Модульный курс «Решение задач по физике» к учебной программе по физике 9кл
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс)

Аэлита Евгеньевна Карайсенлы

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _reshenie_zadach_po_fizike.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

                                                                                                                             Приложение к основной образовательной программе  

                                                                                                                                                            основного общего образования

                                                                                                                                                            Приказ от  05.06.2020  № Ш15 – 13 – 296/0

Модульный курс

 «Решение задач по физике»

к учебной программе по физике.

Класс: 9

Учитель :Карайсенлы А.Е.

Учебный год: 2020 – 2021

Количество часов по учебному плану за год

35

в т.ч.

I полугодие

16

II полугодие

19

1. Пояснительная записка.

Данная программа  «Решение задач по физике»  для 9  класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе  учебника « Физика 9», автор А.В.Перышкин, Е.М. Гутник . «Дрофа», М., 2019. в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 05.06.2020  № Ш15 – 13 – 296/0;

Предлагаемый  модульный курс «Решение задач по физике» расширяет содержание учебного предмета «Физика». Курс предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ОГЭ за курс основной школы.

Цель  курса:

  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
  • подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
  • Задачи курса:
  • углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
  • формирование осознанных мотивов учения;
  • усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
  • выработка навыков цивилизованного общения.
  • После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи  базового, повышенного и высокого уровня  из материалов ОГЭ уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и  пользоваться справочной литературой на ОГЭ .

Место данного курса в учебном плане школы.

В базисном учебном плане ОУ №15 на изучение модульный курс «Решение задач по физике» отводится 1 час в неделю из вариативной части плана, что составляет 35 часов.

2.Планируемые результаты изучения модульного курса.

  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
  • Личностными результатами обучения физике являются:
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг у другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
  • Метапредметными результатами обучения физике являются:
  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
  • овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной  проверки     выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
  • анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых

     информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике являются:

  • знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, периода колебаний маятника от его длины, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии;
  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Планируемые результаты изучения:

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
  • Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для   обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

3.Содержание учебного курса

1. Вводное занятие -1 час

 2. Основы кинематики – 4 часа

Механическое движение,  равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.

3. Основы динамики - 6 часов.

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.

4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа

Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

5. Тепловые явления - 3 часа

Расчет количества теплоты   при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.

6. Колебания и волны. – 3 часа

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.

7. Электрические явления - 5 часов.

  Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников.

8. Магнитные явления. 3 часа.

Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.

9. Оптические явления – 4 часа.

Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.

 10. Лабораторные работы- 3 часа.

4. Формы реализации учебного курса

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, презентации, игровые технологии и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Учащиеся осуществляют следующие виды работ:

— работу с источниками информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

— выполнение лабораторных работ;

— решение познавательных, вычислительных и экспериментальных задач;

— освоение предметного материала в заданиях, моделирующих ситуации из реальной жизни.

В дни отмены занятий реализуется дистанционная форма обучения на цифровых образовательных ресурсах (Якласс, МЭО,ФИПИ).

5.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Четверть

Раздел

Кол-во часов

1четверть

Вводное занятие

1

1четверть

Основы кинематики

4

1четверть

 Основы динамики.

3

2четверть

 Основы динамики.

3

2четверть

Законы сохранения в механике.

3

2четверть

Тепловые явления.

2

3четверть

Тепловые явления

1

3четверть

Колебания и волны.

3

3четверть

 Электрические явления.

5

3четверть

Магнитные явления.

1

4четверть

Магнитные явления.

2

4четверть

 Оптические явления.

4

4четверть

Лабораторные  работы.  

3

Всего

35

6.Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Раздел

Тема урока

План

Факт

Планируемое домашнее задание

1

Вводное занятие.  (1час)

Вводное занятие.  

2

Основы кинематики. (4часа)

Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.

3

Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.

4

Движение тела по вертикали под действием силы тяжести.

5

Криволинейное движение

6

Основы динамики. (6часов)

Законы Ньютона.

7

Силы в природе.

8

Силы в природе.

9

 Движение под действием нескольких сил.

10

Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды.

11

Сила Архимеда, условие плавания тел.

12

Законы сохранения в механике. (3 часа)

Импульс. Закон сохранение импульса.

13

Работа, мощность, энергия

14

 Простые механизмы. КПД механизмов.

15

Тепловые явления.(3 часа)

Расчет количества теплоты  при теплообмене.

