Рабочая программа по физике 8-9
рабочая программа (физика, 8 класс) на тему
Программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе: государственного образовательного стандарта; примерной программы основного общего образования по физике.
Цель программы: реализовать требования государственного стандарта по предмету «Физика» в условиях УКП при ИК.
Данная программа носит адаптированный характер. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных, метапредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса. В программе предусмотрено проведение практических и лабораторных работ с использованием технических средств обучения.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами: Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Курс физики в примерной программе основного общего образования включает следующие разделы: «Физика и физические методы изучения природы», «Механические явления», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электрические и магнитные явления», «Квантовые явления», «Строение и эволюция вселенной» и структурируется на основе различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика основной школы в учебно-консультационном пункте изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. А также на формирование следующих компетенций:
- информационной – готовность к работе с информацией;
- коммуникативной – готовность к общению с другими людьми, формируемой на основе информационной;
- кооперативной – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируемой на основе двух предыдущих;
- проблемной – готовность к решению проблем, формируемой на основе трех предыдущих.
В программе представлены требования, предъявляемые к обучащимся по каждой теме в отдельности. Содержится перечень лабораторно-практических работ, необходимых для формирования у обучающихся умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Для оценки достижений обучающихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы, индивидуальные карточки задания, практические работы.
В приложении к программе содержатся: возможные консультации по предмету; контрольные работы и тесты, предлагаемые обучающимся при осуществлении методики контроля, а также критерии оценивания обучающихся по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8-9._2012.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике за курс основного общего образования, 2012г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
“Ангарский педагогический колледж”
Отделение учебно-консультационных пунктов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
для 8-9 классов
учебно-консультационных пунктов
II (ступень)
Ангарск, 2012 г.
Одобрено МО естественнонаучных и математических дисциплин Протокол №_____ от «27» августа 2012г. Председатель МО _________________ Н.Н. Шаферова | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по уровню образования |
Рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета АПК. Протокол №____ от «___» _________2012г. Зам. директора по УР _________ О.М. Прыткова |
Авторы-составители: Шаферова Наталья Николаевна, учитель физики первой квалификационной категории
Рецензенты: Гафнер А.Е., доцент кафедры физики ВСГАО, кандидат физ.- мат. наук
Технический редактор: Шаферова Н.Н.
Пояснительная записка
Приоритетным направлением системы образования в настоящее время является поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе: государственного образовательного стандарта; примерной программы основного общего образования по физике.
Цель программы: реализовать требования государственного стандарта по предмету «Физика» в условиях УКП при ИК.
Данная программа носит адаптированный характер. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных, метапредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса. В программе предусмотрено проведение практических и лабораторных работ с использованием технических средств обучения.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами: Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Курс физики в примерной программе основного общего образования включает следующие разделы: «Физика и физические методы изучения природы», «Механические явления», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электрические и магнитные явления», «Квантовые явления», «Строение и эволюция вселенной» и структурируется на основе различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика основной школы в учебно-консультационном пункте изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. А также на формирование следующих компетенций:
- информационной – готовность к работе с информацией;
- коммуникативной – готовность к общению с другими людьми, формируемой на основе информационной;
- кооперативной – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируемой на основе двух предыдущих;
- проблемной – готовность к решению проблем, формируемой на основе трех предыдущих.
В программе представлены требования, предъявляемые к обучащимся по каждой теме в отдельности. Содержится перечень лабораторно-практических работ, необходимых для формирования у обучающихся умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Для оценки достижений обучающихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы, индивидуальные карточки задания, практические работы.
В приложении к программе содержатся: возможные консультации по предмету; контрольные работы и тесты, предлагаемые обучающимся при осуществлении методики контроля, а также критерии оценивания обучающихся по предмету.
Тематический план учебной дисциплины
8 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Максимальная учебная загрузка | Обязательные учебные занятия |
Занятия на уроках | Практические и лабораторные |
Введение в молекулярную физику | 1 | 1 |
1 | Раздел: Молекулярная физика и термодинамика | 24 | 23 | 1 |
Тепловые явления(24) |
1.1 | Тема: Внутренняя энергия | 5 | 5 |
1.2 | Тема: Количество теплоты | 7 | 6 | 1 |
1.3 | Тема: Превращения вещества | 8 | 8 |
1.4 | Тема: Работа пара и газа при расширении | 4 | 4 |
2 | Раздел: Электрические и магнитные явления | 46 | 44 | 2 |
Электрические явления (28) |
2.1 | Тема: Электризация тел | 8 | 8 |
2.2 | Тема: Электрический ток | 20 | 18 | 2 |
Магнитные явления (6) |
2.3 | Тема: Магнитное поле | 3 | 3 |
2.4 | Тема: Постоянные магниты | 3 | 3 |
Оптические явления(12) |
2.5 | Тема: Свет. Источники света | 6 | 6 |
|
2.6 | Тема: Линзы | 6 | 6 |
Обобщение | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 69 | 3 |
Содержание учебной дисциплины
Введение в молекулярную физику
Требования к знаниям
Знать:
- атомное строение вещества;
- тепловое движение атомов и молекул;
- значение электрических явлений;
- значение света в жизни человека.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять и приводить примеры необходимости тепловых, электрических и световых явлений в жизни человека.
