство, принцип действия, назначение трансформатора.  

Модель генератора переменного электрического тока. Презентация «Генерирование переменного тока». Модель трансформатора.

16

2

Производство, передача и использование электрической энергии

Формировать у учащихся эффективное использование электрической энергии.

Иметь представление о производстве и передачи электроэнергии потребителю.

Производство и передача электроэнергии потребителю Презентация

Механические волны (/1 ч)

17

1

Волна. Свойства волн и основные характеристики

Что называют волной? Почему возникают волны? Скорость волны. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны.  Распространение волн в упругих средах.  Плоская волна. Волновая поверхностью Фронт волны. Сферическая волна. Звуковые волны в различных средах.  Значение звука. Скорость

 Опыты :Поперечная и продольная волна (рис. 6.2).  Распространение механических волн (рис. 6.12). Распространение звука (рис. 6.16)

Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний.

Электромагнитные волны (3 ч)

18

1

Опыты Герца

Излучение электромагнитных волн. Открытый колебательный контур (вибратор Герца). Опыты Герца. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн: поглощение, отражение, преломление, поперечность. Распространение электромагнитных волн.

Презентация «Электромагнитное излучение»

Опыт: электромагнитные волны.

19

2

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи

Иметь представление о принципах и истории развития радиосвязи и телевидения Простейший радиоприемник.  Длинные, средние, короткие, ультракороткие радиоволны. Принцип сотовой связи. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи


Презентация «Принцип радиосвязи. Телевидение»

20

3

Зачет по теме «Колебания и волны»

 Проверка знаний по теме Колебания и волны»

Письменная контрольная работа

ОПТИКА (13 ч)

Световые волны (7 ч)

21

1

Введение в оптику

Два способа передачи воздействий.  Корпускулярная и волновая теория света. Геометрическая и волновая оптика. Скорость света. История измерения скорости света. Способы измерения скорости света.  

Презентация «Свет. Источники света»

22

2

Основные законы геометрической оптики

Понимать смысл закона отражения света. Уметь выполнять построения изображений в плоском зеркале. Понимать смысл закона преломления света. Уметь выполнять построения хода лучей при переходе из одной прозрачной среды в другую.

Отражение света. Закон отражения света.  Презентация «Геометрическая оптика»   Презентация «Отражение света»

Опыты: преломление света в призме

23

3

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла (лабораторная работа 12/4)

0беспечить в ходе урока усвоение уметь проводить лабораторный опыт, оформлять результаты наблюдений, формулировать вывод. Измерение показателя преломления стекла, имеющего форму призмы.

Оборудование к лабораторной №4

24

4

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (лабораторная работа 13/5)

Собирающая линза, рассеивающая линза,  оптическая сила линзы. Уметь называть характеристики изображений, получаемых с помощью линз.  Знать формулу тонкой линзы, применять для решения задач .  Иметь  понятие о  полном отражении. Иметь представление об оптических каналах связи.

Собирающая и рассеивающая линза. Презентация «Линзы».  Отражение света.

Виртуальная лабораторная

25

5

Дисперсия света

 Дисперсия света. Понятие спектра.

.  «Загадки цвета»  Опыт Ньютона.

Опыт :дисперсия света

26

6

Измерение длины световой волны (лабораторная работа 14/6)

 Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес проводить лабораторный опыт, Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
 оформлять результаты наблюдений, формулировать вывод.

Виртуальная лабораторная работа

Компьютер.

27

7

Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света (лабораторная работа 15/7)

Понимать смысл явления интерференции волн  понятие «когерентные волны». Иметь представление о распределении энергии при интерференции.  Знать области применения явления «интерференция света».  Понимать смысл явления «дифракция волн». Иметь представление о дифракционных картинах от различных препятствий.  Знать устройство и назначение дифракционных решеток

Получение спектра с помощью спектроскопа

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (3 ч)

28

1

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна

Принцип относительности в механике и электродинамике.  Постулаты теории относительности. Относительность одновременности.