16

Расчет количества теплоты в различных процессах.

17

Уравнение теплового баланса.

18

Колебания и волны.

(3 часа)

Свободные и вынужденные колебания.

19

Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

20

Волны. Звук

21

Электрические явления.(5 часов)

 Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп.

22

Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.

23

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

24

Соединения проводников.

25

Соединения проводников.

26

Магнитные явления.

(3 часа)

Изображение магнитных полей. Сила Ампера.    

27

Электромагниты, электромагнитная индукция.

28

 

Переменный ток.

29

Оптические явления. (4 часа)

Отражение  света.

30

 Преломление света.

31

Линзы. Построение изображений в линзах.

32

Фотоаппарат и другие оптические приборы.

33

Лабораторные работы(3 часа)

Лабораторная работа №1  « Измерение сопротивления проводника».

34

Лабораторная работа №2  «Определение КПД наклонной плоскости».

35

Лабораторная работа №3  «Измерение оптической силы собирающей линзы».

7.Учебно-методическое обеспечение

  1. ГИА. Сборник тестовых заданий  по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 2011.
  2. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998
  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник  задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2014.
  4. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.
  5.  Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение
  6. Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.
  7. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989.
  8. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Учебник « Физика 9 », «Дрофа», М., 2019.

           Информационно-компьютерная поддержка.

  1. 1С. Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тесты.
  2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тестирующие программы. Ч. I, II.- CD-ROM
  3.  Физика. Электронные уроки и тесты. CD-ROM
  4.  Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы – Волгоград. Учитель-2010.

          Литература для учащихся:

  1. ГИА. Сборник тестовых заданий  по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник  задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2014.
  3. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике 9 класс.- М.; Школьная пресса 2004. (Библиотека журнала «Физика в школе»)

ЦОР.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30
  1. Открытая физика https://physics.ru/courses/op25part2/content/content.html#.Xk0KNTIzbcs
  2. Газета «1 сентября»: материалы по физике  http://1september.ru/
  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://urok.1sept.ru/%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  1. Физика.ru      http://www.fizika.ru
  2. КМ-школа        http://www.km-school.ru/r9/uchitel.asp
  3. Электронный учебник http://www.physbook.ru/

Экспертное заключение

о соответствии модульного элективного курса «Решение задач по физике», разработанной учителем физики   муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15,    Карайсенлы Аэлитой Евгеньевной, основным требованиям, предъявляемым к модульным элективным курсам для учащихся 9-х классов.

     

На экспертизу представлена  программа модульного элективного курса «Решение задач по физике»,  (9 класс).  

Представленная программа полностью соответствует требованиям к структуре образовательной программы. Четко разработаны цели и задачи, технологии обучения, прогнозируется результат прохождения курса.

  Анализ содержания программы позволяет констатировать, что программа соответствует основным принципам реализации концепции профильного и предпрофильного  обучения, позволяет расширить кругозор учащихся, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

  Курс открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, повышения интереса учащихся к физике. Программа содержит новые для учащихся сведения, не входящие в обязательную программу. Содержание программы способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся, формированию системности знаний.

  Включенный в программу материал может применяться для различных категорий учащихся, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе учащихся.

В программе конкретно определены задачи курса и методы проверки их достижений.

Данный курс реалистичен с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических; средств  школы.      

   Контролируемость программы и ее чувствительность к сбоям достигается четкостью и конкретностью определения контрольных параметров по каждому из представленных разделов.

    Таким образом, данная  программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к курсам для учащихся 9 х  классов.

Зам. директора  по УВР  МБОУ СОШ № 15                                                                                                                 Е.С. Малышева

                                                               

Приложение №1.

Урок №1.

Тема урока: Классификация физических задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Цели: учащиеся должны знать типы задач, методы решения качественных, расчетных, геометрических задач.

Виды и примеры решения задач. Типичные ошибки и недостатки при решении и оформлении решения тестовых задач. Самоанализ уровня подготовки.

Различают задачи: качественные, расчетные, графические и экспериментальные задачи. Изучение инструкции по выполнению работы ГИА.

 Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 2,5 часа(150 минут). Работа состоит из 3 частей и содержит 26 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий (1–18).

 К каждому заданию приводится 4варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа. Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (19–22). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 содержит 4 задания (23–26), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения. Задание 23 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор

           Тестовые материалы ОГЭ. [1] – Самоанализ уровня подготовки. 