Формируемые компетенции:
- участвовать в диспуте на тему: «Возникновение и развитие науки о природе»
Содержание учебного материала
Роль тепловых явлений в жизни человека. Создание электродинамики. Свет, его значение в нашей жизни.
Раздел 1. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 1.1. Внутренняя энергия
Требования к знаниям
Знать:
- виды энергий;
- какая энергия называется внутренней;
- способы изменения внутренней энергии;
- виды теплопередач.
Требования к умениям
Уметь:
- приводить примеры тепловых явлений;
- объяснять превращение механической энергии во внутреннюю;
- приводить примеры увеличения внутренней энергии двумя способами;
- объяснять, как происходит передача энергии твердым телом;
- объяснять, как переносится энергия при конвекции;
- объяснять, как передается энергия излучением.
Формируемые компетенции:
- соблюдать нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение.
Содержание учебного материала
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Тема 1.2.Количество теплоты
Требования к знаниям
Знать:
- что такое количество теплоты;
- от чего зависит количество теплоты;
- что называется удельной теплоёмкостью вещества;
- что означает выражение «удельная теплота сгорания топлива»;
- какое значение имеет закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Требования к умениям
Уметь:
- использовать формулу для расчета количества теплоты при решении задач;
- вычислять количество теплоты, выделившееся при полном сгорании топлива любой массы;
- приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю и наоборот.
Формируемые компетенции:
- находить пути решения задач;
- публично представлять результаты.
Содержание учебного материала
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Лабораторно-практическое занятие №1
Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
Тема 1.3.Превращения вещества
Требования к знаниям
Знать:
- чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества;
- процессы изменения агрегатных состояний;
- какие процессы изменения агрегатных состояний происходят с поглощением энергии;
- какие процессы изменения агрегатных состояний происходят с выделением энергии;.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
- по графику судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении;
- находить участки графика, относящиеся к плавлению и отвердеванию вещества;
- находить количество энергии при плавлении и испарении.
Формируемые компетенции:
- анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- представлять информацию в различных формах.
Содержание учебного материала
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Тема 1.4.Работа пара и газа при расширении
Требования к знаниям
Знать:
- принцип действия тепловой машины;
- роль тепловых двигателей в народном хозяйстве;
- методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять какие физические явления происходят при сгорании горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания;
- объяснять, почему КПД двигателя всегда меньше единицы.
Формируемые компетенции:
- находить альтернативные пути и средства решения экологических задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение.
Содержание учебного материала
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Раздел: Электрические и магнитные явления
Тема 2.1.Электризация тел
Требования к знаниям
Знать:
- как обнаружить на опыте электрические заряды на телах, потертых друг о друга;
- свойства электрического поля;
- виды зарядов;
- делимость электрического заряда;
- строение атомов.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять электризацию тел;
- отличать друг от друга атомы различных химических элементов;
- объяснять образование положительных и отрицательных ионов.
Формируемые компетенции:
- критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение.
Содержание учебного материала
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений.
Тема 2.2.Электрический ток
Требования к знаниям
Знать:
- что такое электрический ток;
- что представляет электрический ток в металлах;
- об источниках и потребителях электрического тока;
- понятия: «напряжение эл.тока», «сила тока», «сопротивление», «мощность эл.тока», «работа эл. тока»;
- два вида соединения проводников;
- законы Ома и Джоуля-Ленца;
- приборы для измерения силы тока и напряжения.
Требования к умениям
Уметь:
- формулировать основные положения электронной проводимости металлов;
- находить численное значение величины элементарного заряда;
- решать задачи, используя законы Ома и Джоуля-Ленца;
- чертить схемы электрических цепей.
Формируемые компетенции:
- самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
- действовать в роли лидера группы и в роли исполнителя;
- координировать свои действия с действиями других членов группы;
- осуществлять коллективное подведение итогов.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Содержание учебного материала
Электрический ток. Источники эл.тока. Электрическая цепь и ее составные части. Эл.ток в металлах. Действия эл.тока. Направление эл.тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Эл.напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Эл.сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа эл.тока. Мощность эл.тока. Единицы работы эл.тока, применяемые в практике. Нагревание проводников эл.током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
Лабораторно-практическое занятие №2
Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках.
