Разработка учебной программы по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Чуприна Татьяна Васильевна

Рабочая программа курса "Физика" составлена в соответствии с образовательной программой Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Содержание рабочей программы состоит из трёх основных разделов, каждый из которых включает несколько тем.  При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_pyoryshkin_rab_pr.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая образовательная программа курса для учащихся 7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (базовый уровень), утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) образования») и в соответствии с примерной программой Е. М. Гутник, А. В. Перышкин  "Физика 7 – 9 классы" (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. — М.: Дрофа, 2004. — стр. 44.).

Программа рассчитана на 70 часов (35 недельX2 часа в неделю = 70 часов).

Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца. Затем изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины – фокусное расстояние линзы.   При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией знаний учащихся.

Практическая часть курса включает 6 контрольных работ по темам

  1. Изменение энергии при теплообмене;
  2. Фазовые переходы;
  3. Закон Ома;
  4. Работа и мощность тока;
  5. Магнитное поле;
  6. Плоское зеркало. Линзы;

и 8 фронтальных лабораторных работ по темам:

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3. Измерение удельной теплоты плавления льда.

4. Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

5. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

6. Измерение работы и мощности электрического тока.

7. Сборка электромагнита и испытание его действия.

8. Получение изображений с помощью линзы

Рабочая программа реализуется через учебно-методический комплекс Перышкин А.В.  «Физика 7», Дрофа, 2010 (пункты 643, 644 и 645 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2007/2008 учебный год — Приказ №  321 Минобрнауки России от 14 декабря 2006 г.).  

Программа направлена на достижение следующих образовательных целей:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся и организация их рабочей деятельности на уроках ориентировано на использовании  современных технологий, таких как:

- технология уровневой дифференциации (при решении задач);

- технология индивидуализации обучения (развитие познавательных интересов, учебной мотивации);

- технология проблемного обучения (на основе самостоятельного анализа имеющейся информации);

- информационные технологии (диалоговая коммуникация с помощью видео, графически-текстовых или речевых вставок).

В результате изучения физики по данной программе учащиеся должны

а) знать и понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;
  2. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  3. смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

б) уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: теплопроводность,  конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи,  угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

в) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  2. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  3. рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

Содержание рабочей программы.

1. Тепловые явления (25 часов)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Фронтальная лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Фронтальная лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

Явление испарения.

Кипение воды.

Явление плавления.

Устройство психрометра.

2. Электрические и магнитные явления (31 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.

Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Демонстрации:

Электризация тел

Два рода электрического заряда.

Устройство и действие электроскопа

Проводники и изоляторы

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда

Конденсаторы

Источники тока

Составление электрической цепи

Амперметр

Вольтметр

Реостат и магазин сопротивлений

Фронтальная лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».

Фронтальная лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Фронтальная лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Фронтальная лабораторная работа №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.

Демонстрации:

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальная лабораторная работа №7  « Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»

3. Световые явления (12 часов)

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.

Демонстрации:

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Линзы

Преломление света.

Модель глаза.

Принцип действия фотоаппарата.

Фронтальная лабораторная работа №8 «Измерение фокусного расстояния. Получение изображения с помощью линзы».

Резерв (2 часа)

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

Конт

роль

д/з

сроки


1.Тепловые явления (25 часов)

1

Строение вещества. Атомы и молекулы.

1

2

Тепловое движение. Температура и способы ее измерения.

1

§1, вопросы

3

Внутренняя энергия.

1

§2,3

4

Теплопроводность. Конвекция. Излучение

1

§4,5

5

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

§6

6

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

§7-9.

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.

1

8

Решение задач

1

№1025

9

Решение задач

1

№1026

10

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

1

Л.р.

11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Л.р.

12

Решение задач

1

13

Контрольная работа №1 по теме «Виды теплопередачи. Количество теплоты»

1

К.р.