Урок № 2 -3

Тема урока:  Характеристики равномерного и равноускоренного движения.

Цели: учащиеся должны знать основные формулы кинематики, РПД, РУПД.

Составление обобщающей таблицы по кинематике.  

       № 123,155, 158 [3]

Решение графической задачи.

Задача.

Найдите путь, пройденный телом за 5сек, его скорость в конце 4 секунды, ускорение.

Задача. Троллейбус, движущийся со скоростью 10 м/с, остановился через 5 с. Какой путь он прошел при торможении.  (Решить задачу графически и аналитически.)

Задача.

Автомобиль движется равноускоренно с начальной скоростью 5 м/с и ускорением 2 м/с2. Один километр пути он проходит за время равное…

1) 29,3 с    2) 10 с,      3) 47 с,     4) 73 с

Тестирование по теме « Ускорение, равноускоренное прямолинейное движение», «Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении» [11] 

Урок №4.

Тема урока: Движение тела по вертикали под действием силы тяжести. Свободное падение тел.

Цели: учащиеся должны знать формулы и методы решения задач на движение тела по вертикали под действием силы тяжести.

Компьютерный эксперимент. « Открытая физика».

 Задание:

1) Пронаблюдать при компьютерном эксперименте характер движения тела. В каких точках траектории тело имело наибольшую (наименьшую) скорость.

2) На какую максимальную высоту поднимается тело при начальной скорости 10м/с и 25 м/с? Рассчитать и проверить в эксперименте.

 Задача. Тело падало с высоты 80 м без начальной скорости. Найти сколько времени падало тело, скорость тела в момент падения и путь, пройденный телом в последнюю секунду движения. Тест. Свободное падение [11]

Урок № 5.

 Тема урока:  движение по окружности.

Цели: учащиеся должны знать понятия линейной, угловой скорости, центростремительного ускорения, тангенциальное и полное ускорение, периода и частоты обращения.

Задача. Тело движется по окружности радиусом 10м с постоянной по модулю скоростью 5м/с. Найти центростремительное ускорение, угловую скорость, период и частоту обращения.

Тест. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Часть 1и 2 [11]

Урок № 6.

Тема урока: Законы Ньютона. 

Цели: учащиеся должны знать  формулировки законов Ньютона и уметь применять их для решения задач.

Качественные задачи на опознавание явлений и свойств: инерция, инертность, равновесие сил, взаимодействие тел

 №174 – экспериментально, №179,187, 193,212,226 [3]

Тесты. 1)Инерциальные системы отсчета. 1-й закон Ньютона. 2) Сила. 2-й закон Ньютона. 3)3-й закон Ньютона. [11]

Урок № 7-8.

Тема урока: Силы в природе.   

Цели: учащиеся должны знать понятия: проекция силы, виды сил, 2 – й закон Ньютона.

Составление  обобщающей таблицы.

Сила

Природа силы

Направление

Точка приложения

Формула.

1.Всемирного тяготения.

Гравитационная

По прямой соединяющей тела.

Центр тяжести тела

F=Gm1m2/r2

2. Сила тяжести

Гравитационная

Вертикально вниз

Центр тяжести тела

F=GMm/r2

3. Сила упругости

Электромагнитная

Противоположно смещению частиц при деформации.

Центр тяжести тела

F= kx = kΔℓ

4. Сила трения

Электромагнитная

Против относительного движения или возможного движения.

Вдоль соприкасающихся поверхностей. Центр тяжести тела

F=µP

5. Вес тела.

Электромагнитная, сила упругости.

Перпендикулярно опоре.

Опора или подвес

Р= mg, =0

P= m(g+a),  

   P= m(g-a),  

P= 0, а= g

Задача. А.При подвешивании тела, массой  200 г пружина растянулась на 2 см. Жесткость пружины равна

1) 100 Н/м                           2) 10000  Н/м                   3) 1000 Н/м                        4) 50 Н/м                          

   

Задача. Брусок массой 0,5 кг тянут по поверхности стола равномерно при помощи динамометра. Динамометр показывает силу 1Н. Найти коэффициент трения бруска о стол.

Задача. Найти с какой силой машина массой 3 тонны давит на дорогу? Как называется эта сила?

                               

Урок №9 

Тема урока: Движение под действием нескольких сил.   