Лабораторно-практическое занятие №3
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
Тема 2.3. Магнитное поле
Требования к знаниям
Знать:
- опыт Эрстеда;
- понятие магнитной линии поля;
- использование электромагнитов на заводах и во многих устройствах (телеграфных и телефонных аппаратах).
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять какая связь существует между эл.током и магнитным полем;
- на опыте показать, как направлены магнитные линии.
Формируемые компетенции:
- вступать в контакт с любым типом собеседника;
- соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- корректно завершать ситуацию общения.
Содержание учебного материала
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.
Тема 2.4. Постоянные магниты
Требования к знаниям
Знать:
- какие тела называют постоянными магнитами;
- где находятся магнитные полюсы Земли;
- область большой магнитной аномалии;
- применение электродвигателей.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять появление магнитных бурь;
- описывать устройство технического электродвигателя.
Формируемые компетенции:
- самостоятельно оценивать и анализировать полученную информацию;
с позиции решаемой задачи;
- делать аргументированные выводы, включать самооценку своих результатов.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- знать устройство и принцип действия компаса.
Содержание учебного материала
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Тема 2.5. Свет. Источники света
Требования к знаниям
Знать:
- значение света в жизни человека;
- закон прямолинейного распространения света;
- условия возникновения солнечных и лунных затмений;
- углы падения и преломления света;
- получение изображений.
Требования к умениям
Уметь:
- приводить примеры естественных и искусственных источников света;
- объяснять образование тени;
- объяснять получение в зеркале мнимого изображения предмета.
Формируемые компетенции:
- находить пути и средства решения задач;
- доводить решение проблемы до конца;
- публично представлять результаты.
Содержание учебного материала
Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение. Преломление света.
Тема 2.6. Линзы
Требования к знаниям
Знать:
- что представляет собой сферическая линза;
- фокус линзы;
- рассеивающие и собирающие линзы;
- в чем измеряется оптическая сила линзы;
- устройство фотоаппарата;
- устройство глаза.
Требования к умениям
Уметь:
- строить изображение предмета, находящегося на некотором расстоянии от линзы;
- объяснять два основных недостатка зрения: близорукость и дальнозоркость.
Формируемые компетенции:
- анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
Содержание учебного материала
Линзы. Ход лучей через линзу. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Тематический план учебной дисциплины
9 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Максимальная учебная загрузка | Обязательные учебные занятия |
Занятия на уроках | Практические и лабораторные |
Введение: Экспериментальный и физический методы изучения природы | 1 | 1 |
1 | Раздел: Механические явления | 36 | 33 | 3 |
Кинематика (11) |
1.1 | Тема: Механическое движение | 3 | 3 |
1.2 | Тема: Равномерное прямолинейное движение | 3 | 3 |
1.3 | Тема: Неравномерное движение | 5 | 4 | 1 |
Динамика (13) |
1.4 | Тема: Законы движения | 5 | 5 |
1.5 | Тема: Силы в природе и движения тел | 8 | 6 | 2 |
Законы сохранения импульса и механической энергии(8) |
1.6 | Тема: Законы сохранения импульса и механической энергии | 8 | 8 |
Механические колебания и волны(4) |
1.7 | Тема: Механические колебания | 2 | 2 |
1.8 | Тема: Волны | 2 | 2 |
2 | Раздел: Электрические и магнитные явления | 10 | 10 |
Магнитные явления (10) |
2.1 | Тема: Магнитное поле | 4 | 4 |
2.2 | Тема: Магнитное поле тока | 6 |
3 | Раздел: Квантовые явления | 18 | 18 |
3.1 | Тема: Строение и свойство атомных ядер | 10 | 10 |
3.2 | Тема: Ядерная энергия | 8 | 8 |
4 | Раздел: Строение и эволюция вселенной | 6 | 6 |
4.1 | Тема: Строение и эволюция вселенной | 6 | 6 |
Обобщение | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 69 | 3 |
Содержание учебной дисциплины
Введение. Экспериментальный и физический методы изучения природы
Требования к знаниям.
Знать:
- значение физики в изучении явлений природы;
- физические методы изучения природы.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять законы природы свойствами материи.
Формируемые компетенции:
- вступать в контакт с любым типом собеседника;
- соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- корректно завершать ситуацию общения.
Содержание учебного материала
Экспериментальный и физический методы изучения природы. Изучение свойств материи, как естественное стремление человека познать окружающий мир.
Раздел 1. Механические явления
Тема 1.1.Механическое движение
Требования к знаниям
Знать:
- что называется механическим движением;
- какими величинами определяется положение тела в пространстве;
- чем отличается векторная величина от скалярной;
- проекции векторов на координатные оси.
