Методическая разработка раздела учебной программы по физике "Строение и эволюция Вселенной" 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по физике " Строение и эволюция Вселенной". Цель: углубить и расширить знания учащихся о составе, строении и происхождении Солнечной системы, звездах, планетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_astronomiya_9_klass.docx | 335.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Тонкинская средняя школа”
Согласовано: Руководитель РМО _________________Т. Д. Корсакова | Утверждаю: Директор МАОУ “Тонкинская СШ” ___________________Г. Н. Ветюгова |
Методическая разработка раздела рабочей учебной программы
“Строение и эволюция Вселенной”
9 класс
Автор: Качмашева Е. А., учитель физики
Тонкино
2019
Пояснительная записка
Образовательная предметная разработка раздела является частью рабочей учебной программы по физике и предназначена для учащихся 9 класса.
В ходе работы в рамках раздела ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы на занятиях, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответственные коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать изучаемый материал, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут учения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Учебная цель раздела: углубить и расширить знания учащихся о составе, строении и происхождении Солнечной системы, планетах, звездах.
Основные задачи раздела:
- Приобретение знаний о составе, строении и происхождении Солнечной системы, планетах, звездах, Вселенной.
- Овладение умениями применять физические и астрономические знания и умения в практической деятельности и повседневной.
- Развитие универсальных учебных действий через систему знаний
- Формирование научной картины мира
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем раздела | Количество часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Контроль знаний | |||
1 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы | 1 | 1 | ||
2 | Большие планеты Солнечной системы | 1 | 1 | ||
3 | Малые тела Солнечной системы | 1 | 1 | ||
4 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд | 1 | 1 | ||
5 | Строение и эволюция Вселенной | 1 | 1 | ||
Итого | 5 | 5 | 0 | 0 |
Информационный блок
Содержание раздела
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Технологическая карта занятий
№ урока | 1 | ||
Тема урока | Состав, строение и происхождение Солнечной системы | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Технологии обучения | Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные, педагогика сотрудничества, проблемное обучение | ||
Решаемые проблемы | Каков состав Солнечной системы? Как она сформировалась? | ||
Содержание урока | Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела, формирование Солнечной системы | ||
Виды деятельности ученика | Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов, называть группы объектов, входящих в Солнечную систему, приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток | ||
Демонстрации | Слайды или фотографии небесных объектов. Таблица “ Солнечная система” | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Общие предметные: применять знания о строении Солнечной системы при объяснении различных небесных явлений; уметь кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа. Частные предметные: просматривать слайды или фотографии небесных объектов; называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток | Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о строении Солнечной системы: самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы; уметь выражать свои мысли и высказывать их | Сформировать познавательный интерес и самостоятельность в приобретении новых знаний о строении Солнечной системы, о небесных телах, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу | |
№ урока | 2 | ||
Тема урока | Большие планеты Солнечной системы | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Технологии обучения | Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, уровневая дифференциация | ||
Решаемые проблемы | Что такое планета? | ||
Содержание урока | Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов | ||
Виды деятельности ученика | Сравнивать планеты земной группы, планеты-гиганты, анализировать фотографии планет | ||
Демонстрации | Фотографии Земли, планет земной группы и планет-гигантов | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Общие предметные: применять знания об атмосфере Земли, ее строении, составе, о внутреннем строении Земли при объяснении различных природных явлениях, знать и понимать особенности строения планет земной группы и планет-гигантов, проводить наблюдения за звездным небом, пользоваться школьным астрономическим календарем для нахождения планет на звездном небе. Частные предметные: анализировать фотографии планет, сравнивать планеты земной группы, планеты-гиганты | Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о Земле как о планете, планетах земной группы, планетах-гигантах: самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы; уметь выражать свои мысли и высказывать их | Сформировать познавательный интерес и самостоятельность в приобретении новых знаний о планетах Солнечной системы, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу | |
№ урока | 3 | ||
Тема урока | Малые тела Солнечной системы | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Технологии обучения | Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, уровневая дифференциация, групповое обучение | ||
Решаемые проблемы | Какие простые механизмы существуют? Для чего они служат? | ||
Содержание урока | Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид | ||
Виды деятельности ученика | Описывать фотографии малых тел Солнечной системы | ||