Постулаты теории относительности.

Презентация.

29

2

Элементы релятивистской динамики


Понимать основной вывод СТО о том, что массовая частица (тело) не может двигаться со скоростью, большей скорости света.  

30

3

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»

Знать основные следствия из постулатов СТО.

Элементы релятивистской  механики. Массовые и безмассовые частицы. Энергия покоя. Принцип соответствия. Связь между массой и энергией

Систематизация материала по данной теме

Излучение и спектры (3 ч)

31

1

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений

 Свет. Тепловое излучение. Электролюминесценция. Катодолюминесценция. Фотолюминесценция. Хемилюминесценция. Распределение энергии в спектре. Спектральная плотность потока излучений.  Спектральные аппараты. Непрерывные спектры. Линейчатые спектры. Полосатые спектры. Спектры поглощения.  Спектральный анализ.  Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

Спектры различных излучений.

Презентация.

32

2

Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением лабораторной работы 16/8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»


 Познакомить учащихся с применением законов: применять  изученные законы, формулы при решении задач.

.

33

3

Зачет по теме «Оптика», коррекция

 Проверка знаний по теме «Оптика»

Письменная контрольная работа

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 ч)

Световые кванты (3 ч)

34

1

Законы фотоэффекта

Понимать смысл явления фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна.

Опыт по фотоэффекту.

35

2

Фотоны. Гипотеза де Бройля

Фотоны.. Гипотеза Луи де Бройля. Квантовая механика. Применение фотоэффекта. Вакуумные фотоэлементы. Полупроводниковые фотоэлементы.

Презентация

Химическое действие света

36

3

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

Давление света Опыты Лебедева и Вавилова.. Химическое действие света. Фотография.

Опыты Лебедева

Атомная физика (3 ч)

37

1

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом


. Знать модель строения атомов по Резерфорду. Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами

Презентация «Атомная физика

38

2

Лазеры

Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении.  Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры использования лазера в науке и технике.

Презентация «Лазеры».

39

3

Зачет по темам «Световые кванты», «Атомная физика», 

Проверка знаний по теме «Атомная физика»

Письменная контрольная работа

Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7 ч)

40

1

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (лабораторная работа 17/9)

Метода наблюдения и регистрации элементарных частиц.  Газоразрядный счетчик Гейгера. Камера Вильсона. Пузырьковая камера. Открытие радиоактивности.  Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Презентация «Радиоактивность».

Презентация «Методы регистрации элементарных частиц»

41

2

Радиоактивность

 Познакомить учащихся с применением законов Радиоактивные превращения. Правило смещения.  Закон радиоактивного распада. Период полураспад Уметь пользоваться правилом смещения при написании уравнений ядерных реакций.

Тест по материалам ЕГЭ

42

3

Энергия связи атомных ядер

Познакомить учащихся понятий: энергия связи ядра, дефект масс.

 способствовать развитию умения самостоятельной работы с учебником, ИК,

Презентация «Энергия связи».

43

4

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция

Ядерные реакции.  Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Критическая масса. Ядерная бомба.  Термоядерные реакции.  

Презентация «Ядерные реакции».

Презентация «Атомная  бомба».  

Презентация «Ядерная энергия»

44

5

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений

Познакомить учащихся с применением ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение.  Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза облучения. Защита организма от излучений.

Биологическое действие радиоактивных излучений Презентация

45

6

Элементарные частицы

Иметь представление об элементарном строении вещества

Презентация «Элементарные частицы.

46

7

Зачет по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ»


Уметь применять полученные знания по теме «Квантовая физика» на практике

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА
И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА   (1 ч)

47

1

Физическая картина мира

Сформировать у учащихся понятие значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

Презентация «Единая физическая картина мира»

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (10 ч)

48

1

Небесная сфера. Звездное небо


Астрономия от Гиппарха до наших дней. Звездная карта Гиппарха. Развитее взглядов на систему мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Небесная сфера и её элементы.