Требования к умениям
Уметь:
- использовать систему координат при определении положения тела (точки) в пространстве;
- отличать путь от перемещения;
- производить действия над векторами.
Формируемые компетенции:
- находить пути и средства решения задач;
- оценивать необходимость привлечения внешних ресурсов;
- публично представлять результаты.
Содержание учебного материала
Механическое движение. Поступательное движение тел. Материальная точка. Положение тела в пространстве. Система координат. Перемещение. Векторные величины. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями векторов.
Тема 1.2. Равномерное прямолинейное движение
Требования к знаниям
Знать:
- какое движение называется равномерным;
- как связана скорость тела с изменением его положения при движении;
- графическое представление движения;
- в чем состоит относительность движения.
Требования к умениям
Уметь:
- применять формулы для прямолинейного равномерного движения при решении задач;
- графическое изображать движение тела в координатных осях V(t), S(t), X(t);
Формируемые компетенции:
- анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- находить пути и средства решения задач;
- представлять информацию в различных формах.
Содержание учебного материала
Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Графическое представление движения. Относительность движения. О системе единиц.
Тема 1.3. Неравномерное движение
Требования к знаниям
Знать:
- понятия: «средняя скорость», «мгновенная скорость», «ускорение»;
- отличие равномерного движения от равноускоренного;
- формулы для нахождения пути при равноускоренном движении;
- о свободном падении тел.
Требования к умениям
Уметь:
- находить среднюю скорость движения;
- использовать формулы для равноускоренного движения при решении задач.
- графически изображать движение тела в координатных осях V(t), S(t), X(t.
Формируемые компетенции:
- критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- находить альтернативные пути и средства решения задач;
- представлять информацию в различных формах.
Содержание учебного материала
Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Ускорение при равномерном движении по окружности. Период и частота обращения. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
Лабораторно-практическое занятие №1
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Тема 1.4. Законы движения
Требования к знаниям
Знать:
- основную задачу механики;
- в чем состоит явление инерции;
- законы Ньютона;
- понятия массы, силы.
Требования к умениям
Уметь:
- решать задачи на применение законов Ньютона;
- различать понятия инерции и инертности.
Формируемые компетенции:
- критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- находить альтернативные пути и средства решения задач.
Содержание учебного материала
Тела и их окружение. Взаимодействие тел. Инертность и масса тел. Сила. Законы Ньютона. Ускорение тел при их взаимодействии.
Тема 1.5.Силы в природе и движения тел
Требования к знаниям
Знать:
- силу упругости;
- силу всемирного тяготения;
- силу тяжести;
- понятия: вес тела и невесомость;
- как двигаются тела под действием силы тяжести;
- силу трения.
Требования к умениям
Уметь:
- вычислять силу упругости;
- использовать закон всемирного тяготения при решении задач;
- находить вес тела;
- вычислять силу трения;
- находить центр тяжести тела.
Формируемые компетенции:
- критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- делать аргументированные выводы;
- представлять информацию в различных формах.
Содержание учебного материала
Сила упругости. Движение тела под действием силы упругости. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Вес тела, движущегося с ускорением. Движение тела под действием силы тяжести. Искусственные спутники Земли. Сила трения. Движение тела под действием силы трения. Движение тела под действием нескольких сил. Центр тяжести тела.
Лабораторно-практическое занятие№2
Изменение жесткости пружины.
Лабораторно-практическое занятие№3
Измерение коэффициента трения скольжения.
Тема 1.6. Законы сохранения импульса и механической энергии
Требования к знаниям
Знать:
- что такое импульс тела, импульс силы;
- что такое замкнутая система тел;
- закон сохранения импульса;
- ракета-система двух взаимодействующих тел;
- от чего зависит скорость ракеты;
- понятия: «работа силы», «мощность»;
- виды механической энергии;
- закон сохранения полной механической энергии;
Требования к умениям
Уметь:
- применять закон сохранения импульса при решении задач;
- объяснять суть реактивного движения;
- находить механическую работу тела;
- определять кинетическую энергию тела;
- находить потенциальную энергию тела;
- рассчитывать мощность тела;
- использовать закон сохранения энергии при решении задач.
Формируемые компетенции:
- умение самостоятельно объединяться в группы;
- распределять задачи и роли между участниками группы;
- действовать в роли лидера группы и в роли исполнителя.
Содержание учебного материала
Сила и импульс. Закон сохранения импульса. Работа силы (механическая работа). Работа сил, приложенных к телу и изменение его скорости. Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей. Работа силы упругости. Закон сохранения полной механической энергии. Работа силы трения и механическая энергия. Мощность. Превращение энергии и использование машин.
