Воспитатель года 2024 "Мастерская педагога". Создание мини-музея используя технологию река времени
материал
«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Позвольте начать своё выступление с рассказа о том, как уже два года я углублённо, приобщаю детей к русской народной культуре и традициям русского народа. Согласно Федеральной Государственной Образовательной Программы Дошкольного Образования и Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования. «Приобщение детей к ценностям российского народа». Ведь патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.
Помогает мне в этом технология «река времени», которая стала моей педагогической находкой.
Каждое путешествие во времени — это новая история.
Останавливаясь на остановках, начиная с глубокой древности и до нашего времени, дети познакомились с легендами возникновения росписей и техниками их выполнения.
Работ становилось всё больше, и мы нашли им достойное применение, открыть на территории изостудии мини-музей. Музей «Русских народных промыслов».
Цель создания музея: приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием предметов декоративно-прикладного искусства, закреплять и углублять знание о видах росписи, о её истории.
- донести до воспитанников, что они являются носителями великой Русской культуры.
Тематическая экспозиция мини-музея состоит из 5 разделов, это: гжельская роспись; дымковская игрушка; золотая хохлома; городецкие узоры; русская матрешка.
Экспонаты для музея созданы и расписаны детьми на занятиях дополнительного образования в разных техниках. Пластилинография, аппликация, роспись. Сами изделия изготовлены из бумаги в технике папье-маше, пластилина, изделия на плотном картоне.
В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в нашем мини-музее он - автор, творец экспозиции. Важно, что в создании экспонатов для мини-музеев принимают участие сами ребята.
Путешествуя по реке времени мы с ребятами узнали, что на самой первой остановке, в древности, жила была Русская народная гжельская роспись. Зародился этот промысел в 14-ом веке, все изделия тогда напоминали современную майолику, то есть были разноцветными, а в 19-ом веке приобрела бело-голубые тона.
Обратите внимание на экран, это демонстрация экспозиции нашего мини-музея, голубая гжель.
Вторая остановка, тоже достаточно древняя, и жила была в те далёкие времена дымковская игрушка. История дымковской игрушки началась в 15 веке в слободе Дымково около реки Вятки. Народный промысел появился благодаря весеннему празднику, вятской свистуньи. На сегодняшний день дымковская игрушка является символом Кировской области.
Обратите внимание на экран. Представляю вам экспозицию мини-музея, дымковская игрушка.
Следующая остановка по реке времени, старина. Жила была в те далёкие времена, замечательная роспись, золотая хохлома. Традиционный художественный промысел нижегородских крестьян. Возникла роспись в 17 веке. Это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов.
Обратите внимание на экран. Вашему вниманию представляю экспозицию мини-музея, золотая хохлома.
Плывя по реке времени, мы доходим до недалёкого прошлого. На этой остановке, живёт Русский народный художественный промысел, городецкая роспись. Существовала роспись с 19 века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Обратите внимание на экран. Представляю вам детские работы, расписанные городецким орнаментом.
А на самой последней остановке, жила была Русская матрёшка. Которая является не только символом нашей великой страны, но и символом единства и многогранности мира.
Обратите внимание на экран. Представляю вам экспозицию Русская матрёшка.
На открытие мини-музея были приглашены ребята и педагоги. Дети подготовительной к школе группы примерили на себя роль экскурсоводов. Рассказывали гостям об экспонатах и о том, какие росписи используются в данной экспозиции.
Предлагаю вашему вниманию небольшой видео обзор с открытия музея.
В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея помогло развить не только творческую личность, но и воспитать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.
Я предлагаю своим коллегам использовать данный опыт работы, как минимум, для хранения детских работ. Или разнообразить центр художественно-эстетического развития в группе.
А сейчас, уважаемые коллеги предлагаю вам стать соавторами. И изготовить экспонат для мини-музея в экспозицию «Русская матрёшка». Я приглашаю вас на мастер-класс. Декоративное оформление матрёшки при помощи, акварельных цветных карандашей и кисть аква-браш. С этой кисточкой вы уже знакомы, я демонстрировала Вам её на первом этапе конкурса. Предлагаю вам использовать авторское украшение, которое можно изобразить абсолютно любым орнаментом и любым цветом.
Как работает сочетание этих средств изображения, я сейчас расскажу. Это превращение цветного карандаша в акварельную краску. Первый способ - на наряд матрёшки наносим украшение с помощью цветных акварельных карандашей, после, когда ваша матрёшка уже имеет наряд, берём кисть. Держим вертикально над салфеткой, нажали на ручку, капнула первая капля, кисть готова к работе. Сначала заполняем, обводим один цвет на наряде матрёшки, вытираем ворс кисти об сухую салфетку, приступаем к другому цвету. Второй способ – ворсом влажной кисти задеваем грифель карандаша, и рисуем кистью узор на наряде.
Пока коллеги оформляют наряд матрёшки позвольте рассказать Вам об этих средствах изображения.
В завершении, позвольте процитировать профессора, доктора наук, Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который всю свою жизнь пропагандировал нравственность и духовность:
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_pedagoga.pptx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание на базе школы мини-музея кристаллов и минералов
В статье описан опыт создания небольшого музея минералов....
Проект создания мини-музея "Военная техника"
Проект был создан в старшей группе...
Консультация для педагогов "Подготовка к конкурсу "Воспитатель года""
Консультация для педагогов "Подготовка к конкурсу "Воспитатель года"...
Воспитатель года 2024 "Моя педагогическая находка". Технология Н.А. Коротковой "Река времени"
Раньше я никогда не задумывалась, о том какую педагогическую технологию я реализую. Я начала анализировать. Что мы чаще всего делаем и для чего. И я пришла к понимаю того, что чаще всего мы отправляем...
Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.
Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства» Всероссийский фестиваль«Воспитатели России: познавательное развитие д...
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...
«Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду» Конспекты занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством с помощью технологии «Река времени»
Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности - наиболее актуальные проблемы. Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО. «Приобщение детей к ценностям российского народа». Ведь патриоти...