Цели: учащиеся должны уметь находить равнодействующую нескольких сил и динамические величины при равноускоренном движении.

Задача. Тело массой 5 кг тянут вертикально вверх, прикладывая силу 80 Н. С каким ускорением поднимают тело?

Задача. Физикон тянет по снегу Химилу на санках. Масса санок и девочки 80 кг. Коэффициент трения санок о снег 0, 05. Какую силу тяги развивает Физикон, если санки едут равномерно?

Задача. Две силы F1=3 кН и F2=4 кН – приложены к телу под углом 270°. Чему равно ускорение тела, если его масса равна 200кг.

№298, 302, 352 [3]

 Урок № 10.

Тема урока: Элементы гидростатики.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи свойства сообщающихся сосудов, измерять атмосферное давление, рассчитывать гидростатическое давление.

Р = ρgh –давление столба жидкости, ρ – плотность жидкости, g – 10 м/с2, h –высота столба жидкости.

Задача. На рисунке изображены три сосуда с водой. Площади дна сосудов равны. Сравните силы давления F1, F2,  F3 и давления р1, р2, р3 жидкости на дно сосуда.

                        1)  F1 = F2 =  F3                            2)  F1 2 < F3                3)  F1 =F2 < F3              4) F1=  F2> F3 

                         р1=  р2 =  р3                                   р2 >  р1 > р3                               р1  >  р2 =  р3                    р1 <  р2  <   р3               

Задача. С какой силой давит на дно бочки столб бензина высотой 2м, если площадь дна 2 м2

Тест. Давление. Передача давления жидкостями и газами. Закон паскаля. [11]

Урок № 11.

Тема урока: Сила Архимеда, условие плавания тел.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на применение силы Архимеда и условия плавания тел, уметь работать в группе.

Fа = ρgV, , ρ – плотность жидкости, g – 10 м/с2, V – объем тела или его погруженной части.

Условие плавания тел:

  1. Если ρт > ρж,  или  Fт > Fа , то тело тонет.
  2. Если ρт < ρж,  или  Fт < Fа, то тело всплывает.
  3. Если ρт = ρж,  или  Fт = Fа, то тело плавает в равновесии в любом месте жидкости.

Задача. Два однородных шара, один из которых изготовлен из алюминия, а другой — из меди, уравновешены на рычажных весах. Нарушится ли равновесие весов, если шары опустить в воду?

1) Равновесие весов не нарушится, так как масса шаров одинакова.

2) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из алюминия.

3) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из меди.

4) Равновесие весов не нарушится, так как шары опускают в одну и ту же

жидкость.

№ 648, 658. [2] Тест. Архимедова сила. Плавание тел. [11]

 

Урок № 12.

Тема урока: Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.    

Цели: учащиеся должны знать понятия: импульс, изменение импульса, закон сохранения импульса, реактивное движение.

Задача. А. Камень массой 1 кг брошен над поверхностью Земли со скоростью 4 м/с. Если сопротивление воздуха пренебрежимо мало, то импульс камня через 0,3 с равен

1) 3 кг (м/с)                            2) 4 кг (м/с)                      3) 5 кг (м/с)                       4) 7 кг (м/с)

Задача. В. Пластилиновый шар массой 200 г двигался со скоростью 10 м/с и столкнулся с неподвижным шаром массой 800 г. После столкновения шары соединились и стали двигаться вместе. Какова скорость их совместного движения?

Тест. Импульс. Закон сохранения импульса. [11]

Урок № 13.

Тема урока: Работа, мощность, энергия.  Закон сохранения полной механической энергии.   

Цели: учащиеся должны знать понятия: механическая работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия, законы сохранения полной механической энергии.

Составление обобщающей таблицы.

Вид энергии

Формула

Кинетическая

Еk = mv2/2,  m - масса      v – скорость

Потенциальная энергия в поле силы тяжести

Еп = mgh,   m- масса, g = 10 м/с2,  h – высота

Потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Еп = kx2/2, жесткость пружины, х – растяжение (сжатие) пружины.

Механическая работа

А = FS cosα,     F- сила, S –перемещение,

 α - угол между F и S.

Механическая мощность

N = A/t, N – мощность, t – время.