Демонстрации | Фотографии комет, астероидов | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Общие предметные: применять знания о малых телах Солнечной системы при объяснении различных небесных явлений; уметь кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа. Частные предметные: описывать фотографии малых тел Солнечной системы. | Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о малых телах Солнечной системы: самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы; уметь выражать свои мысли и высказывать их | Сформировать познавательный интерес и самостоятельность в приобретении новых знаний о малых телах Солнечной системы, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу | |
№ урока | 4 | ||
Тема урока | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд | ||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности, проблемное обучение | ||
Технологии обучения | Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, уровневая дифференциация | ||
Решаемые проблемы | Из чего состоят звезды? Какие процессы происходят внутри звезд? Как рождаются и умирают звезды? | ||
Содержание урока | Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд – тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца | ||
Виды деятельности ученика | Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд, называть причины образования пятен на Солнце, анализироваит фотографии солнечной короны и образований в ней | ||
Демонстрации | Фотографии солнечных пятен, солнечной короны | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Общие предметные: применять знания о Солнце и звездах при объяснении их излучения; уметь кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа. Частные предметные: объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней | Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о Солнце и звездах: самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы; научиться монологической и диалогической речи | Сформировать познавательный интерес и самостоятельность в приобретении новых знаний о строении, излучении и эволюции Солнце и звезд, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу | |
№ урока | 5 | ||
Тема урока | Строение и эволюция Вселенной | ||
Тип урока | Комбинированный урок | ||
Технологии обучения | Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные, проблемное обучение, уровневая дифференциация, развивающий контроль и рефлексия | ||
Решаемые проблемы | Сколько лет Вселенной по расчетам ученых? Как теория Большого взрыва объясняет происхождение Вселенной? Каким может оказаться будущее Вселенной? | ||
Содержание урока | Галактики. Мегагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А.А.Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла. Самостоятельная работа | ||
Виды деятельности ученика | Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные А.А.Фридманом, объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной, записывать закон Хаббла | ||
Демонстрации | Фотографии или слайды галактик | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Общие предметные: применять знания о малых телах Солнечной системы при объяснении различных небесных явлений; уметь кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа. Частные предметные: описывать фотографии малых тел Солнечной системы. | Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о малых телах Солнечной системы: самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы; уметь выражать свои мысли и высказывать их | Сформировать познавательный интерес и самостоятельность в приобретении новых знаний о малых телах Солнечной системы, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь самостоятельно оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу |
Методический блок
Методическое обеспечение реализации раздела программы учитывает возрастные особенности учащихся. Организация работы с детьми строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия, особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Система уроков сориентирована не на передачу готовых знаний, а на формирование потребности к самообразованию, овладению навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
При организации уроков используются разнообразные методы обучения:
- практические ( работа с текстом, лабораторная работа, упражнения),
- словестные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, инструктаж),
- нагладные ( показ, демонстрация, наблюдение, таблицы).
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, выполнение наблюдений за звездным небом, решение астрономических задач с помощью законов физики.
Содержание раздела отбиралось с учетом возрастных особенностей учащихся, с целью углубления и расширения знаний по курсу физики. Тематика занятий построена в логической последовательности от простого к сложному. Ведущими технологиями являются витагенные технологии, построенные на личном опыте учащегося связанным с окружающим миром. Наиболее часто используемой является технология проблемного обучения, а также частично-поисковый метод. Основными видами учебных занятий в рамках данного предметного раздела являются эвристические беседы, основанные на демонстрации физического явления, развивающие кругозор наблюдения, отражающие системно-деятельностный подход обучения, решение качественных задач, формирующие личностные УУД, самостоятельная работа.
В рамках изучения предметного раздела уделено место гражданско-патриотическому воспитанию. Во внеурочное время организуется экскурсия в Тонкинский народный краеведческий музей, с целью расширения кругозора учащихся о летчиках-космонавтах. Исторический аспект раздела направлен на то, что в Нижегородской области имеются знаменитые личности и достопримечательности связанные с данной темой. Ученики совершают виртуальную экскурсию по Нижегородскому планетарию. В соответствии с этим учащимся предлагается исследовательские работы и проекты, связанные с социально-культурными особенностями школы.
Темы проектов:
- Нижегородский планетарий
- Нижегородцы в истории космонавтики.
- Зудов Вячеслав Дмитриевич.
