Физика и медицина (предпрофильный элективный курс)
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_i_medicina.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Физика и медицина
(предпрофильный элективный курс)
Е.А.Сысоева, БОУООШ №7, Краснодарский край,
Динской район, ст. Пластуновская
Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира. П.Л.Капица |
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Основные цели курса:
знакомство с основными методами применения физических законов в медицине;
развитие познавательного интереса к современной медицинской технике и проблемам здравоохранения;
формирование умения выдвигать проблемы и гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий.
Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:
получение учащимися представлений о проявлении физических законов и теорий в медицине, методах научного познания природы;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса базируется на материале курса физики, изучаемом в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике.
Задачи курса:
- Развивать познавательные, творческие способности учащихся, самостоятельность мышления;
- Расширить кругозор учащихся;
- Выработать умения выдвигать гипотезы, планировать и выполнять эксперименты;
- Сформировать навыки проведения исследований с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;
- Познакомить с аспектами здорового образа жизни;
Учебно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия и вид деятельности учащихся |
Невесомость и перегрузки. Центрифугирование | 1 | Лекция, конспектирование ее основного содержания | |
Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации человека | 1 | Беседа, практическая работа, исследовательская работа | |
Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека | 1 | Беседа, практическая работа, исследовательская работа | |
Работа и мощность человека. Эргометрия | 1 | Беседа, работа с дополнительной литературой | |
Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения | 1 | Лекция, сообщения учащихся | |
Физические основы клинического метода измерения давления крови. Физические свойства нагретых и холодных сред, используемых для лечения. Применение низких температур в медицине | 2 | Беседа, практическая работа | |
Физические основы электрокардиографии | 1 | Беседа, исследовательская работа | |
Оптическая система глаза и некоторые ее особенности | 1 | Сообщения учащихся, исследовательская работа | |
Использование рентгеновского излучения в медицине. Тепловое излучение тел | 1 | Беседа, практическая работа | |
Использование радиоактивных изотопов в медицине | 2 | Беседа, исследовательская работа | |
Время реакции человека и факторы, которые на него влияют | 1 | Беседа, практическая работа, исследовательская работа | |
Решение качественных задач по теме «Физика и медицина» | 1 | Решение задач | |
Экскурсия в кабинет ЭКГ поликлиники | 2 | Отзывы об экскурсии | |
Итоговое занятие | 1 | Викторина, соревнование, отчеты учащихся о проделанных практических работах |
Содержание элективного курса
- Особенности поведения человеческого организма при невесомости, когда органы человека не оказывают давления друг на друга.
- Реакция вестибулярного аппарата на равнодействующую сил, действующих на человека.
- Удержание человеком равновесия с помощью совокупности рычагов, входящих в опорно-двигательную систему человека.
- Эргометры — приборы для измерения работы человека или отдельных его членов.
- Действие звука на человеческий организм в зависимости от уровня интенсивности звука. Звуковое давление.
- Физические основы измерения давления крови в плечевой артерии.
- Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека.
- Строение глаза человека. Аккомодация — приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов (наводка на резкость).
- Устройство рентгеновской трубки, принцип ее работы. Рентгенодиагностика — просвечивание внутренних органов человека с диагностической целью.
- Радиоактивность. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Методы, использующие изотопные индикаторы (меченые атомы) с диагностическими и исследовательскими целями.
- Примеры, показывающие важность быстроты реакции человека. Практическая работа «Время реакции человека и факторы, которые на него влияют»
- Решение качественных задач по теме «Физика и медицина»
Литература
- Блудов М. И. Беседы по физике: Книга для учащихся старших классов средней школы / Под ред. Л. В. Тарасова. М.: Просвещение, 1992.
- Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. М.: Наука, 1986.
- Бялко А. В. Наша планета — Земля. М.: Наука, 1983.
- Грегори Р. Разумный глаз / Пер. с англ. М.: Мир, 1972.
- Зверева С. В. В мире солнечного света. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.
- Маковецкий П. В. Смотри в корень! / Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.
- Полищук В. Р. Как исследуют вещества. М.: Наука, 1989.
- Ремизов А. Н. Курс физики, электроники и кибернетики для медицинских институтов: Учебник. М.: Высшая школа, 1982.
- Хилькевич С. С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"
Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов...
Предпрофильный элективный курс "Физика в сельском хозяйстве"
Государственные структуры декларируют образование (вообще) как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.В развитии сельского хозяйст...
разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"
В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика и медицина",дается обоснование и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...
Программа предпрофильного (элективного) курса “Macromedia Flash - Загадочный мир анимации”
Все более и более широкое распространение в сети Интернет получает технология создания флэш анимации. Большое количество баннеров, сайтов, игр, и других приложений делается с помощью программы Macrome...
Программа предпрофильного элективного курса «По следам цивилизации».
Программа предпрофильного элективного курса “По следам цивилизации” рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной....
Программа предпрофильного элективного курса "Журналист" для учащихся 9 класса
Элективный курс “Журналист” направлен на формирование поисковой и исследовательской деятельности учащихся 9 классов. Содержание курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся. Пр...