Задача. Поезд, двигаясь равноускоренно по горизонтальному пути, отходит от  станции с ускорением 0.06 м/с2. Работа силы тяги локомотива за первые 50 секунд движения равна 7200 кДж. Если  сопротивлением можно пренебречь, то сила тяги локомотива приблизительно равна

1) 96 Н              2) 4800 Н              3) 4200 Н                4) 48000 Н                5) 96000 Н.

Урок № 14.

Тема урока: Простые механизмы. КПД механизмов.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на применение знаний о простых механизмах и находить их КПД.

                         

№792, 789,798 [3] 

Тест. Золотое правило механики. КПД простых механизмов. [11]

Урок № 15

Тема урока: Расчет количества теплоты  при теплообмене

Цели: учащиеся должны уметь применять формулу количества теплоты при теплообмене, строить графики процессов и пользоваться диаграммами.

Задача. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты в процессе нагревания металлического цилиндра массой 100 г. Определите удельную теплоемкость металла.

  №1087,1117,1123. [2]

Урок № 16

Тема урока: Расчет количества теплоты при фазовых различных переходах. 

Цели: учащиеся должны знать и уметь применять формулы различных процессов.

Составление обобщающей таблицы.

№ п/п

Процесс

Формула

Превращение энергии.

1.

Тв.тело - в жидкость - плавление

Q = λm

Тело получает энергию

Жидкость – в тв. тело - кристаллизация

Q = - λm

Тело отдает энергию

2.

Жидкость в пар - кипение

Q = Lm

Жидкость получает энергию

Пар - в жидкость - конденсация

Q = - Lm

Жидкость отдает энергию

3.

Сгорание топлива

Q = qm

Энергия выделяется.

4.

Нагревание тела.

,   t2  > t1

Энергия поглощается.

5.

Охлаждение тела.

,  t2  <  t1

Энергия выделяется.

 Задача. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 0С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (λ1 и λ2) двух веществ.

   1) λ2 = λ1                                         2) λ2 = 1,5 λ1                                           3) λ2 = 2 λ1                                            4) λ2 =3 λ1

Тест. График плавления и отвердевания. [11]

 Урок № 17

 Тема урока: Уравнение теплового баланса.

 Цели: учащиеся должны знать и уметь применять  уравнения теплового баланса к решению задач, сравнивать, анализировать, работать в микрогруппах.

№ 1051, 1053, 1029. [2]    Тест. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. [11]

 

                                                                 Приложение 2.

Урок №1.

Тема урока: Свободные и вынужденные колебания.

Цели: учащиеся должны умения различать и приводить примеры свободных и вынужденных колебаний, знать основные характеристики колебаний.

Работа с презентацией « Колебания вокруг нас». Составление обобщающей таблицы.

Урок №2.

Тема урока: Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний   х= хmcosωt .

                                                                                   

Задача.  Найти период, амплитуду, частоту и циклическую частоту колебаний, если координата колеблющегося тела описывается уравнением: х = 0,2cos0,5πt

Задача.

 Найти по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени период, амплитуду, частоту колебаний.

 

    №860, 863,875 [3]

 Урок №3.

Тема урока:  Волны. Звук.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний, длины волны и сдвига фаз.

Задача.Человек на берегу определил, что за 1 мин мимо него прошло 23 волновых гребня, а расстояние между ближайшими гребнями 8м. определите скорость распространения волн.

Задача. Где скорость звука больше: в воздухе или железе? Может ли звук распространяться в вакууме?

Урок №4.

Тема урока: Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп.  

Цели: учащиеся должны уметь приводить примеры электрических явлений и применять закон сохранения электрического заряда.

Задача.

На рисунке изображены одинаковые электроскопы, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?

А. Медь.                  1) только А                     2) только Б                 3) и А, и Б                            4) ни А, ни Б

Б. Сталь.

Задача. К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение).

                     Это означает, что                         1) оба шарика заряжены положительно               2) оба шарика заряжены отрицательно

3) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно      4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно

Урок №5.

Тема урока: Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.  

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на закон Ома для участка цепи, определение сопротивления проводников.

Составление обобщающей таблицы.

Величина

Напряжение.

U(В)

Сопротивление R(Ом)

Сила тока

I(А)

Формула

             U=А/q

         R=U/I

      I=q/t

Приборы, для измерения  величины.

Вольтметр, параллельно, соблюдая полярность

      Омметр

Амперметр, последовательно, соблюдая полярность

 

Задача. Проводники изготовлены из одного и того же материала. Какую пару проводников нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость сопротивления проволоки от ее длины?