- А из моего окошка видно космоса немножко.
- Модель (макет) космического корабля "Восток".
По продолжительности изучение раздела рассчитано на 12 часов. Формы проводимых занятий представлены в виде индивидуальной, фронтальной деятельности, работы в парах. Для оценивания результатов используются тесты, самостоятельные работы, задания ЦОР, лабораторные работы и контрольные задания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами являются:
- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы,
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы,
- знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их масса и источники энергии ( термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет),
- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное,
- объяснять суть эффекта Х.Доплера, формулировать и объяснять суть закона Э.хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А.А.Фридманом.
Формы организации учебных занятий:
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний,
- Комбинированный урок.
Условия реализации раздела
Материально-техническое оснащение:
- оборудованное место школьника,
- классная доска,
- АРМ учителя,
- интерактивная панель,
- таблицы по данной теме,
- лабораторное оборудование.
Самостоятельная работа
Ответы
«Люди стремятся к звездам»
(познавательный час для 6-8 классов)
Цель: познакомить детей с нижегородскими страницами истории космонавтики.
Задачи:
- расширение любознательности;
- развитие интереса детей к космонавтике;
- знакомство с историей родного края.
Участники: ведущий, чтецы, ученики.
Ученики заранее подготавливают по разным космонавтам интересные факты.
Ход мероприятия:
Ведущий: «Из космоса открывается удивительный вид. Порой можно разглядеть то, что на Земле совсем не попадает в поле зрения. В районе Австралии я наблюдал острова, по-видимому, подводные, потому что на карте их нет. Толщи воды сверху не видно. Острова были ярко-изумрудного цвета… Ни один художник не сможет передать буйства красок, смешения оттенков, которые возникают при космических восходах и закатах. Мы были буквально потрясены увиденным. И тогда Валерий (Валерий Рождественский) сказал мне: «Чтобы это хоть раз увидеть, стоит жить!». Это слова уроженца нижегородской земли, летчика-космонавта Вячеслава Зудова.
Всему миру известны имена Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой. Менее знакомы имена космонавтов-нижегородцев. А ведь с Нижегородской землей связаны имена космонавтов Вячеслава Зудова, Юрия Артюхина, Германа Арзамазова… Кто-то из них родился, а кто-то провел здесь детские годы. В Нижнем Новгороде бывал и Юрий Гагарин.
Чтец 1:
Это будет, очень скоро будет,
Может даже в шестьдесят втором!
Соберутся ранним утром люди
Под Москвою на ракетодром
С до сих пор не виданным волненьем
И тревожной верою в успех:
Первый раз земное притяженье
Одолеть решился человек!...
«Скоро! (предчувствие)» А. Цирульников
Ведущий: Свой первый космический полет Юрий Гагарин совершил 12 апреля 1961 года. Это был первый полет человека в космос. Сейчас 12 апреля по праву считается Днем Космонавтики.
Юрий Гагарин был в Горьком (ныне Н.Новгороде) один раз. В Горький он приехал 8 февраля 1963 года, чтобы починить сломавшуюся машину - автомобиль «Волга». А пока шел ремонт, во время обеденного перерыва, прямо на конвейере состоялась его встреча с работниками этого цеха. Здесь космонавта приветствовал его тезка, наладчик Юрий Гагарин. Юрий Алексеевич рассказал о полете в космос.
Выступал Ю.А. Гагарин и во Дворце культуры Горьковского автомобильного завода (ГАЗа). Это произошло 9 февраля. Первого космонавта Земли приветствовал еще один Юрий Гагарин, ученик 6-го класса одной из подшефных школ ГАЗа.
«Волга» ГАЗ-21 после ремонта прослужила своему хозяину до последних дней жизни космонавта. Впоследствии она стала одним из экспонатов в музее Юрия Гагарина, который был создан в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области, где родился космонавт. Ее поставили под стеклянным колпаком во дворе дома матери Юрия Алексеевича, Анны Тимофеевны.
Ученики:
Интересный факт!
В честь 40-летия встречи прославленного космонавта с коллективом завода на здании ДК ГАЗа 7 февраля 2003 года была открыта мемориальная доска. Еще одна доска была открыта на здании производства легковых автомашин.
Интересный факт!