49

2

Законы Кеплера

И.Кеплер. Законы Кеплера.  Определение масс и размеров небесных тел.

Презентация «Законы движения планет»

50

3

Строение Солнечной системы


Знать строение Солнечной системы,

Презентация «Строение солнечной системы»

51

4

Система Земля — Луна

Знать основные данные о Земле и Луне. Иметь представление об истории исследования Луны. Уметь объяснять причину солнечных и лунных затмений, причину возникновения приливов.

Презентация «Система Земля-Луна»

52

5

Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение

Знать строение Солнца, его атмосферы; источники энергии. Иметь представление о процессах, протекающих на Солнце.

Презентация «Солнце»

53

6

Физическая природа звезд

Звезды. Диаграмма «спектр-светимость».  Главная последовательность. Красные гиганты. Сверхгиганты. Белые карлики. Массы звезд. Белые карлики. Источник энергии Солнца и звезд.

Презентация «Звезды. Эволюция звезд»

54

7

Наша Галактика

Познакомить с   наша Галактика

Опорный конспект

55

8

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

Дать понятия Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

56

9

Жизнь и разум во Вселенной

Сформировать понятия Жизнь и разум во Вселенной

Опорный конспект

57

10

Резерв

Обобщающее повторение (11 ч)

58

1

Обобщающее повторение Кинематика

Знать основные понятия, законы. Уметь применять полученные знания для решения задач Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Опорный конспект «Кинематика точки»

59

2

Обобщающее повторение Динамика.

Знать основные понятия, законы. Уметь применять полученные знания для решения задач Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Опорный конспект «Динамика. Силы природы»

60

3

Обобщающее повторение Законы сохранения в механике. Статика.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Опорный конспект «Законы сохранения в механике». Опорный конспект «Статика»

61

4

Обобщающее повторение Молекулярная физика.

Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы

Опорный конспект «МКТ».

62

5

Обобщающее повторение Термодинамика.  Тепловые явления.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланс

Опорный конспект «Основы термодинамики».  Опорный конспект «Тепловые явления»

63

6

Обобщающее повторение Электростатика

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Опорный конспект «Электростатика»

64

7

Обобщающее повторение Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах.

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электричес

Опорный конспект «Постоянный ток

65

8

Обобщающее повторение Электромагнитные явления


Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Опорный конспект «Электромагнитные явления»

66

9

Обобщающее повторение Колебания и волны

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Мощность в цепи переменного тока. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Дифракция волн. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Опорный конспект «Колебания и волны»

67

10

Обобщающее повторение Квантовая физика

1Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.  Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Лазеры. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц

Опорный конспект «Квантовая физика»

68

11

Обобщающее повторение

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

    смысл понятий: физическое явление, теория, вещество, физический закон, самоиндукция, фотоэффект, взаимодействие, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; электромагнитное поле, планета, звезда, галактика, Вселенная;

     смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества,  количество теплоты, элементарный электрический заряд, вектор магнитной индукции, магнитный поток, фаза колебаний, ЭДС индукции, длина и скорость волны, скорость и давление  света, фокусное расстояние линзы;

   смысл физических законов:   классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, Ампера, Лоренца, электромагнитной индукции, Гюйгенса, Эйнштейна, Столетова, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

уметь

  описывать и объяснять физические явления: взаимодействия токов, действия магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитную индукцию, механические колебания и волны, резонанс, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока,  отражение, преломление, дисперсию, интерференцию, дифракцию  света;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,  угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  приводить примеры практического использования физических знаний о механических, световых,  электромагнитных и квантовых явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

  осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·   обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

·   контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

·   рационального применения простых механизмов;

·   оценки безопасности радиационного фона.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проверка знаний учащихся

Контроль знаний в виде уровневых самостоятельных работ, тестов, уровневых контрольных работ.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Реализуемая учебная программа        

Учебное пособие для ученика, дидактический материал        

Учебник         

Инструмент по отслеживанию результатов работы        

Методическое пособие для учителей


Общеобразова-

тельная

 Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.