Тема 1.7.Механические колебания
Требования к знаниям
Знать:
- какое движение называется колебательным;
- определение периода и частоты колебаний;
- чему равна полная энергия колеблющегося тела в произвольной точке траектории;
- что называется математическим маятником;
- какие колебания называются свободными, какие вынужденными.
Требования к умениям
Уметь:
- отличать колебательные движения от других видов движения;
- вычислять частоту и период колебаний тела;
- объяснять при каких условиях возникают вынужденные колебания.
Формируемые компетенции:
- самостоятельно формулировать цель;
- делить цель на ряд последовательных задач;
- находить альтернативные пути и средства решения задач.
Содержание учебного материала
Колебания тела на пружине. Энергия колебательного движения. Геометрическая модель колебательного движения. Математический маятник. Колебания и внешние силы. Резонанс.
Тема 1.8. Волны
Требования к знаниям
Знать:
- что такое волна;
- как связаны между собой скорость, длина волны и частота колебаний частиц в волне;
- 2 вида волн;
- как распространяется звук;
- от чего зависит громкость звука;
- что такое акустический резонанс.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять, когда возникают продольные волны, когда - поперечные;
- объяснять, что такое эхо;
- объяснять использование ультразвука для звуколокации;
- находить расстояние до отражателя сигнала S=Vt/2 .
Формируемые компетенции:
- самостоятельно выявлять проблему;
- доводить решение проблемы до конца.
Содержание учебного материала
Волна. Два вида волн. Звуковые волны. Свойства звука. Звуковые явления.
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Тема 2.1.Магнитное поле
Требования к знаниям
Знать:
- чем порождается магнитное поле;
- направление линий магнитного поля;
Требования к умениям
Уметь:
- изображать линии магнитного поля графически.
Формируемые компетенции:
- критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- находить альтернативные пути и средства решения задач.
Содержание учебного материала
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.
Тема 2.2. Магнитное поле тока.
Требования к знаниям
Знать:
- явление электромагнитной индукции;
- получение переменного электрического тока;
- электромагнитную природу света;
- интерференцию света.
Требования к умениям
Уметь:
- описывать механизм возникновения индукционного тока.
Формируемые компетенции:
- соблюдать нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение.
Содержание учебного материала
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор. Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Раздел 3. Квантовые явления
Тема 3.1. Строение и свойство атомных ядер
Требования к знаниям
Знать:
- состав атомного ядра;
- массовое число и его обозначение;
- формулу, связывающую между собой массовое число, зарядовое число и число нейтронов в ядре.
Требования к умениям
Уметь:
- записывать в общем виде принятое обозначение ядра любого химического элемента.
Формируемые компетенции:
- умение самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, полученную информацию, представляя её в различных формах.
Содержание учебного материала
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое число. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер.
Тема 3.2. Ядерная энергия.
Требования к знаниям
Знать:
- альфа-, бета- и гамма – излучения;
- основные части ядерного реактора;
- экологические проблемы работы атомных станций.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять механизм протекания цепной реакции;
- объяснять устройство ядерного реактора;
- объяснять биологическое действие радиации.
Формируемые компетенции:
- критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи.
Содержание учебного материала
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма – излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Раздел 4. Строение и эволюция вселенной
Тема 4.1. Строение и эволюция вселенной
Требования к знаниям
Знать:
- состав и строение Солнечной системы;
- физическую природу Солнца и звезд;
- эволюцию вселенной.
Требования к умениям
Уметь:
- объяснять строение и эволюцию вселенной.
Формируемые компетенции:
- умение делать аргументированные выводы.
Содержание учебного материала
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение солнечной системы. Строение вселенной. Эволюция вселенной.
Список литературы
Основная:
1. Перышкин А.В. Физика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2007. – 191 с.
2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М. : Дрофа, 2007. – 256 с.
Дополнительная:
1. Боброва С.В. Физика 9 класс Поурочные планы по учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. / С.В. Боброва – Волгоград: «Учитель», 2004.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями на 2 февраля 2011 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751 (дата обращения: 10.11.2011).
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике / В.И. Лукашик, Е.В. Иванов – М.: «Просвещение», 2000.
4. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 80 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020552-8.
5. Панаиоти Е.Н. Тематическое и поурочное планирование по физике 8 кл. / Е.Н. Панаиоти – М.: «Экзамен», 2004.
6. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике 8 кл. / С.Е. Полянский – М .: «ВАКО», 2003.
7. Семке А.И. Уроки физики в 9 классе / А.И. Семке – Ярославль: Академия развития Холдинг, 2004.
8. Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики. 7-11кл. / Н.К. Ханнанов – М.: Эксмо, 2008. 656с.