До 1993 г. в Оренбурге на живописном берегу реки Урал располагалось одно из старейших в Военно-Воздушных Силах учебных заведений - Оренбургское высшее военно-авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина. Наиболее известным выпускником школы был наш земляк Валерий Чкалов, чье имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г. Выпускником училища был и Юрий Гагарин. «Оренбург дал мне крылья», - эти слова первого космонавта Земли о городе, где он осваивал профессию летчика.
Интересный факт!
Связан Юрий Гагарин и с нашим земляком, уроженцем села Пилекшево (ныне Перевозского района) Нижегородской области, Героем Советского Союза Сергеем Ивановичем Софроновым, который с 1947 по 1975 гг. работал в Саратовском аэроклубе, где был наставником первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.
В книге «Дорога в космос» Ю.А. Гагарин написал: «...Свою любовь и уважение к нашим первым наставникам в летном деле мы делили между Д.П. Мартьяновым (летчиком-инструктором Саратовского аэроклуба) и командиром звена Героем Советского Союза Сергеем Ивановичем Сафроновым... На примере своей биографии Сафронов стремился показать нам, будущим пилотам, как формируется советский человек и настоящий летчик. Слушали мы его внимательно: ведь перед нами советский ас, носитель славных традиций боевой авиации…».
Интересный факт!
В 1961 году в Заволжье Горьковской (ныне Нижегородской) области заложили парк. Ему дали имя первого космонавта планеты. Сейчас это парк культуры и отдыха имени Ю. Гагарина. Спустя 20 лет по инициативе комсомольцев Заволжского моторного завода в парке установили памятник Юрию Алексеевичу Гагарину, созданный известным скульптором В. Пуриховым, а позднее здесь же появился детский городок «Байконур» (ныне «Космодром»).
Интересный факт!
В Нижнем Новгороде в память о первом космонавте планеты назван проспект. Это случилось после его трагической гибели в марте 1968 года.
Интересный факт!
Есть в Н.Новгороде и скульптурный бюст Юрия Гагарина. Его авторы: Ю. Грузимов, А. Елизаров. Он находится в Московском районе у школы №66.
Еще одна скульптурная композиция, посвященная Ю.А. Гагарину, находится в Нижнем Новгороде возле корпуса №34 завода «СОКОЛ». Ее авторы: А. Елизаров и В. Зорин.
Учитель: Прочитать о посещении Н.Новгорода Юрием Гагариным можно здесь:
Федорович Г. Гагарин приезжал к нам чинить свою «Волгу»: чем запомнились горьковчанам 60-е годы / Г. Федорович // Нижегор. рабочий. - 2008. - 3 дек. - С. 9.
Цирульников А. На встречу с Гагариным нижегородца пустили по фото: Павел Русаков не знал тогда, что видит друга последний раз / А. Цирульников // Нижегор. рабочий. - 2009. - 26 март. - С. 8.
Ю. Гагарин в Н. Новгороде.
Цирульников А. «Юра, я твой друг Павел Русаков!»: на встрече с работниками ГАЗа первого космонавта Земли ждал сюрприз / А. Цирульников // Нижегор. рабочий. - 2007. -10 апр. - С. 16-17.
В феврале 1963 года Юрий Гагарин по приглашению автозаводцев на два дня приезжал в Горький.
Шумилова Н. В Горьком, как в космосе: Юрий Гагарин побывал один раз / Н. Шумилова // Нижегор. новости. - 2008. - 12 апр. - С. 5.
Ведущий: Среди летчиков-космонавтов есть и уроженец Бора - Вячеслав Зудов. Зудов Вячеслав Дмитриевич - командир космического корабля (КК) «Союз-23», летчик-космонавт СССР № 37, полковник.
Он родился 8 января 1942 года в городе Бор Горьковской (ныне Нижегородской) области. Его детство пришлось на суровое время - шла Великая Отечественная война. Когда Вячеславу было три месяца, отец Дмитрий Васильевич ушел на фронт, а мать Анна Ивановна переехала к родным в село Алферьево близ Шатков. Здесь жили ее дед, отец и сестры отца. Жили все большой семьей. Помогали друг другу, как могли, приберегая все, что было получше, для детей. В памяти Вячеслава Алферьево осталось широкими далями полей, которые открывались глазу с пологих холмов, да редкими перелесками, насквозь просвеченными солнцем.