14

Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

§10.11,упр.5

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

§12-15,

упр7,8 (№3)

16

Испарение и конденсация.

1

§16,17

17

Кипение.

1

§18,20,

упр.10,№4

18

Влажность воздуха. Насыщенный пар.

1

§16,19

19

Решение задач  

1

Упр.6

20

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Влажность»

1

К.р.

21

Работа  газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель.

1

§21,22

22

КПД тепловых двигателей.

1

§24

23

Решение задач

1

24

Решение задач

1

25

Контрольная работа 3 по теме: «Тепловые двигатели КПД »

1



Электрические и магнитные явления (31 ч.)

26

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие электрических зарядов.

1

§25,26

27

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды

1

§27,28.

28

Делимость электрического заряда. Электрон.

1

§29

29

Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда

1

§30,31

30

Конденсатор. Энергия  конденсатора.

1

§32,35

31

Электрический ток. Источники тока.

1

§33,36

32

Электрическая цепь и ее составные части.

1

§37,упр.14

33

Сила тока. Амперметр

1

§38,упр.15

34

Напряжение. Вольтметр.

Решение задач

1

§39-41,

упр.16

35

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на ее различных участках»

1

Л.р.

36

Закон Ома для участка цепи.

1

§42,44,

упр19(4,6)

37

Расчет сопротивления проводников.

Удельное сопротивление. Реостаты.

1

§45,47

упр.20(2,4)

38

Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Л.р.

39

Решение задач

1

упр.20(3)

40

Контрольная работа 4 по теме «Электростатика. Закон Ома для участка цепи»

1

К.р.

41

Последовательное  и параллельное  соединение проводников.

1

§48,49, упр.23(5)

42

Решение задач

1

упр.22(3)

43

Работа и мощность электрического тока.

1

§50-52, упр26(2)

44

Лабораторная работа №6 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

Л.р.

45

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца

1

§53,упр.27

46

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

§54,55

47

Решение задач

1

48

Решение задач

1

49

Контрольная работа №5 по теме «Соединения проводников. Закон Джоуля-Ленца»

1

К.р.

50

Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

§56,57

51

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

1

§58,упр.28

52

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

§59,60

53

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1

§61

54

Обобщающий урок

1

К.р.


Световые явления ( 12 ч.)

55

Свет. Прямолинейное распространение света. Тень и полутень.

1

§62

56

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

1

§63,64,Упр.30

57

Преломление света.

1

§65,упр.32(3-5)

58

Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

1

§66,упр.33

59

Решение задач

1

60

Лабораторная работа № 8 «Измерение фокусного расстояния линзы и получение с ее помощью изображений»

1

Л.р.

61

Формула тонкой линзы

1

62

Решение задач

1

усл.в тетради

63

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1

64

Решение задач

1

усл.в тетради

65

Решение задач

1

усл.в тетради

66

Контрольная работа №7 по теме «Световые явления»

1

К.р.

67

обобщающий урок

1

68

Итоговая контрольная работа №8\

1

К.р.

Резерв

Критерии оценивания устного ответа.

     Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

    Оценка 2  ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ 9 КЛАССА «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Пояснительная записка.                         Цели и задачи раздела....

Учебные программы по физике и астрономии 2017-2018 учебный год

Здесь представлены учебные программы для учащихся 7-9 классов к учебнику А. В. Перышкина, а также програмы по физике для 10-11 классов к учебнику Б. Б. Буховцева и Г.Я. МякишеваТакже программа по астр...

Разработка Рабочей программы по физике 11 класс (102 учебных часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ФИЗИКАна 2018-2019 учебный год11 класс Учитель Герасимова Татьяна Сергеевна...

Методическая разработка раздела учебной программы по физике "Строение и эволюция Вселенной" 9 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по физике " Строение и эволюция Вселенной". Цель: углубить и расширить знания учащихся о составе, строении и происхождении Солнечной системы...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 8 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 8БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...