Приложение №1
Примерные темы консультаций
8 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем |
1 | Тепловое движение. Температура |
2 | Внутренняя энергия |
3 | Способы изменения внутренней энергии |
4 | Количество теплоты |
5 | Расчет количества теплоты. |
6 | Расчёт количества теплоты |
7 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива |
8 | Решение задач по теме: внутренняя энергия |
9 | Графики плавления и отвердевания кристаллических тел |
10 | Удельная теплота плавления. Решение задач |
11 | Кипение. Удельная теплота парообразования. |
12 | Удельная теплота парообразования. Решение задач |
13 | Виды двигателей внутреннего сгорания |
14 | Расчёт КПД |
15 | Два рода зарядов. Делимость эл.заряда |
16 | Электрический ток |
17 | Составные части эл. цепи |
18 | Сила тока. Единица силы тока |
19 | Электрическое напряжение |
20 | Зависимость силы тока от напряжения |
21 | Закон Ома для участка цепи |
22 | Расчёт сопротивления проводника |
23 | Последовательное и параллельное соединение проводников |
24 | Расчёт работы и мощности эл. тока |
25 | Закон Джоуля-Ленца |
26 | Магнитное поле |
27 | Магнитные линии |
28 | Постоянные магниты |
29 | Магнитное поле земли |
30 | Электрический двигатель |
31 | Свет |
32 | Отражение света |
33 | Зеркальное и рассеянное отражение |
34 | Преломление света |
35 | Линзы |
36 | Глаз и зрение |
9 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем |
1 | Поступательное движение тел |
2 | Положение тела в пространстве |
3 | Вектора. Действия над векторами |
4 | Прямолинейное равномерное движение |
5 | Графики движения тел |
6 | Относительность движения |
7 | Равноускоренное движение |
8 | Свободное падение тел |
9 | Перемещение и скорость при криволинейном движении |
10 | Ускорение при движении по окружности. Период и частота обращения |
11 | Ускорение при движении по окружности. Период и частота обращения. Решение задач |
12 | Взаимодействие тел, ускорение при их взаимодействии |
13 | Инертность и масса тел |
14 | Второй закон Ньютона |
15 | Третий закон Ньютона. Решение задач |
16 | Сила всемирного тяготения |
17 | Вес тела |
18 | Движение тела под действием силы тяжести |
19 | Виды сил трения |
20 | Движение тела под действием силы трения |
21 | Движение тела под действием силы трения |
22 | Закон сохранения импульса |
23 | Реактивное движение |
24 | Работа сил приложенных к телу |
25 | Работа силы тяжести |
26 | Работа силы упругости |
27 | Закон сохранения полной механической энергии |
28 | Закон сохранения полной механической энергии. Решение задач |
29 | Мощность |
30 | Закон Бернулли |
31 | Колебательное движение |
32 | Вынужденные колебания. Резонанс |
33 | Распространение колебаний в среде |
34 | Виды волн |
35 | Длина и скорость волны |
36 | Звуковые волны. Решение задач |
Приложение №2
Варианты контрольных заданий
(8 класс)
Тема: Внутренняя энергия
I вариант
Задания:
- Подписать процесс перехода вещества из одного состояния в другое.
ЖИДК |
ТВЕРД | ГАЗ |
- В одной чашке находится горячий чай, в другой – холодный, той же массы. В какой чашке чай обладает большей внутренней энергией? Почему?
- При полном сгорании древесного угля выделилось 40800 кДж энергии. Какая масса угля сгорела?
- Какое количество энергии нужно затратить, чтобы воду массой 7л, взятую при температуре 0°С, довести до кипения и испарить её?
II вариант
Задания:
- Подписать процесс перехода вещества из одного состояния в другое.
ЖИДК |
ТВЕРД | ГАЗ |
- Сила трения совершает над телом работу. Меняется ли при этом внутренняя энергия тела? По каким признакам можно об этом судить?
- Сколько нужно сжечь нефти, чтобы получилось количество теплоты,
равное 132 кДж?
- Какое количество теплоты необходимо, чтобы 1л воды при температуре 20°С обратить в пар при температуре 100°С?
Тема: Изменение агрегатных состояний вещества
I вариант
Задания:
1.Можно ли в медной кастрюле расплавить стальную деталь?
2.При какой температуре происходит испарение воды?
3.Приведите примеры превращения внутренней энергии пара в механическую энергию тела.
4.Какое количество теплоты необходимо для плавления 100г олова, взятого при температуре 320С? (Ответ: 10,9кДж)
II вариант
Задания:
1.Какие из веществ, указанных в таблице (табл. 3 стр. 32 учебника), отвердевают при температуре ниже 0оС?
2.Какие виды тепловых двигателей вам известны?
3.Какое из приведённых в таблице веществ кипит при самой низкой температуре?