Шестилетним мальчиком Славу увезли в город Электросталь Московской области.
На саратовской земле, где учился летать Юрий Гагарин, куда он приземлился после полета в космос, началась дорога в небо и для Вячеслава Зудова. В октябре 1965 года он зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальной станции (ОС) «Салют».
Свой первый полет в космос подполковник Вячеслав Зудов совершил 14-16 октября 1976 года в качестве командира космического корабля (КК) «Союз-23». Бортинженером был Валерий Рождественский. Они взяли с собой пачку почтовых конвертов и свои фотографии, чтобы надписать их на орбите, а вернувшись на Землю, раздать друзьям.
«Я - Радон». Эти слова во время полета можно было услышать от экипажа. У каждого экипажа есть свой позывной. Слово должно содержать как можно меньше букв и звуков, быть понятным, звучным, хорошо читаемым. Позывным нашего земляка стал «Радон».
Но, к сожалению, полет стал неудачным. Система управления сближения на корабле работает не по расчетным параметрам. Попытки состыковаться с космической станцией ни к чему не привели. Последняя попытка… Топливо на пределе. Его едва хватит для возвращения на Землю. Космонавты хотят сделать стыковку с космической станцией вручную… Земля дает запрет.
Из-за нерасчетного режима причаливания стыковка космического корабля со станцией была отменена, и экипаж вынужден был возвратиться на Землю.
Сложности возникли и при возвращении. Обычно точное место и время возвращения планируется заранее. Подбирается несколько вариантов. Посадка, вызванная этой ситуацией, внеплановая, внештатная. И все это в условиях жесточайшего экономии топлива. Корабль сориентирован на посадку в одном из районов Казахстана. Сильнейшие перегрузки. Но удара о землю не последовало…
Ученик:
Интересный факт!
16 октября 1976 года случилось первое и единственное в практике отечественной пилотируемой космонавтики приводнение. Это случилось с нашим земляком Вячеславом Зудовым. Спускаемый аппарат с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским совершил аварийную посадку на озеро Тенгиз в Казахстане. Выйти из аппарата экипаж не смог. Лишь через 11 часов задыхающихся от нехватки кислорода космонавтов вызволили спасатели. С тех пор требования к морским тренировкам у космонавтов ужесточились.
Ведущий:
Подробности этого долгие годы были засекречены – об этом не говорили и не писали.
За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту СССР полковнику Вячеславу Дмитриевичу Зудову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Космонавт награжден орденом Ленина, медалями.
С 1977 года В.Д. Зудов и В.И. Рождественский – почетные граждане города Бор Горьковской (ныне Нижегородской области). Он неоднократно приезжал в родной город. Вячеслав Зудов также почетный гражданин городов Аркалык и Ленинск (Казахстан), Гагарин Смоленской области, Калуга и других.
Чтец:
Внимая всему и все ведая,
Сквозь облаков валуны
Смотрит на Землю
Медное
Мудрое
Око Луны.
И, словно лунатики, голодно,
Извечно, с верою и риск
Глядят, запрокинув головы,
Люди на лунный диск.
Сердца их в немом напряжении
Внемлют его позывным…
И лунное притяжение
Властвует на земным!
«№№№» А. Цирульников
Ведущий: Вот как об этом говорит Вячеслав Зудов: «В недалеком будущем Луна может стать базой для полетов на другие планеты, на тот же Марс, к примеру. Кроме того, там можно добывать полезные ископаемые…».
Учитель: Прочитать о нем можно в книгах и статьях:
За Отчизну, свободу и честь: очерки о Героях Советского Союза-горьковчанах. Кн. 5 / сост. А. Иорданский. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. – С. 103-111.
Золотой венок славы / сост. Ю.Д. Гусев, В.А. Харламов.- Н.Новгород: изд-во «Барс XXI век», 2002. - С. 120.
Тюльников Л.К. Герои Советского Союза-горьковчане / Л. К. Тюльников, Я. И. Басович. - 2-е изд., перераб.и доп. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. - 365, [1] с.: фот.
Статьи
Володченко В. Космическая страда тракториста Наполова / В. Володченко // Родина. - 2016.-№1. - С. 74-79.
О космонавтах "Союза-23" и их приводнению на Землю.