Г.Я.Мякишев и др.  Физика – 11, М.: Просвещение, 2006 г.

Марон А. Е. Физика 11 класс. Дидактические материалы. _ М. : Дрофа, 2004. – 144с.

Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.

Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.

Список используемой литературы

  1. Федеральные государственные  образовательные стандарты  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  2. Примерные программы по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
  3. Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах.- СПб.: Литера, 2004.
  4. Орлов В.А. Физика в таблицах. 7-11 кл.: Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2003.
  5. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2003.
  6. Орлов В.А., Никифоров Г.Г., др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Интеллект-Центр, 2005.
  7. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1.- М.: Наука, 1986.
  8. Усова А.В. Краткий курс истории физики: Учебное пособие.- Челябинск: Факел ЧГПИ, 1995.
  9. Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.
  10. Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г.
  11. Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
  12. «Физика-11»  Г.Я.. Мякишев. и  др. М.: Просвещение , 2010.
  13. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.
  14. ЕГЭ 2009. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.
  15. ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
  16. Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007
  17.  Обучение физике в средней школе. Байбородова Л.В. Владос, М., 2007
  18. Марон А. Е. Физика 11 класс. Дидактические материалы. _ М. : Дрофа, 2004. – 144с.

Цифровые образовательные ресурсы:

№п/п

Наименование

Издательство

Виртуальная физическая лаборатория

1

Лабораторный практикум  по физике 8 кл

Лиен

2

Лабораторные работы по физике 11 кл

Дрофа

Библиотека наглядных пособий

1

1 с: школа. Физика, 7- 11 кл

дрофа

2

Интерактивный курс физики для 7- 11 кл

физикон

3

Живая физика

Институт новых технологий

4

Физика 7-11 кл

Кирилл и Мефодий

5

Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера 2.0»

Компания «новый диск»

6

Открытая физика 1.1

физикон

7

«Астрономия» 9-10 кл

физикон

8

Презентации уроков по физике

10

Коллекция тестов

Механические колебания и волны.        

Вариант 1.

I

1. Скорость распространения волн, качающих лодку,

 равна 1,5 м/с. Определите период колебания лодки,

если длина волны равна 6 м.                        

2.  По графику колебаний (рис. 2)                        

определите амплитуду. период и частоту колебаний.                  

3. Определите, за какое время нитяной маятник совершит 40 колебаний, если за 60 с он совершает 120 колебаний. Чему равен период колебания?

II

4. Сколько колебаний совершает металлический шарик за время 20 с, подвешенный на нити длиной 1.6 м?

5. Определите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м совершает 40 колебании за 32 с.

6. Длина морской волны равна 4 м. Определите, сколько колебаний за 20 с совершит на ней надувная резиновая лодка, если скорость распространения волны равна 4 м/с.

III

7. Маятник на Земле имеет период колебания 1 с. Каков будет его период колебания на Луне (где gл=l,6 м/с2)?

8. При определении скорости звука в чугуне у одного конца чугунной трубы ударяли в колокол, у другого конца наблюдатель слышал два звука: сначала - один, пришедший по чугуну, а спустя 2,5 с - другой, пришедший по воздуху. Длина трубы равна 930 м. Определите по этим данным скорость звука в чугуне. Скорость звука в воздухе примите равной 340 м/с.

9. Колеблющийся на нити металлический шарик проходит положение равновесия со скоростью 1 м/с. Определите максимальную высоту, на которую поднимается этот шарик относительно положения равновесия.

……………………………………………………………………………………………………………

 Механические колебания и волны.        

Вариант 2.

I

1. Эхо   звука,   посланного эхолотом в водоем, человек услышал через 4 с. Какова глубина водоема? Скорость звука в воде следует принять равной 1450 м/с.                                                                                

2. По   графику   колебаний (рис. 3) определите амплитуду, период и  частоту колебаний.                        

3. Маятник совершил 50 колебаний за 1 мин 40 с. Найдите период и частоту колебаний.