4.На сколько джоулей увеличится внутренняя энергия 3кг воды при обращении её в пар? Температура воды 100оС. (Ответ: 6,8кДж)
Тема: Электрические явления
I вариант
Задания:
1.Имеет ли электрический заряд ядро атома?
2.Два медных провода одинакового сечения имеют различную длину. Как это различие сказывается на величине сопротивления проводников?
3.Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 50Ом, чтобы в нём возникла сила тока 2А?
II вариант
Задания:
1.Какого знака заряд имеет электрон? Почему?
2.Как изменится сила тока на участке цепи, если напряжение на концах участка в два раза увеличить?
3.Какой ток течёт через вольтметр, если его сопротивление 12кОм и он показывает напряжение 120В?
Тема: Электромагнитные явления
I вариант
Задания:
1.Какие преобразования энергии происходят в электродвигателе постоянного тока?
2.Изменяется ли внутренняя энергия проводника, по которому протекает электрический ток?
3.Какую работу совершил в проводнике электрический ток, если заряд, прошедший по цепи, равен 1,5Кл, а напряжение этого проводника равно 6В? (Ответ:9Дж)
II вариант
Задания:
1.Опишите один из опытов, свидетельствующих о том, что магнитное поле связано с движущимися зарядами.
2.Объясните, почему провода, подводящие ток к электрической лампочке, практически не нагреваются, в то время как нить накала лампочки раскаляется добела.
3.Сила тока в электрической лампе, рассчитанной на напряжение 110В, равна 0,5А. какова мощность тока в этой лампе? (Ответ: 55Вт)
Приложение №3
Варианты контрольных заданий
(9 класс)
Тема: Прямолинейное равноускоренное движение
I вариант
Задания:
- Какие движения являются равномерными, а какие – неравномерными:
а) движение самолёта при взлёте;
б) спуск на эскалаторе метрополитена;
в) движение поезда при приближении к станции.
2.Скорость течения реки равна 0,5м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдёт путь 250м? (Ответ: 8,3мин)
3. Определите среднюю скорость автобуса на всём пути, если первые 6км пути он проехал за 12мин, а следующие 10км пути – за 18мин. (Ответ: 32км/ч)
4. Муха летит со скоростью 18км/ч. Выразите эту скорость в сантиметрах в секунду (см/с); метрах в секунду (м/с)
II вариант
Задания:
- Как движется токоприёмник, расположенный на крыше вагона электропоезда, относительно:
а) вагона;
б) контактного провода.
2. Тракторист проехал путь 600м за время, равное 5мин, а за следующие 30мин он проехал путь 3,6км. Какова средняя скорость трактора за всё время движения? (Ответ: 2м/с)
3. Летчик на реактивном самолёте пролетел путь, равный 45км, в течение 2,5мин. Определите скорость самолёта. (Ответ: 300м/с)
4. Трамвай движется со скоростью 36км/ч. Выразите эту скорость в сантиметрах в секунду (км/с); метрах в секунду (м/с)
Тема: Равноускоренное движение
I вариант
Задания:
1.Какое движение называется равноускоренным?
2.С каким ускорением двигался поезд на некотором участке пути, если за 12с его скорость возросла на 6м/с?
3.Поезд, идущий со скоростью 15м/с остановился через 20с после начала торможения. Считая, что торможение происходило с постоянным ускорением. Определите перемещение поезда за 20с.
4. Уравнение движения тела S = t - 5 t 2. Определите начальную скорость тела, ускорение и скорость тела через 10 с после начала движения.
II вариант
Задания:
1.Что называется ускорением равноускоренного движения?
2.Самолёт, разгоняясь перед взлётом, в течение некоторого промежутка времени двигался равноускоренно. Каково было при этом ускорение самолёта, если за 30с его скорость возросла от 10м/с до 55м/с.
3.Велосипедист съехал с горки за 5с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5м/с2. Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость велосипедиста была равна 18км/ч.
4. Уравнение скорости движения тела v = 4 – 6t. Определите ускорение и начальную скорость тела. Какое расстояние преодолеет тело за 1с?
Тема: Законы Ньютона
I вариант
Задания:
1.Скаким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60т, если сила тяги двигателей равна 90кН? (Ответ:1,5м/с2 )
2.Сила 60Н сообщает телу ускорение 0,8м/с2. Какая сила сообщает этому телу ускорение 2м/с2? (Ответ:150Н )
3.На земле лежит камень массой 5кг. Чему равен вес этого камня? (Ответ:50Н )
II вариант
Задания:
1.Тело массой 5кг движется с ускорением 0,5м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение? (Ответ:2,5Н )
2.Под действием некоторой силы тело массой 4кг приобрело ускорение 2м/с2. Какое ускорение приобретёт тело массой 10кг под действием такой же силы? (Ответ: 0,8м/с2 )
3.Чему равен вес пассажира массой 80кг, находящегося в неподвижном лифте? (Ответ:800Н )
Тема: Закон сохранения импульса
I вариант
Задания:
1..Снаряд массой 100 кг летит со скоростью 100 м/с горизонтально. Попадает в неподвижную тележку массой 400 кг и застревает в ней. С какой скоростью будет двигаться тележка после взаимодействия?
