Воспитатель года 2024 "Мастерская педагога". Создание мини-музея используя технологию река времени
материал

Долгова Елена Владимировна

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Позвольте начать своё выступление с рассказа о том, как уже два года я углублённо, приобщаю детей к русской народной культуре и традициям русского народа. Согласно Федеральной Государственной Образовательной Программы Дошкольного Образования и Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования. «Приобщение детей к ценностям российского народа». Ведь патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.

 Помогает мне в этом технология «река времени», которая стала моей педагогической находкой.

       Каждое путешествие во времени — это новая история.

Останавливаясь на остановках, начиная с глубокой древности и до нашего времени, дети познакомились с легендами возникновения росписей и техниками их выполнения.

Работ становилось всё больше, и мы нашли им достойное применение, открыть на территории изостудии мини-музей. Музей «Русских народных промыслов».

Цель создания музея: приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям.

Задачи:

- познакомить детей с многообразием предметов декоративно-прикладного искусства, закреплять и углублять знание о видах росписи, о её истории.

- донести до воспитанников, что они являются носителями великой Русской культуры.

Тематическая экспозиция мини-музея состоит из 5 разделов, это: гжельская роспись; дымковская игрушка; золотая хохлома; городецкие узоры; русская матрешка.

Экспонаты для музея созданы и расписаны детьми на занятиях дополнительного образования в разных техниках. Пластилинография, аппликация, роспись. Сами изделия изготовлены из бумаги в технике папье-маше, пластилина, изделия на плотном картоне.

В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в нашем мини-музее он - автор, творец экспозиции. Важно, что в создании экспонатов для мини-музеев принимают участие сами ребята.

Путешествуя по реке времени мы с ребятами узнали, что на самой первой остановке, в древности, жила была Русская народная гжельская роспись.  Зародился этот промысел в 14-ом веке, все изделия тогда напоминали современную майолику, то есть были разноцветными, а в 19-ом веке приобрела бело-голубые тона.

Обратите внимание на экран, это демонстрация экспозиции нашего мини-музея, голубая гжель.

Вторая остановка, тоже достаточно древняя, и жила была в те далёкие времена дымковская игрушка. История дымковской игрушки началась в 15 веке в слободе Дымково около реки Вятки. Народный промысел появился благодаря весеннему празднику, вятской свистуньи. На сегодняшний день дымковская игрушка является символом Кировской области.

Обратите внимание на экран. Представляю вам экспозицию мини-музея, дымковская игрушка.

Следующая остановка по реке времени, старина. Жила была в те далёкие времена, замечательная роспись, золотая хохлома. Традиционный художественный промысел нижегородских крестьян. Возникла роспись в 17 веке. Это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов.

Обратите внимание на экран. Вашему вниманию представляю экспозицию мини-музея, золотая хохлома.

Плывя по реке времени, мы доходим до недалёкого прошлого. На этой остановке, живёт Русский народный художественный промысел, городецкая роспись. Существовала роспись с 19 века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Обратите внимание на экран. Представляю вам детские работы, расписанные городецким орнаментом.

А на самой последней остановке, жила была Русская матрёшка. Которая является не только символом нашей великой страны, но и символом единства и многогранности мира.

Обратите внимание на экран. Представляю вам экспозицию Русская матрёшка.

На открытие мини-музея были приглашены ребята и педагоги. Дети подготовительной к школе группы примерили на себя роль экскурсоводов. Рассказывали гостям об экспонатах и о том, какие росписи используются в данной экспозиции.

Предлагаю вашему вниманию небольшой видео обзор с открытия музея.

В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея помогло развить не только творческую личность, но и воспитать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.

Я предлагаю своим коллегам использовать данный опыт работы, как минимум, для хранения детских работ. Или разнообразить центр художественно-эстетического развития в группе.

А сейчас, уважаемые коллеги предлагаю вам стать соавторами. И изготовить экспонат для мини-музея в экспозицию «Русская матрёшка». Я приглашаю вас на мастер-класс. Декоративное оформление матрёшки при помощи, акварельных цветных карандашей и кисть аква-браш. С этой кисточкой вы уже знакомы, я демонстрировала Вам её на первом этапе конкурса. Предлагаю вам использовать авторское украшение, которое можно изобразить абсолютно любым орнаментом и любым цветом.

Как работает сочетание этих средств изображения, я сейчас расскажу. Это превращение цветного карандаша в акварельную краску.  Первый способ - на наряд матрёшки наносим украшение с помощью цветных акварельных карандашей, после, когда ваша матрёшка уже имеет наряд, берём кисть. Держим вертикально над салфеткой, нажали на ручку, капнула первая капля, кисть готова к работе. Сначала заполняем, обводим один цвет на наряде матрёшки, вытираем ворс кисти об сухую салфетку, приступаем к другому цвету. Второй способ – ворсом влажной кисти задеваем грифель карандаша, и рисуем кистью узор на наряде.

Пока коллеги оформляют наряд матрёшки позвольте рассказать Вам об этих средствах изображения.

В завершении, позвольте процитировать профессора, доктора наук, Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который всю свою жизнь пропагандировал нравственность и духовность:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_pedagoga.pptx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание на базе школы мини-музея кристаллов и минералов

В статье описан опыт создания небольшого музея минералов....

Проект создания мини-музея "Военная техника"

Проект был создан в старшей группе...

Консультация для педагогов "Подготовка к конкурсу "Воспитатель года""

Консультация для педагогов "Подготовка к конкурсу "Воспитатель года"...

Воспитатель года 2024 "Моя педагогическая находка". Технология Н.А. Коротковой "Река времени"

Раньше я никогда не задумывалась, о том какую педагогическую технологию я реализую. Я начала анализировать. Что мы чаще всего делаем и для чего. И я пришла к понимаю того, что чаще всего мы отправляем...

Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.

Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства»     Всероссийский фестиваль«Воспитатели России: познавательное развитие д...

«Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду» Конспекты занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством с помощью технологии «Река времени»

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности - наиболее актуальные проблемы. Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО. «Приобщение детей к ценностям российского народа». Ведь патриоти...