II

4. Сколько времени будут длиться 10 колебаний груза на пружине, если масса груза 100 г, а жесткость пружины 10 Н/м?

5. Рыболов заметил, что за 20 с поплавок совершил на волнах 40 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн равно 2 м. Какова скорость распространения волн?

6. Определите длину нитяного маятника, если за время 10 с он совершает 5 колебаний.

III

7. Как изменится период колебания нитяного маятника длиной 1 м, если нить удлинить на 3 м?

8. На озере в безветренную погоду с лодки бросили   тяжёлый якорь. От места бросания якоря пошли Волны. Человек, стоящий на берегу, заметил, что волна дошла до него через 40 с, расстояние между соседними гребнями волн равно 1 м, а за время 10 с было 40 всплесков о берег. На каком расстоянии от берега находилась лодка?

9. Нитяной маятник, совершая свободные колебания поднимается на высоту 10 см от положения равновесия. Определите скорость маятника при прохождении положения равновесия.

Вариант 1.

  1. В некоторую точку пространства  приходят световые пучки когерентного излучения с оптической разностью хода  6 мкм. Что произойдет – усиление или ослабление света – в этой точке, если длина волны равна  500 нм? 480 нм?
  2. Какие волны называются когерентными ?
  3. Через дифракционную решетку , имеющую 200 штрихов на миллиметр, пропущено монохроматическое излучение  с длиной волны 750 нм. Определить угол , под которым виден максимум первого порядка этой волны .
  4. Какое тело называют черным ?
  5. Каким будет казаться цвет зеленых листьев, если смотреть на них через красный светофильтр ? зеленый светофильтр?

     

Вариант 2.

 1.АС и ВС – когерентные лучи, длина которых 540 нм. (см. рис.)

Какая будет наблюдаться интерференционная картина на экране

 в точке С , удаленной от источника света на расстояние

АС = 4м? ВС =4,27 м?

2.Каким способом можно получить когерентные волны от обычного источника спонтанного излучения света ?

3. Световая волна длиной  530 нм падает перпендикулярно на прозрачную дифракционную решетку, постоянная которой равна 1,8 мкм. Определить максимум наибольшего порядка.

4. Какое тело называют белым ?

5. На белом фоне написан текст красными буквами. Через стекло какого цвета буквы будут казаться черными ? нельзя увидеть текс?

Вариант 3.

  1. Два когерентных луча с длинами волн 404 нм пересекаются в одной точке на экране. Что будет наблюдаться в этой точке – усиление или ослабление света, если оптическая разность хода лучей равна 17,17 мкм?
  2. Какое свойство света подтверждает явление интерференции ?
  3. Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под какими углами видны максимумы первого и второго порядков монохроматического излучения с длиной волны 400 нм?
  4. Какое тело называют серым ?
  5. Почему вокруг Земли  существует голубой небосвод, а вокруг Луны – черный ?

Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.

Вариант 1.

  1. Ядро атома состоит из …

            А. … протонов; Б. … электронов и нейтронов; В. … нейтронов и протонов; Г. …  - квантов.

2. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, ядро которого состоит из 2-х протонов и 3-х нейтронов

           А.  2.                 Б. 5.                      В. 3.

3.   Период полураспада радиоактивных ядер – это …

 А. … время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 10 раз;

 Б. … время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 2 раза;

 В. … время, по истечении которого в радиоактивном образце останется √2 радиоактивных ядер;

 Г. … время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 50 раз.

4.   Найдите число протонов и нейтронов, входящих в состав изотопов магния   24 Mg;    25 Mg;  26 Mg.

5. Каково соотношение между массой атомного ядра и суммой масс свободных протонов и свободных нейтронов, входящих в состав ядра? А.  mя   >  Zmр  +  Nmn      Б.  mя   =  Zmр  +  Nmn     В.  mя   <  Zmр  +  Nmn

6. Какие силы удерживают нуклоны в ядре?