№1307, 1321[2]

Урок №6.

Тема урока: Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение энергетических параметров электрического тока.

Задача.  Две спирали электроплитки, сопротивлением по 10 Ом каждая, соединены последовательно и включены в сеть с напряжением 220 В. Через какое время на этой плитке закипит вода массой 1 кг, если ее начальная температура составляла 20 °С, а КПД процесса 80%?

(Полезной считается энергия, необходимая для нагревания воды.)

Задача. В электропечи мощностью 100 кВт полностью расплавили слиток стали за 2,3 часа. Какова масса слитка, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500°С? Потерями энергии пренебречь.  

 Урок №7 - 8.

Тема урока: Соединения проводников.

Цели: учащиеся должны уметь различать соединения и  решать задачи на последовательное и параллельное соединения проводников

Задача.

Общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, равно 9 Ом. Сопротивления резисторовR1 и R2 равны. Чему равно сопротивление  каждого резистора?                                                                

       

1) 81 Ом                     2) 18 Ом                                 3) 9 Ом                               4) 4,5 Ом

Задача.  Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 1 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 5 Ом?

1) 9 Ом                        2) 11 Ом                                  3)16 Ом                                 4) 26 Ом

№1398, 1359, 1360 [3]

Урок №9.

Тема урока: Изображение магнитных полей. Сила Ампера.    

Цели: учащиеся должны уметь определять направление магнитных линий, силы Ампера, силы тока.

Задача.

 Прямолинейный проводник длиной L с током I помещен в однородное магнитное поле, направление линий индукции В которого перпендикулярно направлению тока. Если силу тока уменьшить в 2 раза, а индукцию магнитного поля увеличить в 4 раза, то действующая на проводник сила Ампера

1)

увеличится в 2 раза

2)

уменьшится в 4 раза

3)

уменьшится в 2 раза

4)

не изменится

 

Задача.  

На рисунке изображен цилиндрический проводник, по которому течет электрический ток. Направление тока указано стрелкой.

 Как направлен вектор магнитной индукции в точке С?

1)

в плоскости чертежа вверх

2)

в плоскости чертежа вниз

3)

от нас перпендикулярно плоскости чертежа

4)

к нам перпендикулярно плоскости чертежа

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

№1479, 14811483 [3]

Урок №10.

Тема урока: Электромагниты, электромагнитная индукция.

Цели: учащиеся должны уметь вычленять явление электромагнитной индукции, знать условия возникновения индукционного тока.

Презентации учащихся на тему «Применение электромагнитов»

Задача. Две одинаковые катушки замкнуты на гальванометры. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?

1) ни в одной из катушек                    2) в обеих катушках                 3) только в катушке А                    4) только в катушке  Б

Урок №11.

Тема урока: Переменный ток.

Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний, амплитуды переменного тока из графика и по уравнению колебаний.

Составление таблицы на параметры переменного тока.

Урок № 12.

Тема урока: Отражение  света.

Цели: учащиеся должны уметь строить изображение источника света в плоском зеркале.

Задача. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 3 и 4. За ширмой находится

1) плоское зеркало

2) плоскопараллельная стеклянная пластина

3) рассеивающая линза

4) собирающая линза

№ 1542, 1546, 1551 [3]

Урок № 13.

Тема урока:   Преломление света.

Цели: учащиеся должны уметь находить и строить углы падения и преломления.

Задача. Свет падает из  воды в среду 1 и 2. Какая среда более плотная , а какая менее плотная ,чем вода?

№1569, 1582, 1571. [3]

Урок № 14.

Тема урока: Линзы.

Цели: учащиеся должны уметь строить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах.

Задача.

После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1′ и 2′.За ширмой находится

1) плоское зеркало

2) плоскопараллельная стеклянная пластина

3) рассеивающая линза

4) собирающая линза

Задача. Где находится изображение точки S (см. рисунок), даваемое тонкой собирающей линзой?

1)

в точке  1

2)

в точке  2

3)

в точке  3

4)

в точке  4

Задача.

Ученик выполнил задание: «Нарисовать ход луча света, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он

1)

ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло

2)

ошибся при изображении хода луча только при переходе из стекла в воздух

3)

ошибся при изображении хода луча на обеих границах раздела сред

4)

правильно изобразил ход луча на обеих границах раздела сред

Урок № 15.