Зудов В. Внук подался не к звездам, а на кухню: Вячеслав Зудов осваивает новую для себя роль - пенсионера / В. Зудов; беседу вел А. Вовк // Нижегор. новости. - 2009. - 11 апр. - С. 5.
О космонавте В. Зудове, уроженце г.Бор Нижегородской области.
Зудов В. «Я видел глаза мирового океана»: после полета в космос наш земляк Вячеслав Зудов четыре дня не мог пошевелиться / В. Зудов; беседу вел Е.Верещагин // Нижегор. рабочий. - 2007. -9 окт. - С. 17.
Крикун Ю. Проблемный полет / Ю. Крикун // Земля нижегор. - 2007. - 6 апр. - С. 16.
14 октября 1976 года в космос стартовал корабль «Союз-23» с двумя космонавтами на борту. Одним из них был наш земляк, уроженец города Бор Вячеслав Зудов.
Сикерская Н. "Улица космонавта Зудова" / Н. Сикерская // Патриоты Нижнего. - 2016.-№14. - С. 16.
О нашем земляке, космонавте Вячеславе Зудове.
Цирульников А. Казалось этой ночи не будет конца: наш земляк космонавт Вячеслав Зудов - о самых драматичных часах, проведенных на корабле «Союз-23» / А. Цирульников // Нижегор. рабочий. – 2006. - 17 окт. - С. 16-17.
О запуске космического корабля «Союз-23».
Цирульников А. Мы еще увидим небо в «Алмазах»? / А. Цирульников; подгот. А. Смирнов // Нижегор. правда. - 2009. - 11 апр. - С. 3.
О космонавтах Юрии Артюхове и Вячеславе Зудове.
Ведущий: С Нижегородской землей связано имя еще одного космонавта – Юрия Петровича Артюхина.
Уроженец деревни Першутино Клинского района Московской области, в 11 лет Юрий был эвакуирован в Заветлужский (ныне Воскресенский) район Горьковской (сейчас Нижегородской) области вместе с матерью Анной Васильевной и трехмесячным братишкой Игорем из-под Новгорода, где служил командиром авиаэскадрильи его отец Петр Павлович. 7 июля 1941 года его самолет не вернулся на аэродром с боевого задания.
Три первых военных года Юрий жил в лесной деревне Ноля в семье Маловых. Своей второй матерью Юрий Петрович называл молодую женщину - тетю Настю, муж которой - Константин - воевал на фронте.
С трудом привыкали эвакуированные к колхозной жизни. Мать Юрия, Анна Васильевна, работала в яслях. Юра пошел в школу. Ему, как самому смышленому, дали для работы колхозную лошадь Кочелыгу. Так Юрий стал в деревне колхозным конюхом.
Эвакуированные на всю жизнь запомнили взаимную доброту и доверие, проявленные к ним жителями деревни. После войны жители получали письма от людей, которых судьба забросила к ним в суровые годы войны. Присылала письма и Анна Васильевна Артюхина.
3-19 июля 1974 года Юрий Артюхин совершил космический полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» («Алмаз»). Полет продолжался 15 суток 17 часов 30 минут 28 секунд.
На третий день полета на борт «Салюта» поступила телеграмма, персонально никому из космонавтов не адресованная: «Поздравляем земляка, желаем успешного полета и мягкой посадки. Ждем в гости. Горьковчане». Юрий Артюхин рассказывал:
«Самое удивительное, что ЦУП пропустил ее на станцию. Туда важные депеши через игольное ушко попадают, а тут ничем в общем-то незначительная телеграмма! Я прочитал ее и говорю Павлу: «Это, наверное, тебе!» Павел повертел листок в руках: «Не может быть. Я в Горьком два дня всего-то и был: машину получал. Ты, Юра, вспомни-ка: может быть, каким боком земляком горьковчанам приходишься…». Я ответил: «В войну с матерью и младшим братишкой был в эвакуации на севере области в деревня Ноля…». – «Сколько ты там прожил?». – «Три года!». – «Да ты же для горьковчан самый настоящий земляк! Три года в войну – год за три считать надо!»…
Приехал в деревню Нолю космонавт Юрий Артюхин в августе 1977 года. У дома Маловых стали собираться люди. Юрий Петрович вышел, отвечал подробно на вопросы, не скрывал, какая это тяжелая работа – летать в космос: «Дел так много, что из «Салюта» я первый раз посмотрел на Землю лишь на четвертый день: раньше некогда было…».