        А. Кулоновские.     Б. Гравитационные.     В. Ядерные.

7. Альфа-распад – спонтанное превращение радиоактивного ядра в новое ядро с испусканием ….

        А. ядер атомов гелия.    Б. электрона.    В. гамма-кванта.

8. Элемент  А ZХ испытал альфа-распад. Какой заряд и массовое число будут у нового элемента Y ?

       А). А ZY.        Б). А-4 Z-2Y.      В).  А-2 Z-4Y.      Г).  А-2 Z-2Y.

9. Какой изотоп образуется из  8 3Li  после одного бета-распада и одного альфа-распада.

10. Допишите ядерную реакцию: 1)  4 2Не + 9 4Ве =  12 6С + ?     2) 27 13Al + 1 0n =  ?  + альфа-частица.

11.Под фотоэффектом понимают явление взаимодействий  света с веществом, при котором происходи А)вырывание электронов,         В) поглощение электронов,
Б) вырывание атомов,           Г)поглощение атомов

12.Определить энергию фотона видимого света, длина волны которого .

13.Фотон с длиной волны 0,2 мкм вырывает с поверхности фотокатода электрон, кинетическая энергия которого 2эВ. Определить работу выхода и красную границу фотоэффекта.

14..Вычислите  энергию связи ядра атома    4 2Не. (m (1 1 Н ) = 1, 00783 а.е.м. ;  m ( 1 0n ) = 1? 00867 а.е.м. ;

       m  (4 2Не) =4,00260 а.е.м. )

15. Выделяется или поглощается энергия при следующей ядерной реакции:    6 3Li  +  1 1H  →  4 2He +  3 2Не ?

………………………………………………………………………………………………………………..

Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.

Вариант 2.

1.Квантовую теорию предложил: а) Планк; б) Герц; в) Эйнштейн; г) Столетов

2.Что представляет собой α – излучение?

   А. Электромагнитные волны;   Б. Поток нейтронов;  В. Поток протонов;

   Г. Поток ядер атомов гелия.

3.  Замедлителями нейтронов в ядерном реакторе могут быть …

          А. … тяжелая вода или графит;       Б. … бор или кадмий;

          В. … железо или никель;      Г. … бетон или песок.

4.   Найдите число протонов и нейтронов, входящих в состав изотопов углерода  11С;        12С;    13С.

5.   .Сколько протонов содержит изотоп натрия  23 11Na?

         А. 23.               Б. 11.                      В. 34.

6. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, ядро которого состоит из 4-х протонов и 3-х нейтронов?

       А.  4.                 Б. 7.                      В. 3.

7. Каково соотношение между массой атомного ядра и суммой масс свободных протонов и свободных нейтронов, входящих в состав ядра?

        А.  mя   =  Zmр  +  Nmn     Б.  mя   >  Zmр  +  Nmn     В.  mя   <  Zmр  +  Nmn

8. Какие силы удерживают нуклоны в ядре?

        А. Кулоновские.     Б. Ядерные.     В. Гравитационные.

9. Бетта-распад – спонтанное превращение радиоактивного ядра в новое ядро с испусканием ….

       А. ядер атомов гелия.    Б. электрона.    В. гамма-кванта.

10. Элемент  А ZХ испытал бетта-распад. Какой заряд и массовое число будут у нового элемента  Y ?

       А).А Z+1Y.        Б).А-4 Z-2Y.        В).А-2 Z-4Y.       Г).А-2 Z-2Y.

11. Сколько альфа – и бета-распадов испытывает   235 92U в процессе последовательно превращения в  207 82Pb ?

12. Допишите ядерную реакцию:       1) 7 3Li + 1 1H = альфа-частица +….     2)  55 26Mn + ? =  56 26Fe +  1 0n   

13. Определить длину волны лучей, кванты которых имеют энергию .

14. Определить скорость фотоэлектронов выбиваемых из цинка ультрафиолетовым излучением длиной волны . Работа выхода для цинка .

