Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
статья ( класс) по теме
В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_muzey_2.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Музей для детей дошкольного возраста – это новое, интересное для познания и освоения воспитательно-образовательное пространство со своей структурой, функциями, особенностями, способствующее их социокультурному развитию.
Цель музейной педагогики создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Одной из форм музейной педагогики является, так называемый «мини-музей», как мы считаем, это находка для дошкольных учреждений.
Всем вам, наверняка известно, что вывести, а тем более вывезти группу дошкольников на экскурсию в музей, в рамках непрерывной образовательной деятельности ДОУ, в наше время - очень сложно. Именно этот факт и привел нас к идее создания мобильного мини-музея на базе ДОУ. Изучив литературу по этой теме, мы отметили, положительные отзывы коллег.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Основной признак любого музея, в том числе и музея в нашем детском саду, – наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п.
Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:
- подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы и быта и т.д.);
- предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Эталонные воспроизведения подлинников (фото - и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.
Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая – вспомогательный. Наиболее оптимальным размещением экспонатов мини-музея является размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Обязательно сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей. Необходимо учитывать:
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
В образовательной сфере художественные музеи Запада широко используют ролевые игры для установления невербального контакта ребёнка с произведением искусства. Игра выступает инструментом процесса интерпретации музейного предмета, в процессе которой развивается воображение ребёнка и устанавливаются доверительные отношения с ним. Игровые действия могут быть направлены на запоминание того, что дети увидели, т.е. на развитие зрительной памяти. Музейные игры помогают развивать наблюдательность и умение концентрироваться на определённом объекте. Мы, в рамках нашего мини-музея тоже используем этот прием, ведь он развивает познавательный интерес зрителей и «включает» их в «оживление» образов произведений искусства.
Идея нашего мини-музея: помощь в разнообразии предметно-пространственной среды, разнообразие видов деятельности при проведении НОД в рамках этнокалендаря.
Наш мини-музей начал свою работу, когда просто рассказа о событии стало недостаточно, мы решили, что детям важно окунуться в атмосферу, потрогать своими руками…
Первый музей появился в рамках проекта «Окно в блокаду», дети увидели «прототип» блокадной комнаты, пощупали солдатскую аммуницию: противогаз, ремни, фляги; примерили пилотки; узнали, что на санях можно не только кататься, но и перевозить тяжелые ведра с водой.
Следующий мини-музей был собран в рамках проэкта по этнотолерантности, мы решили познакомить ребят с некоторыми странами дальнего зарубежья. Ребята посмотрели презентации про такие далекие страны, как Япония, Мексика, Египет, Греция; познакомились с традициями этих стран, а затем отправились в увлекательное путешествие в мир декоративных предметов из этих стран и предметов быта; попробовали поймать ярких океанских рыбок и даже ухватить их настоящими японскими палочками.
Новый музей запланирован в рамках проекта знакомства с русскими народными традициями. На этот раз мы предложим детям побывать в настоящей русской избе! Не сомневаемся, что это будет интересно и познавательно!
Литература:
Васильченко Л. С. Музейная педагогика – связующее звено мира детства с миром взрослых // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 86-89.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Васильченко Л. С. Музейная педагогика – связующее звено мира детства с миром взрослых // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 86-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...
Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Данные конспекты были проведены мною в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...
Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...
Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР
Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»
Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»...
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...