2. Два шара массами 2 и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 10 и 15м/с соответственно. Определите скорость шаров после неупругого столкновения.
3.Что называется импульсом силы?
II вариант
Задания:
1. С лодки массой 150 кг, движущейся со скоростью 10 м/с, выпрыгивает мальчик массой 50 кг в противоположную сторону со скоростью 2 м/с. Определите скорость лодки после взаимодействия.
2. Шар массой 5 кг, движущийся со скоростью 5 м/с, нагоняет шар массой 6кг, движущийся со скоростью 2 м/с. Определите скорость шаров после неупругого соударения.
3.Что называется импульсом тела?
Тема: Законы сохранения в механике
I вариант
Задания:
1.Определите работу, совершенную силой тяжести при падении тела массой 50г с высоты 10м. (Ответ:5Дж )
2.Футбольному мячу массой 400г при выполнении пенальти сообщили скорость 25м/с. Чему стал равен при этом импульс мяча? (Ответ:10кгм/с )
3.Определите массу космического корабля, движущегося по орбите со скоростью 7,8км/с, если его кинетическая энергия равна 2.1011Дж. (Ответ:6,6т )
II вариант
Задания:
1.На сколько изменилась потенциальная энергия мальчика массой 50кг, который поднялся по лестнице на высоту 5м? (Ответ: На 2500Дж )
2.Определите импульс грузового автомобиля массой 10т, движущегося со скоростью 36км/ч. (Ответ: 105кгм/с )
3.Какую работу совершает сила тяжести, действующая на дождевую каплю моссой 20мг при её падении с высоты 2км? (Ответ: 0,4Дж )
Тема: Итоговая работа
I вариант
Задания:
1.Эхо звука, посланного эхолотом в водоём, человек услышал через 4с. Какова глубина водоёма? Скорость звука в воде следует принять равной 1450м/с. (Ответ:2900м )
2. Камень бросили вверх со скоростью 20 м/с. На какую высоту поднимется тело, и через сколько секунд оно упадет на землю?
3. Брусок скатывается с наклонной плоскости. Определите ускорение бруска, если угол наклона 30 градусов, а коэффициент трения равен 0,1.
II вариант
Задания:
3.Скорость распространения волн, качающих лодку, равна 1,5м/с. Определите период колебания лодки, если длина волны равна 6м.
(Ответ: 4с )
1. Кирпич массой 4 кг упал с крыши дома, высота которого 20 м. С какой скоростью кирпич достиг земли?
2. Автомобиль при торможении останавливается за 10 с. Коэффициент трения равен 0,1. С какой скоростью двигался автомобиль, и какой путь он прошел при торможении?
Приложение №4
Критерии оценивания обучающихся
Устные ответы обучающихся
При оценивании ответов учащихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление:
- *Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение).
- Условия, при которых протекает явление.
- Связь данного явления с другими.
- *Объяснение явления на основе научной теории.
- *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
Физический опыт:
- *Цель опыта
- *Схема опыта
- Условия, при которых осуществляется опыт.
- Ход опыта.
- *Результат опыта (его интерпретация)
Физическая величина:
- *Название величины и ее условное обозначение.
- Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
- Определение.
- *Формула, связывающая данную величины с другими.
- *Единицы измерения
- Способы измерения величины.
Физический закон:
- Словесная формулировка закона.
- *Математическое выражение закона.
- *Опыты, подтверждающие справедливость закона.
- *Примеры применения закона на практике.
- Условия применимости закона.
Физическая теория:
- Опытное обоснование теории.
- *Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
- *Основные следствия теории.
- Практическое применение теории.
- Границы применимости теории.
Прибор, механизм:
- *Назначение устройства.
- Схема устройства.
- *Принцип действия устройства
- *Правила пользования и применение устройства.
Критерии оценивания устного ответа
Отметка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Отметка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи
Отметка 5 ставится, если получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях
Отметка 4 ставится, если отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.
Отметка 3 ставится, если записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями); записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
Отметка 2 ставится, если имеются грубые ошибки в исходных уравнениях.
Критерии оценивания практической работы
Отметка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Отметка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Отметка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Отметка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания письменных контрольных работ
Отметка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Отметка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
- Неумение выделить в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...