15. Выделяется или поглощается энергия при следующей ядерной реакции:        7 3Li  + 4 2He → 105 В+  1 0n    ?

 Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.

Вариант 3.

1.  Гамма- лучи не отклоняются магнитным полем. Какова природа   - излучения?

    А. Поток электронов;

    Б. Поток протонов;

    В. Поток ядер атома гелия;

    Г. Поток квантов электромагнитного поля.

2. Какой формулой определяется закон радиоактивного распада?

А.  N = N0 ∙2 t ;                                   Б.   N = N0 ∙2 t ;

      В.  N = N 0∙2   T;                                     Г.   N = N 0∙2   T;                                    

3.В атомном ядре число нейтронов превышает число протонов на величину равную 42. Определите атомный номер элемента, если массовое число ядра 210.

4.  Определите, какой элемент образуется после α- распада ядра   238U.

5.   Напишите недостающие обозначения в следующих реакциях:

                       … + 1Н → 22Na + 4He ;

                       239Pu →  4He + … +     ;

                       9Be + 2H → 10B + … .

6. Найдите энергию связи приходящуюся на один нуклон в ядре изотопа азота  14N .

7.  Найдите энергетический выход ядерных реакций:        

7Li +  4He → 10B + n ;

2H + 3H → 4He + n .

8.   Имелось некоторое количество радиоактивного изотопа серебра. Во сколько раз уменьшится масса радиоактивного серебра за промежуток времени 810 суток, если период полураспада 270 суток?

9.    Какова электрическая мощность атомной электростанции, расходующей в сутки 220 г изотопа урана  235U

…………………………………………………………………………………………………………….……………

Контрольная работа по теме : « Ядерная физика». 11 кл.

Вариант 4.

  1. Ζ – атомный номер, А – массовое число, N = А –Ζ  определяет, сколько в ядре находится …

А. … гамма – квантов;

Б. … электронов ;

В. … нейтронов;

Г. …протонов.

  1. Критическая масса вещества – это …

А…. наименьшая масса делящегося вещества, при которой уже может протекать цепная ядерная реакция деления;

Б. …масса делящегося вещества, равная молярной массе этого вещества;

В. … масса делящегося вещества, полностью заполняющая активную зону реактора;

Г. … масса делящегося вещества, равная 235 кг.

3.   Найдите отношение числа нейтронов, содержащихся в ядре атома азота с массовым      числом 14 и атомным номером 7, и числа нейтронов, содержащихся в ядре изотопа нептуния с массовым числом 240 и атомным номером 93.

4.   Определите, какой элемент образуется после    -- распада ядра  212Pb.

5.   Напишите недостающие обозначения в следующих реакциях:

                        14 N + … → 14C + p ;

                         9Be + 2H →  … + n ;

                        27Al +      → 26Mg + … .      

6.   Найдите удельную энергию связи ядра атома урана  235U .

7.    Найдите энергетический выход ядерных реакций:        

                           7Li + 2H → 8Be + n ;

                           14N + 4He → 17O + 1H .            

8.     Определите число атомов радиоактивного препарата иода  I массой 0,5 мкг, распавшихся за промежуток времени 1 мин. Период полураспада иода 8 суток.

9.     Тепловая мощность ядерного реактора 104 кВт. Какое количество урана  235U  потребляет реактор в сутки?

Лист коррекции


№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу


Виды коррекции(совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков которые подверглись коррекции




 






























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике 7-9,10-11классы

Рабочие программа по физике для 7-9 классы составлена на основе «Примерной    программы основного общего образования по физике. 7-9 классы»  под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабар...

Рабочая программа по физике в 11классе

Программа составлена к учебнику Г.Я.Мякишева на 3часа. Структура программы:1.Пояснительная записка2.Общая характеристика учебного предмета3.Место предмета в учебном плане4.Содержание программы5.Темати...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

рабочая программа по физике 11класс

Автор учебника Г.Я.мякишев, Б.Б.Буховцев, 2 часа в неделю...