Тема урока:   Фотоаппарат и другие оптические приборы.

Цели:  учащиеся должны знать ход лучей для получения изображения в фотоаппарате, лупе, очках.

Презентация.

Задача №, 1623,1620  1630, 1632, 1636. [2]

Урок № 16 - 17.

Тема урока:  Лабораторные работы.

Цели:  учащиеся должны знать ход основных лабораторных работ и уметь  измерять физические величины.

Лабораторная работа №1. Измерение сопротивления проводника.

При выполнении задания используется комплект оборудования в составе:

источник тока (3,5 В); резистор (6 Ом) обозначенный R1; реостат; амперметр (погрешность измерения 0,1 А); вольтметр (погрешность измерения 0,2 В); ключ и соединительные провода.

 Образец возможного выполнения

 Схема экспериментальной установки:                            

2) I = U/R; R = U/I;3) I = 0,5 А; U = 3,0 В;

4) R = 6 Ом ВГ(R) = 3,2 В.

 

 Лабораторная работа №2. Измерение напряжения при последовательном соединении проводников.

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные 1 R и 2 R , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
  2. измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
  3. сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
  4. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Лабораторная работа №3. Изучение правила токов при последовательном соединении проводников.

Проверьте экспериментально правило для силы электрического тока  при параллельном соединении двух проводников. В бланке ответов:

  1. нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
  2. измерьте электрический ток на концах каждого из резисторов и общий  ток на концах цепи из двух резисторов при их  параллельном соединении;
  3. сравните общий ток  на двух резисторах с суммой  токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
  4. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Лабораторная работа №4.  Измерение мощности лампы.

Измерьте экспериментально мощность электрической лампы. Для этого:

  1. нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
  2. измерьте электрический ток и напряжение на лампе;
  3. Вычислите мощность и работу тока.

Лабораторная работа №5. Измерение массы тела.

Используя  равноплечные весы, определите массу тела.

Лабораторная работа №6. Измерение плотности вещества.

  1. Используя  равноплечные весы, определите массу тела.
  2. при помощи мерного цилиндра определите объём тела и
  3. рассчитайте плотность вещества тела.

Лабораторная работа №7. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины. 

 Проверьте экспериментально, как зависит период колебания математического маятника от его длины.

  1. Измерьте длину маятника;
  2. при помощи секундомера измерьте время, за которое совершаются 20 колебаний;
  3. вычислите пери од колебаний;
  4. уменьшите длину маятника в 2 раза и снова определите период колебаний.
  5. Сделайте вывод о том, как зависит период колебания математического маятника от его длины.

Лабораторная работа №8.  Проверка правила рычага.

 

Проверьте экспериментально условие равновесия рычага.

  1. Уравновесьте рычаг;
  2. на расстоянии 12 см от оси вращения подвесьте 2 груза и уравновесьте их 1 грузом, подвешенным с другого конца рычага.
  3. измерьте плечо 2-го тела;
  4. сделайте вывод об условии равновесия рычага.        

Лабораторная работа №9. Определение КПД наклонной плоскости.

Определите экспериментально кпд наклонной плоскости.

  1. Брусок с двумя грузами равномерно перемещайте по наклонной плоскости и измерьте силу тяги при помощи динамометра;
  2. измерьте вес грузов и бруска;
  3. измерьте высоту и длину наклонной плоскости.
  4. Вычисли те кпд наклонной плоскости.

Лабораторная работа №10. Измерение оптической силы собирающей линзы.

Измерьте экспериментально фокусное расстояние собирающей линзы.

  1. Поставьте линзу перед экраном и получите на экране четкое изображение удаленного предмета.
  2. Измерьте расстояние от линзы до экрана. Начертите чертеж, поясняющий ход лучей в линзе. Запишите, чему равно фокусное расстояние собирающей линзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"

Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа и КТП. Элективный курс "Решение задач по физике"

Рабочая  программа и КТП. Элективный курс "Решение задач по физике". 10-11 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение задач по физике» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение задач по физике» 9 класс...

Программа элективного курса «Решение задач по физике в форме ГИА -11»

Элективный курс «Решение задач по физике в форме ГИА -11» предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Программа курса составле...

Программа элективного курса «Решение задач по физике в форме ГИА -9»

Элективный курс «Решение задач по физике в форме ГИА -9» предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Программа курса составлен...