Чтец:
Отрешенно он хлеб отщипывет.
Пьет вприкуску остывший чай,
А в уме километры отсчитывает
В неизведанный звездный край.
Вот он встал и над спящим сыном
Наклонился.
Обнял жену.
И по-дедовски тихо и чинно
Сели,
Слушают тишину.
Приближается срок.
Непременно
Это имя услышит мир.
А пока он стоит, неприметный,
На пороге одной из квартир.
Все так просто и так значительно,
И смешались и радость, и грусть.
Вспомнил: «Книжка-то не дочитана!
Вот вернусь…».
А. Цирульников «Пора!»
Ведущий:
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковнику-инженеру Юрию Петровичу Артюхину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Также среди его наград: ордена Ленина, Красной Звезды, медали, польский орден.
Он - почетный гражданин городов Калуга и Клин, Байконур и Джезказган (Казахстан), Даугавпилс (Латвия), Варна (Болгария).
Ученики:
Интересный факт!
Спорт был одной из важных жизненных составляющих Юрия Петровича. Он – заслуженный мастер спорта СССР. В 1975-1992 гг. – президент Федерации лыжного спорта РСФСР.
Интересный факт!
Когда Юрий Артюхин летал над Землей, его журналисты спросили: «Какая земная профессия, кроме профессии космонавта, вам по душе?» Он, не задумываясь, сказал: «Мне нравится профессия лесника». Когда в Нолю принесли газету с этими словами, жители вспомнили военные годы. А мальчик из их военного прошлого тоже помнил о лесной Ноле, проплывая нам ними в космическом корабле. Вот где он лес полюбил!
Ведущий: В одной из газетных статей можно найти и такой факт, который рассказал корреспонденту наш земляк, когда они ехали в машине: «Артюхин время от времени выставлял наружу раскрытую ладонь, словно пытаясь зачерпнуть ею прохладу встречного ветра. И вдруг обернулся ко мне и сказал:
- Знаешь, точно так делал один американский полковник. Стоял июльский зной, ему было жарко… я увидел его погоны с тремя матовыми звездами… Вдруг вспомнил.
- Так что это был за полковник?
- Ну, по имени я тебе его не назову, сам не знаю… Просто видел его с «Алмаза», из космоса, с высоты в триста с лишним километров… Оттуда все можно увидеть и разглядеть… Для этого нас с Павлом туда и посылали…
Они были военными разведчиками, вели наблюдение за наземными, морскими и космическими объектами. За ситуацией в космосе следили с помощью выведенного за борт станции перископа… В процессе работы космонавты отправляли заснятые кассеты на землю…».
Учитель: Прочитать об этом и многом другом о летчике-космонавте Юрии Артюхине предлагаю вам в этих книгах и статьях:
Ветлужские проселки: Воскресен. р-н Нижегор. обл. / вступ. ст. В.Привалова; текст В.Федорова; фот. В.Адрианова. – Нижний Новгород: А&Ф, 2000. - 31 с.: ил. - (Нижегор. поселения. Поветлужье).
Нижегородская отчина: история в лицах / [гл. ред. В. Шамшурин; фот. В. Макаров]. - Нижний Новгород: Литера, 2007. - 209 с.: ил.
Тропами Поветлужья: Воскресен. р-н Нижегор. обл. / [текст В. Федорова; фот. В. Адрианова]. - Нижний Новгород: [б. и.], cop. 2007. - 31 с.: ил.
Федоров В. Звездный патруль / В. Федоров // Земля нижегор. - 2005. - 1, 6 янв.
Федоров В. Космонавт из лесной деревушки / В. Федоров // Возвращенные имена. - Нижний Новгород, 2014. - С. 449-458.
Цирульников А. Мы еще увидим небо в «Алмазах»? / А. Цирульников; подгот. А.Смирнов // Нижегор. правда. - 2009. - 11 апр. - С. 3.
Ведущий: Связан своими корнями с Нижегородской землей и космонавт Герман Арзамазов.
Он родился 9 марта 1946 года в деревне Шубино Шарангского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. В 1961 году окончил 8 классов в школе села Шаранга. Ныне почти ничего не осталось от его родной деревни Шубино, сохранились лишь несколько домов, которые были так прочно сделаны, что их не смогли сломать и вывезти. В числе этих домов и нежилой родительский дом космонавта.
Учился в медицинских вузах. А затем… «И меня зачислили кандидатом в члены отряда космонавтов. Нас, врачей, отобрали четверых. И началась подготовка по всем направлениям медицины – хирургия, терапия, неотложная помощь, токсикология, кожные болезни... Поэтому мы были три месяца в одной клинике, три месяца в другой... Одновременно изучали конструкции станций «Салют» и «Мир». Врачам было предписано знать назубок и уметь эксплуатировать все системы жизнеобеспечения в отсеках. Кроме этого, мы должны были уметь посадить корабль. Была такая вводная: вышли из строя командир и бортинженер, врач должен правильно сориентировать корабль после отстыковки от станции, дать нужный тормозной импульс, выдать так называемую ОВК – особо важную команду. Экипаж предполагался из трех человек на полет в два – два с половиной года. То есть с прицелом на марсианскую программу…», - говорил Герман Арзамазов.
Изучение технических дисциплин, как вспоминает космонавт, было самым сложным. С врачей требовали на инженерном уровне знать конструкцию, компоновку и эксплуатацию корабля и станции.
Но полет с участием Германа Семеновича так и не состоялся.
Ученик:
Интересный факт!
Но как же врачи работают в условиях космоса, невесомости? В чем особенность работы именно врача? По словам Германа Арзамазова: «В космосе своя специфика работы. При мне была разработана специальная камера, внутрь которой можно было помещать оперируемого космонавта. В камере создавалось искусственное земное притяжение. Для хирурга важно учитывать перераспределение крови. В невесомости она приливает к голове. Если возник фурункул в области шеи, его нужно обязательно сразу вскрыть, иначе он сильно закровит, кровь будет сложнее остановить. И наоборот, если какое-либо оперативное вмешательство делать на нижней конечности, то там кровоснабжение гораздо хуже…».
Учитель: Узнать более подробно об этом космонавте можно из этих статей.
Арзамазов Г. Шубино - Марс: полет, который не состоялся, но к которому готовился наш земляк космонавт Герман Арзамазов / Г. Арзамазов; беседу вел А. Цирульников // Земля нижегор. - 2010. - 18 июнь. - С. 16.
Цирульников А. Наш земляк должен был лететь на Марс: Герман Арзамазов более десяти лет тренировался в Звездном городке / А. Цирульников // Нижегор. рабочий.- 2010. - 26 янв. - С. 10.
Как видим, из представленных вам книг и статей очень многие написаны Александром Цирульниковым. Он лично знал многих космонавтов, встречался с Юрием Гагариным. Об этом он рассказывает в своей книге «Слово на орбите».
Ведущий: Вклад наших земляков в историю космонавтики очень большой. Сегодня мы вспомнили только имена космонавтов. А ведь было многое сделано и на нижегородских заводах и предприятиях. У нас в городе много памятных мест, посвященных космонавтике. Назовите их.
Ответы учеников
Да, это и наш планетарий. Он – один из самых крупных в России.
Рефлексия: Написать как можно больше слов, имеющих отношение к космонавтике.
Литература:
- Нижегородская отчина: история в лицах / [гл. ред. В. Шамшурин ; фот. В. Макаров]. - Нижний Новгород : Литера, 2007. - 209 с. : ил.
- Тюльников Л. К. Герои Советского Союза-горьковчане / Л. К. Тюльников, Я. И. Басович. - 2-е изд., перераб. и доп. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. - 365, [1] с. : фот.
- Цирульников А. Главные слова / А. Цирульников; [предисл. авт.]. - Н. Новгород: Литера, 2008. - 167 с., [8] л. фот.
- Цирульников А. М. Слово на орбите / А. М. Цирульников. - Нижний Новгород : Вектор ТиС, 2011. - 283 с., [26] л. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...
Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс
Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...
Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
Методическая разработка раздела "технология создания изделий из древесины.элементы машиноведения". Разработка для учителей технологии, сдающих на категорию. Материал представлен по 6 классу....
Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
РАЗРАБОТКА БЛОКА ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ....
Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке по дереву.
Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке по дереву. Урок: Технология точения древесины на токарном станке(10 класс)....
Методическая разработка раздела учебной программы по геометрии: тема «Треугольники», 7 класс (защита на 1 категорию)
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов...